Напоминание

"Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС нового поколения"


Автор: Коновалова Елена Васильевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "Средняя школа № 42"
Населённый пункт: г. Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: Статья
Тема: "Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС нового поколения"
Раздел: полное образование





Назад




Коновалова Е.В., Фризен М.А.

Спортивно-оздоровительное

направление

внеурочной

деятельности

в

условиях внедрения ФГОС нового поколения

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего

образования

внеурочной

деятельности

школьников

уделено

особое

внима ние,

определено

пространство

и

время

в

образовательном

процессе.

Внеурочная

деятельность опирается на содержание основного образования, интегрируется с

ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем

самым

одну

из

наиболее

сложных

проблем

современной

педагогики.

Именно

продуктивное взаимодействие ученика и учителя выступает контекстом становления

личности ребенка, его всестороннего развития [1,3,5].

В рамках ФГОС предлагается организовывать внеурочную деятельность по

пяти направлениям: общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-

нравственное и спортивно-оздоровительное. Такого рода работу, по мнению Д.В.

Григорьева и П.В. Степанова [2], целесообразно организовывать за счет следующих

видов деятельности:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5) художественное творчество;

6)

социальное

творчество

(социально

преобразующая

добровольческую

деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны

между

собой.

Важно,

чтобы

каждый

вид

работы,

мероприятие

были

полифункциональными,

то

есть

решали

разнообразные

задачи

обучения

и

воспитания личности.

В

нашей

работе

мы

опираемся

на

понятие

внеучебной

(внеурочной)

деятельности школьников как объединяющее все виды деятельности школьников

(кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания

и социализации. Целью внеурочной деятельности является создание условий для

проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора,

постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Организация

занятий

по

направлениям

внеучебной

деятельности

является

неотъемлемой

частью

образовательного

процесса

в

школе,

которая

должна

предоставить

разнообразные

возможности

выбора

занятий,

соответствующего

образовательным потребностям обучающегося.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию

учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных

от урочной системы обучения. Перечень направлений и количество часов на каждое

направление внеурочной деятельности являются примерными. Сумма недельных

часов, рекомендуемых к реализации, может быть не равна 10. Образовательное

учреждение

самостоятельно

решает

вопросы

распределения

часов

по

годам

обучения,

формированию

и

наполняемости

групп.

Неоптимально

посещение

ребенком занятий внеурочной деятельности более чем в трех детских объединениях,

поскольку деятельность на пределе возможностей ребенка не будет эффективной,

приведет к его демотивации, в том числе в образовательном процессе в целом.

Важно, чтобы сумма недельных часов по внеурочной деятельности не превышала 10

часов в неделю на одного обучающегося.

В основу работы нами положены следующие принципы:

принцип

природосообразности подразумевает

научное

понимание

взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласование с общими

законами развития природы и человека, воспитание ребенка сообразно полу и

возрасту, а также формирует у него ответственность за развитие самого себя;

принцип культуросообразности предполагает, что спортивно-оздоровительная

деятельность

школьников

должна

основываться

на

общечеловеческих

ценностях физической культуры и строиться в соответствии с ценностями и

нормами

тех

или

иных

национальных

культур,

специфическими

особенностями, присущими спортивным и здоровьесберегающим традициям

тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

Реализация

этого

принципа

в

программе

предусматривает

введение

школьников в различные пласты физической и спортивной культуры этноса;

принцип

коллективности обосновывает

формирование

социального

опыта

ребенка через взаимодействие в коллективной спортивной деятельности;

принцип

диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация

детей и их развитие осуществляются в процессе взаимодействия педагога и

учащихся,

содержанием

которого

являются

обмен

ценностями

здорового

образа

жизни

и

гуманистического

понимания

физической

культуры.

Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и

школьником.

Диалогичность

требует

не

столько

равенства,

сколько

искренности общения, признания и принятия ребенка;

принцип

проектности определяет

последовательную

ориентацию

всей

деятельности педагога на подготовку и включение ребёнка в самостоятельное

проектное действие, развёртываемое в логике «замысел — реализация —

рефлексия».

В

логике

действия

данного

принципа

в

программе

предусматривается подготовка спортивно-оздоровительного проекта;

принцип

поддержки

самоопределения

воспитанника реализуется

через

приобретение

школьниками

опыта

самоопределения

в

совместной

со

сверстниками

и

взрослыми

практике

спортивно-оздоровительной

деятельности.

Говоря о классификации результатов внеурочной деятельности обучающихся,

можно

выделить

три

их

уровня. Первый уровень результатов — приобретение

школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о

социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.),

первичного

понимания

социальной

реальности

и

повседневной

жизни

[2].

На

данном уровне формируются когнитивные представления о нормах, жизненных

ситуациях.

Данный

уровень

может

достигаться

за

счет

трансляции

социально

значимого знания учителем, другим значимым взрослым. В рамках физического

воспитания таким социально значимым знанием, безусловно, является проблематика

здоровья, здорового образа жизни. Например, в беседе о здоровом образе жизни

ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает

её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог

культивирует

здоровый

образ

жизни.

Например,

учителя

физической

культуры,

классные руководители нашей школы являются ярким примером, когда участвуют

лично

в

спортивных

соревнованиях

различного

уровня,

совместно

с

детьми

(«Камчатская

лыжня»,

«Лыжня

России»).

