Автор: Остапенко Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ "Буратино"
Населённый пункт: п. Унъюган Октябрьского района, ХМАО
Наименование материала: Программа работы семейного клуба совместно с детьми в ДОУ
Тема: "Папа, мам, я – спортивная семья"
Раздел: дошкольное образование
Ханты-Мансийский автономный округ—Югра
Октябрьский район
пос. Унъюган
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Буратино»
(МБДОУ «ДСОВ «Буратино»)
Срок реализации программы: 2016-2017 учебный год
пос. Уньюган - 2016
Программа родительского клуба
«Папа, мам, я – спортивная семья»
Пояснительная записка
Вопросам физической культуры и спорта в настоящее время уделяется значительное
внимание, так как одна из важнейших проблем современного общества – существенное
ухудшение
состояния
здоровья
детей
дошкольного
возраста.
В
центре
работы
по
полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и
детский сад, как две социальные структуры, которые в основном и определяют уровень
здоровья ребенка. В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркиваются: «Семья и
детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что обеспечивает
непрерывность воспитания и обучения детей».
Состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребенка, успешность
его социализации, формирование полноценного физического и психического статуса на
всех последующих этапах развития.
Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий
жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей, уровня
развития здравоохранения и образования, социально – экономической и экологической
ситуации в стране.
Здоровый
образ
жизни
–
это
образ
жизни,
основанный
на
принципах
нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то
же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды.
Отношение
детей
к
своему
здоровью
–
фундамент,
на
котором
может
быть
выстроено здание потребности в ЗОЖ. Необходимо, чтобы дети понимали: человеческий
организм – сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и свое здоровье, и
свою жизнь надо уметь беречь и защищать с самого раннего возраста.
По-настоящему в ребенке может укорениться лишь то, что воспитано в семье.
Основой успеха в воспитании является личный положительный пример авторитетного для
ребенка взрослого – родителя, воспитателя. Родители в присутствии ребенка должны
контролировать каждый свой шаг, нести в себе те идеалы, которые они хотели бы ему
привить. Нельзя в присутствии ребенка проповедовать одни идеалы, а в реальной жизни
их
нарушать.
Главное
не
общее
большое
количество
времени,
которое
необходимо
провести
с
ребенком,
а
качество
использования
каждого
часа.
Чтобы
ребенок
рос
здоровым, сознательное отношение к собственному здоровью следует формировать в
первую очередь у родителей.
Одной
из
эффективных
форм
работы
с
семьей
по
вопросу
оздоровления
и
укрепления
здоровья
детей
являются
заседания
родительского
клуба,
позволяющего
осуществлять
полноценный,
индивидуальный
подход
к
физическому
и
психическому
развитию ребенка. Родительский клуб – это перспективная форма работы с родителями,
учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной
жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в
воспитании детей.
Основная часть
Цель: повысить компетентность родителей в вопросах оздоровления и укрепления
здоровья детей. Создать непрерывную систему оздоровительной работы в ДОУ и семье.
Задачи:
1.
Повышение психолого-педагогической культуры родителей и членов семьи детей в
вопросах воспитания, физического развития и оздоровления детей;
2.
Пропаганда
здорового
образа
жизни,
формирование
у
детей
осознанного
отношения к своему здоровью, воспитание потребности в здоровом образе жизни;
3.
Проведение
комплексной
профилактики
различных
отклонений
в
состоянии
здоровья, физическом и психическом развитии детей;
4.
Выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания;
5.
Обмен опытом решения задач воспитания, физического развития и оздоровления
детей
в
разных
семьях
и
в
условиях
ДОУ,
внедрение
здоровьесберегающих
технологий в практику семейного воспитания;
6.
Содействие сплочению родительского коллектива;
7.
Установление доверительных отношений между родителями и ДОО, включение
родителей в педагогический процесс ДОО;
8.
