Автор: Зубакова Светлана Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №9"
Населённый пункт: города Зимы, Иркутской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методы и приёмы формирования навыков устного счёта"
Раздел: начальное образование
«Методы и приёмы формирования навыков устного счёта»
Одна из основных задач современной школы- всестороннее развитие
личности. Поэтому система развивающегося обучения Л. В.Занкова выходит
на передний план, имея своей целью общее развитие каждого школьника.
Курс математики нацелен на развитие мыслительных операций, волевых
качеств личности. Немаловажным фактором, определяющим общее
развитие, является сформированность умений и навыков необходимых
ученику в жизни. Именно к таким относится навык устных вычислений.
Сознательный и прочный он имеет он имеет практическое значение потому
что обеспечивает успешность обучения в следующем звене школы.
Рассмотрев и проанализировав различные виды устных упражнений, я
решила взять эту тему, изучить разные способы и методы отработки
вычислительных навыков.
Работу я начала с изучения особенностей мыслительной деятельности
детей младшего школьного возраста. Психологи выделяют два стиля
мыслительной деятельности : аналитический и имперический . В первом
случае мысль человека более успешно двигается по пути от общего к
частному, во втором от частного к общему.Формирование того или другого
типа мыслительной деятельности в детском возрасте зависит от этапов
созревания мозговых структур правого и левого полушария. До 9-10 лет для
людей характерно преобладают в развитии функции правого полушария
(синтетический тип мышления), затем более активно развиваются функции,
связанные с левым полушарием (аналитический) тип, и во взрослом возрасте
для большинства людей этот тип является преобладающим. Система
образования, основанная на постоянной активизации центра письма и речи,
которые находятся в левом полушарии, стимулирует в основном развитие
аналитического типа мыслительной деятельности. Правое же полушарие
отвечает за процесс сенсорного восприятия окружающего мора- за образ,
цвет, звук, осязание, ориентировку в пространстве. Для этого активного
функционирования необходимы «внешние опоры» , опоры имеющие
образный характер. Таким образом физиология ребёнка (6-9) лет более
соответствует синтетический тип изложения материала, сопровождаемый
внешними опорами образного характера. Неравномерность процесса
развития мозговых структур и «даёт) неравномерное соотношение
аналитиков и синтетиков, которое характерно для младшего школьного
возраста, т. е.преобладание вторых и отставание первых. Формирование
устных вычислительных навыков у детей с преобладанием синтетического
типа мыслительной деятельности , оптимальным способом формирования у
них вычислительных навыков является синтетический способ. Склонный к
синтезу ребёнок лучше понимает проблему, если у него есть возможность
наблюдать её «конструирование из отдельных частей», а ещё лучше, если он
может осуществить это конструирование самостоятельно. Анализ-это
разложение на основные части, выделение и вычленение их из целого.
Таким образом, для овладения вычислительными навыками,
необходимо учитывать тип мыслительной деятельности младшего
школьника. Начиная с 1 класса для формирования способов вычислительных
приёмов я использовала приём схематического моделирования числа,
используя разрядный состав числа, например , зная разрядный состав числа
39, ребёнок может решить следующие при меры на сложение и вычитание.
39= 30+9 30+9 39-9
9+30 39-30
Для детей с синтетическим типом мыслительной деятельности удобнее
использовать модели двузначных чисел, отражающих их десятичную
структуру. Например,
39= 10+10+10+9
С этой моделью связаны следующие случаи сложения и вычитания:
39-9 39-10 39-20 30+20
39-19 39-29 39-30 9+30
Так формируется приём собственной учебной деятельности ребёнка.
Успешное применение различных приёмов зависит от находчивости,
изобретательности и умения подмечать особенности чисел и их сочетания.
Рассмотрим числовое выражение: 18+23+22+17
Его значение можно найти разными способами6
1)
Сложить числа в том порядке как они записаны:
2)
18+23=41, 41+22=63, 63+17=80-это трудно.
3)
2) Сложить отдельно десятки и отдельно единицы:
4)
(10+20+20+10)+(8+3+2+7)=80-это тоже трудно.
5)
3)Можно округлить 18 и17 до 20, а потом вычесть «лишние» единицы (2и3)
6)
20+23+22+17-2-3=80
7)
4) Можно использовать приёмы перестановки и группировки слагаемых:
18+23+22+17-(18+22) +(23+17)=40+40=80
Важно рассматривать в классе различные способы решения. которые
предлагают сами дети, сравнивать их, выделять наиболее рациональные.
Тогда устные вычисления могут возбуждать в детях больший интерес к
вычислениям вообще, воспитывать математическую находчивость.
Для того, чтобы учащиеся умели сознательно, правильно и бегло считать в
уме, необходимо знакомить их с новыми приёмами устных вычислений и
закреплять умения применять эти приёмы.
Считаю, что наиболее удачным способом при сложении и вычитании
является способ округления. К нему дети готовятся с 1 класса, когда
выполняют такие задания: сколько не хватает до 10, до 20?
Во втором классе учащиеся знакомятся с округлением чисел в пределах 100
и 1000.
