Автор: Давыдкина Нина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад №2 " Дубравушка"
Населённый пункт: село Липовка, Базарно-Карабулакского Муниципального района Саратовской области
Наименование материала: Проект
Тема: " Моя малая Родина"
Раздел: дошкольное образование
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
в старшей подгруппе
« МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Информационная карта проекта
Полное название проекта: « Моя малая родина ».
Тип проекта: информационный.
Цель: направление деятельности проекта:
Систематизация знаний об истории, культуре, природы родного края.
Краткое содержание проекта:
- История развития села- от создания до настоящего: труд людей (занятия
женщин и мужчин, орудия труда); быт людей (жилище, одежда, предметы
быта,
традиционные блюда); развлечения людей (игры, песни, хороводы).
- Знаменитые земляки: участники войн, народные умельцы.
Сроки проведения: 2016-2017г.
Участники
проекта:
воспитанники
старшей
группы,
воспитатели,
музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Возраст детей: 5-6,5 лет.
Форма проведения: детско-родительский проект.
Ожидаемые результаты:
- Сформированная система представлений об истории, культуре, традициях,
природе родного края и чувство гордости, любви к малой родине.
-
Осознанно
уважительное
отношение
к
культуре,
труду,
традициям
тружеников села.
- Развит опыт сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Актуальность проекта.
Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный.
Любовь к близким людям, детскому саду, родному селу и стране играет
огромную роль в становлении личности ребенка. Одним из источников
обогащения
знаний дошкольников о родном крае, формирования у них нравственных
качеств является краеведение, которое помогает раскрыть связь родного села
с Родиной в целом.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый
период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших
детях,
заложить
нравственные
основы,
которые
сделают
их
более
устойчивыми к нежелательным влечениям, учить их правилам общения и
умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно –
патриотических чувств у дошкольника. Суть нравственно – патриотического
воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена
любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре
страны,
созданной
трудами
родных
и
близких
людей,
тех,
кого
зовут
соотечественниками.
Обоснование:
В ходе экскурсий по селу и за его пределы, рассматривания фотографий,
бесед о жизни односельчан у детей возникли самые разнообразные
вопросы:
- Как и когда появилось наше село?
- Как жили люди в прошлом, чем они занимались?
- Чем знаменит наш край?
- Каковы особенности природы нашего края?
Решили
совместно
с
воспитанниками
и
их
родителями
искать
ответы
на
возникшие вопросы. Поэтому и был разработан проект «Моя малая родина
».
Проектная идея: Создать на базе группы центр краеведения ДОУ.
Задачи проекта:
1.Формировать систему представлений об истории развития села, о природе
и населении родного края.
2.Развивать любознательность, наблюдательность, коммуникативную
компетентность.
3.Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.
4.
Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, чувство
уважения к культуре, труду, традициям тружеников села.
Гипотеза: В процессе приобщения к истории, культуре, природе ближайшего
окружения, у воспитанников будет развиваться чувство любви к родному
краю, к Родине.
Критерии отслеживания результативности:
1.
Сформированные
представления
у
детей
об
истории,
культуре,
природе родного края.
2.
Умение
обобщать
собственный
опыт
исследовательской
работы
в
творческой деятельности.
3.
Любовь к Родине, уважение к труженикам села.
Способы оценки: наблюдения, беседы, анализ продуктов творчества детей.
Материалы и оборудование:
- Справочная и художественная литература.
- Наглядный, иллюстрированный материал (фотографии уголков природы,
учреждений и организаций, достопримечательностей села Липовка).
- Предметы быта крестьянской семьи.
«Паутинка» по проекту «
Моя малая родина
».
История села Липовки
«
Моя малая родина»
Орудия труда прошлого
- плуг, соха, серп
- прялка, веретено
Труд людей в прошлом:
- земледелие
- скотоводство
- торговля
Природа села
- обитатели смешанного леса
- обитатели водоемов
Предметы быта в
прошлом:
- ухват, чугун, крынка
- рубель
План реализации проекта
№
п/п
Мероприятия
Ответственный
Сроки
Подготовительный этап
1
Экскурсии по селу, в музей, на природу
педагоги
август-октябрь
2
Рассматривание семейных фотографий
педагоги
сентябрь
3
Беседы о жизни односельчан
педагоги
октябрь- ноябрь
4
Родительское собрание «Участвуем в проекте
«Моя малая родина »
педагоги
август
Этап практической деятельности
Славные люди села:
- участники войн
- народные умельцы
Культура и традиции:
- национальность населения
- праздники
- игры
Труд людей:
- земледелие
- животноводство
- торговля
- образование
- здравоохранение
- культура
Достопримечательност
и села:
- памятники героям-войн
- Дом культуры
- Краеведческий музей
- родник
- Храм
1
Формирование групп детей по интересам,
распределение тем для исследования.
