Автор: Ожиганова Лариса Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС "Звёздочка" СП детский сад №94
Населённый пункт: г. Нижний Тагил Свердловской обл.
Наименование материала: Проект по ранней профориентации дошкольников
Тема: "В мире профессий"
Раздел: дошкольное образование
Проект «В мире профессий»
(Профессии наших родителей)
Старший воспитатель: Ожиганова Л.А.
Цель: пробуждение интереса к профессиональной деятельности человека,
развитие познавательной активности и кругозора детей,
формирование нравственных ценностей.
Задачи:
- познакомить детей с различными профессиями и их особенностями;
-
дать
знания
о
качествах,
которыми
необходимо
обладать
человеку,
желающему
получить ту или иную профессию;
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности;
- активизировать внимание и память;
- развивать навыков самостоятельной исследовательской деятельности;
- развивать словесно-логическое мышление и речь детей;
- развивать коммуникативную компетентность детей;
- воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
Актуальность:
В
ходе
беседы
с
детьми
выяснилось,
что
они
не
достаточно
ознакомлены с профессиями своих родителей. Порой они не знают место работы,
название
специальности,
трудовые
обязанности
родителей.
Иногда
понимание
ребенком специфики профессии соседствует с комичным. На вопрос «Кем работает
твой папа? », можно услышать ответы: «Папа целый день играет за компьютером»,
(папа-программист,
«Работает
на
работе»,
«Не
знаю»).
Таким
образом,
назрела
необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде
взрослых, о профессиях родителей. Данная тема поможет расширить полученные
знания
по
социальному
миру
в
разделе
«Всякий
труд
почетен»,
дети
научаться
осознанно,
играть
в
сюжетно-ролевые
игры,
претворяя
полученные
знания
в
жизненные ситуации, что способствует их социализации.
Участники проекта:
1. дети средней, старшей и подготовительных групп
2. родители воспитанников,
3. педагогический коллектив,
4. специалисты д/с.
Сроки реализации проекта: с 01 сентября 2015г. по 30 апреля 2016 года.
Тип проекта: исследовательско-творческий.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: долгосрочный.
Методы и приемы:
- наблюдения,
- работа с научно-познавательной литературой (словарями, детскими
энциклопедиями,
- эвристические познавательные беседы,
- экскурсии на место работы родителей и к рабочим местам сотрудников д/с,
- просмотр иллюстраций,
- чтение познавательной художественной литературы.
Планируемые результаты:
- вызвать интерес к окружающему миру,
- расширить у детей знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях
своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к
труду своих родителей) ;
- обеспечить активность ребенка в процессе его социализации;
Мы хотим узнать:
- Какие бывают профессии,
- Чем занимаются люди разных профессий,
- Какие профессии у наших родителей,
- Какие знания и качества нужны для той или иной профессии,
- Взаимосвязь профессий.
Ход проекта:
I этап – Подготовительный:
В ходе данного этапа проводится предварительная работа: определение целей и задач
проекта, сбор материала, разработка конспектов организованной деятельности, бесед
по ознакомлению детей с профессиями, прогнозирование результата.
II этап - Организационный:
1. Оформление информационного стенда для родителей.
2. Консультация для родителей: «Трудовое воспитание в семье»
3. Составление календарно-тематического плана, включающий в себя различные виды
детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей.
4. Организация развивающей предметно-пространственной среды:
подбор художественной литературы в книжном уголке;
подбор
иллюстраций,
раскрасок
с
профессиями
в
уголке
изобразительной
деятельности;
подбор и изготовление дидактических словесных, настольных, сюжетно-ролевых игр
по ознакомлению с профессиями;
пополнение уголка сюжетно-ролевых игр атрибутами.
III этап - Познавательно-творческий:
Реализация основных видов деятельности по плану проекта:
Экскурсии-наблюдения:
экскурсия детей к родителям на работу, составление рассказа о профессии: 1) место
(где, 2) должность (кем, 3) инструменты (чем) 4) операции (как, сфотографироваться
на рабочем месте.
экскурсия по детскому саду (кабинет заведующего, кабинет старшего воспитателя,
прачка, кухня, кабинет медицинского работника) .
- Организованная деятельность по ознакомлению с профессиями:
НОД по Социализации и физическому развитию «Мы пожарники» (пожарник) .
