Напоминание

"Предметно-развивающая среда в ДОУ"


Автор: Махмутова Кристина Ахметовна
Должность: педагог дошкольного образования
Учебное заведение: ГБОУ Школа 887 ДО "Улыбка"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Предметно-развивающая среда в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Предметно-развивающая среда в ДОУ

В

90-х

годах

ставится

вопрос

о

предметно-развивающей

среде

в

работах

В.А.

Петровского, Л.М. Клариной, Л.А. Смывиной, Л.П. Стрелковой, Н.Я. Михайленко, Н.А.

Коротковой, Е.И. Рзаевой и других ученых. Термин «развивающая среда» довольно давно

стал очень популярен. Однако, понятие «среда» не имеет однозначного определения в

научном мире. Понятие «развивающая среда» может рассматриваться в широком и в

узком смысле. В широком смысле развивающая образовательная среда представляет

собой

социокультурное

пространство,

в

рамках

которого

стихийно

или

с

различной

степенью

организованности

осуществляется

процесс

развития

личности.

С

позиции

психологов, таких как Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н.

Леонтьев,

Д.

Б.

Эльконин развивающая

среда

это

определенным

образом

упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее

обучение. Большинство специалистов используют концепцию доктора психологических

наук С.Л. Новоселовой: «Развивающая предметная среда – это система материальных

объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития

его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает

единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности

ребенка». К настоящему времени в отечественной дошкольной педагогике и психологии

накоплен достаточно большой опыт работы по проблеме воспитания и обучения детей

дошкольного

возраста

посредством

игровой

деятельности

(Л.

С.

Выготский,

Д.

Б.

Эльконин,

А.В.Запорожец,

С.А.Новоселова,

Е.В.Зворыгина,

Н.

Я.

Михайленко,

Н.

А.

Короткова,

Н.

В.

Нищева

и

др.).

Особенностью

этих

исследований

является

акцентирование внимания на построении предметно-игровой среды, что предполагает

поиск новых подходов к ее организации в дошкольном учреждении, работающем в новых

условиях

в

русле

личностно-ориентированной

концепции.

Именно

в

детском

саду

возможна организация такой среды, направленной на «гармонизацию с точки зрения

количества, разнообразия, неординарности, изменчивости, степени влияния на личность

ребенка» (Р. Б. Стеркина) всех ее компонентов, которая способствует развитию личности

дошкольника, становится источником его знаний и социального опыта, в том числе и

игрового. Исходя из сказанного видно, что важной задачей современного дошкольного

образования

становится

совершенствование

педагогического

процесса

и

повышение

качества работы с детьми посредством правильной организации игровой среды, в которой

ребенок

сможет

проявить

собственную

активность

и

полностью

реализовать

себя.

Разработанная в группе предметно-развивающая среда обеспечивает высокое качество

дошкольного образования через гарантированную охрану и укрепление физического и

психического здоровья воспитанников, способствование высоконравственному развитию

и воспитанию детей.

Как рекомендовано ФГОС ДО образовательная работа с детьми

осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой,

коммуникативной,

трудовой,

познавательно-исследовательской,

продуктивной,

музыкально-художественной, позволяющей удовлетворить потребности воспитанников.

Предметно-развивающая среда группы должна быть основана на следующих

принципах:

Информативность,

предусматривающая

разнообразие

тематики

детской

деятельности,

а

также

используемых

детьми

материалов

и

оборудования

в

процессе деятельности.

Вариативность,

определяющаяся

содержанием

регионального

воспитания,

национально-культурными и художественными традициями региона.

Полифункциональность, предусматривающая не только варианты разнообразного

использования

различных

составляющих

предметно-развивающей

среды

в

зависимости от темы деятельности, но и преемственные линии между всеми

составляющими образовательного процесса.

Целесообразность,

обеспечивающая

предметно-развивающую

среду

группы

необходимым и достаточным наполнением, которое дает детям возможности для

самовыражения,

способствует

индивидуальному

комфорту

и

эмоциональному

благополучию каждого ребенка.

Трансформируемость,

предполагающая

возможность

изменения

предметно-

развивающей среды в зависимости от направлений деятельности и решаемых

образовательных задач.

