Автор: Вакина Марина Федоровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ "Средняя школа № 42"
Населённый пункт: г. Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Великая Российская революция. Февраль 1917 г."
Раздел: полное образование
Учитель Вакина Марина Федоровна, МАОУ «СШ № 42»
Класс: 10
Предмет: Урок истории.
Тема «Великая Российская революция. Февраль 1917 г.»
I. Описание идеи: Рассмотреть причины и последствия февральских событий 1917 г.
Провести урок-исследование.
Цели урока:
1.
Формирование представления о причинах, приведших к февральским событиям 1917г. и последующих событиях весны-лета
1917 г.
2.
Развитие интереса к отечественной истории.
3.
Воспитание уважения к историческим персоналиям революционных событий 1917г.
Задачи:
1.
Называть даты важнейших исторических событий, показать основные события революции
2.
Развивать навыки и умения анализа причинно-следственных связей явлений и событий, используя тексты декретов и других
документов.
3.
Высказывать суждения об альтернативах развития России в 1917 году.
4.
Познакомить с понятиями и терминами.
Формирование УУД:
метапредметные: сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность; анализировать и обобщать факты, составлять
таблицы, формулировать и обосновывать выводы, использовать современные источники информации; решать творческие задачи,
представлять результаты своей деятельности; проявлять готовность к сотрудничеству с сооучастниками, коллективной работе, осваивать
основы межкельтурного взаимодействия в школе и в социальном окружении;
личностные: осознавать свою идентичность как граждан страны; осваивать гуманистические традиции и ценности общества; осмысливать
социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
После проведения урока учащиеся смогут:
- проводить хронологизацию февральских событий;
- анализировать информацию исторических источников, систематизировать исторический материал, содержащийся в учебнике и
дополнительной литературе,
- объяснять причины и следствия ключевых событий по теме, формулировать и обосновывать заключения и выводы.
Основные понятия (словарь):
Временное правительство – высший исполнительно-распорядительный и законодательный орган государственной власти в России в период
между Февральской и Октябрьской революциями.
Декрет – постановление верховной власти по какому-либо вопросу, имеющее силу закона.
Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов – коллегиальный представительный орган власти, созданный в Петрограде в
первые дни Февральских революционных событий и претендовавший на высшую власть не только в Петрограде, но и во всей России.
Учредительное собрание – представительное парламентское учреждение, созванное на основе всеобщего избирательного права для
установления формы правления и выработки конституции.
План занятия.
1.
Причины революционного кризиса.
2.
Падение монархии.
3.
Временное правительство и его программа.
4.
Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты.
5.
Кризисы Временного правительства.
Вопросы урока (проблема):
Почему столь стремительно рухнула монархия в России?
Каковы перспективы развития России?
Материалы (ресурсное обеспечение занятия):
- учебник История России XX – начало XXI века: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений/Под ред. А.В.Торкунова. -
М.: «Просвещение», 2016.,
- исторические документы;
- рабочий лист
- иллюстрации учебника,
- видеофрагмент.
II. Вводная часть
Мотивация: Несмотря на то, что прошло сто лет с начала Великой революции, до сих пор историки спорят о значении этих событий в жизни
нашего государства.
III. Основная часть
Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся:
1.Информ
ацион
ный блок
Перед уроком учитель раздает учащимся рабочие листы с
документами и заданиями.
Учитель. В 1830 году М. Ю. Лермонтов написал одно
стихотворение. Послушаем.
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел.
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать.
О чем пророчествовал Лермонтов?
Когда это произошло?
Какая тема урока?
Учащиеся получают рабочие листы с документами и
заданиями.
Учащиеся предполагают: О падении самодержавия.
В ходе февральских революционных событий.
Тема: Великая Российская революция. Февраль 1917 г.
Учитель. Россия на рубеже 1916 и 1917гг. находилась в тяжелом
положении.
Работа с документами.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ
1.
Прокомментируйте текст документа
2.
Какие события явились началом Февральской
революции?
3.
Подумайте, было ли неизбежным в сложившейся в
стране ситуации падение самодержавия?
4.
Каковы глубинные причины революции?
Задание. Работа с документами.
Из показаний последнего царского министра внутренних
дел А.Д. Протопопова Чрезвычайной следственной
комиссии Временного правительства (о положении в стране
в конце 1916 г. – начале 1917 г.)
Финансы расстроены. Товарообмен нарушен… Пути
сообщения в полном расстройстве, что чрезвычайно осложнило
экономическое и военное положение. Двоевластие (Ставка и
министерство) на железных дорогах привело к ужасающим
беспорядкам… Поборы обезлюдели деревни, остановили
землеобрабатывающую промышленность; ощутился громадный
Работая с документами, определите причины Февральской
революции.