«Встреча с Дядей Степой - милиционером» (полицейский) .
Виртуальная экскурсия в поликлинику (медицинские работники: педиатр, окулист, лор,
стоматолог, регистратор, медсестра, фармацевт, продавец оптики) .
«Знатоки дорожной азбуки» (шофер, бурильщик нефтяных скважин) .
- Беседы о профессиях родителей и сотрудниках детского сада:
Беседа
«Службы
«01»,
«02»,
«03»
всегда
на
страже»
(пожарник,
полицейский,
мед.работники)
Беседа «Какие бывают магазины» (продавец, торговый представитель) ;
Беседа «Кто построил новый дом? » (строители, работники управляющей компании)
Беседа «Как поступает в дом электричество» (работник горэлектросетей)
Беседа «Познакомимся с компьютером»
Беседа «Путешествие открытки» (работники почты).
Беседа «Кто нас воспитывает» (работники Д/с)
Беседа «Музыка и живопись украшают нашу жизнь» (музыкант, преподаватели изо и
музыки, хореографии)
Беседа о происхождении профессий.
Беседа «Кем ты будешь, когда вырастешь»
- Чтение художественной литературы:
Маяковский «Кем быть? », М. Познанская «Пойдем на работу», Г. Браиловская «Наши
мамы, наши папы», Д. Родари «Чем пахнут ремесла», «Какого цвета ремесла», С.
Маршак «Откуда стол пришел», Лев Кузьмин «В последний день апреля», С. А.
Платонов «Еще мама», С. Михалков «А что у вас? », В Лифшиц «И мы трудиться
будем».
Пожарник: С. Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Л.
Толстой «Пожарные собаки», «Пожар», Б. Житков «Пожар в море», «Дым», «Пожар»,
Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял», С. Михалков «Дядя Степа».
Полицейский, военный: С. Маршак «Мы военные», Альбом «Томский Амон», С.
Михалков «Дядя Степа- милиционер», З. Александрова «Дозор», С. Георгиевская
«Галина мама».
Мед.работники: А. Кардашова «Наш доктор», Чуковский «Айболит», А. Барто «Мы с
Тамарой»,
И.
Турчин
«Человек
заболел»,
А.
Барто
«Очки»,
Я.
Забила
«Ясочка
простудмлась», Э. Успенский «Играли в больницу», набор открыток «Лекарственные
растения».
Шофер,
работник
Железной
дороги,
ГИБДД:
Калинина
«Как
ребята
переходили
улицу», Житков «Железная дорога», Ильин «Машины на нашей улице» М. Коршунов
«Едет, спешит мальчик».
Воспитатель: Н. Найденова «Ольга Павловна», Н. Забилы «Ясочкин садик» .
Учитель: Платонов «Еще мама», А. Алексина «Первый день»
Строитель:
С.
Баруздин
«Кто
построил
новый
дом»,
Л.
Воронкова
«Мы
строим,
строим, строим», А. Маркушин «Здесь будет город».
Работники почты: С. Маршак «Почта».
Продавец: Б. Воронько «Сказка о необычных покупках»
Химик: К. Хикмат «Вода».
Печатник: С. Маршак «Как печатали вашу книгу».
- Театрализованная деятельность:
постановка миниатюр «Мы в профессии играем: «01», «02», «03» всегда на страже»
(пожарник, милиционер, доктор)
драматизация отрывков художественного произведений (С. Михалков «Дядя Степа –
милиционер», К. Чуковский Айболит, С. Маршак «Почта», «Кошкин дом») .
- Организация дидактических словесных, настольных, сюжетно-ролевых игр:
Словесные игры: «Подскажи словечко», «Угадай кто это», «Магазин игрушек», «Кто
больше расскажет о профессии», «Писатель», «Угадайте, что я делаю», «Что сначала,
что потом», «Где можно это купить», «Назови профессию», «Что кому», «Угадай
профессию», «Кому без них не обойтись», «Профессии людей», «Кто, что делает? »,
«Кто где работает», «Угадай где и кем я работаю», «Кому что надо», «Петрушка идет
трудиться», «Названия профессий от Адо Я», «Что случилось, если бы не работал … »,
«Что
делают
этим
предметом»,
«Что
расскажет
предмет»,
«Где
какая
нужна
профессия? ».
