Напоминание

"Обучение ориентировки в пространстве дошкольников с нарушением зрения"


Автор: Назарова Маргарита Викторовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №7 "Родничок"
Населённый пункт: г Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Обучение ориентировки в пространстве дошкольников с нарушением зрения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Обучение ориентировки в пространстве дошкольников с

нарушением зрения

Различные аспекты проблемы ориентировки в пространстве дошкольников

с косоглазием и амблиопией рассмотрены в исследованиях Л.Ю.Плаксиной,

Л.С.Сековец и др. Показано, что функциональные нарушения зрения в

раннем и дошкольном возрасте ограничивают непосредственный

чувственный опыт освоения пространства.

Зрительная ориентировка дошкольников с нарушение зрения отличается

значительным своеобразием, обусловленным трудностями зрительно-

пространственного восприятия. Так монокулярное видение не позволяет

детям воспринимать форму, величину предметов, глубину и протяженность

пространства. Это является причиной замедленности формирования у детей

данной категории пространственных представлений о своем теле и основных

направлениях пространства.

Выявлены следующие основные особенности пространственной

ориентировки у дошкольников с нарушением зрения.

-отсутствие целостного представления о симметричности своего тела;

-осуществление связи ориентировочных действий в пространстве с их

словестными обозначениями.

Безусловно, это приводит к несформированности у детей навыков

практической ориентировки в пространстве.

Таким образом, данные исследователей позволили сделать вывод, что

дошкольники с нарушением зрения значительно отстают в этом виде

деятельности от нормально развивающихся сверстников.

Успешное овладение детьми пространственной ориентировкой возможно в

условиях специально организованного коррекционного обучения.

Основой коррекционного обучения является развитие у дошкольников

трех-семи лет целенаправленного зрительного восприятия пространства и

расположения в них предметов, а также в умении использовать в процессе

ориентировки информацию об окружающем пространстве.

При обучении детей с нарушение зрения, связанным с пространственной

ориентировкой, недостаточно бывает однократного показа. Повторение

освоенных действий в таких случаях осуществляется до автоматизма.

Материал для занятий по обучению ориентировки в пространстве

подбирается и распределяется по принципу доступности ,занимательности,

постепенного усложнения. Вариативность и постепенное усложнение

заданий дает возможность закрепить и расширить представления детей о

пространстве и навыки ориентировки в нем. Подкрепление зрительного

восприятия осязательными, слуховыми, тактильными, двигательными и др

обеспечивает целостное представление детей об объектах, их

пространственных признаках и расположение в пространстве. Это позволяет

научить детей выделять разномодельные признаки в качестве ориентиров.

В результате целенаправленного коррекционного обучения дети с

нарушением зрения получают возможность свободно и самостоятельно

ориентироваться не только в знакомом но и в незнакомом помещении. Это

очень важно для их дальнейшего развития.



В раздел образования