Напоминание

"Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе"


Автор: Кадурина Наталия Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа №1959 "Дети мира"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: сценарий мастера - класса
Тема: "Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Кадурина Наталия Александровна

учитель начальных классов

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа №1959 «Дети мира»

kadurina.natalia@yandex

Сценарий мастер - класса по теме

Приёмы рефлексии учащихся

на уроках в начальной школе

Цель: повысить

мотивацию

коллег

к

овладению

ре флексивной

деятельностью учащихся.

Задачи:

Познакомить коллег с понятием “рефлексия”

Дать представление о классификации рефлексии

Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках

Создать

условия

для

активного

взаимодействия

ведущего

мастер

класс и участников мастер – класса.

Подготовка к мастер-классу.

1. Раздать участникам карточки веселого, грустного человечка (смайлики).

2.Раздать шкалу достижений в виде таблиц.

- Уважаемые коллеги, здравствуйте!

- Я рада приветствовать вас на своём мастер – классе.

- Покажите свое настроение соответствующей карточкой.

-Тема моего Мастер-класса «Приемы рефлексии учащихся на уроке в

начальной школе».

- Моя цель:

-

Повысить

мотивацию

учителей

к

овладению

рефлексивной

деятельностью учащихся.

- Перед Вами на парте лежит «Шкала достижения».

-Прошу Вас заполнить её.

- В одной притче говорится “Жил мудрец, который знал всё. Один человек

захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он

спросил:

“Скажи,

мудрец,

какая

бабочка

у

меня

в

руках:

мёртвая

или

живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая

– выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.

наших

руках,

чтобы

ребенок

чувствовал

себя

любимым,

нужным,

а

главное успешным.

Я

ЗНАЮ

Я

УМЕЮ

-Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни

связано, прежде всего, с рефлексией.

-А что же такое рефлексия?

Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя

(самоанализ)

собственных

состояний,

своих

поступков

и

прошедших

событий.

-При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности

человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля.

-Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой».

Слово рефлексия происходит от

латинского reflexio – обращение назад.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию, как

размышление о

своём внутреннем состоянии, самопознание.

современной

педагогике

под

рефлексией

понимают

самоанализ

деятельности и её результатов.

-Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является

этап рефлексии.

-

Она

помогает

ученикам

сформулировать

получаемые

результаты,

определить

цели

дальнейшей

работы,

скорректировать

свои

последующие действия.

-Рефлексия

связана

с

формированием

личностных,

регулятивных

и

коммуникативных

универсальных

учебных

действий,

с

технологией

критического мышления.

-При

взаимодействии

с

учащимся

учитель

использует,

в

зависимости

от

обстоятельств, один из видов учебной

рефлексии, отражающих четыре

сферы человеческой сущности:

1) Физическую (успел – не успел);

2) сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);

3 ) интеллектуальную

(что

понял,

что

осознал

что

не

понял,

какие

затруднения испытывал);

4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Рефлексия бывает:

а ) Индивидуальная

формирование

реальной

самооценки

(за

что

ты

можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки

- почему выбран тот или иной уровень);

б ) групповая

акцентирование

ценности

деятельности

каждого

члена

группы для достижения максимального результата в решении поставленной

задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую

помощь в работе оказал… (имя)»);

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

Коммуникативная

-

ее

объектом

являются

представления

о

внутреннем

мире

другого

человека

и

причинах

его

поступков.

Здесь

рефлексия выступает механизмом познания другого человека.

Личностная - объектом познания является сама познающая личность,

ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к

другим.

Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода

задач, в способности анализировать различные способы решения, находить

более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

-Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято

считать, но и на любом его этапе.

-Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую

копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым.

-Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить

смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация.

1.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

2.

Рефлексия деятельности.

3.

Рефлексия содержания учебного материала.

-Приемы рефлексии эмоционального состояния.

1. Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого

пальца вверх или вниз.

-Можно использовать множество других приёмов. Например, «Солнышко» -

мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня

ничего не получилось.

-Или, «Радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - грустно и так

далее.

Рефлексия деятельности.

-Этот

вид

приемлем

на

этапе

проверки

домашнего

задания,

защите

проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов

работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а

применение в конце урока покажет активность каждого ученика.

-Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления

уровня осознания содержания пройденного.

-Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и

того,

как

работали

т.е.

каждый

оценивает

свой

вклад

в

достижение

поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы

класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

-Ребята

по

кругу

высказываются

одним

предложением,

выбирая

начало

фразы из рефлексивного экрана на доске:

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я выполнял задания…

5. Я понял, что…

6. Теперь я могу…

7. Я почувствовал, что…

8. Я приобрел…

9. Я научился…

10. У меня получилось …

11. Я смог…

12. Я попробую…

13. Меня удивило…

14. Урок дал мне для жизни…

-Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится

не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.