Воспитанники
сентябрь
Тема: История
2
Экскурсия в школу.
Педагоги,
воспитанники,
родители
октябрь
- Сбор предметов быта для центра
краеведения.
- Сбор иллюстраций, отражающих быт и труд
людей прошлого.
Педагоги,
воспитанники,
родители
в течении
учебного года
Разучивание народных песен, танцев,
хороводов, игр.
Педагоги,
музыкальный
руководитель,
воспитанники,
родители
октябрь-ноябрь
Беседы о труде людей в прошлом,
необходимых орудиях труда.
Педагоги,
воспитанники,
родители
сентябрь
Тема: Природа.
3
Экскурсия в парк.
Педагоги,
воспитанники,
родители
сентябрь
Беседы о природном окружении «Смешанный
лес и его обитатели»,
октябрь
Тема: Славные земляки
4
Беседы об участниках-земляках
ВОВ
Педагоги,
воспитанники,
родители
февраль
Встречи с интересными людьми:
- А.В.Макейченко полковник танковских
войск , а ныне защитник старинных русских
сёл.
Педагоги,
воспитанники
февраль
Открытый НОД «Летопись родного края»
Педагоги,
воспитанники
апрель
Тема: Достопримечательности
5
Экскурсии по улицам села:
- в Дом культуры, в библиотеку
- к памятникам героев
- в исторический музей
Педагоги,
воспитанники,
родители
В течении года
Беседа «Моя улица»
Педагоги,
воспитанники
октябрь
Составление рассказов «Село родное»
Воспитанники
октябрь
Заключительный этап
1
Оборудование центра краеведения:
- расстановка предметов быта « Русская
изба»
Педагоги,
воспитанники,
родители
апрель
2
Презентация проекта «Моя малая родина»
Педагоги,
родители, дети
МБДОУ « Детский сад №2 « Дубравушка» с.
Липовка
«Исторические
объекты и
достопримечат
ельности»
2016 год.
Беседа « Моя малая Родина»
Цель беседы: Развитие нравственно-патриотических чувств.
Познавательные: 1.Знакомство с историей родного села.
2.Знакомство с достопримечательностями.
3.Бытом и укладом сельской жизни.
4.Профессиями в селе.
5.С улицами села, их названиями.
6.Природой родного края.
Сегодня мы с вами поговорим о нашей любимой Родине.
Родина- это место, где родился, где твой дом, твои родители, твои друзья
.Мы все живём в государстве, которое называется Российская Федерация. Это
наша общая Родина. Столица нашей Родины- город Москва. Это большой,
красивый город, в котором находятся все основные организации:
министерства, банки, промышленные предприятия. Он является главный
городом в нашей стране.
А мы, сегодня с вами будем говорить о нашей малой родине. Ребята, у
каждого
человека
есть
Родина
-
место,
где
он
родился
и
живет.
А
как
называется село, в котором мы с вами живем?
Дети: Липовка
Да, мы с вами живём в селе Липовка, которое является нашей малой
родиной. Здесь наш дом, берёзка у родного порога, детский сад, куда мы
приходим каждый день, родители наши, друзья с которыми мы дружим. Всё,
что нас окружает- это наша малая родина.
Село Липовка большое село. Ему уже более 276 лет. Когда-то это было
маленькое поселение в несколько домишек. Домики были очень маленькие
под соломенной крышей. В доме не было газа, топили печки дровами.
Электричества тоже не было. Освещали дом или лучиной или керосиновыми
лампами. Взрослые целыми днями работали или в поле, или по дому, а
ребятишки были предоставлены сами себе. Детских садиков тоже не было.
Никто с ними не занимался, они целый день бегали на улице или помогали
взрослым. Постепенно ребятишки вырастали, стали строить свои дома.
