Напоминание

"Рефлексия ка основа контрольно-оценочных умений в соответствии с требованиями ФГОС"


Автор: Перебоева Татьяна Семёновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Красночикойская общеобразовательная школа №2"
Населённый пункт: село Красный Чикой
Наименование материала: статья
Тема: "Рефлексия ка основа контрольно-оценочных умений в соответствии с требованиями ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Рефлексия как основа контрольно-оценочных умений в соответствии с

требованиями ФГОС

Перебоева Татьяна Семеновна,

учитель начальных классов

ГОУ «Красночикойская СОШ №2»

Красночикойского района

Забайкальского края

К современному уроку в начальной школе предъявляется множество требований. Во

главе этого списка – сохранение физического и психического здоровья учащихся. Это

необходимость дозировать учебную нагрузку, пресекать усталость органов чувств ребёнка

и его интеллектуальное истощение. Именно поэтому слово «рефлексия» давно перестало

быть новшеством. Впрочем, сегодня рефлексия направлена на достижение различных

целей:

не

только

на

эмоциональную

сферу,

настроение

ребёнка,

но

и

на

учебную

деятельность, процесс и содержание. Особенностью новых государственных стандартов

образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из

которых

являются

универсальные

рефлексивные

умения.

Обучающиеся

овладевают

ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться.

При

взаимодействии

с

учащимся

учитель

использует,

в

зависимости

от

обстоятельств,

один

из

видов

учебной

рефлексии,

отражающих

четыре

сферы

человеческой сущности:

1.физическую (успел – не успел);

2.сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

3.интеллектуальную

(что

понял,

что

осознал

что

не

понял,

какие

затруднения

испытывал);

4.духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Рефлексия бывает:

а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою

работу, беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной

уровень);

б) групповая –

акцентирование

ценности

деятельности

каждого

члена

группы

для

достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы

сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»).

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

Коммуникативная – ее объектом являются представления о внутреннем мире

другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом

познания другого человека.

. Личностная – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства

и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.

Интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач, в

способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные,

неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и

на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в

общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с

урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои

способы и методы с другими.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Рефлексия деятельности

1

Рефлексия содержания учебного материала

.

1.П роведение рефлексии

настроения

и

эмоционального

состояния

целесообразно с целью установления эмоционального контакта с классом в начале урока и

в

конце

занятия

для

закрепления

его

благоприятного

исхода

деятельности.

Инструментарием

педагога

в

таких

случаях

является

материал,

влияющий

на

сферу

чувств: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций,

карточки с

изображением лиц, условных знаков, стихотворения, проза, картины.

Богато

разнообразие

цветовых

методик

рефлексии.

Например, «Цветик

многоцветик».

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к

цвету его настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

Для

анализа

эмоционального

состояния

можно

предложить

учащимся

сделать

цветовую миниатюру, отражающую их удовлетворённость уроком. Например, нарисовать

в

конце

урока

общий

плакат

«Мое

разноцветное

настроение».

В

случае рефлексии

настроения

и

эмоционального

состояния

часто

использую

рефлексивный

прием

«Солнышко». Инструкция: Закончи предложение: «Моё настроение похоже на…»:

солнышко;

солнышко с тучкой;

тучку;

тучку с дождиком;

тучку с молнией.

Как вариант: На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаю лучики и облака.

Лучики нужно прикрепить к солнышку в случае, если понравилось занятие, получил

много интересной информации; тучками закрыть солнышко, если занятие неинтересное,

было мало полезной информации.

Творческим

является

рефлексивный

прием «Смайлики»

ученикам

раздаю

размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано

лицо. Ребята сами рисуют те эмоции, что свойственны им сейчас. Они могут дополнить

изображение деталями (воздушным шаром, букетом, или же тяжёлой сумкой в руке), что

будет дополнять общее впечатление: Понравился ли мне урок? Остались ли у меня

вопросы? Доволен ли я своей работой? Использую набор готовых цветных смайликов.

«Букет настроения». В начале урока учащимся раздаю бумажные цветы: красные и

голубые. На доске изображена ваза. В конце урока говорю: «Если вам понравилось на

уроке,

и

вы

узнали

что-то

новое,

то

прикрепите

к

вазе

красный

цветок,

если

не

понравилось, - голубой».

2.Рефлексия деятельности .Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания,

защите

проектных

работ;

он

даёт

возможность

осмысления

способов

и

приёмов

работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в

конце урока покажет активность каждого ученика.

Рефлексия

деятельности

помогает

оптимизировать

учебный

процесс.

Ученики

с

её

помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы,

упражнения).