Вспомните причины первой русской революции 1905-1907 гг.
Сравните причины революции 1905-1907 гг. и Февральских
событий 1917 г.
Т.Е. перед революцией стояли задачи: свержение самодержавия
(при этом каждая из партий предлагала свою форму правления),
решение аграрного, рабочего, национального вопросов,
обеспечение демократических прав и свобод человека.
Учитель. Предпосылки Февральской революции заключались в
незавершенности первой революции 1905-1907 гг., в ходе
которой не были окончательно решены задачи демократизации
общества, созыва Учредительного собрания, что вызывало
недовольство либералов. Не было удовлетворено основное
требование рабочих - введение 8-и часового рабочего дня.
Несмотря на реформы П.Столыпина, не был окончательно
решен аграрный вопрос, что стало причиной недовольства
крестьян. Отсутствие политических прав и свобод
активизировало нелегальную деятельность оппозиционных
партий. За исключением небольших уступок, сделанных
недостаток рабочей силы… Города голодали, торговля была
задавлена, постоянно под страхом реквизиций… Искусство,
литература, ученый труд были под гнетом; рабочих превратили
в солдат, солдат в рабочих. Армия устала, недостатки понизили
ее дух.
Из воспоминаний члена I Думы, кадета Н.А. Бородина о
событиях Февральской революции
Нелепые распоряжения городских властей по части снабжения
столичного населения пищевыми продуктами и их нехватка
послужили первым толчком к резкому недовольству столичного
населения, которое начало устраивать демонстрации на улицах.
Попробовали его усмирить полицией и солдатами
петроградского гарнизона; но оказалось, солдаты неохотно
исполняли приказания начальства стрелять в голодную толпу, и
в отдельных случаях (казаки) они стали на сторону
демонстрантов против полиции. Это дало толчок к тому, чтобы
толпа горожан и фабричных рабочих начала громить
полицейские участки и избивать полицейских. Один из полков
открыто перешел на сторону восставшего народа, и столица
очутилась в руках революционной толпы и присоединившихся
к ней воинских частей, которые двинулись к Таврическому
дворцу, где заседала Государственная дума, и заявили о своей
верности Думе. Последняя, таким образом, в силу
сложившихся обстоятельств сделалась революционным
центром, а председатель Думы – М.В. Родзянко, вероятно,
никогда не мечтавший о такой роли, повел переговоры с царем
сначала о необходимости образовать новое правительство,
ответственное перед Государственной думой, а потом
благословил Шульгина и Гучкова ехать в качестве депутатов к
царю с требованием его отречения, которое царь и подписал в
вагоне, не доезжая до своей столицы. Мартовские события в
Петрограде развивались с такой быстротой, что трудно было за
ними следить.
Манифестом 17 октября 1905 г., демократические
преобразования в России так и остались незавершенными, а
значит, то, что вызвало первую революцию, должно было
проявиться вновь. Новые социальные потрясения были
неизбежны.
Ход революционных событий.
А теперь посмотрим кинохронику данных событий
(видеоролик).
Учитель. 2 марта 1917г. император отрекся от престола.
Самодержавие в России пало.
Своеобразие революции заключалось в установлении
двоевластия в стране:
буржуазно-демократическая власть была представлена
Временным правительством, его органами на местах
(комитеты общественной безопасности), местным
самоуправлением (городским и земским), в правительство
вошли представители партий кадетов и октябристов.
Почему оно называлось временным?
революционно-демократическая власть — Петроградским
Советом рабочих и солдатских депутатов, солдатскими
комитетами в армии и на флоте.
Деятельность новой власти.
Вспомним лозунги революции: «Хлеба», «Мира», «Долой
самодержавие! »
Первыми шагами Временного правительства стало введение
демократических свобод - слова, печати, собраний,
политической деятельности, а также отмена смертной казни и
проведение амнистии.
Народ требовал мира, но Временное правительство призывало
Уч-ся смотрят фильм. После просмотра анализируют, отмечают
важные события февральских событий
Уч-ся записывают определения «Временное правительство» и
«Советы рабочих, солдатских, крестьянских депутатов» в
рабочие листы.
воевать до победного конца, и россияне продолжали проливать
кровь на полях сражений. Народ требовал хлеба, но новая
власть еще меньше, чем, старая могла справиться с голодом.
Было ясно, что Временное правительство мало что способно
изменить. Его решения как следует не выполнялись и не
воплощались в жизнь. Оттого это правительство не
пользовалось доверием, не получило широкой поддержки. И
все-таки падение империи породило пьянящее чувство
свободы.
Кризисы власти.