Популяризация деятельности ДОО среди родительской общественности;
Основными принципами родительского клуба являются:
- добровольность;
- компетентность;
- соблюдение педагогической этики;
- сотрудничество – конфиденциальность.
Общие положения родительского клуба
«Папа, мам, я – спортивная семья»
1.
Родительский клуб создан с целью, установления сотрудничества детского сада и
семьи в вопросах здоровьесбережения, воспитания и развития детей.
2.
Клуб
является
дополнительным
компонентом
воспитательного
процесса,
где
родители могут получать знания и развивать умения для дальнейшего объединения
усилий в сохранении и укреплении здоровья детей и обеспечения им комфорта,
интересной и содержательной жизни в детском саду.
3.
Работа
родительского
клуба
основывается
на
соблюдении
международных
и
российских актов и законов об обеспечении защиты и развития детей, законов РФ в
области образования, нормативных документов.
4.
Участниками родительского клуба являются: родители и дети, сотрудники ДОО.
Организация деятельности родительского клуба:
Работа родительского клуба осуществляется на базе МБДОУ «ДСОВ «Буратино»;
Заседания проводятся 1 раз в месяц. Продолжительность 40 минут.
Работа родительского клуба проводиться в соответствии с данным положением и
согласно годовому плану работы клуба, составленному воспитателями группы.
Тематика
заседаний
касается
проблем
детей
и
родителей
в
сохранении
и
укреплении здоровья, а также проблем родителей в воспитании детей.
Формы организации семейного клуба:
- семинары-практикумы,
- тренинги, развлечения, досуги, спортивные мероприятия
- решение педагогических ситуаций,
- видеопросмотры.
Ожидаемые результаты:
1.
Сформировать у родителей положительное отношение к здоровому образу жизни
своего ребенка.
2.
Создать доверительное отношение к нетрадиционным методам оздоровления детей.
3.
Способствовать снижению заболеваемости.
4.
Внедрить
в
практику
родителей
приемы,
направленные
на
профилактику
нарушений опорно-двигательного аппарата и плоскостопия.
5.
Установить сотрудничество с семьями по проблеме формирования здорового образа
жизни детей.
Перспективный план заседаний семейного клуба «Здоровье детей»
Месяц
Содержание работы
Сентябрь
Заседание №1
Тема: «Как организовать спортивный досуг ребенка в выходные дни».
1. Выставка спортивного инвентаря.
2. Обмен опытом «Как прививать любовь ребенка к спорту».
3. Выступление инструктора по физической культуре «Физическое развитие
детей».
4. Методические рекомендации для родителей.
5. Соревнования «Веселые старты»
Октябрь
Заседание № 2
Анкетирование родителей «Оценить отношения семьи к физическому
воспитанию детей». Цель: выяснить отношение родителей к физкультуре,
закаливанию детей.
2. Консультация: «Закаливайте своих детей для предупреждения простудных
заболеваний»
3. Спортивный досуг: «У солнышка в гостях».
Ноябрь
Заседание №3
Тема: «О здоровье всерьез»
1. Беседа врача – педиатра.
2. Демонстрация манипуляций.
3. Разминка с родителями.
4.
Беседа
«Народные
и
нетрадиционные
средства
лечения
простудных
заболеваний»
5. Спортивные соревнования.
6. Чаепитие.
7. Просмотр мультфильмов «Мойдодыр», «Айболит»
Декабрь
Заседание № 4
Тема: «Окружающая среда и здоровье ребенка»
1. Игра «Колесо истории» (для родителей)
2. Решение кроссворда «Азбука здоровья» (интерактивная доска)
3. Выступление педагога по теме «Безопасность и здоровье детей»
4. Памятки для родителей.
5. Составление коллажа совместно с родителями и детьми «Безопасность и
здоровье».
Январь
Заседание № 5
Тема: «Лекарственные растения»
1. Беседа медицинской сестры о лекарственных растениях.
2.
