Автор: Махмутова Кристина Ахметовна
Должность: педагог дошкольного образования
Учебное заведение: ГБОУ Школа 887 ДО "Улыбка"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Предметно-развивающая среда в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Предметно-развивающая среда в ДОУ
В
90-х
годах
ставится
вопрос
о
предметно-развивающей
среде
в
работах
В.А.
Петровского, Л.М. Клариной, Л.А. Смывиной, Л.П. Стрелковой, Н.Я. Михайленко, Н.А.
Коротковой, Е.И. Рзаевой и других ученых. Термин «развивающая среда» довольно давно
стал очень популярен. Однако, понятие «среда» не имеет однозначного определения в
научном мире. Понятие «развивающая среда» может рассматриваться в широком и в
узком смысле. В широком смысле развивающая образовательная среда представляет
собой
социокультурное
пространство,
в
рамках
которого
стихийно
или
с
различной
степенью
организованности
осуществляется
процесс
развития
личности.
С
позиции
психологов, таких как Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н.
Леонтьев,
Д.
Б.
Эльконин развивающая
среда
–
это
определенным
образом
упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее
обучение. Большинство специалистов используют концепцию доктора психологических
наук С.Л. Новоселовой: «Развивающая предметная среда – это система материальных
объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития
его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает
единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности
ребенка». К настоящему времени в отечественной дошкольной педагогике и психологии
накоплен достаточно большой опыт работы по проблеме воспитания и обучения детей
дошкольного
возраста
посредством
игровой
деятельности
(Л.
С.
Выготский,
Д.
Б.
Эльконин,
А.В.Запорожец,
С.А.Новоселова,
Е.В.Зворыгина,
Н.
Я.
Михайленко,
Н.
А.
Короткова,
Н.
В.
Нищева
и
др.).
Особенностью
этих
исследований
является
акцентирование внимания на построении предметно-игровой среды, что предполагает
поиск новых подходов к ее организации в дошкольном учреждении, работающем в новых
условиях
–
в
русле
личностно-ориентированной
концепции.
Именно
в
детском
саду
возможна организация такой среды, направленной на «гармонизацию с точки зрения
количества, разнообразия, неординарности, изменчивости, степени влияния на личность
ребенка» (Р. Б. Стеркина) всех ее компонентов, которая способствует развитию личности
дошкольника, становится источником его знаний и социального опыта, в том числе и
игрового. Исходя из сказанного видно, что важной задачей современного дошкольного
образования
становится
совершенствование
педагогического
процесса
и
повышение
качества работы с детьми посредством правильной организации игровой среды, в которой
ребенок
сможет
проявить
собственную
активность
и
полностью
реализовать
себя.
Разработанная в группе предметно-развивающая среда обеспечивает высокое качество
дошкольного образования через гарантированную охрану и укрепление физического и
психического здоровья воспитанников, способствование высоконравственному развитию
и воспитанию детей.
Как рекомендовано ФГОС ДО образовательная работа с детьми
осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой,
коммуникативной,
трудовой,
познавательно-исследовательской,
продуктивной,
музыкально-художественной, позволяющей удовлетворить потребности воспитанников.
Предметно-развивающая среда группы должна быть основана на следующих
принципах:
Информативность,
предусматривающая
разнообразие
тематики
детской
деятельности,
а
также
используемых
детьми
материалов
и
оборудования
в
процессе деятельности.
Вариативность,
определяющаяся
содержанием
регионального
воспитания,
национально-культурными и художественными традициями региона.
Полифункциональность, предусматривающая не только варианты разнообразного
использования
различных
составляющих
предметно-развивающей
среды
в
зависимости от темы деятельности, но и преемственные линии между всеми
составляющими образовательного процесса.
Целесообразность,
обеспечивающая
предметно-развивающую
среду
группы
необходимым и достаточным наполнением, которое дает детям возможности для
самовыражения,
способствует
индивидуальному
комфорту
и
эмоциональному
благополучию каждого ребенка.
Трансформируемость,
предполагающая
возможность
изменения
предметно-
развивающей среды в зависимости от направлений деятельности и решаемых
образовательных задач.