настольные
игры:
лото
«Все
профессии
важны»,
«Профессии»,
«Кому
нужны
инструменты», «Кем быть», «Наша улица», «Дорожные знаки».; Настольная игра
«Профессии» серия, «Учись играя»; Собери картинки кубики: строитель, пожарник,
музыкант, рабочий, космонавт, врач;
сюжетно-ролевые
игры:
«Мы
пожарные»,
«Мы
Военные»,
«Поликлиника»,
«Больница», «Скорая помощь», «Аптека», «Оптика», «Автобус», «Правила движения»,
«На
дорогах
города»,
«Регулировщик»,
«Такси»,
«Железная
дорога»,
«Почта»,
«Магазин», «Супермаркет», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Кафе», «Школа»,
«Детский сад», «Концерт».
- Изобразительная деятельность и художественное творчество:
Рисование представителей профессий: «Наши воспитатели», «Мой Доктор» Выставка
рисунков «Все работы хороши, выбирай на вкус».
Раскрашивание раскрасок и рисование инструментов и оборудования.
Аппликация «Повар готовит компот»; Изготовление конвертов; Изготовление книжек-
малышек, карточек для больных, изготовление очков для оптики.
Лепка:
Изготовление
кондитерских
изделий
овощей,
фруктов
(соленое
тесто,
пластилин).
IV этап – Презентационный:
• Картотека дидактических игр.
• Альбом «Знакомим детей с профессиями людей»
• Фотоальбом «Профессии наших родителей».
• Фотоальбом «Сотрудники детского сада».
• Библиотечка буклетов о профессии «Все профессии важны, все профессии нужны».
• НОД по познавательному развитию «Путешествие по городу профессий».
• Защита проекта – итоговая презентация.
Самоанализ
У
дошкольников
появился
интерес
к
данной
теме.
Сформировалось
целостное
представление о трудовой деятельности взрослых. Более подробно познакомились с
трудом сотрудников детского сада и профессиями родителей воспитанников. Дети
получили знания о работе родителей, которые могут применять в сюжетно-ролевых
играх. В группе пополнена предметно-развивающая среда атрибутами к СРИ. Таким
образом,
ознакомление
с
трудом
взрослых
и
собственная
деятельность
детей
позволила
осознанно
освоить
тему
«Профессии»,
что
послужило
начальной
ступенькой к их социализации.
Литература:
1.
Алешина
Н.
В.
Ознакомление
дошкольников
с
окружающим
и
социальной
действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М, 2003.
2. Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Наша родина: пособие для воспитателя дет сада. –
М, 1984.
3. Детям о профессиях: профессия врач. pochemu4ka
4. Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного
возраста М, 1983.
5.
Мулаева
Н.
Б.
Конспекты-сценарии
занятий
по
физической
культуре
для
дошкольников: Учебно-методическое пособие – СПб, 2005.
6. Мы в профессии играем // solnet
7. Необычные физкультурные занятия для дошкольников / авт-сост. Е. И. Подольская. –
Волгоград, 2010.
8.
Организованная
деятельность
по
ознакомлению
с
окружающим:
Знакомство
с
профессиями продавец, шофер, повар, врач // nsportal
9. Профессии: изучаем и раскрашиваем // Серия «Окружающий мир» худ. Л. Ю.
Тетерина и В. А. Аржевитин – М, 2011
10. Профессии родителей // nsportal
11. Раскраски для детей профессии // allforchildren
12. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Кн. Для воспитателя дет.
Сада / Сост. З. Я. Рез Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая; Под ред. В. И. Логиновой. – М,
1990.
