Автор: Назарова Маргарита Викторовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №7 "Родничок"
Населённый пункт: г Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Обучение ориентировки в пространстве дошкольников с нарушением зрения"
Раздел: дошкольное образование
Обучение ориентировки в пространстве дошкольников с
нарушением зрения
Различные аспекты проблемы ориентировки в пространстве дошкольников
с косоглазием и амблиопией рассмотрены в исследованиях Л.Ю.Плаксиной,
Л.С.Сековец и др. Показано, что функциональные нарушения зрения в
раннем и дошкольном возрасте ограничивают непосредственный
чувственный опыт освоения пространства.
Зрительная ориентировка дошкольников с нарушение зрения отличается
значительным своеобразием, обусловленным трудностями зрительно-
пространственного восприятия. Так монокулярное видение не позволяет
детям воспринимать форму, величину предметов, глубину и протяженность
пространства. Это является причиной замедленности формирования у детей
данной категории пространственных представлений о своем теле и основных
направлениях пространства.
Выявлены следующие основные особенности пространственной
ориентировки у дошкольников с нарушением зрения.
-отсутствие целостного представления о симметричности своего тела;
-осуществление связи ориентировочных действий в пространстве с их
словестными обозначениями.
Безусловно, это приводит к несформированности у детей навыков
практической ориентировки в пространстве.
Таким образом, данные исследователей позволили сделать вывод, что
дошкольники с нарушением зрения значительно отстают в этом виде
деятельности от нормально развивающихся сверстников.
Успешное овладение детьми пространственной ориентировкой возможно в
условиях специально организованного коррекционного обучения.
Основой коррекционного обучения является развитие у дошкольников
трех-семи лет целенаправленного зрительного восприятия пространства и
расположения в них предметов, а также в умении использовать в процессе
ориентировки информацию об окружающем пространстве.
При обучении детей с нарушение зрения, связанным с пространственной
ориентировкой, недостаточно бывает однократного показа. Повторение
освоенных действий в таких случаях осуществляется до автоматизма.
Материал для занятий по обучению ориентировки в пространстве
подбирается и распределяется по принципу доступности ,занимательности,
постепенного усложнения. Вариативность и постепенное усложнение
заданий дает возможность закрепить и расширить представления детей о
пространстве и навыки ориентировки в нем. Подкрепление зрительного
восприятия осязательными, слуховыми, тактильными, двигательными и др
обеспечивает целостное представление детей об объектах, их
пространственных признаках и расположение в пространстве. Это позволяет
научить детей выделять разномодельные признаки в качестве ориентиров.
В результате целенаправленного коррекционного обучения дети с
нарушением зрения получают возможность свободно и самостоятельно
ориентироваться не только в знакомом но и в незнакомом помещении. Это
очень важно для их дальнейшего развития.