Авторы: Тарасова Маргарита Владимировна, Калинина Евгения Ивановна
Должность: преподаватель, студент
Учебное заведение: ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ "ЯКОВЛЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
Населённый пункт: Белгородская область, г. Строитель
Наименование материала: статья
Тема: "Театрализация как один из способов обучения детей дошкольного возраста общению на английском языке"
Раздел: дошкольное образование
Театрализация как один из способов обучения детей дошкольного возраста
общению на английском языке
М.В. Тарасова
Е.И. Калинина
В современном социуме английскому языку принадлежит важное место в системе
образования и воспитания современного дошкольника. Расширение международных
связей
и
влияние
отдельных
государств
сделало
английский
язык
широко
востребуемым.
Дошкольный возраст особенно благоприятен для начала изучения английского
языка: дети этого возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у
них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, «секретов» языка. Они
легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его
воспроизводят. С возрастом эти благоприятные факторы теряют свою силу.
Основным видом деятельности дошкольников, как известно, является игра. В
основе
игровой
методики
лежат
создание
воображаемой
ситуации
и
принятие
ребенком той или иной роли. Игра является и формой организации, и методом
проведения занятий, на которых дети накапливают определенный запас английской
лексики, заучивают много стихов, песенок, считалок и т.д.
Театрализация – это своего рода игровая деятельность, в процессе которой дети
выступают в определенных ролях, разыгрываются различные жизненные ситуации.
Важность сказки в обучении детей дошкольного возраста иностранным языкам
отмечается
большинством
российских
и
зарубежных
авторов:
Э.
Гарви,
О.А.
Денисенко, В.В. Дронов, Х. Хестер и многими другими.
Помимо
развития
универсальных
учебных
действий
подготовка
и
непосредственно
театрализация
постановок
позволяет
успешно
реализовывать
и
следующие
принципы
обучения
английскому
языку:
принцип
коллективного
взаимодействия;
принцип
доступности
и
посильности;
принцип
активности;
принцип
максимального
сближения,
координации
в
овладении
разными
видами
речевой деятельности; принцип наглядности; принцип прочности усвоения лексико-
грамматического материала.
Театрализация и творческие упражнения развивают самые разнообразные
способности и функции:
-речь;
-интонацию;
-воображение;
-память;
-наблюдательность;
-внимание;
-ассоциации;
-художественные способности (работа над сценой, костюмами, декорациями);
-ритм.
Все это способствует развитию творческой личности ребенка.
В своей статье мы хотели бы более подробно остановиться на таком виде
театрализации как инсценировка сказок. В своей практике преподавания английского
языка мы используем постановку полноценной сказки как отчётной работы в виде
номера
художественной
самодеятельности
на
выпускном
вечере
воспитанников
нашего детского сада.
Сказка, всегда интересная детям по своей содержательной основе, в огромной
степени
способствует
созданию
мотивации
к
овладению
иностранным
языком.
Используя сказки на занятиях, ребята знакомятся с героями, традициями, находят
общее с русскими сказками. В этом процессе важно использовать аутентичный
материал. С помощью сказки педагог может развивать практически все навыки и
умения, научить предугадывать, рассказывать о её содержании. Сказки являются
частью
культурного
наследия
нации.
Использование
сказочного
фольклора
на
занятиях по иностранному языку может способствовать повышению эффективности
деятельности
обучаемых.
Широкое
применение
сказок,
в
первую
очередь,
способствует формированию их лингвистической компетенции. Содержание текстов
сказок расширяет активный запас слов обучающихся. Драматизация сказок позволяет
создать психологический комфорт на занятии. Они помогают разгрузить сознание
детей, снять негативные эмоции, создать благоприятную дружественную атмосферу
общения.
Сказочный
фольклор
также
является
одним
из
важных
средств
нравственного воспитания личности.
Дети с большим желанием учувствуют в такого рода деятельности, что является
хорошим мотиватором для изучения английского языка.
Каждый ученик может развиваться в языке в соответствии со своими умениями и
навыками. Более сложные тексты отдаются детям с лучшей языковой подготовкой, а
слабые ученики получают роли с небольшим количеством реплик. Тем не менее, все
дети получают большую пользу от участия в постановке и получают удовлетворение
от итогов своей работы, ведь каждая роль значима для успешного представления.
В роли режиссера выступает педагог, который на каждом этапе отмечает и
записывает все интересные и оригинальные идеи детей с целью дальнейшего их
использования. Приступая к подготовке спектакля, он должен точно продумать тему,
идею и жанр инсценировки; продумать оформление сценического пространства,
декорации, реквизит, возможные костюмы персонажей и т.д.
В своей работе над театрализацией сказок мы придерживаемся следующего
алгоритма:
1.
Согласно возрасту и способностям выбирается та или иная сказка.
2.
Сюжет упрощается и несколько сокращается.
3.
Адаптируется
языковой
материал,
присутствующий
в
данной
сказке:
используются
лексические
единицы
и
грамматические
конструкции,
которые
изучались детьми согласно программе дополнительного образования курса.
4.
Распределяются роли, при этом учитываются интересы детей.
5.
Рассказывается
весь
сюжет,
чтобы
дети
имели
общее
впечатление
о
предстоящей работе.
6.
В текст включаются музыкальные произведения, изученные в ходе курса для
разгрузки устного текста.
7.
Индивидуально отрабатываются фонетические особенности роли героев, его
манера говорить и вести себя, нюансы передвижения по сцене.
8.
После отработки отдельных сцен, весь сюжет сводится воедино, добавлются
песни и общая канва произведения.
9.
Готовятся декорации и костюмы.
Такая форма работы с дошкольниками создает благоприятные условия для
овладения языковыми умениями и речевыми навыками. Возможность опоры на
игровую
деятельность
позволяет
обеспечить
естественную
мотивацию
речи
на
иностранном
языке,
сделать
интересными
и
осмысленными
даже
самые
элементарные высказывания.
Театрализация в обучении иностранному языку не
противостоит учебной деятельности, а органически связана с ней.
Список литературы:
1.
Астафьева И.И., Черных О.М. и др.Играем в театр-изучаем английский язык:
учебно-методическое пособие.-Белгород, 2017 г.-161с.
2.
Гагарина
О.Р.
Организация
обучения
дошкольников
английскому
языку
в
театрализованной деятельности//Альманах современ. Науки и образования.-2015г.
3.
Мелешко
А.
В.
Сказка
как
содержательная
основа
обучения
иностранному
языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 26. –
С. 476–480.
4.
Скультэ В.И. Английский для детей.-М.,2017.