Автор: Нестеренко Тамара Михайловна
Должность: преподаватель высшей категории
Учебное заведение: МБУДО ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
Населённый пункт: г. Апатиты, Мурманская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Практика интеграционного художественного образования с учётом возрастных особенностей развития восприятия дошкольников".
Раздел: дополнительное образование
«Практика интеграционного художественного образования с учётом возрастных
особенностей развития восприятия дошкольников».
Нестеренко Тамара Михайловна
Преподаватель высшей категории по классу
изобразительное искусство МБУДО «ДЕТСКАЯ
ШКОЛА ИСКУССТВ» г.Апатиты.
Музыка и живопись, поэзия и проза - все эти виды искусства связаны между собой, так как
любой вид искусства черпает своё содержание из жизни.
Сегодня ребёнок шагает в мир, перегруженный информацией. Многим детям свойственны
такие негативные психические состояния, как тревожность, неуверенность, озлобленность, не
уравновешенность. Часто агрессия, направленная во вне, перерастает в агрессию направленную
на себя, как следствие - это затяжные неврозы. В будущем развитие ребёнка будет происходить
через психоэмоциональное познание
мира. Известно, что раннее детство является «золотой
порой» для формирования будущей личности.
Сегодня особо актуальным становится предупреждение негативных эмоциональных реакций
состояния, их закрепления в характере. Работая с дошкольниками, следует знать и помнить, что с
первых дней ребёнок воспринимает мир через звуки. Это голоса родных и мамины колыбель-
ные, что очень актуально в наш стремительный век. Где звуков так много, что мы вынуждены
уметь создавать ту среду, где ребенку будет, не только комфортно, а еще и полезно для здоровья.
Ещё наши предки заметили что, музыка благотворно действует не только на душу, но и на тело.
По какому-то наитию они создавали музыкальные инструменты и, с их помощью находили такие
сочетания
звуков
и
ритмов,
которые
завораживали,
гипнотизировали
человека.
В Средние века музыку пытались использовать, как наркоз…
Сегодня существует современное направление в медицине - музыкотерапия.
- Влияние музыки на состояние детей первым в России начал изучать выдающийся
психоневролог В.М.Бехтерев ещё в начале ХХ столетия.
Исследования показали, что детям полезно слушать классику и колыбельные, музыка не только
помогает развитию детей, но и их оздоровлению. -
Фортепианная и скрипичная музыка благотворно действует на организм, тогда как, преоблада-
ние в музыке диссонансов, создаёт ощущение несогласованности, вызывает психоэмоциональ-
ное напряжение и цепь реакций в организме, следствием которых могут стать тяжёлые болезни.
- Именно такое действие оказывает современная рок и поп-музыка, особенно она вредна ма-
леньким детям.
-Маршевая, бодрая, ритмичная музыка, барабанная дробь и звуки трубы заставляют забыть
усталость, повышают мышечную работоспособность.
- Младенцы и дети возбудимые, беспокойные должны слушать мелодии в медленном темпе -
это произведения Моцарта 2-я часть «Маленькой ночной серенады», «Зима» из «Времён года»
Вивальди, дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского «Пиковая дама», колыбельные песни
Шуберта, Гайдна, колыбельная Брамса или Рождественские песнопения.
- Романтическая музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Шопена, Листа помогает снять
стресс, сконцентрироваться.
- Мажорные мелодии джаза, блюза, регги поднимают настроение, избавляют от депрессии,
разряжают накал чувств.
- Медленная музыка в стиле барокко (Бах, Гендель, Вивальди, Корелли) даёт ощущение
устойчивости,
порядка,
безопасности
и
создаёт
духовную
стимулирующую
среду,
которая
идеально подходит для учёбы или творчества.
- Классическая музыка (Гайдн, Моцарт) отличается ясностью, элегантностью и прозрачнос-
тью. Она способна повышать концентрацию, память и пространственное восприятие. Музыка
-2-
значительно ускоряет усвоение языка.
- Румба, марана, макарена обладают живыми ритмами и импульсивностью, что повышает
сердцебиение, делает дыхание более частым и глубоким, заставляет всё тело двигаться.
