Напоминание

"Трудные вопросы орфографии"


Автор: Лоскутникова Елена Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №13
Населённый пункт: г. Хилок
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Трудные вопросы орфографии"
Раздел: среднее образование





Назад




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по русскому языку

«Трудные вопросы орфографии»

в 8 «Б» классе

Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Государственный образовательный стандарт предполагает получение учащимися разной возрастной категории устойчивых знаний в

области

фонетики,

лексики,

словообразования,

морфологии

и,

конечно

же,

орфографии.

Проблема

отсутствия

«языкового

чутья»

сопровождает современного школьника вплоть до выпускных классов. Именно это заставляет учителей вновь и вновь обращаться к

методикам, направленным на развитие навыков орфографической «зоркости».

Известно, что усвоение школьниками программного материла по русскому языку в 8 классе вызывает наибольшие трудности.

Школьникам трудна орфография причастий, деепричастий, наречий (поскольку написание многих наречий не подчиняется общим правилам),

частиц

и

т.д.

Программа

элективного

курса

«Трудные

вопросы

орфографии».

призвана

решить

проблему

постоянно

возникающей

необходимости возвращения на уроках к ранее (в этом же году) изученному с целью обработки умений и навыков.

Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической

зоркости, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для

последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.

Цель изучения элективного курса «Трудные вопросы орфографии»:

обобщить и углубить полученные ранее знания по правописанию;

совершенствовать

орфографическую

и

пунктуационную

грамотность

учащихся;

активизировать

внимание

учащихся

к

собственной

письменной речи;

обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы;

способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.

Задачи организации учебной деятельности:

овладение основными нормами русского литературного языка;

создание прочной базы орфографических навыков;

формирование языковой и лингвистической компетенций;

совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;

развитие коммуникативных навыков;

развитие ассоциативного мышления учащихся.

Основные учебные цели:

Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора

учащихся, планомерное формирование опыта организации исследовательской деятельности по русскому языку.

Общая характеристика учебного предмета:

Данный элективный курс предлагает решить проблему орфографической грамотности через систему морфемико-словообразовательных

упражнений. Изучение словообразования является благодатным материалом для решения задач развития мышления учащихся, и задача

учителя состоит в том, чтобы полнее использовать эти возможности при обучении детей. Задача данного курса – не только вооружить

ученика определённым багажом знаний, но и научить самостоятельно приобретать знания, развивать умения, навыки.

Методика

изучения

словообразования

как

основы

формирования

орфографических

навыков

и

развития

мышления

предполагает

знакомство со словообразовательными гнездами и лексическим значением входящих в них слов, знакомство с морфемами и их морфами:

корнем,

суффиксом,

приставкой,

изучение

фонемо-буквенного

состава

морфемы,

наблюдение

над

возможным

позиционными

и

непозиционными чередованиями при словоизменении и словообразовании.

В рамках данного курса целесообразно обратиться к вопросу систематизации морфем (смыслообразующих и формообразующих).

Особый раздел курса, конечно же, должен быть посвящен окончанию и правописанию окончаний различных частей речи.

Работа по созданию «банка морфем» помогает решить проблему усовершенствования орфографических навыков учащихся. В практике

учителей возможна следующая система работы по созданию «банка морфем».

Рабочая учебная программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии» в 8 классе составлена на основе государственного

стандарта основного общего образования и нормативных документов о предпрофильной подготовке в школьном образовательном процессе и

рассчитана на учащихся 8 классов.

Общий объём часов на изучение данного курса,

предусмотренный учебным планом:

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Данная рабочая программа предназначена для реализации в 8 классе, т.к. качество

знаний учащихся данного класса крайне низок и требует систематической работы по формированию орфографической зоркости.

Место элективного курса «Трудные вопросы орфографии» в базисном учебном (образовательном) плане:

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации

предусматривает

реализацию элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии» в объеме 34 ч. в 8 классе.

Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения элективного курса «Трудные вопросы орфографии»

учащиеся должны

знать:

орфографические нормы написаний;

нормы употребления слитных, раздельных и дефисных написаний, которые регулируются правилами и соответствующим орфографическим

минимумом;

уметь:

аргументировано доказывать принадлежность слова к той или иной части речи;

отличать служебные части речи от самостоятельных;

опознавать орфограммы в соответствии с изученными правилами;

правильно применять орфографические правила;

исправлять орфографические ошибки.

Использование

системы

упражнений

предусматривает

различные

формы

и

приемы

работы

учащихся:

упражнения

по

аналогии,

исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные

каталоги, Интернет), и др.

Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Календарно-тематическое планирование

программного материала элективного курса

по русскому языку в 8 А классе

«Трудные вопросы орфографии»

Всего уроков

Теоретическая часть

Практическая часть

Контрольных работ

17

10

20

4

п/п

Раздел программы

Тип урока

Количество часов

Из них

Дата

проведения

теоретическая

часть

практическая часть

контрольная

работа

планируемая

фактическая

I

Понятие о смыслообразующих и формообразующих

морфемах

3

1

2

-

1

1.1

Понятие

о

смыслообразующих

и

формообразующих

морфемах.

Систематизация

знаний

1

Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

2

1.2

Смыслообразующие морфемы.

Систематизация

знаний

1

3

1.3

Формообразующие морфемы.

Систематизация

знаний

1

II

Корень как основная морфема слова.

Классификация корневых морфем

9

2

8

1

4

2.1

Корень

как

основная

морфема

слова.

Классификация

корневых

морфем.

Систематизация

знаний

1

5

2.2

Правописание

корней

с

безударной

гласной,

проверяемой

и

не

проверяемой ударением.

Систематизация

знаний

1

6

2.3

Классификация и правописание корней с чередующимися гласными.

Систематизация

знаний

1

7

2.4

Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от

ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-).

Систематизация

знаний

1

8

2.5

Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от

корневых согласных (-лаг-, -раст-, -скоч-).

Систематизация

знаний

1

9

2.6

Правописание

корней

с

чередующимися

гласными,

зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-).

Систематизация

знаний

1

10

2.7

Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от

значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-).

Систематизация

знаний

1

11

2.8

Правописание

корней

с

непроверяемыми

согласными.

Удвоенные согласные в корнях слов.

Систематизация

знаний

1

12

2.9

Контрольная работа на тему: «Правописание корней».

Контрольная

работа

III

Правописание приставок. Классификация приставок

8

3

4

1

13

3.1

Приставка как словообразующая морфема. Классификация

приставок.

Систематизация

знаний

1

14

3.2

Приставки с традиционным написанием.

Систематизация

знаний

1

15

3.3

Приставки с позиционным написанием.

Систематизация

знаний

1

16

3.4

Правописание приставок пре, при-.

Систематизация

знаний

1

17

3.5

Правописание приставок раз/с-, роз/с-.

Систематизация

1

Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

знаний

18

3.6

Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.

Систематизация

знаний

1

19

3.7

Правописание Ы и И после приставок.

Систематизация

знаний

1

20

3.8

Контрольная работа на тему: «Правописание приставок».

Контрольная

работа

1

IV

Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов

8

1

6

1

21

4.1

Суффикс как словообразующая морфема. Классификация

суффиксов.

Систематизация

знаний

1

22

4.2

Правописание суффиксов существительных.

Систематизация

знаний

1

23

4.3

Правописание суффиксов прилагательных.

Систематизация

знаний

1

24

4.4

Правописание суффиксов глаголов.

Систематизация

знаний

1

25

4.5

Правописание суффиксов причастий.

Систематизация

знаний

1

26

4.6

Правописание суффиксов деепричастий.

Систематизация

знаний

1

27

4.7

Правописание суффиксов наречий.

Систематизация

знаний

1

28

4.8

Контрольная работа на тему: «Правописание суффиксов».

Контрольная

работа

1

V

Понятие об окончании.

5

1

3

1

29

5.1

Понятие об окончании.

Систематизация

знаний

1

30

5.2

Правописание окончаний имен существительных

Систематизация

знаний

1

31

5.3

Правописание окончаний имен прилагательных и

причастий.

Систематизация

знаний

1

32

5.4

Правописание окончаний глаголов.

Систематизация

знаний

1

33

5.5

Контрольная работа на тему: «Правописание окончаний».

Контрольная

работа

1

Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

VI

Заключение

1

1

-

-

34

Как решать трудные вопросы орфографии.

Систематизация

знаний

1

Список литературы:

1.

Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2001 г.

2.

Баранов М.Т.,

Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. Учебник для 7 класса общеобразовательных

учреждений «Русский язык» – М.: Просвещение, 2012 г.

3.

Богданова Г.А. Лингвистический тренажёр. Тестовые задания по русскому языку в 7 классе. – М.: Просвещение, 2009 г.

4.

Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. – Волгоград: Учитель, 2007 г.

5.

Горашова Н.Г. Поурочное планирование по русскому языку в 7 классе. – М.: Экзамен, 2007 г.

6.

Ткаченко Н. Русский язык. Диктанты 7 класс. – М.: Айрис-пресс, 2012 г.

7.

Макарова Б.А. Абсолютная орфографическая грамотность за 30 дней. – М.: Астрель, 2012 г.

8.

Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. М.: Просвещение. 2012 г.

9.

Штоль А.А. Русский язык в таблицах для школьников и абитуриентов. – М.: Тригон, 2012 г.

10.

Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 1998 г.

Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия



В раздел образования