Автор: Перебоева Татьяна Семёновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Красночикойская общеобразовательная школа №2"
Населённый пункт: село Красный Чикой
Наименование материала: статья
Тема: "Рефлексия ка основа контрольно-оценочных умений в соответствии с требованиями ФГОС"
Раздел: начальное образование
Рефлексия как основа контрольно-оценочных умений в соответствии с
требованиями ФГОС
Перебоева Татьяна Семеновна,
учитель начальных классов
ГОУ «Красночикойская СОШ №2»
Красночикойского района
Забайкальского края
К современному уроку в начальной школе предъявляется множество требований. Во
главе этого списка – сохранение физического и психического здоровья учащихся. Это
необходимость дозировать учебную нагрузку, пресекать усталость органов чувств ребёнка
и его интеллектуальное истощение. Именно поэтому слово «рефлексия» давно перестало
быть новшеством. Впрочем, сегодня рефлексия направлена на достижение различных
целей:
не
только
на
эмоциональную
сферу,
настроение
ребёнка,
но
и
на
учебную
деятельность, процесс и содержание. Особенностью новых государственных стандартов
образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из
которых
являются
универсальные
рефлексивные
умения.
Обучающиеся
овладевают
ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться.
При
взаимодействии
с
учащимся
учитель
использует,
в
зависимости
от
обстоятельств,
один
из
видов
учебной
рефлексии,
отражающих
четыре
сферы
человеческой сущности:
1.физическую (успел – не успел);
2.сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
3.интеллектуальную
(что
понял,
что
осознал
–
что
не
понял,
какие
затруднения
испытывал);
4.духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Рефлексия бывает:
а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою
работу, беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной
уровень);
б) групповая –
акцентирование
ценности
деятельности
каждого
члена
группы
для
достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы
сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»).
Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:
Коммуникативная – ее объектом являются представления о внутреннем мире
другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом
познания другого человека.
. Личностная – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства
и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
Интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач, в
способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные,
неоднократно возвращаться к условиям задачи.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и
на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в
общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с
урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои
способы и методы с другими.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Рефлексия деятельности
1
Рефлексия содержания учебного материала
.
1.П роведение рефлексии
настроения
и
эмоционального
состояния
целесообразно с целью установления эмоционального контакта с классом в начале урока и
в
конце
занятия
для
закрепления
его
благоприятного
исхода
деятельности.
Инструментарием
педагога
в
таких
случаях
является
материал,
влияющий
на
сферу
чувств: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций,
карточки с
изображением лиц, условных знаков, стихотворения, проза, картины.
Богато
разнообразие
цветовых
методик
рефлексии.
Например, «Цветик
–
многоцветик».
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к
цвету его настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
Для
анализа
эмоционального
состояния
можно
предложить
учащимся
сделать
цветовую миниатюру, отражающую их удовлетворённость уроком. Например, нарисовать
в
конце
урока
общий
плакат
«Мое
разноцветное
настроение».
В
случае рефлексии
настроения
и
эмоционального
состояния
часто
использую
рефлексивный
прием
«Солнышко». Инструкция: Закончи предложение: «Моё настроение похоже на…»:
солнышко;
солнышко с тучкой;
тучку;
тучку с дождиком;
тучку с молнией.
Как вариант: На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаю лучики и облака.
Лучики нужно прикрепить к солнышку в случае, если понравилось занятие, получил
много интересной информации; тучками закрыть солнышко, если занятие неинтересное,
было мало полезной информации.
Творческим
является
рефлексивный
прием «Смайлики»
–
ученикам
раздаю
размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано
лицо. Ребята сами рисуют те эмоции, что свойственны им сейчас. Они могут дополнить
изображение деталями (воздушным шаром, букетом, или же тяжёлой сумкой в руке), что
будет дополнять общее впечатление: Понравился ли мне урок? Остались ли у меня
вопросы? Доволен ли я своей работой? Использую набор готовых цветных смайликов.
«Букет настроения». В начале урока учащимся раздаю бумажные цветы: красные и
голубые. На доске изображена ваза. В конце урока говорю: «Если вам понравилось на
уроке,
и
вы
узнали
что-то
новое,
то
прикрепите
к
вазе
красный
цветок,
если
не
понравилось, - голубой».
2.Рефлексия деятельности .Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания,
защите
проектных
работ;
он
даёт
возможность
осмысления
способов
и
приёмов
работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в
конце урока покажет активность каждого ученика.
Рефлексия
деятельности
помогает
оптимизировать
учебный
процесс.
Ученики
с
её
помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы,
упражнения).
То
есть
они
сами
участвуют
в
повышении
эффективности
учебного
процесса. Этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах
урока, например, на этапе актуализации знаний или в конце урока. Применение этого вида
рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого ребенка на
разных этапах урока. Например, прием «Лестница успеха».
Ребенок сам оценивает, на
какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценивает
достигнутые результаты. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий
выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
2
Если задание выполнил не верно, то нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены –у
меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны
– у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё
удалось. Взяв тетради учеников, вижу, кто и в каком вопросе нуждается в помощи.
Вагончики.
Каждый
вагончик
соответствует
определенному
заданию.
Например,
планирую провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого
задания. У меня — 4 вагончика. Предлагаю ученикам посадить человечков (животных,
оставить
жетончик)
в
тот
вагончик,
задание
которого
выполнилось
легко,
быстро
и
правильно."Знаки" (удобно
при
обучении
чистописанию).
Прошу
учащихся
обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.
Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и
осознали, а над чем нужно еще поработать.
Светофор, другой вариант той же методики, даёт возможность посылать учителю
сигналы в реальном времени, по ходу урока. У детей для этого есть три карточки тех же
трёх
цветов.
Отвечая
на
вопрос
учителя,
получив
задание,
дети
оценивают
свои
возможности и поднимают красную, жёлтую или зелёную карточку, сообщая о том,
насколько
им
по
силам
предложенная
задача.
Зажигая
вместе
с
детьми
светофор
в
наиболее важных моментах урока, учитель может быстро сориентироваться и увидеть,
готов ли класс продолжить движение, достигнуты ли желаемые результаты, реализованы
ли цели урока.
Методика «Букет» развивает не только рефлексивные умения, но и коммуникативные
УУД. На парте у каждого ребёнка три цветочка разных цветов. Объясняю детям: «Голубой
цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо);
зелёный – самому уступчивому, покладистому; фиолетовый – самому скромному, с вашей
точки зрения». Формулировки указаний меняются в зависимости от указаний учителя.
«Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой букет. Как вы думаете, почему?»
«Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с
текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Предлагаю
детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился
больше всего. Нравится детям , когда на уроке используется приём "Благодарю…".
В конце урока предлагаю каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется
сказать
спасибо
за
сотрудничество
и
пояснить,
в
чем
именно
это
сотрудничество
проявилось.
Моё
слово является завершающим. Я выбираю
тех, кому досталось
наименьшее
количество
комплиментов,
стараюсь
найти
убедительные
слова
признательности и этому участнику событий.
Рефлексия "Синквейн". В конце урока обучающимся предлагаю написать синквейн на
основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1 строка - 1 ключевое слово — тема синквейна, определяющее содержание (обычно
существительным).
2 строка - 2 слова признаки, описывающие тему.
3 строка - 3 слова называющие действия этого предмета.
4 строка - короткое предложение, показывающее ваше отношение к теме.
3
5 строка - Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно
существительное).
Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и
обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять
свое отношение к рассматриваемой проблеме.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня
осознания содержания пройденного.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как
работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока
целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность
выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая
начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1.
сегодня я узнал…
2.
было интересно…
3.
было трудно…
4.
я выполнял задания…
5.
я понял, что…
6.
теперь я могу…
7.
я почувствовал, что…
8.
я приобрел…
9.
я научился…
10.
у меня получилось …
11.
я смог…
12.
я попробую…
13.
меня удивило…
14.
урок дал мне для жизни…
15.
мне захотелось…
Процесс рефлексии многогранен, так как оценка проводится не только личностью
самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это
совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный
процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Отсюда можно сделать следующий вывод. Оценивание учебных достижений учащихся в
условиях
начальной
школы
ориентировано
на
эффективное
обучение
ребёнка.
Оно
позволяет осуществлять информативную и регулируемую обратную связь, давая ученику
информацию о выполнении им программы, о том насколько он продвинулся вперёд, а на
определённом этапе - и об общем уровне выполнения, и о слабых своих сторонах с тем,
чтобы он мог обратить на это особое внимание. Учителю обратная связь даёт информацию
о том, насколько он достиг или нет поставленных им целей.
Список литературы
1.
Информационное письмо Министерства образования РФ от 03.06.2003 г. № 13-51-120/13
«О
системе
оценивания
учебных
достижений
младших
школьников
в
условиях
безотметочного
обучения
в
общеобразовательных
учреждениях,
участвующих
в
эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования»
2.
.Каким должен быть современный урок. .
3.
Первое сентября, 2011, №19
4.
Первое сентября, 2010, 22 феврал
5.
Цукерман Г. А. Оценка без отметки / Цукерман Г. А. – М.; Рига: ПЦ «Эксперимент»,
1999.
4