Когда числа 20, 30, 40 и т. д. усвоены, детям легко выполнять задания такого
вида: дано число 16 (39, 48) . Сколько не хватает до 20 (40,50)?
Далее навыки сложения и вычитания углубляются . Учащиеся знакомятся с
округлением компонентов арифметических действий. Например:
1)
Округление одного итз слагаемых
27+59=27+60-1=86
2)
Округление двух слагаемых
27+59=30+60-3-1=86
3)
Округление при нрахождении нескольких слагаемых
19+23+49=20+23+50-1-1=91
4)
Округление вычитаемого
53-28=53-30+2=25
Так можно показать детям , как облегчить вычисления с использованием
разных способов.
Работа над задачами -неотъемлемая часть устных упражнений. Полезно
давать как можно больше простых задач, устное решение которых позволяет
ученикам осмыслить каждое математическое действие и подготавливает к
решению составных задач.
Устные упражнения способствуют развитию речи и памяти. Если с самого
начала вводить и использовать математические термины.
Прочитайте выражение 12+7=19 разными способами:
1)
к 12 прибавить 7, получится 19.
2)
12 увеличить на 7, получится 19.
3)
Сумма чисел 12 и 7 равна19.
4)
Первое слагаемое-12, второе слагаемое-7, значение суммы-19.
5)
Обязательным условием формирования навыка устного счёта является
обеспечение твёрдого сознательного усвоения каждым учеником
табличных случаев действий. Это случаи сложения однозначных чисел и
соответствующие им случаи вычитания, случаи умножения двух
однозначных чисел и соответствующие им случаи деления.
Если ученик не усвоил достаточно чётко в 1 классе таблицу сложения, а во 2
классе таблицу деления, это затруднит овладение и совершенствование
навыков устных вычислений. Необходима целенаправленная
заблаговременная систематическая подготовка к составлению и разучиванию
таблицы: создание у детей специальной установки на запоминании е
табличных случаев действий; использование всех возможных приёмов,
облегчающих нахождение результата , если он забыт; повседневная
рационально организованная тренировка.
Прочность и автоматизм навыков достигаются в процессе упражнений. Но
выполнение однотипных
упражнений утомляет детей, поэтому полезно включать упражнения в
игровые ситуации, в игры.
В 1 классе я заготовила для каждого ребёнка тетрадь «Учись считать устно».
Осуществляя вычисления , дети отгадывают загадки, отвечают на вопросы,
связанные с окружающим миром. Узнают тайны растительного и животного
мира, вспоминают литературных персонажей и их авторов. А самое главное ,
быстро и с увлечением считают, имея возможность самопроверки.
Во втором классе я опиралась на упражнения из пособия «Тетрадь
-практимум по математике для 2-3 классов. Сложение и вычитание в
пределах 100»Данное пособие содержит различные задания . в которых
учебный материал чередуется с занимательным.
Основная цель пособия -совершенствование вычислительных навыков,
развитие важнейших интеллектуальных качеств: логического мышления,
оперативной памяти и внимания.
Считай устно.
Необходимо найти значение выражения, поэтапно выполнив указанные
действия , сохраняя в памяти промежуточные результаты.
Расшифруй.
Значению каждого выражения соответствует определённая буква.
Правильно решив примеры ,
и только после этого заполнив таблицу, дети расшифровывают
предложенную фразу. Это может быть загадка, пословица.
Соедини значения выражений в порядке их нумерации.
Необходимо найти значение выражений и в строгой последовательности
соединить числа. В итоге получится фигура, которую можно раскрасить.
Получи нужное число
В каждой группе, состоящей из четырёх чисел, надо найти такие два числа,
которые после произведения над ними определённого арифметического
действия дадут результат, указанный в центре фигуры.
Раскрась
Найти значение выражений и в зависимости от результата раскрасить
нужную фигуру.
Восстанови числовые цепочки
В каждом столбике найти и восстановить три числовые цепочки, выбрав
единственный путь.
Выяви закономерности.
Задания требуют установить закономерности, логические связи между
числами, компонентами действий. Ученик должен уметь выделять лишнее
число или выражение, выполнять задания по указанному образцу, вставлять
пропущенные числа согласно заданной закономерности.
В набор устных упражнений я включаю и упражнения повышенной
трудности. Это загадки, ребусы, геометрические головоломки.
Такие задания прививают любовь к устным вычислениям, помогают
ученикам активно действовать с материалом, пробуждает у них стремление
совершенствовать способы вычислений. А это важнейшее условие
сознательного усвоения материала.
Литература.
1.
Волкова С.И. «Устные упражнения»: 1 кл.: пособие для учителя, М.:
Просвещение, 2008.-63с.
2. Гребнёва Ю.А. «-М.: «Тетрадь-практикум по математике для 2-3
классов. Сложение и вычитание в пределах 100»-М.: Издательство «Ювента»,
2010.-64с.
3. В.И. Жохов «Математические диктанты» Пособие для учителей и
учащихся-М.: ООО «Издательство «Росмэн-Пресс», 2003.-80 с.
4. Лавлинская Е.Ю. «Методика формирования навыка устного счёта» (по
системе общего развития Л.В. Занкова) – Волгоград: «Панорама», 2006.-176
с.