Автор: Новикова Татьяна Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ-СОШ № 6
Населённый пункт: город Армавир Краснодарского Края
Наименование материала: Статья
Тема: "Принципы подготовки к ЕГЭ"
Раздел: полное образование
Начиная свой разговор о подготовке учащихся к итоговой аттестации по
русскому языку, хочется отметить, что в русском языке нет гладкий дорожек.
Русский язык – это, скорее крутая лестница. Чтобы подняться к вершине
ЕГЭ, надо наступить на каждую ступеньку, не оступиться, не пропустить.
Прежде чем дойти до вершины, нам с учениками необходимо научиться вме-
сте добывать знания.
Основной целью своей работы я считаю оказание помощи ученику в
получении более качественных знаний , которые просто необходимы для
успешной сдачи единого государственного экзамена по русскому языку. Моя
цель заключается в том, чтобы:
- переработать содержание программы, адаптируя его к требованиям единого
государственного экзамена;
- развить самостоятельную активность учащихся;
- лаконично сочетать подачу готового материала и самостоятельную работу
учащихся;
- систематически отслеживать результативность своей работы и обученности
учащихся;
- вести мониторинг типовых заданий.
В современной школе очень важным моментом является развитие само-
стоятельной познавательной деятельности учащихся. Решение этой проблемы
побудило меня к разработке системы подготовки к единому государственному
экзамену по русскому языку, направленной на повышение качества знаний
учащихся. Несомненно, я не открою ни для кого Америки. Но буду искренне
рада, если мой опыт работы пригодиться коллегам, особенно тем учителям,
которые находятся в поиске, не имеют ещё опыта, недавно окончили ВУЗ.
Работу по подготовке ребят к единому государственному экзамену я на-
чинаю с 5 класса. К концу года, например, учащиеся на 100% справляются с
заданием 4 ЕГЭ по русскому языку. Учащиеся владеют 340 словами (10 слов
в неделю). В 6 классе мы отрабатываем навык работы с заданием 8, 9,10 , 7
класс , например, можно отработать задания 11,12,13, 14. В 8 классе я добав-
ляю виды связи слов в словосочетании и синтаксис простого предложения
15,16,17. В 9 классе нам остаются для отработки задания 18,19. Более того,
задание 25 идёт «на ура» у детей тогда, когда с пятого класса они начинают
работать со средствами художественной выразительности в формате задания
ЕГЭ. Но цель моей статьи - показать работу по подготовке к единому госу-
дарственному экзамену по русскому языку, начиная с 10 класса. Я считаю,
что именно здесь, в 10 классе мы более плотно начинаем сотрудничать с
детьми в направлении повышения качества единого государственного экзаме-
на по русскому языку.
Опыт работы в условиях реализации ЕГЭ показывает, что подготовка к
экзамену не должна сводиться к натаскиванию на тестирование. В своей ра-
боте я использую тесты планомерно.
Итак, первый этап работы – это составление плана работы на год и раз-
бивка учебного материала на тематические блоки. Каждому блоку присваи-
ваю временные рамки, к концу которых учащийся должен пройти итоговый
срез по обученности данному материалу. Второй этап – это составление
маршрутных листов по теоретическому материалу каждого задания. Ученик,
приступая к решению задачи (именно так я называю задания), обязан знать,
какие умения и навыки проверяет это задание. Я отрабатываю навык узнава-
ния теоретического материала в ЕГЭ. Третий этап – это сопоставление теоре-
тических знаний и практических умений. На этом этапе ученики сначала сда-
ют зачёт по теории, затем выполняют мини-тесты на 5-7 минут на знание тео-
рии и практики по одному правилу. Отработанным считается тот материал
или задание в формате ЕГЭ, который сдан не менее 10 раз на положительную
оценку. Только «4» и «5» принимаются как сданные в зачёте. Таким образом,
каждый учащийся за время работы над одним заданием выполняет каждое за-
дание ЕГЭ от 10 до 40 раз (в зависимости от качества выученного материала).