Напоминание

"Великая Российская революция. Февраль 1917 г."


Автор: Вакина Марина Федоровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ "Средняя школа № 42"
Населённый пункт: г. Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Великая Российская революция. Февраль 1917 г."
Раздел: полное образование





Назад




Учитель Вакина Марина Федоровна, МАОУ «СШ № 42»

Класс: 10

Предмет: Урок истории.

Тема «Великая Российская революция. Февраль 1917 г.»

I. Описание идеи: Рассмотреть причины и последствия февральских событий 1917 г.

Провести урок-исследование.

Цели урока:

1.

Формирование представления о причинах, приведших к февральским событиям 1917г. и последующих событиях весны-лета

1917 г.

2.

Развитие интереса к отечественной истории.

3.

Воспитание уважения к историческим персоналиям революционных событий 1917г.

Задачи:

1.

Называть даты важнейших исторических событий, показать основные события революции

2.

Развивать навыки и умения анализа причинно-следственных связей явлений и событий, используя тексты декретов и других

документов.

3.

Высказывать суждения об альтернативах развития России в 1917 году.

4.

Познакомить с понятиями и терминами.

Формирование УУД:

метапредметные: сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность; анализировать и обобщать факты, составлять

таблицы, формулировать и обосновывать выводы, использовать современные источники информации; решать творческие задачи,

представлять результаты своей деятельности; проявлять готовность к сотрудничеству с сооучастниками, коллективной работе, осваивать

основы межкельтурного взаимодействия в школе и в социальном окружении;

личностные: осознавать свою идентичность как граждан страны; осваивать гуманистические традиции и ценности общества; осмысливать

социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

После проведения урока учащиеся смогут:

- проводить хронологизацию февральских событий;

- анализировать информацию исторических источников, систематизировать исторический материал, содержащийся в учебнике и

дополнительной литературе,

- объяснять причины и следствия ключевых событий по теме, формулировать и обосновывать заключения и выводы.

Основные понятия (словарь):

Временное правительство – высший исполнительно-распорядительный и законодательный орган государственной власти в России в период

между Февральской и Октябрьской революциями.

Декрет – постановление верховной власти по какому-либо вопросу, имеющее силу закона.

Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов – коллегиальный представительный орган власти, созданный в Петрограде в

первые дни Февральских революционных событий и претендовавший на высшую власть не только в Петрограде, но и во всей России.

Учредительное собрание – представительное парламентское учреждение, созванное на основе всеобщего избирательного права для

установления формы правления и выработки конституции.

План занятия.

1.

Причины революционного кризиса.

2.

Падение монархии.

3.

Временное правительство и его программа.

4.

Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты.

5.

Кризисы Временного правительства.

Вопросы урока (проблема):

Почему столь стремительно рухнула монархия в России?

Каковы перспективы развития России?

Материалы (ресурсное обеспечение занятия):

- учебник История России XX – начало XXI века: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений/Под ред. А.В.Торкунова. -

М.: «Просвещение», 2016.,

- исторические документы;

- рабочий лист

- иллюстрации учебника,

- видеофрагмент.

II. Вводная часть

Мотивация: Несмотря на то, что прошло сто лет с начала Великой революции, до сих пор историки спорят о значении этих событий в жизни

нашего государства.

III. Основная часть

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся:

1.Информ

ацион

ный блок

Перед уроком учитель раздает учащимся рабочие листы с

документами и заданиями.

Учитель. В 1830 году М. Ю. Лермонтов написал одно

стихотворение. Послушаем.

Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь;

Когда детей, когда невинных жен

Низвергнутый не защитит закон;

Когда чума от смрадных, мертвых тел.

Начнет бродить среди печальных сел,

Чтобы платком из хижин вызывать,

И станет глад сей бедный край терзать.

О чем пророчествовал Лермонтов?

Когда это произошло?

Какая тема урока?

Учащиеся получают рабочие листы с документами и

заданиями.

Учащиеся предполагают: О падении самодержавия.

В ходе февральских революционных событий.

Тема: Великая Российская революция. Февраль 1917 г.

Учитель. Россия на рубеже 1916 и 1917гг. находилась в тяжелом

положении.

Работа с документами.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ

1.

Прокомментируйте текст документа

2.

Какие события явились началом Февральской

революции?

3.

Подумайте, было ли неизбежным в сложившейся в

стране ситуации падение самодержавия?

4.

Каковы глубинные причины революции?

Задание. Работа с документами.

Из показаний последнего царского министра внутренних

дел А.Д. Протопопова Чрезвычайной следственной

комиссии Временного правительства (о положении в стране

в конце 1916 г. – начале 1917 г.)

Финансы расстроены. Товарообмен нарушен… Пути

сообщения в полном расстройстве, что чрезвычайно осложнило

экономическое и военное положение. Двоевластие (Ставка и

министерство) на железных дорогах привело к ужасающим

беспорядкам… Поборы обезлюдели деревни, остановили

землеобрабатывающую промышленность; ощутился громадный

Работая с документами, определите причины Февральской

революции.