В

данном

случае

задействуется

классическое средство педагогики - воспитание личным примером.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и

позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,

природа,

мир,

знания,

труд,

культура),

ценностного

отношения

к

социальной

реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение

имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в

защищенной дружественной

социальной

среде,

а

именно

в

такой

близкой

социальной

среде

ребенок

получает

(или

не

получает)

первое

практическое

подтверждение

приобретенных социальных

знаний,

начинает

их

ценить (или

отвергает) [2]. Например, участие детей в социально значимых проектах на уровне

класса и школы, посвященных 70-летию Великой Победы. В рамках физической

культуры

важно

актуализировать

и

усиливать

ценность

здоровья,

значимость

соотвествующих полезных привычек. Образец учителя также будет повышать эту

значимость. Важно опираться на примеры, которые смогут убедить обучающихся в

значимости сохранения здоровья - своего и окружающих людей, нации в целом:

спортсмены-олимпийцы и паралимпийцы; лица, сдавшие норму ГТО, и др.

Третий

уровень

результатов

п ол у ч е н и е

ш кол ь н и ком

о п ы т а

самостоятельного общественного действия [2], только в его контексте обучающийся

сможет полноценно реализовать сформированные у него знания и ценности, в том

числе, связанные со здоровьем. Важно, чтобы уроки физической культуры были

дополнены спортивно-оздоровительной внеурочной деятельности и в совокупности

составил систему, позволяющую ребенку приобрести опыт реализации здорового

образа жизни в реальности, опыт осознания его значимости.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает

вероятность

появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников

могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская

компетентности

и

социокультурная

идентичность

в

её

страновом,

этническом,

гендерном и других аспектах. Что касается физического воспитания, внеурочная

деятельность

по

спортивно-оздоровительному

направлению,

безусловно,

не

ограничивается

только

здоровым

образом

жизни;

в

ней

активно

формируются

волевые

и

коммуникативные

качества

личности,

компетентность

во

времени

и

планировании усилий, ответственность за собственное развитие как в физическом,

так и в личностном плане. Очень важно создать школьникам контексты, в которых

они

могли

бы

заботиться

о

здоровье

других

людей,

тем

самым

осознавать

значимость

спорта

и

ответственности

за

здоровье

в

своей

собственной

жизни.

Например, старшие ребята могут заниматься просвещением обучающихся младшего

возраста, проводить для них тренировки, соревнования. Такая ответственная роль

обеспечит усиление субъектной активности обучающихся.

По

мере

формирования

результатов

внеурочной

деятельности

для

ее

реализации требуются все более сложные и разнообразные формы. Постепенно

обучающийся

из

участника

тех

или

иных

видов

работы

в

рамках

урочной

и

внеурочной деятельности становится субъектом собственного жизненного пути, что

и является одно из важнейших задач современной школы.

Реализуемая

нами

внеурочная

деятельность

в

рамках

спортивно-

оздоровительного

направления

опирается

на

развитое

социальное

партнерство

(сотрудничество с МБУ ДО ДЮСШ №1 (шахматы «Белая Ладья»), МБУ ДО ДЮСШ

№2 (художественная гимнастика), МБУ ДО ДЮСШ №4 (баскетбол)).

Организуя спортивно-оздоровительную внеурочную деятельность, мы обязательно

учитываем индивидуально-возрастные особенности обучающихся, их образовательные

потребности. Так, работая с обучающимися начальной школы, мы создаем условия для

их успешной адаптации к школьному обучению, продуктивной социализации в его

контексте.

Реализация программ внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного

направления, во-первых, должна способствовать формированию у младшего школьника

устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и спортом, что позволит не

только сохранять, но и укреплять здоровье детей, во-вторых, должна быть направлена па

достижение определенных воспитательных результатов, которые распределяются по

трём

уровням.

В

соответствии

с

возрастом,

активно

задействуется

игровая

деятельность.

Такой

анализ

форм

организации

внеурочной

деятельности

проводится

в

отношении всех категорий обучающихся, выбираются наиболее оптимальные.

Завершая

статью,

отметим,

что

внеурочная

деятельность

обладает

существенным потенциалом в плане создания условий для всестороннего развития

обучающихся,

их

продуктивной

социализации.

Организация

внеурочной

деятельности

в

рамках

спортивно-оздоровительного

направления

позволяет

не

только усиливать значимость здоровья и формировать навыки здорового образа

жизни

школьников,

но

и

формировать

их

мотивированность

на

развитие,

ответственное

отношение

к

собственной

жизни

и

к

окружающим

людям,

а

следовательно, и к своей стране в целом.

Литература

1.

Азарьева

В.А.,

Круглов

В.И.,

Кутузов

В.М.,

Степанов

С.А.,

Ященко

В.В.

Системы гарантии качества образования. СПбГЭТУ "ЛЭТИ", 2012. 44 с.

2.

Григорьев

Д.В.,

Степанов

П.В.

Внеурочная

деятельность

школьников.

Методический конструктор: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2011.-

223 с. - (Стандарты второго поколения).

3.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к

мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володар ская и др.; под

ред. А.Г. Асмолова. —М.: Просвещение, 2011.

4.

Киселев П.А., Киселева СБ. Справочник учителя физической культуры. —

Волгоград: Учитель, 2010.

5.

Концепция

федеральных

государственных

образовательных

стандартов

общего образования. (Стандарты второго поколения). Пособие для учителей. -

Под редакцией Кондакова А. М., Кузнецова А. А. - М.: Просвещение, 2008.



В раздел образования