Основные мероприятия проекта
Мероприятия
Сроки
Ответственные
Создание фотоальбомов «Профессии наших родителей»
Январь
Воспитатели ст. гр. № 4
Занятия познавательного цикла « В мире профессий»
Ноябрь- декабрь
Воспитатели дошкольных
групп
Выставка детского рисунка «Есть много на свете разных профессий»
Ноябрь
Воспитатель
изобразительной
деятельности
Выставка детского творчества «Профессии наших родителей»
февраль
Старший воспитатель,
воспитатели дошкольных
групп
Спортивное развлечение «Мама, папа, я – трудовая семья»
февраль
Инструктор физ. культуры,
воспитатели ст. подг. групп,
музыкальный руководитель
Конкурс чтецов « Все профессии нужны- все профессии важны»
Март
Учитель- логопед
Музыкальный семейный праздник «Алло, мы ищем таланты»
Апрель
Музыкальный руководитель
Создание альбомов «Знакомим детей с профессиями»
Январь
Воспитатели гр № 6,7
Библиотечка буклетов о профессиях «Все профессии важны, все
профессии нужны»
Январь
Воспитатели гр. 3, 8
Круглый стол для родителей «Трудовое воспитание в семье»
Февраль
Воспитатель ст, подг. групп
Стенгазета «Мама, папа, я –счастливая семья»
Январь
Воспитатели 10 группы
Экскурсия в музей изобразительных искусств «Рабочие профессии»
Октябрь
Старший воспитатель
Литературная гостиная «Рабочие профессии» (библиотека)
Ноябрь
Старший воспитатель
Конкурс развивающей предметно- пространственной среды« Профессии» Январь
Старший воспитатель
Основные этапы проекта и прогнозируемые результаты
I этап – Подготовительный
Задачи
Мероприятия
Сроки
Ответственные
Ожидаемые результаты
Обзор и
анализ
литературы.
-Создание медиатеки «Профессии нового поколения»
-Создание картотеки иллюстративного материала
-Подбор и выставка методической и художественной
литературы для детей, педагогов, родителей.
Сентябрь-
октябрь
Старший
воспитатель,
педагоги.
-Систематизация
научно-методической литературы,
- Составление информационного
банка по данной теме.
Анализ
процесса
развития
сюжетно-
ролевой игры
в Д/с
1.Анкетирование родителей «Во что играют наши дети».
2.Проведение информационных родительских собраний
«Во что играют наши дети».
3.Диагностика детей
4.Анкета профессиональных умений и навыков педагогов
«Учет игровых интересов детей при организации
сюжетно-ролевых игр»
5 Библиотечка буклетов о профессиях
Сентябрь-
октябрь
Педагоги,
администрация.
родители
1.Определение уровня знаний
родителей по вопросам игровых
интересов и предпочтений детей
дома.
2.Показать родителям значение
совместных игр в семье для
развития ребенка.
3.Познакомить с традициями и
формами игрового досуга в семье.
Обследование уровня развития
навыков игровой деятельности детей
4.Анализ педагогического
сопровождения сюжетно-ролевой
игры
Оценка
создания
условий в
группе и в
домашних
условиях
Оценочный лист «Развивающая среда для игровой
деятельности дошкольников»
Сентябрь-
октябрь
Педагоги,
администрация.
Систематизировать пополнение
игрового банка детского сада и дома
играми, сюжетообразующими
предметами, которые отвечают
потребностям XXI века.
Перспективное планирование сюжетно-ролевой игры на
основе современных профессий для всех возрастных
октябрь
Старший
воспитатель,
Систематизация сюжетно-ролевых
игр на весь год по месяцам и по
группа;
воспитатели
возрастам
Картотекасовременных сюжетно-ролевых игр детей на все
возрастные группы.
ноябрь
Старший
воспитатель,
воспитатели
Описание игр
2 этап Практический, ноябрь – март 2016г.
Цель этапа - внедрение инновационных форм работы с родителями по восполнению знаний у детей о современных профессиях
Задачи
Мероприятия
Сроки
Ответственные
Ожидаемые результаты
Наглядная и
информационная
рекламная акция
современных
профессий.
Адаптация новых
форм работы с
родителями,
активное
вовлечение
родителей в
процесс.
-Консультации«Играют дети-играют вместе»,
«Сюжетно-ролевая игра в домашних условиях»,
«Мир игры современных дошкольников»,
«Профессии нового времени», «Что такое сюжетно-
ролевая игра, её значение»
-Практикум «Предметы -заместители в игре»
ноябрь
Администрация
Воспитатели
-Владение особенностями
педагогического сопровождения
игровой деятельностью детей в
условиях реализации федерального
государственного образовательного
стандарта.
Выставка детского рисунка «Есть много на свете
разных профессий»
ноябрь
Воспитатель
изобразительной
деятельности
.
НОД по познавательному развитию
«Путешествие по городу профессий».