Предметно-развивающая среда группы позволяет проводить образовательную работу с
детьми в совместной деятельности взрослого и ребенка; закреплять полученные знания,
умения
и
навыки
в
самостоятельной
деятельности
детей.
Образовательные
задачи
различных направлений развития дошкольников решаются в рамках непосредственной
образовательной
деятельности
по
освоению
основной
образовательной
программы
дошкольного образования и при проведении режимных моментов в соответствии со
спецификой дошкольного образования. Выстроенная на вышеперечисленных принципах
предметно-развивающая среда группы позволяет организовать образовательный процесс
с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми. Как известно, основной
формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является
игра.
Поэтому
предметно-развивающая
среда
группы
предусматривает
разнообразие
игровой деятельности, которая помогает педагогам выявлять и развивать способности
детей в любых формах образовательного процесса; помогает детям, в том числе детям с
ограниченными
возможностями
здоровья,
освоить
основную
общеобразовательную
программу
дошкольного
образования.
Предметно-развивающая
среда
учитывает
полоролевую специфику развития девочек и мальчиков. Полоролевая направленность
учитывает принцип интеграции образовательных областей, материалы и оборудование,
используемые для достижения целей одной образовательной области могут применяться
и
в
ходе
решения
задач
других
образовательных
областей.
Подбор
игр,
игрушек,
дидактического материала для организации детских видов деятельности осуществляется
на основе общих закономерностей развития ребенка на каждом возрастном этапе и с
учетом
специфики
развития
детей
дошкольного
возраста.
Все
оборудование
группы
подобрано в соответствии с санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативами;
отвечает гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Подбор оборудования осуществляется исходя из того, что при реализации основной
общеобразовательной
программы
основной
формой
работы
с
детьми
и
ведущей
деятельностью
является
игра.
Уголок
продуктивной
деятельности
представлен
оборудованием для изобразительной деятельности и конструирования и набором общего
назначения: набор для рисования, лепки, аппликации.
Оборудование
для
конструирования
включает
строительный
материал,
детали
конструкторов разных видов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и
бросовые материалы.
Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности включает объекты
для исследования, образно-символический материал, специальные наглядные пособия,
репрезентирующие детям мир вещей и событий.
Материалы и оборудование для двигательной активности включает оборудование для
ходьбы,
бега,
равновесия,
прыжков,
для
катания,
бросания,
ловли,
для
ползания,
лазания.
Наиболее ценными являются игрушки, они соответствуют техническому регламенту о
безопасности продукции, предназначенные для детей. Они ценны, игрушки обладают
полифункциональностью, то есть они используются в соответствии с замыслом ребенка,
сюжетом
игры
в
разных
функциях,
способствуя
развитию
творчества,
воображению,
знаковой
символической
функцией
мышления.
Игрушки
используются
группой
воспитанников,
а
также
взрослого
и
ребенка,
строятся
коллективные
постройки,
совместные игры. Все игрушки в группе обладают дидактическими свойствами. Они несут
в себе способы обучения ребенка: конструирования, ознакомление с цветом и формой,
содержит механизм программированного контроля (электронные игрушки). Некоторые
игрушки принадлежат к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются
средством
художественно-эстетического
развития
ребенка,
приобщая
его
к
миру
искусства и знакомству с народным художественным творчеством.
Расположение предметно-развивающей среды в группе:
Физкультурно-оздоровительное направление:
- уголок физкультуры;
- уголок здоровья;
- уголок ПДД.
Познавательно-речевое направление:
-природный уголок;
-уголок исследовательской деятельности;
-библиотека;
- уголок игр по развитию речи и познавательному развитию;
-патриотический уголок о Родине.
Художественно-эстетическое направление:
-музыкальный уголок;
-театральный уголок;
-уголок ИЗО.
Социально-личностное направление:
-гендерный уголок для девочек;
-гендерный уголок для мальчиков;
-больница;
-аптека;
-магазин;
-парикмахерская.
Вывод
Под предметно-развивающей средой дошкольного общеобразовательного учреждения
следует
понимать
такое
предметное
наполнение,
организация
которого
влияет
на
развитие ребёнка наиболее эффективно. Непременное условие её построения - опора на
личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.