Автор: Лоскутникова Елена Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №13
Населённый пункт: г. Хилок
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Трудные вопросы орфографии"
Раздел: среднее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку
«Трудные вопросы орфографии»
в 8 «Б» классе
Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Государственный образовательный стандарт предполагает получение учащимися разной возрастной категории устойчивых знаний в
области
фонетики,
лексики,
словообразования,
морфологии
и,
конечно
же,
орфографии.
Проблема
отсутствия
«языкового
чутья»
сопровождает современного школьника вплоть до выпускных классов. Именно это заставляет учителей вновь и вновь обращаться к
методикам, направленным на развитие навыков орфографической «зоркости».
Известно, что усвоение школьниками программного материла по русскому языку в 8 классе вызывает наибольшие трудности.
Школьникам трудна орфография причастий, деепричастий, наречий (поскольку написание многих наречий не подчиняется общим правилам),
частиц
и
т.д.
Программа
элективного
курса
«Трудные
вопросы
орфографии».
призвана
решить
проблему
постоянно
возникающей
необходимости возвращения на уроках к ранее (в этом же году) изученному с целью обработки умений и навыков.
Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической
зоркости, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для
последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.
Цель изучения элективного курса «Трудные вопросы орфографии»:
обобщить и углубить полученные ранее знания по правописанию;
совершенствовать
орфографическую
и
пунктуационную
грамотность
учащихся;
активизировать
внимание
учащихся
к
собственной
письменной речи;
обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы;
способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
Задачи организации учебной деятельности:
овладение основными нормами русского литературного языка;
создание прочной базы орфографических навыков;
формирование языковой и лингвистической компетенций;
совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
развитие коммуникативных навыков;
развитие ассоциативного мышления учащихся.
Основные учебные цели:
Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия
углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора
учащихся, планомерное формирование опыта организации исследовательской деятельности по русскому языку.
Общая характеристика учебного предмета:
Данный элективный курс предлагает решить проблему орфографической грамотности через систему морфемико-словообразовательных
упражнений. Изучение словообразования является благодатным материалом для решения задач развития мышления учащихся, и задача
учителя состоит в том, чтобы полнее использовать эти возможности при обучении детей. Задача данного курса – не только вооружить
ученика определённым багажом знаний, но и научить самостоятельно приобретать знания, развивать умения, навыки.
Методика
изучения
словообразования
как
основы
формирования
орфографических
навыков
и
развития
мышления
предполагает
знакомство со словообразовательными гнездами и лексическим значением входящих в них слов, знакомство с морфемами и их морфами:
корнем,
суффиксом,
приставкой,
изучение
фонемо-буквенного
состава
морфемы,
наблюдение
над
возможным
позиционными
и
непозиционными чередованиями при словоизменении и словообразовании.
В рамках данного курса целесообразно обратиться к вопросу систематизации морфем (смыслообразующих и формообразующих).
Особый раздел курса, конечно же, должен быть посвящен окончанию и правописанию окончаний различных частей речи.
Работа по созданию «банка морфем» помогает решить проблему усовершенствования орфографических навыков учащихся. В практике
учителей возможна следующая система работы по созданию «банка морфем».
Рабочая учебная программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии» в 8 классе составлена на основе государственного
стандарта основного общего образования и нормативных документов о предпрофильной подготовке в школьном образовательном процессе и
рассчитана на учащихся 8 классов.
Общий объём часов на изучение данного курса,
предусмотренный учебным планом:
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Данная рабочая программа предназначена для реализации в 8 классе, т.к. качество
знаний учащихся данного класса крайне низок и требует систематической работы по формированию орфографической зоркости.
Место элективного курса «Трудные вопросы орфографии» в базисном учебном (образовательном) плане:
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации
предусматривает
реализацию элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии» в объеме 34 ч. в 8 классе.
Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения элективного курса «Трудные вопросы орфографии»
учащиеся должны
знать:
орфографические нормы написаний;
нормы употребления слитных, раздельных и дефисных написаний, которые регулируются правилами и соответствующим орфографическим
минимумом;
уметь:
аргументировано доказывать принадлежность слова к той или иной части речи;
отличать служебные части речи от самостоятельных;
опознавать орфограммы в соответствии с изученными правилами;
правильно применять орфографические правила;
исправлять орфографические ошибки.
Использование
системы
упражнений
предусматривает
различные
формы
и
приемы
работы
учащихся:
упражнения
по
аналогии,
исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные
каталоги, Интернет), и др.
Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия
Календарно-тематическое планирование
программного материала элективного курса
по русскому языку в 8 А классе
«Трудные вопросы орфографии»
Всего уроков
Теоретическая часть
Практическая часть
Контрольных работ
17
10
20
4
№
п/п
Раздел программы
Тип урока
Количество часов
Из них
Дата
проведения
теоретическая
часть
практическая часть
контрольная
работа
планируемая
фактическая
I
Понятие о смыслообразующих и формообразующих
морфемах
3
1
2
-
1
1.1
Понятие
о
смыслообразующих
и
формообразующих
морфемах.
Систематизация
знаний
1
Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия
2
1.2
Смыслообразующие морфемы.
Систематизация
знаний
1
3
1.3
Формообразующие морфемы.
Систематизация
знаний
1
II
Корень как основная морфема слова.
Классификация корневых морфем
9
2
8
1
4
2.1
Корень
как
основная
морфема
слова.
Классификация
корневых
морфем.
Систематизация
знаний
1
5
2.2
Правописание
корней
с
безударной
гласной,
проверяемой
и
не
проверяемой ударением.
Систематизация
знаний
1
6
2.3
Классификация и правописание корней с чередующимися гласными.
Систематизация
знаний
1
7
2.4
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от
ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-).
Систематизация
знаний
1
8
2.5
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от
корневых согласных (-лаг-, -раст-, -скоч-).
Систематизация
знаний
1
9
2.6
Правописание
корней
с
чередующимися
гласными,
зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-).
Систематизация
знаний
1
10
2.7
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от
значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-).
Систематизация
знаний
1
11
2.8
Правописание
корней
с
непроверяемыми
согласными.
Удвоенные согласные в корнях слов.
Систематизация
знаний
1
12
2.9
Контрольная работа на тему: «Правописание корней».
Контрольная
работа
III
Правописание приставок. Классификация приставок
8
3
4
1
13
3.1
Приставка как словообразующая морфема. Классификация
приставок.
Систематизация
знаний
1
14
3.2
Приставки с традиционным написанием.
Систематизация
знаний
1
15
3.3
Приставки с позиционным написанием.
Систематизация
знаний
1
16
3.4
Правописание приставок пре, при-.
Систематизация
знаний
1
17
3.5
Правописание приставок раз/с-, роз/с-.
Систематизация
1
Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия
знаний
18
3.6
Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.
Систематизация
знаний
1
19
3.7
Правописание Ы и И после приставок.
Систематизация
знаний
1
20
3.8
Контрольная работа на тему: «Правописание приставок».
Контрольная
работа
1
IV
Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов
8
1
6
1
21
4.1
Суффикс как словообразующая морфема. Классификация
суффиксов.
Систематизация
знаний
1
22
4.2
Правописание суффиксов существительных.
Систематизация
знаний
1
23
4.3
Правописание суффиксов прилагательных.
Систематизация
знаний
1
24
4.4
Правописание суффиксов глаголов.
Систематизация
знаний
1
25
4.5
Правописание суффиксов причастий.
Систематизация
знаний
1
26
4.6
Правописание суффиксов деепричастий.
Систематизация
знаний
1
27
4.7
Правописание суффиксов наречий.
Систематизация
знаний
1
28
4.8
Контрольная работа на тему: «Правописание суффиксов».
Контрольная
работа
1
V
Понятие об окончании.
5
1
3
1
29
5.1
Понятие об окончании.
Систематизация
знаний
1
30
5.2
Правописание окончаний имен существительных
Систематизация
знаний
1
31
5.3
Правописание окончаний имен прилагательных и
причастий.
Систематизация
знаний
1
32
5.4
Правописание окончаний глаголов.
Систематизация
знаний
1
33
5.5
Контрольная работа на тему: «Правописание окончаний».
Контрольная
работа
1
Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия
VI
Заключение
1
1
-
-
34
Как решать трудные вопросы орфографии.
Систематизация
знаний
1
Список литературы:
1.
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2001 г.
2.
Баранов М.Т.,
Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. Учебник для 7 класса общеобразовательных
учреждений «Русский язык» – М.: Просвещение, 2012 г.
3.
Богданова Г.А. Лингвистический тренажёр. Тестовые задания по русскому языку в 7 классе. – М.: Просвещение, 2009 г.
4.
Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. – Волгоград: Учитель, 2007 г.
5.
Горашова Н.Г. Поурочное планирование по русскому языку в 7 классе. – М.: Экзамен, 2007 г.
6.
Ткаченко Н. Русский язык. Диктанты 7 класс. – М.: Айрис-пресс, 2012 г.
7.
Макарова Б.А. Абсолютная орфографическая грамотность за 30 дней. – М.: Астрель, 2012 г.
8.
Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. М.: Просвещение. 2012 г.
9.
Штоль А.А. Русский язык в таблицах для школьников и абитуриентов. – М.: Тригон, 2012 г.
10.
Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 1998 г.
Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия