Автор: Рыбакова Елена Михайловна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: ГБУДО г. Москвы "Детская музыкальная школа им. А.Н.Александрова"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: "Изучая музыку"
Тема: "Музыка, музыкальное искусство - основа воспитания творческой личности"
Раздел: дополнительное образование
"Музыка,
музыкальное
искусство
–
основа
воспитания
творческой личности"
Рыбакова Елена Михайловна, преподаватель фортепиано
ГБУДО
г.
Москвы
«Детская
музыкальная
школа
им.
А.
Н.
Александрова»
Изучая музыку, дети начинают понимать, что они изучают саму
жизнь. Поэтому музыка подвластна законам жизни и поэтому она
существует, развивается и воздействует на людей. Музыка доступна
всем
людям.
Она,
также
как
и
литература
и
изобразительное
искусство,
решительно
вторгается
во
все
области
воспитания
и
образования
детей,
являясь
могучим
и
ничем
не
заменимым
средством формирования их духовного мира.
Основополагающая задача учителя – помочь формированию в
своих воспитанниках музыкальных, духовных, нравственных взглядов
на жизнь, увлечь их музыкой вообще. Без увлеченности невозможно
воспитать в ребенке музыкальную культуру, поэтому учитель должен
вести урок как живую свободную импровизацию. Дети дошкольного
возраста лучше усваивают предлагаемый им материал в форме игры.
Поэтому учитель должен быть не только музыкально образованным,
любить музыку, но еще и уметь в доступной форме через игру, через
выдумку, донести до своего ученика то, что необходимо усвоить. В
сознании детей должен постепенно накапливаться запас музыкальных
впечатлений, понятий и терминов, приобретаться слуховой опыт. С
первых уроков развития слуха, памяти, чувства ритма, понимания
выразительных и изобразительных возможностей музыки выработка
исполнительских навыков происходит, опираясь на такие музыкальные
жанры, как марш, танец и песня.
В
ГБУДО
г.
Москвы
«Детская
музыкальная
школа
им.
А.
Н.
Александрова» открыто эстетическое отделение для детей 4-6 лет.
Программа
включает
в
себя
несколько
развивающих
занятий:
слушание музыки, хоровое пение, ритмика, индивидуальное занятие
(основы музыкальной грамоты, развитие музыкального слуха, памяти,
ритма и т.д.) - и рассчитана на 2 года обучения.
Занятия проходят в игровой форме, интересно, дети очень
увлечены. Преподаватели постоянно ищут и применяют новые приемы
в обучении: на хоре дети поют и; на слушании учатся слышать и
рассуждать
о
музыке,
исполняют
несложные
народные
песни
на
деревянных ложках; индивидуальные занятия включают в себя не
только пение несложных попевок, детских песенок, но и первые знания
в
области
музыкальной
грамоты
(звуки,
звуковысотность,
мажор-
минор, ритм, темп, пауза, ноты, длительности нот и т.д.).
За период работы с детьми данного возраста можно отметить
заметный
прогресс
в
их
эстетическом
развитии.
Если
в
начале
обучения они только слушали и выполняли несложные задания, то
сейчас они стали более активны, все больше детей смело отвечают на
уроках,
фантазируют,
рассуждают,
сами
просят
спеть
любимую
песенку, послушать детскую оперу или поиграть на ложках, очень
любят играть в музыкальные игры с движением. Дети хорошо усвоили
длительности нот, точно могут прохлопать ритмический рисунок по
заданию
преподавателя
или
по
примеру
из
нотного
сборника,
безошибочно
слышат
мажор-минор,
отвечают
музыкальными
терминами, поют с помощью ручных знаков по нотам.
Можно с уверенностью сказать, что эстетическим развитием детей
необходимо заниматься очень серьезно и как можно раньше (с 4-х
лет), так как сейчас сама жизнь показала, что произошло большое
упущение в этом направлении. У большинства детей, поступающих в 1
класс, слабая память, они с трудом запоминают стихи, не хотят читать,
у них снижено внимание, страдает поведение. Преподаватели нашей
школы старательно помогают привить маленьким детям всё то, что им
будет необходимо в школе и жизни вообще.
На занятиях слушания музыки дети учатся различать характеры
трех
девочек
-
резвушки,
плаксы
и
злюки,
характеры
героев
музыкальных сказок «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят», «Три
поросенка», «Голубой щенок» и др. По характеру мелодии без труда
определяют
колыбельную
или
шуточную
игровую
песенк у,
танцевальную или маршевую.
Из множества звучащей вокруг нас музыки мы слышим ее
интонации (мягкая, спокойная песня, призывный сигнал и др.), а также
музыкальные интонации, связанные с человеческой речью (интонации
стона, крика, злобы, нежности, печали, радости и т.д.). Интонации,
выражающие внутренний мир человека, его разнообразные движения
(шаг, прыжки, бег, танец) равно как и интонации, заимствованные из
звуков природы, животного мира, звуков города и т.д. – безграничны.
Слушая музыку, дети вслушиваются в ее тайны, звуки и открывают
внутри
себя
новый
мир,
воплощенный
в
звуках,
в
мелодических
интонациях.
Формирование у подрастающего поколения духовно-нравственных
ценностей, эмоциональной отзывчивости, ответственного отношения к
любому
делу
является
основой
образования.
Занимаясь
хоровым
пением,
ребенок,
прежде
всего,
знакомится
с
живой,
образной
разговорной
речью,
учится
видеть
красоту
слова,
его
звучность,
напевность.
Пение является самым массовым и доступным видом искусства, а
песня
–
одно
из
ценнейших
средств
нравственно-эстетического
воспитания, благодаря единству музыкального и литературного текста.
Занятия
хоровым
пением
развивают
эмоционально-чувственную
сферу,
художественно-образное,
ассоциативное
мышление,
фантазию, поэтому в системе дополнительного образования хоровому
обучению отводится особая роль.
Занятия с детьми дошкольного возраста в музыкальной школе
очень интересны. Ведь ребенок еще только учится познавать мир. Ему
интересно буквально все. Каждый урок для него открытие, он задает
массу
вопросов,
искренне
переживает,
глубоко
чувствует
и
очень
мудро рассуждает. На всех занятиях эстетического воспитания мы
ставим задачи как воспитательные, так и образовательные. Тесная
связь с родителями помогает развивать у детей творческие навыки.
Родители тоже включились в этот увлекательный творческий процесс
и вместе с детьми занимаются тем, что предлагают преподаватели –
рисуют, поют, помогают выполнять задания в музыкальных прописях и
по инструменту.
В конце каждого полугодия мы проводим урок-концерт для
родителей, и это становится уже традицией. Готовимся к уроку очень
тщательно: отрабатываем весь отобранный заранее материал для
него.
Это
не
просто
концерт,
а
урок
общения
с
детьми
и
их
родителями.
Родители
должны
наглядно
увидеть
и
услышать,
как
занимаются музыкой их дети, а преподаватели черпают для себя
методические приемы этих уроков, накапливают опыт их проведения.
На урок-концерт могут быть приглашены и другие ученики школы,
которые
могут
исполнить
музыкальную
пьесу,
спеть
вокальное
произведение
и
т.д.
Это
будет
являться
новым
музыкальным
впечатлением. С любого творческого урока дети уходят с хорошим
настроением,
но
урок-концерт
для
них
–
это
настоящий
праздник
музыки!