Просмотр
занятия
«Лекарственные
растения
–
средства
оздоровления
организма человека» с использованием мультимедия.
3. Методические рекомендации для родителей.
4. Совместное выполнение с детьми массажа по А.Уманской.
5. Памятки по проведению массажа.
6. Приготовление витаминного чая. Чаепитие.
Февраль
Заседание № 6
Тема: «Подвижная игра в жизни ребёнка»
1. Анкетирование родителей «Диалог с родителями о значимости детской
подвижной игры»
Цель: привлечь внимание родителей к значимости детской подвижной игры,
укрепление взаимопонимания и сотрудничества.
2. Консультация «Будем вместе играть и здоровье укреплять»
Цель: формирование знаний о пользе подвижных игр; воспитание интереса к
двигательной активности и потребности в ней.
3. Практическое занятие с участием родителей: «Подвижные игры на свежем
воздухе»
Март
Заседание № 7
Тема: «Здоровье ребенка в ваших руках»
1. Выступление медицинской сестры по теме «Профилактика нарушения
зрения у детей дошкольного возраста»
2.
Знакомство
родителей
совместно
с
детьми
с
гимнастикой
для
глаз
(интерактивная доска)
3. Повторение правил с детьми для сохранения глаз и зрения «Послушай и
запомни»
4. Памятки для родителей по профилактике нарушения зрения.
Апрель
Заседание № 8
Тема: «Как проводить закаливание детей дома».
1. Выступление медицинской сестры «Виды закаливания в условиях ДОО».
2. Показ различных видов закаливания (видеоролик).
3. Обмен опытом «Что мы делаем дома, чтобы не болеть».
4. Методические рекомендации памятки для родителей.
5. Просмотр занятия «Формирование привычки к здоровому образу жизни».
Май
Заседание № 9
Тема: «Здоровье наш друг»
1.
Консультация
«Витамины
я
люблю,
быть
здоровым
я
хочу»
2. Спортивный досуг «Мама, папа я — спортивная семья».
Список источников:
(нормативно-правовые документы)
Федеральный
закон
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
№273-ФЗ
от
29.12.2012
г.
в
ст.
44,
п.
1.
записано,
что
«родители
(законные
представители)
несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право перед всеми другими
лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального
развития личности ребёнка в раннем возрасте»
В
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
дошкольного
образования,
принятом
(Приказ
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального
государственного
стандарта
дошкольного
образования»
большое
внимание
уделяется
сотрудничеству с семьей.
В
параграфе
1.4.
«Основные
принципы
дошкольного
образования»
одним
из
принципов воспитания выделяется сотрудничество Организации с семьей.
В
параграфе
1.6.
«Стандарт
направлен
на
решение
следующих
задач»,
в
п.
9
выделяется задача: обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования,
охраны и укрепления здоровья детей.
В параграфе 1.7., в п. 6 отмечается, что стандарт является основой для оказания
помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении
их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и
необходимой коррекции нарушений их развития.
Учебно-методические материалы:
1.
Т.Н. Доронова Программа «Радуга»,
2.
Т.И. Трохименко и И.Т. Батршин «Здоровячок-сибирячок»
3.
В.Г. Алямовская «Как воспитывать здорового ребенка»,
4.
Л.В. Гаврючина «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ»,
5.
Г.И. Кулик и Н.Н. Сергиенко «Школа здорового человека»,
6.
Л.Г Голубева Программа «Растём здоровыми»,
7.
М.Ю. Картушина «Зеленый огонек здоровья»,
8.
Ю.Ф. Змановский «Здоровый дошкольник»,
9.
Т.Г. Карепова «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»
10.
А.В. Дронь О.Л. Данилюк «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников».С-
Пб, 2011
11.
11.Е.А.Носов., Т.Ю. Швецова «Семья и детский сад: педагогической образование
родителей». С-Пб, 2011
12.
С.В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду»
13.
Н.Ф. Виноградова «воспитателю о работе с семьей»