Ноябрь-
декабрь
Воспитатели
Знакомство детей с профессиями.
Расширение кругозора детей
«Гость группы»-рассказы родителей детям о своей
профессии.
декабрь
Родители
Знакомство детей с профессиями.
Расширение кругозора детей.
Электронные презентации профессий «НТМК»
Совместная деятельность детей и
родителей.
Выставка детского творчества «Профессии моих
родителей»
февраль
Администрация
Воспитатели
Родители
Выявление интересного опыта в
семье.
Экскурсия в музей изобразительного искусства
«Рабочие профессии»
октябрь
Администрация
Воспитатели
Родители
Знакомство детей с профессиями
родителей.
Выставка «Древо профессий» - исследование семьи,
профессии разных поколений.
февраль
Специалисты
Дети получат новые знания о
профессиях своей семьи.
«Ярмарка профессий»-демонстрация родителей
атрибутов профессий нового поколения;
Презентациисовременных профессий
март
Администрация
Воспитатели
Родители
Формирование активной позиции
родителей. Привлечение родителей к
сбору информации о профессиях.
Мастер-классыродителей:
-«Плетение косичек» Деревянных Е.А.
март
Родители
Воспитатели
Дети, педагоги, родители научатся
плести косички
-Спортивное развлечение «Мужские профессии»
-Музыкальный конкурс«Творческие профессии»
Февраль-март
Родители
Воспитатели
Сплочение триединого коллектива
(дети-педагоги-родители).
Изучение мужских и творческих
профессий в необычном процессе.
Погружение
родителей в
игровое
День открытых дверей «Вместе весело играть»;
март
Администрация
Воспитатели
Знакомство с опытом работы
воспитателей по развитию
самостоятельной игры детей через
пространство
детского сада
целенаправленное педагогическое
сопровождение воспитателей.
-Час игры;
-Игровые досуги;
-Открытые просмотры сюжетно-ролевых игр.
Ноябрь-март
Администрация
Воспитатели
Родители
-Совместные игры родителей и
детей, погружение в игровое
пространство ДОУ.
-Повышение уровня знаний и
умений при организации сюжетно-
ролевой игры; развитие игровой
позиции (позиция партнера,
режиссера, соигрока, координатора),
гибко сочетающие прямые и
косвенные взаимодействия
взрослого и ребенка.
Фотовыставка «Мы играем» - игра детей дома и в
ДОУ
Апрель
Воспитатели
Родители
Демонстрация игровой деятельности
Обновление
предметно-
развивающей
среды, разработка
рекомендаций.
-Список атрибутов к современным сюжетно-
ролевым играм на все возрастные группы;
- Пополнение сюжетообразующего игрового
материала в группах:
Предметы оперирования,
Игрушки – персонажи,
Маркеры (знаки) игрового пространства
-Акция «Домашняя мастерская»
Ноябрь-
февраль
Администрация
Воспитатели
Родители
Создание современной предметно-
игровой среды для сюжетно-ролевых
игр
Изготовление атрибутов к играм
3этап Обобщающий этап – апрель 2016г
Цель: Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.
Задачи
Мероприятия
Сроки
Ответственные
Ожидаемые результаты
1. Обобщить
результаты
деятельности по
теме проекта.
2. Определить
наиболее
эффективные пути
развития игровой
деятельности
детей в ДОУ.
3. Выявить
динамику
овладения уровня
знаний детей,
родителей по
вопросам игровых
интересов и
предпочтений
детей дома
1.Мониторинг
2.Круглый стол «Обмен мнениями»
3.Публикации, участия в научно-практических
конференциях, на республиканских семинарах, в
конкурсах различного уровня и разного
направления.
4.Проведение серии открытых просмотров
сюжетно-ролевых игр.
5.Конкурс сюжетно-ролевых игр.
6. Проведение родительского собрания с
элементами практикума.«Игры современных
дошкольников»
апрель-май
Администрация
Воспитатели
Родители
1.Сравнение полученных
результатов, положительная
динамика
2.Обобщение и распространение
положительного опыта семейного
воспитания. Формирование
активной позиции родителей.
3.Распространение опыта работы.
4.Обобщение опыта работы
5.Участие в городском конкурсе
сюжетно-ролевых игр.
6.Анализ проделанной работы за год