- Самба, тем не менее, отличается редкостным свойством возбуждать и успокаивать одновре-
менно.
- Поп-музыка, а также народные мелодии провоцируют телодвижения, создают ощущение
благополучия.
- Рок-музыка в небольших дозах может пробудить чувства, стимулировать активные движе-
ния, ослабить боль и напряжение. При передозировке музыка способна вызвать диссонанс,
стресс и боль в организме.
- Религиозная и обрядовая музыка, героические песнопения могут успокоить и привести в
состояние умиротворения.
- Однако самый большой оздоровительный эффект оказывают мелодии Моцарта. Этот зага-
дочный феномен так и называется - «эффект Моцарта».
Развитие творческой личности начинается с раннего детства, когда ребёнок под руководством
взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе художественной.
Очень важным для развития психики ребёнка является овладение движениями рук. Человеческая
рука, как рабочий орган начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе
разнообразной деятельности.
Важная роль в воспитании отводится рисованию. Уже после года дети берут в руки карандаш
и начинают двигать им по бумаге, подражая взрослым. Возможность управлять движениями
своих рук появляется к двум годам. Для развития моторики человека большое значение имеет
созревание мышечного аппарата. В результате многократного повторения одних и тех же движе-
ний развивается соответствующая группа мышц и механизм произвольного управления ими.
Успех обучению техническим навыкам и умению рисования будет успешным лишь в том случае.
если воспитатель учтёт физиологические и психологические особенности развития ребёнка.
Технические навыки рисования носят сенсомоторный характер и должны отрабатываться, не
оторвано от изображения, а включаться в него.
При выработке некоторых технических навыков рисования зрительная регуляция не может
быть заменена мышечной и наоборот. Ведь глаз способен заметить ошибку, когда она уже воз-
никла.
- Первые элементы зрительно - двигательной координации, которые будут в дальнейшем
иметь решающее значение закладываются в первой младшей группе. Учитывая период «кара-
куль» дети путём подражания
многократно выполняют кругообразные движения, пятнышки,
точки, линии разнообразного характера: «дождик кап-кап», «клубок ниток», «новенькие дорож-
ки». При этом важно прививать навык держать кисть и карандаш тремя пальцами (между боль-
шим передним, придерживая сверху указательным).
- Вторая младшая группа, дети совершенствуют приёмы, изображая больших и малых форм,
линии проводят ритмично, легко, сверху вниз, с лева на право, плавно, без отрыва, кисть нахо-
дится перпендикулярно к листу.
- В средней группе. К техническим навыкам изображения предъявляются более сложные
требования. Осознанное умение в смене положения инструмента. Осваиваются рациональные
приёмы рисования (зданий, машин). Изображения овала, дуги, элементы выпрямления и закруг-
ления, приёмы заливки плоскости. Выполняются элементы декоративного рисования.
- В старшей группе навык автоматизируются и внимание направляется на содержание изобра-
жения. Следует продолжать следить за выполнением элементов, силой нажима, закрашиванием
разных оттенков одного цвета. Начинается знакомство с народным творчеством. Освоением
изображения различных элементов узора. Линий, точек, мазков, пятен, дуг, цветов, веток, лис-
тьев. Изображаются более сложные предметы в разном положении величин и пропорций, уров-
-3-
ней изображения птиц, животных, человека. Рисунки должны носить образное содержание
(сказочные птицы, плавающие рыбки и т. д.). Вводится больше заданий для выполнения работ в
цвете.
- Многие исследователи, изучив детские рисунки, выделяют три стадии развития детского
изобразительного творчества:
1)период каракуль;
2) период схематических изображений;
3) переходный период к правдоподобному, реалистическому изображению.
Рисунки детей являются богатым материалом для диагностики уровня их развития. Выявле-
ния отклонений в поведении, распознавания различных реакций на социальное окружение и т. п.
Сила цвета, в чём она?
Неимение актуальную роль в нашей жизни играет цвет. Давно подмечено влияние того или
иного цвета на психику людей и особенно на детскую. Младенцы видят только белое и чёрное
(свет и мрак), а в промежутке от шести недель до двух месяцев ситуация кардинальным образом
меняется.