Предметно-развивающая среда группы позволяет проводить образовательную работу с

детьми в совместной деятельности взрослого и ребенка; закреплять полученные знания,

умения

и

навыки

в

самостоятельной

деятельности

детей.

Образовательные

задачи

различных направлений развития дошкольников решаются в рамках непосредственной

образовательной

деятельности

по

освоению

основной

образовательной

программы

дошкольного образования и при проведении режимных моментов в соответствии со

спецификой дошкольного образования. Выстроенная на вышеперечисленных принципах

предметно-развивающая среда группы позволяет организовать образовательный процесс

с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми. Как известно, основной

формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является

игра.

Поэтому

предметно-развивающая

среда

группы

предусматривает

разнообразие

игровой деятельности, которая помогает педагогам выявлять и развивать способности

детей в любых формах образовательного процесса; помогает детям, в том числе детям с

ограниченными

возможностями

здоровья,

освоить

основную

общеобразовательную

программу

дошкольного

образования.

Предметно-развивающая

среда

учитывает

полоролевую специфику развития девочек и мальчиков. Полоролевая направленность

учитывает принцип интеграции образовательных областей, материалы и оборудование,

используемые для достижения целей одной образовательной области могут применяться

и

в

ходе

решения

задач

других

образовательных

областей.

Подбор

игр,

игрушек,

дидактического материала для организации детских видов деятельности осуществляется

на основе общих закономерностей развития ребенка на каждом возрастном этапе и с

учетом

специфики

развития

детей

дошкольного

возраста.

Все

оборудование

группы

подобрано в соответствии с санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативами;

отвечает гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Подбор оборудования осуществляется исходя из того, что при реализации основной

общеобразовательной

программы

основной

формой

работы

с

детьми

и

ведущей

деятельностью

является

игра.

Уголок

продуктивной

деятельности

представлен

оборудованием для изобразительной деятельности и конструирования и набором общего

назначения: набор для рисования, лепки, аппликации.

Оборудование

для

конструирования

включает

строительный

материал,

детали

конструкторов разных видов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и

бросовые материалы.

Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности включает объекты

для исследования, образно-символический материал, специальные наглядные пособия,

репрезентирующие детям мир вещей и событий.

Материалы и оборудование для двигательной активности включает оборудование для

ходьбы,

бега,

равновесия,

прыжков,

для

катания,

бросания,

ловли,

для

ползания,

лазания.

Наиболее ценными являются игрушки, они соответствуют техническому регламенту о

безопасности продукции, предназначенные для детей. Они ценны, игрушки обладают

полифункциональностью, то есть они используются в соответствии с замыслом ребенка,

сюжетом

игры

в

разных

функциях,

способствуя

развитию

творчества,

воображению,

знаковой

символической

функцией

мышления.

Игрушки

используются

группой

воспитанников,

а

также

взрослого

и

ребенка,

строятся

коллективные

постройки,

совместные игры. Все игрушки в группе обладают дидактическими свойствами. Они несут

в себе способы обучения ребенка: конструирования, ознакомление с цветом и формой,

содержит механизм программированного контроля (электронные игрушки). Некоторые

игрушки принадлежат к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются

средством

художественно-эстетического

развития

ребенка,

приобщая

его

к

миру

искусства и знакомству с народным художественным творчеством.

Расположение предметно-развивающей среды в группе:

Физкультурно-оздоровительное направление:

- уголок физкультуры;

- уголок здоровья;

- уголок ПДД.

Познавательно-речевое направление:

-природный уголок;

-уголок исследовательской деятельности;

-библиотека;

- уголок игр по развитию речи и познавательному развитию;

-патриотический уголок о Родине.

Художественно-эстетическое направление:

-музыкальный уголок;

-театральный уголок;

-уголок ИЗО.

Социально-личностное направление:

-гендерный уголок для девочек;

-гендерный уголок для мальчиков;

-больница;

-аптека;

-магазин;

-парикмахерская.

Вывод

Под предметно-развивающей средой дошкольного общеобразовательного учреждения

следует

понимать

такое

предметное

наполнение,

организация

которого

влияет

на

развитие ребёнка наиболее эффективно. Непременное условие её построения - опора на

личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.



В раздел образования