Вспомните причины первой русской революции 1905-1907 гг.

Сравните причины революции 1905-1907 гг. и Февральских

событий 1917 г.

Т.Е. перед революцией стояли задачи: свержение самодержавия

(при этом каждая из партий предлагала свою форму правления),

решение аграрного, рабочего, национального вопросов,

обеспечение демократических прав и свобод человека.

Учитель. Предпосылки Февральской революции заключались в

незавершенности первой революции 1905-1907 гг., в ходе

которой не были окончательно решены задачи демократизации

общества, созыва Учредительного собрания, что вызывало

недовольство либералов. Не было удовлетворено основное

требование рабочих - введение 8-и часового рабочего дня.

Несмотря на реформы П.Столыпина, не был окончательно

решен аграрный вопрос, что стало причиной недовольства

крестьян. Отсутствие политических прав и свобод

активизировало нелегальную деятельность оппозиционных

партий. За исключением небольших уступок, сделанных

недостаток рабочей силы… Города голодали, торговля была

задавлена, постоянно под страхом реквизиций… Искусство,

литература, ученый труд были под гнетом; рабочих превратили

в солдат, солдат в рабочих. Армия устала, недостатки понизили

ее дух.

Из воспоминаний члена I Думы, кадета Н.А. Бородина о

событиях Февральской революции

Нелепые распоряжения городских властей по части снабжения

столичного населения пищевыми продуктами и их нехватка

послужили первым толчком к резкому недовольству столичного

населения, которое начало устраивать демонстрации на улицах.

Попробовали его усмирить полицией и солдатами

петроградского гарнизона; но оказалось, солдаты неохотно

исполняли приказания начальства стрелять в голодную толпу, и

в отдельных случаях (казаки) они стали на сторону

демонстрантов против полиции. Это дало толчок к тому, чтобы

толпа горожан и фабричных рабочих начала громить

полицейские участки и избивать полицейских. Один из полков

открыто перешел на сторону восставшего народа, и столица

очутилась в руках революционной толпы и присоединившихся

к ней воинских частей, которые двинулись к Таврическому

дворцу, где заседала Государственная дума, и заявили о своей

верности Думе. Последняя, таким образом, в силу

сложившихся обстоятельств сделалась революционным

центром, а председатель Думы – М.В. Родзянко, вероятно,

никогда не мечтавший о такой роли, повел переговоры с царем

сначала о необходимости образовать новое правительство,

ответственное перед Государственной думой, а потом

благословил Шульгина и Гучкова ехать в качестве депутатов к

царю с требованием его отречения, которое царь и подписал в

вагоне, не доезжая до своей столицы. Мартовские события в

Петрограде развивались с такой быстротой, что трудно было за

ними следить.

Манифестом 17 октября 1905 г., демократические

преобразования в России так и остались незавершенными, а

значит, то, что вызвало первую революцию, должно было

проявиться вновь. Новые социальные потрясения были

неизбежны.

Ход революционных событий.

А теперь посмотрим кинохронику данных событий

(видеоролик).

Учитель. 2 марта 1917г. император отрекся от престола.

Самодержавие в России пало.

Своеобразие революции заключалось в установлении

двоевластия в стране:

буржуазно-демократическая власть была представлена

Временным правительством, его органами на местах

(комитеты общественной безопасности), местным

самоуправлением (городским и земским), в правительство

вошли представители партий кадетов и октябристов.

Почему оно называлось временным?

революционно-демократическая власть — Петроградским

Советом рабочих и солдатских депутатов, солдатскими

комитетами в армии и на флоте.

Деятельность новой власти.

Вспомним лозунги революции: «Хлеба», «Мира», «Долой

самодержавие! »

Первыми шагами Временного правительства стало введение

демократических свобод - слова, печати, собраний,

политической деятельности, а также отмена смертной казни и

проведение амнистии.

Народ требовал мира, но Временное правительство призывало

Уч-ся смотрят фильм. После просмотра анализируют, отмечают

важные события февральских событий

Уч-ся записывают определения «Временное правительство» и

«Советы рабочих, солдатских, крестьянских депутатов» в

рабочие листы.

воевать до победного конца, и россияне продолжали проливать

кровь на полях сражений. Народ требовал хлеба, но новая

власть еще меньше, чем, старая могла справиться с голодом.

Было ясно, что Временное правительство мало что способно

изменить. Его решения как следует не выполнялись и не

воплощались в жизнь. Оттого это правительство не

пользовалось доверием, не получило широкой поддержки. И

все-таки падение империи породило пьянящее чувство

свободы.

Кризисы власти.