- Ребёнок начинает эмоционально реагировать на яркие, насыщенные цвета - будь-то игруш-
ка, картинка или нарядная мама.
И тогда лицо ребёнка расплывается в радостной улыбке, и детские ручки тянуться на привлека-
тельный цвет. Ведь мир, в котором мы живём такой цветной.
Российские психологи (Б.М.Теплова, А.М.Запорожец, Я.З.Неверович) показали, что дети
учатся
распознавать
и
отличать
цвета
задолго
до
того,
как
узнают
их
названия.
Какое, оно, детское восприятие цвета?
- Сначала дети различают красный цвет (вот почему этот цвет получил название самым
первым!). Затем они начинают воспринимать другие цвета, и естественно жёлтый.
- С возрастом цветовые пристрастия детей меняются: до десяти лет пристрастия к красному,
розовому, жёлтому; после десяти лет предпочтение синему.
- Это связано с процессом взросления и способностью испытывать различные оттенки
настроения.
- Цветовые предпочтения тесно связаны с половой принадлежностью.
- Девочки предпочитают розовый, лавандовый и фиолетовый.
- Мальчики любят больше чёрный цвет, и другие тёмные тона.
Чтобы научить детей распознавать цвета, то надо сделать так, чтобы они учились на предме-
тах имеющих типичные ассоциативно окрашенные цвета, доступные дошкольнику.
ЖЁЛТЫЙ - бананы, лимоны, солнце.
КРАСНЫЙ - яблоки, помидоры.
СИНИЙ - небо.
ЗЕЛЁНЫЙ - горошек, трава, листья.
СЕРЫЙ - слон, волк, мышь.
КОРИЧНЕВЫЙ - медведь, кора деревьев.
- Цвет - это полезное средство для выражения эмоций, особенно тех, которые ребёнку трудно
выразить словами, с помощью чего можно начинать самоутверждаться. Действие цветов обус-
ловлено, с одной стороны непосредственным влиянием на организм, а с другой - ассоциациями,
которые цвета вызывают на основе предшествовавшего опыта.
Хоть главным органом для человека, дающим возможность увидеть удивительный, разно-
цветный мир вокруг себя является зрение. В сущности, человек видит не глазами, а головным
мозгом. Вместе с мозгом глаза работают поочерёдно «включаются» и «выключаются». Цветовой
голод может стать причиной серьёзных заболеваний, как физических, так и психологических.
Ещё в 18 веке в Европейских церквах были распространены витражи. Где больные располага-
лись у стен с витражными окнами.
-4-
В лечебных целях рекомендуется использовать цветные стёкла и смотреть через них на небо в
течение 10 минут.
Цвет - это отличное средство управления детьми, которое приводит к разным результатам.
Используя эти средства можно обучать, вдохновлять и подталкивать дошкольника. Установлено,
что яркие цвета необходимы для нормального функционирования человеческого организма.
Главное предназначение художественного образования детей - развитие творческих способнос-
тей,
формирование
здоровой
личности
с
нравственно-эстетическим
отношением
к
миру.
Учитывая выше изложенное, следует помнить о важности привлечения разнообразных видов
искусства в решении вопросов воспитания и обучения.
- Общеизвестно, что все дети являются страстными рисовальщиками. Благодаря рисованию в
детях впервые обнаруживается способность художников, творцов. Помогает им в этом синтез
искусств: музыка, изобразительное искусство, литература, поэзия, устное народное творчество,
мифология, фото, видео.
- Интеграция учебно-воспитательного процесса помогает естественному синтезу гуманитар-
ных, музыкальных и художественных дисциплин. Глубина и сила творческого восприятия ребён-
ка во многом зависит от воспитателя. Задачи воспитателей и родителей реализуются в тщатель-
ном подборе книг, музыки - их чтение, прослушивание и осмысление. С раннего детства ребёнок
начинает знакомиться с произведениями искусства, и как добрый друг в его жизнь входит сказ-
ка. Она учит восприятию многообразия окружающего мира, красочно передаёт лучшие чувства,
уберегает от чёрствости, эгоизма, равнодушия. Работа с различными видами искусства - литера-
турой, музыкой, декоративно прикладным искусством - развивает у ребёнка навыки общения.
Обращение к богатству русской культуры, фольклору, к народному искусству, позволит достичь
главной цели в воспитании. При этом превращая занятия в настоящий праздник, момент воспи-
тания любви к Родине.
- Можно предлагать героев русских народных и авторских сказок, где есть герои (добрые,
злые). Самые популярные - Колобок, Чебурашка, Илья Муромец и Добрыня Никитич - русские
«Богатыри», Василиса Прекрасная «Царевна» или Баба-яга. Интересны для детей сказочные
образы «По щучьему велению», имеют особый колорит литературные герои А.С. Пушкина.
- Изображение природы в искусстве никогда не было простым её копированием. Тема приро-
ды всегда привлекала музыкантов и художников. Природа дарит музыкантам звуки и тембры,
которые слышны в пении птиц, в журчании ручья, в шуме грозы: «Времена года» - Вивальди и
П.И.Чайковского;
К.Жанекен
-
«Пение
птиц»,
«Охота»;
Н.А.Римского-Корсакова
-
«Полёт
шмеля».
Постепенно музыка научилась вызывать зрительные ассоциации. В ней природа не только
зазвучала, но и стала зримой, переливаясь различными красками, цветами, бликами. Естественно
цвет начинает звучать, а звук получает окраску.
- Прослушивая отрывки стихов русских поэтов (Есенин, Тютчев, Фет), где встречается
упоминание берёзы, дети знакомятся своеобразным символом России. Помогают в этом внима-
тельные просмотры репродукций русских пейзажистов (Шишкин, Васильев, Грабарь и многие
другие). А прослушивание музыки помогает созданию особой творческой атмосферы для созда-
ния пейзажа «Осень», «Дождь за окном», «Зимняя сказка».
- Каждое время года, каждый цветок несут в себе целый мир образов близких и понятных
человеку. С его вечным стремлением к счастью, любви, красоте.
Исходя из того, что природа и искусство способны вызывать ряд положительных эмоций,
сегодня с воспитанниками полезно проводить занятия по флористике.
- Такие занятия рассматриваются как своеобразные тренинги по формированию и закрепле-
нию положительных психических состояний. Это особенно важно в детском, подростковом воз-
расте, что может стать ключом к формированию характера.
-5-
Работая с природным материалом, дети внимательно изучают растения и понимают, что безпо-
лезных и не нужных растений нет. Учатся бережному и внимательному отношению к окружаю-
щему миру.
Занятия декоративно-прикладным творчеством помогают детям в работе по созданию орна-
мента. Знакомство с растительным материалом помогает понять и раскрыть прелесть разных
орнаментов народов России. Находясь в постоянном контакте с творчеством народных мастеров,
ребёнок получает психоэмоциональное познание. Понимая, что за стилизованными образами,
созданными нашими предками, стоят вещи сакральные.
Для каждого народа одной из главных задач является сохранение культурных традиций и
передача их от старшего поколения к младшему.
Все виды искусства ведут нас по пути познания жизни, обогащая внутренний мир человека.
Художники создают наглядные образы, позволяют не только услышать, прочитать, но и увидеть
яркий образ и соотнести его с музыкальным и литературным.
Литература:
- А.О.Мелик-Пашаев, «О состоянии и возможностях художественного образования:
Аналитическая записка» . - «Искусство в школе». №1, 2008г.
- «Радуга здоровья» - газета «Целебник» №9, 2005г. -
- «Флористический коллаж, как средство арттерапии» - стр. 51-54;
- «Что общего у хирургии и живописи?» - стр. 55-56 - журнал «Искусство в школе» №5,2009г.
- «Психологические особенности восприятия детьми дошкольного возраста различных цветов
и их оттенков» - журнал «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» №7, 2008г.
- «Цвет и зрение» - журнал «Будь здоров» №10, 2004г.
- «Все цвета здоровья» - журнал «Наука и религия» № 2, 2010г.