Много приезжало из других мест. Постепенно село увеличивалось и стало
таким, каким мы видим его сегодня.
Дома в селе большие, деревянные под черепичными или железными
крышами. Есть газ, электричество. Во всех домах есть телевизоры.
Компьютеры, мобильные телефоны.
Село называется Липовка потому, что здесь росли липовые деревья и весной,
когда они цвели, стоял очень приятный аромат. В селе много улиц, вдоль
которых стоят дома. Все улицы имеют названия: Молодёжная, Октябрьская,
Сытова , Янина, Центральная, Совхозная.
А вы знаете название улицы на которой вы живёте? ( Дети называют
название своей улицы)
Пальчиковая гимнастика
Люблю я по селу гулять,
Люблю смотреть, люблю считать:
Гусиха- раз; Чечуйка – два,
Три- красавица Липовка моя ,
А четыре - любимый детский сад,
Пять – на экскурсию хожу,
Шесть – к музею подхожу,
Экспонаты разгляжу,
Семь – повстречался стадион,
Каждый будет чемпион ,
Восемь – это магазин,
Девять – Храм мы посетим,
и всё в нем мы разглядим
Десять- в садик поспешим
Природа в нашем селе очень красивая. Село со всех сторон окружают леса, в
которых водятся дикие звери: лоси, кабаны, зайцы, лисы. Помимо зверей в
наших лесах много ягод, грибов, целебных трав. Есть у нас и пруд, в котором
ребятишки купаются.
Уклад сельской жизни таков: -весной все убирают свои территории после
зимы. Потом обрабатывают свои участки, готовят огороды под новый
урожай. Сажают картошку, помидоры, огурцы и другие овощи. Дома держат
скотину: поросят, телят, птицу. Всё лето поливают посаженные овощи,
мотыжат картошку.
Осенью весь урожай собирают и готовятся к зиме .Зимой в основном работы
немного. Можно и отдохнуть. Смотрят телевизор, вяжут перчатки, носки.
Ребятишки зимой катаются на санках, ходят на лыжах, лепят из снега
фигурки. Так и проходит жизнь в родном селе. Когда дети вырастают, они
уезжают учится получать специальности. Некоторые остаются работать в
родном селе. Жизнь села продолжается
Стихи: (Выходят дети в русских народных костюмах).
1. На речке красивой село небольшое,
К нему мы привязаны с детства душою.
Всё краше становится день ото дня
Родная сторонка, деревня моя.
2. Село своё любим –
Мы здесь родились.
По праву Липовчанами
Мы назвались.
3.Липовки историю мы узнаём
И учим стихи мы, и песни поём
Живём мы на этой прекрасной земле,
Где счастья хватает и мне, и тебе.
4. Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы божьи
По лучикам света сошли с облаков.
5. Деревня хороша собою,
Лучше нет на свете.
Мы в Липовке живём
И гордимся этим!
6. Расступись народ честной,
Не пыли дорожка.
На деревню мы пойдём
Погулять немножко.
7. Велика наша Липовка
И талантлив наш народ.
Об искусниках-умельцах
На весь край молва идёт.
8. И хлеб-соль, этот русский обычай
Из далёкой пришёл старины:
Уваженье гостям, радость встречи,
Словно символ людской доброты.
(Хлеб-соль вносит в комнату ребёнок)
Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюдце расписном,
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим!
. Песня « Что мы Родиной зовём»
В нашем селе очень много достопримечательностей. Это большая, новая
школа, в которой вы будите учиться, большой Дом Культуры, где проводятся
праздники и концерты, музей- где хранятся предметы домашнего обихода,
которыми пользовались раньше. Это и глиняные горшки, крынки.,
коромысла, бытовая техника. Есть в селе два детских сада « Ивушка» и «
Дубравушка», аптека, почта, библиотека, где много интересных книжек для
детей и взрослых. 4 больших продуктовых магазина, где есть все продукты и
игрушки. А теперь я буду называть вам организацию, а вы отгадайте какие
специалисты там работают.( Детский сад, больница, школа, библиотека,
почта, музей, клуб, магазин)
Ребятишки, ещё у нас возведены новые достопримечательности села по
инициативе А.В.Макейченко: Храм святого пророка Божия Илии
Неподалёку от храма- памятник землякам, участвовавшим в Первой мировой
войне