-Таким

образом,

рефлексия

на

уроке

это

совместная

деятельность

учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс,

ориентируясь на личность каждого ученика.

-

А

сейчас,

уважаемые

коллеги,

разрешите

мне

с

моими

учениками

продемонстрировать

вам

небольшой

фрагмент

урока,

на

котором

я

постараюсь

показать

один

из

приёмов

рефлексии

такой,

как

рефлексия

содержания учебного материала.

- Сейчас я приглашу в класс своих учеников.

- Они займут приготовленные для них посадочные места.

- Ребята, которые сейчас будут со мной работать, не догадываются о чём

пойдёт речь, какая перед ними стоит задача.

- Я приглашаю в класс своих учеников и с радостью вас с ними знакомлю:

…………………………. (Ф.И. учеников)

Фрагмент урока.

- Ребята, расскажите мне и нашим гостям в каком настроении вы сейчас

находитесь?

( Я с детьми).

- Для того, чтобы вы смогли мне сами, как настоящие открыватели, сказать

цель нашей встречи, предлагаю вам послушать небольшой фрагмент детской

песни. (Дважды два четыре).

- О чём пелось в песне?

- О каком арифметическом действии пойдёт речь? (Умножение)

- Какие слова в песни подсказали вам?

- Понятие умножение знакомо вам или для вас это новый термин?

- Назовите компоненты умножения. (Множитель, множитель, произведение)

- Как найти неизвестный множитель? (М=ПР:М)

- Каким ещё арифметическим действием мы можем заменить умножение?

- На доске написаны два столбика математических выражений.

- Найдите и подчеркните те выражения, которые нельзя заменить сложение

умножением. (По цепочке, ШД)

6+6+6+6 9+9+9-8-8

7+7+7+7-7 23+23+23+23+25

2+2+2+2 5+5

4-4-4-4-4 10+10+10+10

- Ребята, у кого вызвало затруднение это задание?

- Тимоша выйдет к доске и на шкале достижений оценит нашу работу.

- А как вы считаете, такого рода задания, зачем мы используем на уроках?

- Какова от них польза, ели она есть, на ваш взгляд?

- У вас на столе лежат карточка с заданием.

-

Вам

необходимо

заполнить

таблицу

неизвестными

множителем

или

произведением.

-Оцените представленную работу.

-Отметьте свой уровень на ШД.

-Если какое-нибудь задание вызовет у вас затруднение или непонимание,

отметьте его знаком вопроса.

-Мы к нему вернёмся с объяснением.

- Приступаем к работе.

- Проверяем.

Множитель

4

6

1

7

4

Множитель

2

2

0

Произведение

10

12

5

16

- У кого возникли трудности?

- Оцените окончательный результат на ШД.

- Кто задавал себе высокий уровень и справился с поставленной целей?

- У кого были другие предположения и что у вас в результате получилось?

-

Ребята,

как

в

жизни

могут

пригодится

нам

знания,

связанные

с

умножением?

- Зачем нам учиться умножать числа друг на друга, если их можно заменить

суммой одинаковых слагаемых?

Рефлексия.

- Выберите одно из предложений и закончите его своим утверждением.

Мне было легко выполнять…..

Я испытывал(а) трудности ……

У меня особенно получилось ….

Я бы похвалил(а) бы себя …..

- Ребята, спасибо большое за участие и работу.

- В начале нашей встречи у вас преобладало отличное настроение, а какое оно

у вас сейчас?

Дети уходят.

- Уважаемые коллеги, только что я показала на небольшом фрагменте уроке

как можно применить рефлексию.

-Обратите внимание, что ШД, с которой сейчас работали ребята можно

использовать учителем по-разному.

-Её можно вести целую неделю по всем или выборочным предметам.

-Использовать перед любым видом работы.

-ШД можно проверять в конце учебного дня, после заданий, сами ученики

могут проверить её, могут принять участия и родители.

-А сейчас я попрошу Вас снова вернуться к своей ШД.

-Отметьте сейчас над понятием Я УМЕЮ свой уровень.

-Сравните две позиции Я ЗНАЮ и Я УМЕЮ.

-На этом мой мастер-класс подошёл к концу.

-Всем спасибо за внимание.

РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР – КЛАССА.

-Уважаемые коллеги, у вас сигнальные карточки (смайлики): зелёная, жёлтая

и красная.

-Если

вам

понравился

мой

мастер-класс:

это

было

актуально,

полезно,

интересно и вы будете это использовать в своей работе – покажите мне

зелёный смайлик.

-Если это всё вас совсем не тронуло – покажите красный смайлик.

-Ну, а если вам всё не до конца понятно и что с этими знаниями делать,

покажите жёлтый смайлик.

-Спасибо всем за внимание.



В раздел образования