Неспособность Временного правительства выйти из кризиса
вызвала рост революционного брожения по стране. Обстановка
в стране весной 1917г. действительно ухудшалась. Все
вопросы, поставленные революцией, предстояло решить
Учредительному собранию. Однако в обстановке хаоса
Временное правительство тянуло с его созывом, что приведет к
кризисам правительства. Используя параграф 3 определить
причины и итоги кризисов Временного правительства.
Задание. После свержения монархии страну ожидали
серьезные политические перемены. Как и почему менялось
настроение народных масс в марте-октябре 1917 г.? Что стало
причиной многочисленных кризисов Временного
правительства?
Уч-ся читают текст пункт 5 параграфа 3, задание
распределяется по рядам.
1 ряд рассказывает об апрельском кризисе,
2 ряд – об июньском,
3 ряд – об июльском.
2.Ана-
лити-
ческий
блок
Задание. Были ли близки либеральные ценности Февральской
революции (свобода, закон, личность) широким народным
массам?
- Всегда ли революции отвечают интересам народных масс?
- Оцените результаты падения самодержавия.
Уч-ся предполагают.
Заключит
ельная
часть
Задание: какая из предложенных оценок революции кажется
вам точной и справедливой (в рабочих листах):
а) революция – безусловное зло. Она всегда приводит к
Уч-ся читают точки зрения в рабочих листах, обсуждают.
разрушениям и жертвам, к потере преемственности
качественного развития. Но она неизбежно происходит, если в
государстве растет хаос – а хаос может расти только по вине
государственной власти, которая является единственной силой,
призванной и способной к тому, чтобы удерживать порядок.
Революции невозможны, если общество устроено правильно.
Если каждый занимает свое место и доволен им, то никто не
захочет это место терять, и тогда каждый становится
контрреволюционером. В таких условиях революционеры
обречены на изоляцию в пределах своей квартиры.
б) если государство само способствует революции, прямо или
косвенно, сопротивляться ей бессмысленно. Против лома нет
приема. Остается только переждать удар и быть готовым
сделать единственно возможное в постреволюционной
ситуации – перехватить ее на излете, воспользоваться ее
плодами.
в) революция 1917 была неизбежна, потому что устройство
государства отклонилось от своего естественного состояния
единства народа и власти. Чтобы избежать ее, необходимо было
восстановить это единство через восстановление соборности
общества сверху донизу, от уличных вече до Земского Собора.
И соборность укоренила бы вертикаль власти в глубинах
самого народа, сделав ее железной. Надо было возродить
патриаршество и церковный Собор как высшие органы
управления церкви.
Вернемся к главным проблемам урока -
Почему столь стремительно рухнула монархия в России?
Каковы перспективы развития России?
Задание. Смоделируйте историческую ситуацию:
1.
Невнимание Николая II к проблемам народа
2.
Поздняя реакция власти на февральские события
3.
Плохое продовольственное снабжение городов
4.
Нерешенные вопросы первой российской революции и
др.
Уч-ся предполагают.
а) превращение самодержавной монархии в конституционную;
б) сохранение самодержавия
Каковы итоги революции?
Были ли решены основные задачи революции?
Уч-ся отвечают. Основные вопросы не были решены.
Подведе-
ние
итогов
(обобще-
ние)
Вывод: Революции сами по себе не приходят. Революции
совершают люди. Главный вопрос любой революции - вопрос о
власти. И от того, в чьих руках она окажется, зависит будущее
государства и народа.
Либеральная власть в России, к сожалению, оказалась не
способна обеспечить современную модернизацию управления,
решить социально-экономические вопросы. Распространение
радикальных взглядов в обществе крайне опасно. В истории
мало примеров когда после революции наступают мирные дни.
Для демократизации общества в любое время молодому
поколению нужно иметь самостоятельное мышление,
объективные оценки, не путать собственное мнение с
общественными стереотипами. Необходимо поддерживать ту
власть, которая способна сохранять стабильность в обществе.
Оценива
ние
Учитель отмечает активность учащихся, выставляет оценки за
работу на уроке.
Домаш
нее
задание
Параграф 3, вопросы и задания к параграфу.
Заполнить таблицу «Хроника событий Февральской
революции в Петрограде с 23 февраля по 2 марта 1917 г.»
Пункт 1-2 параграфа 3.
Подготовить сообщения на тему «История в лицах» по
желанию:
А) Лавр Георгиевич Корнилов
Б) Владимир Ильич Ленин
Учащиеся записывают домашнее задание.
Хроника событий Февральской революции в Петрограде с 23
февраля по 2 марта 1917 г. (В таблице две колонки: Дата-
событие)
Рефлекси
я
В ходе работы с текстами документов и параграфа уч-ся делают
пометки «+» - понятно, «-» - не понятно, «*» - хотелось бы
узнать подробнее.
Уч-ся говорят, что было не понятно на уроке и о чем хочется
узнать подробнее.