То

есть

они

сами

участвуют

в

повышении

эффективности

учебного

процесса. Этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах

урока, например, на этапе актуализации знаний или в конце урока. Применение этого вида

рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого ребенка на

разных этапах урока. Например, прием «Лестница успеха».

Ребенок сам оценивает, на

какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценивает

достигнутые результаты. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий

выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.

2

Если задание выполнил не верно, то нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены –у

меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны

– у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё

удалось. Взяв тетради учеников, вижу, кто и в каком вопросе нуждается в помощи.

Вагончики.

Каждый

вагончик

соответствует

определенному

заданию.

Например,

планирую провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого

задания. У меня — 4 вагончика. Предлагаю ученикам посадить человечков (животных,

оставить

жетончик)

в

тот

вагончик,

задание

которого

выполнилось

легко,

быстро

и

правильно."Знаки" (удобно

при

обучении

чистописанию).

Прошу

учащихся

обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и

осознали, а над чем нужно еще поработать.

Светофор, другой вариант той же методики, даёт возможность посылать учителю

сигналы в реальном времени, по ходу урока. У детей для этого есть три карточки тех же

трёх

цветов.

Отвечая

на

вопрос

учителя,

получив

задание,

дети

оценивают

свои

возможности и поднимают красную, жёлтую или зелёную карточку, сообщая о том,

насколько

им

по

силам

предложенная

задача.

Зажигая

вместе

с

детьми

светофор

в

наиболее важных моментах урока, учитель может быстро сориентироваться и увидеть,

готов ли класс продолжить движение, достигнуты ли желаемые результаты, реализованы

ли цели урока.

Методика «Букет» развивает не только рефлексивные умения, но и коммуникативные

УУД. На парте у каждого ребёнка три цветочка разных цветов. Объясняю детям: «Голубой

цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо);

зелёный – самому уступчивому, покладистому; фиолетовый – самому скромному, с вашей

точки зрения». Формулировки указаний меняются в зависимости от указаний учителя.

«Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой букет. Как вы думаете, почему?»

«Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с

текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Предлагаю

детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился

больше всего. Нравится детям , когда на уроке используется приём "Благодарю…".

В конце урока предлагаю каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется

сказать

спасибо

за

сотрудничество

и

пояснить,

в

чем

именно

это

сотрудничество

проявилось.

Моё

слово является завершающим. Я выбираю

тех, кому досталось

наименьшее

количество

комплиментов,

стараюсь

найти

убедительные

слова

признательности и этому участнику событий.

Рефлексия "Синквейн". В конце урока обучающимся предлагаю написать синквейн на

основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1 строка - 1 ключевое слово — тема синквейна, определяющее содержание (обычно

существительным).

2 строка - 2 слова признаки, описывающие тему.

3 строка - 3 слова называющие действия этого предмета.

4 строка - короткое предложение, показывающее ваше отношение к теме.

3

5 строка - Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно

существительное).

Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и

обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять

свое отношение к рассматриваемой проблеме.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня

осознания содержания пройденного.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как

работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока

целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность

выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая

начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1.

сегодня я узнал…

2.

было интересно…

3.

было трудно…

4.

я выполнял задания…

5.

я понял, что…

6.

теперь я могу…

7.

я почувствовал, что…

8.

я приобрел…

9.

я научился…

10.

у меня получилось …

11.

я смог…

12.

я попробую…

13.

меня удивило…

14.

урок дал мне для жизни…

15.

мне захотелось…

Процесс рефлексии многогранен, так как оценка проводится не только личностью

самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это

совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный

процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Отсюда можно сделать следующий вывод. Оценивание учебных достижений учащихся в

условиях

начальной

школы

ориентировано

на

эффективное

обучение

ребёнка.

Оно

позволяет осуществлять информативную и регулируемую обратную связь, давая ученику

информацию о выполнении им программы, о том насколько он продвинулся вперёд, а на

определённом этапе - и об общем уровне выполнения, и о слабых своих сторонах с тем,

чтобы он мог обратить на это особое внимание. Учителю обратная связь даёт информацию

о том, насколько он достиг или нет поставленных им целей.

Список литературы

1.

Информационное письмо Министерства образования РФ от 03.06.2003 г. № 13-51-120/13

«О

системе

оценивания

учебных

достижений

младших

школьников

в

условиях

безотметочного

обучения

в

общеобразовательных

учреждениях,

участвующих

в

эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования»

2.

.Каким должен быть современный урок. .

3.

Первое сентября, 2011, №19

4.

Первое сентября, 2010, 22 феврал

5.

Цукерман Г. А. Оценка без отметки / Цукерман Г. А. – М.; Рига: ПЦ «Эксперимент»,

1999.

4



В раздел образования