Неспособность Временного правительства выйти из кризиса

вызвала рост революционного брожения по стране. Обстановка

в стране весной 1917г. действительно ухудшалась. Все

вопросы, поставленные революцией, предстояло решить

Учредительному собранию. Однако в обстановке хаоса

Временное правительство тянуло с его созывом, что приведет к

кризисам правительства. Используя параграф 3 определить

причины и итоги кризисов Временного правительства.

Задание. После свержения монархии страну ожидали

серьезные политические перемены. Как и почему менялось

настроение народных масс в марте-октябре 1917 г.? Что стало

причиной многочисленных кризисов Временного

правительства?

Уч-ся читают текст пункт 5 параграфа 3, задание

распределяется по рядам.

1 ряд рассказывает об апрельском кризисе,

2 ряд – об июньском,

3 ряд – об июльском.

2.Ана-

лити-

ческий

блок

Задание. Были ли близки либеральные ценности Февральской

революции (свобода, закон, личность) широким народным

массам?

- Всегда ли революции отвечают интересам народных масс?

- Оцените результаты падения самодержавия.

Уч-ся предполагают.

Заключит

ельная

часть

Задание: какая из предложенных оценок революции кажется

вам точной и справедливой (в рабочих листах):

а) революция – безусловное зло. Она всегда приводит к

Уч-ся читают точки зрения в рабочих листах, обсуждают.

разрушениям и жертвам, к потере преемственности

качественного развития. Но она неизбежно происходит, если в

государстве растет хаос – а хаос может расти только по вине

государственной власти, которая является единственной силой,

призванной и способной к тому, чтобы удерживать порядок.

Революции невозможны, если общество устроено правильно.

Если каждый занимает свое место и доволен им, то никто не

захочет это место терять, и тогда каждый становится

контрреволюционером. В таких условиях революционеры

обречены на изоляцию в пределах своей квартиры.

б) если государство само способствует революции, прямо или

косвенно, сопротивляться ей бессмысленно. Против лома нет

приема. Остается только переждать удар и быть готовым

сделать единственно возможное в постреволюционной

ситуации – перехватить ее на излете, воспользоваться ее

плодами.

в) революция 1917 была неизбежна, потому что устройство

государства отклонилось от своего естественного состояния

единства народа и власти. Чтобы избежать ее, необходимо было

восстановить это единство через восстановление соборности

общества сверху донизу, от уличных вече до Земского Собора.

И соборность укоренила бы вертикаль власти в глубинах

самого народа, сделав ее железной. Надо было возродить

патриаршество и церковный Собор как высшие органы

управления церкви.

Вернемся к главным проблемам урока -

Почему столь стремительно рухнула монархия в России?

Каковы перспективы развития России?

Задание. Смоделируйте историческую ситуацию:

1.

Невнимание Николая II к проблемам народа

2.

Поздняя реакция власти на февральские события

3.

Плохое продовольственное снабжение городов

4.

Нерешенные вопросы первой российской революции и

др.

Уч-ся предполагают.

а) превращение самодержавной монархии в конституционную;

б) сохранение самодержавия

Каковы итоги революции?

Были ли решены основные задачи революции?

Уч-ся отвечают. Основные вопросы не были решены.

Подведе-

ние

итогов

(обобще-

ние)

Вывод: Революции сами по себе не приходят. Революции

совершают люди. Главный вопрос любой революции - вопрос о

власти. И от того, в чьих руках она окажется, зависит будущее

государства и народа.

Либеральная власть в России, к сожалению, оказалась не

способна обеспечить современную модернизацию управления,

решить социально-экономические вопросы. Распространение

радикальных взглядов в обществе крайне опасно. В истории

мало примеров когда после революции наступают мирные дни.

Для демократизации общества в любое время молодому

поколению нужно иметь самостоятельное мышление,

объективные оценки, не путать собственное мнение с

общественными стереотипами. Необходимо поддерживать ту

власть, которая способна сохранять стабильность в обществе.

Оценива

ние

Учитель отмечает активность учащихся, выставляет оценки за

работу на уроке.

Домаш

нее

задание

Параграф 3, вопросы и задания к параграфу.

Заполнить таблицу «Хроника событий Февральской

революции в Петрограде с 23 февраля по 2 марта 1917 г.»

Пункт 1-2 параграфа 3.

Подготовить сообщения на тему «История в лицах» по

желанию:

А) Лавр Георгиевич Корнилов

Б) Владимир Ильич Ленин

Учащиеся записывают домашнее задание.

Хроника событий Февральской революции в Петрограде с 23

февраля по 2 марта 1917 г. (В таблице две колонки: Дата-

событие)

Рефлекси

я

В ходе работы с текстами документов и параграфа уч-ся делают

пометки «+» - понятно, «-» - не понятно, «*» - хотелось бы

узнать подробнее.

Уч-ся говорят, что было не понятно на уроке и о чем хочется

узнать подробнее.



В раздел образования