Автор: Ларукова Надежда Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - детский сад №112"
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие познавательной активности дошкольников средствами экспериментальной деятельности"
Раздел: дошкольное образование
«Развитие познавательной активности
дошкольников средствами
экспериментальной деятельности»
Воспитатель: Ларукова Н.И.
А как вы понимаете термин
«познавательная активность»?
Развитие познавательной активности у детей
дошкольного возраста всегда остается актуальным,
так как она
развивает детскую любознательность, пытливость ума
и формирует на их основе устойчивые
познавательные
интересы
Познавательная активность
– это
активность, проявляемая в процессе познания,
когда ребенок готов принимать информацию и
углубить свои знания не только в образовательном
учреждении, но и самостоятельно, дома.
Увлеченность изучением материала (сосредоточенность,
внимание)
Явно выраженное стремление выполнять разнообразные,
особенно сложные задания
Желание продолжить занятие (нередко такие дети сами
являются инициаторами игры, совместной познавательной
деятельности со взрослыми)
Проявление самостоятельности в подборе средств, способов
действий, достижении результата, осуществление контроля
Использование знаний в самостоятельной деятельности
(игре, труде, конструировании)
Щербакова Е. И. предложила показатели
познавательной активности дошкольников:
Одной из наиболее
эффективных форм работы с
детьми по развитию
познавательной активности
является исследовательская
деятельность
Кто может сказать какую роль
играет экспериментирование в
развитии ребенка-дошкольника?
Экспериментирование, наравне
с игрой является ведущим
видом деятельности
Экспериментирование — это
деятельность, которая позволяет
ребёнку моделировать в своём
сознании
картину мира, основанную на
собственных наблюдениях.
Главная особенность детского
экспериментирования
заключается в том, что дети во
время работы не могут работать
не разговаривая
Деятельность экспериментирования
способствует формированию у детей
познавательного интереса, развивает
наблюдательность, мыслительную
деятельность, мышление, логику, творчество
ребенка, позволяет наглядно показать связи
между живым и неживым в природе
Предлагаю вам выбрать
последовательность детского
экспериментирования:
выдвижение гипотезы, проверка
предположения, целеполагание,
проблемная ситуация, формулировка
вывода, новая гипотеза
Проблемная ситуация
Целеполагание
Выдвижение гипотез
Проверка предположения
Если предположение подтвердилось:
формулирование выводов (как получилось)
Если предположение не подтвердилось:
возникновение новой гипотезы, реализация ее в
действии, подтверждение новой гипотезы,
формулировка вывода (как получилось)
Последовательность детского
экспериментирования
Как я это делаю?
Почему я это делаю именно так, а не
иначе?
Зачем я это делаю, что хочу узнать, что
получилось в результате?
В процессе экспериментирования
ребенку необходимо ответить на
следующие вопросы:
Постановка исследовательской задачи в виде того
или иного варианта проблемной ситуации
Уточнение правил безопасности
жизнедеятельности в ходе осуществления
экспериментирования
Уточнение плана исследования
Выбор оборудования, самостоятельное его
размещение ребенком в зоне исследования
Анализ и обобщение полученных ребенком
результатов экспериментирования
Примерная структура
экспериментирования
Развивается познавательная активность, появляется
интерес к поисково-исследовательской
деятельности
Экспериментирование как специально
организованная деятельность способствует
становлению целостной картины мира
дошкольника и основ культурного познания им
окружающего мира
Развиваются качества личности:
самостоятельность, инициативность, креативность,
познавательная активность и целеустремленность
В результате
Спасибо за внимание!