Автор: Полтавцева Олеся Анатольевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4 им. Нисанова Х.Д.
Населённый пункт: Пролетарск
Наименование материала: рабочая тетрадь
Тема: "Тетрадь для лабораторных работ по биологии 6 класс"
Раздел: среднее образование
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 4 имени Нисанова Хаима Давидовича
города Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
Тетрадь
для
лабораторных работ по
биологии
Ученика (цы) ______________________
6
____
класса
г. Пролетарск
2017 год
Рабочая тетрадь для лабораторных работ по биологии для 6 класса
предназначена для учащихся, занимающихся по учебнику биологии М.Б. Беркинблит,
С.М. Глаголев, Ю.В. Малеева, В.В. Чуб. Она содержит лабораторные работы к
параграфам учебника и предназначена для работы, как в классе, так и для
самостоятельной работы дома.
Рабочая тетрадь адаптирована к учебно-методическому комплексу (УМК) по
курсу биологии 5-9 классов наряду с учебником, учебной программой авторского
коллектива под руководством М.Б. Беркинблита (ФГОС).
Издание является переработанным и адаптированным к условиям данной школы.
В основе его лежит Биология: рабочая тетрадь для 6 класса / М.Б. Беркинблит, В.В.
Чуб, Е.А. Лабунская и др. – 2-е изд., перераб. И доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2013. – 128 с.: ил.
& 2. Микроскопия как метод изучения живых объектов.
Лабораторная работа № 1
Тема: «Устройство микроскопа и лупы и работа с ними».
Цель работы: научиться пользоваться световым микроскопом и лупой.
Оборудование: микроскоп, лупа, готовый микропрепарат.
Ход работы:
РАБОТА 1: строение и работа с лупой.
1.
Рассмотрите лупу. Из каких частей она состоит? ______________________________________
_______________________________________________________________________________________.
2.
Каково увеличение вашей лупы? _______________________________________________________.
3.
Возьмите лупу, положите её на книгу, постепенно поднимайте лупу, глядя на буквы через стекло. Как
меняется картинка, которую вы видите? ___________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________.
РАБОТА 2: строение и работа с микроскопом.
4.
Поставьте микроскоп штативом к себе, напротив левого плеча.
5.
Глядя в окуляр, зеркалом направьте свет в отверстие предметного столика. Добейтесь хорошего
освещения поля зрения.
6.
Поместите препарат на предметный столик и закрепите зажимами.
7.
Внимательно рассмотрите объективы микроскопа. Установите объектив с малым увеличением в
рабочее состояние, повернув его до щелчка.
8.
С помощью винта медленно опустите тубус микроскопа на расстояние 1-2 мм от препарата.
9.
Смотрите в окуляр левым глазом, при этом открытый правый глаз можно закрыть ладонью. Плавно с
помощью винта поднимайте тубус, пока не появится чёткое изображение препарата.
10.
Установите в рабочее положение объектив с большим увеличением, повернув его до щелчка.
11.
Плавно с помощью винта изменяйте положение тубуса до получения чёткого изображения препарата.
Будьте осторожны при пользовании регулировочным винтом, предметное стекло очень хрупкое, его
легко можно раздавить.
12.
Подсчитайте все возможные увеличения вашего школьного микроскопа. Для этого вам нужно
умножить цифры, написанные на объективе, на цифры, написанные на окуляре. Полученное число –
это то, во сколько раз увеличен исследуемый объект.
а)
Увеличение окуляра = ___________________________________________________________
б)
Увеличение объектива (м) = _____________________________________________________
в)
Увеличение объектива (с) = ______________________________________________________
г)
Увеличение объектива (б) = _____________________________________________________
13.
Запишите выводы о проделанной работе.
ВЫВОДЫ: Общее увеличение моего школьного микроскопа:
а)
На малом увеличении = ____________________________ раз;
б)
На среднем увеличении = __________________________ раз;
в)
На большом увеличении = __________________________ раз.
Источником света в школьном микроскопе служит: _________________________________________.
Как вы думаете, почему в микроскоп обычно рассматриваю тонкие объекты?
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
& 3-4. Строение клеток. Клетка – основа жизни. Деление клеток.
Лабораторная работа № 2
Тема: «Клеточное строение растений».
Цель работы: научиться делать микропрепараты; познакомиться со строением клетки
растения, убедиться в клеточном строении растений.
Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стёкла, препаровальная игла, пинцет,
салфетка, пипетка, водный раствор йода, луковица.
Ход работы:
1.
Салфеткой протрите предметное стекло и капните на него 1-2 капли раствора йода (А, Б).
А)
Б)
2.
Разделите луковицу на отдельные чешуи. Пинцетом аккуратно снимите небольшой кусочек кожицы
сочной чешуи луковицы с внутренней стороны (В).
В)
3.
Снятую кожицу поместите в каплю раствора йода, аккуратно расправьте препаровальной иглой и
накройте покровным стеклом (Г, Д).
Г)
Д)
4.
Подготовьте микроскоп к работе, поместите свой микропрепарат под зажимы предметного столика (Е,
Ж).
Е)
Ж)
5.
Рассмотрите препарат под микроскопом на малом увеличении.
6.
На большом увеличении микроскопа внимательно рассмотрите отдельную клетку, найдите в ней
цитоплазму, ядро, вакуоль и клеточную стенку.
7.
Нарисуйте рассмотренную клетку и дайте название её основных органоидов.
8.
ВЫВОД: Растительная клетка состоит из ______________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
& 10. Строение растительного организма.
Лабораторная работа № 3
Тема: «Изучение органов цветкового растения».
Цель работы: изучить органы цветкового растения.
Оборудование: комнатное растение хлорофитум (традесканция), гербарий.
Ход работы:
1.
Рассмотрите внимательно комнатное растение, найдите у него лист, стебель, почку, верхушечную точку
роста и, если есть, цветки. Найдите боковые побеги или почки; придаточные побеги и придаточные
корни.
ХЛОРОФИТУМ ТРАДЕСКАНЦИЯ
Определите тип корневой системы растения по рисунку.
______________________________________________________________________________________
2.
Зарисуйте один лист и подпишите все его части. Какой он: простой или сложный, сидячий или имеет
черешок? _______________________________________________________
3.
Как расположены листья на побеге? _________________________________________________
4.
Заполните таблицу:
Объект
Боковые
побеги
(есть/нет)
Боковые
почки
(есть/нет)
Листья
простые/сложные
Листорасположение
Тип
корневой
системы
Хлорофитум
Фикус
Сциндапсус
5.
ВЫВОД: _______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
& 11. Строение растительного организма. Клетки и ткани.
Лабораторная работа № 4
Тема: «Ткани растительных организмов».
Цель работы: познакомиться с тканями растительного организма.
Оборудование: микроскоп, микропрепараты тканей растений: №1 – эпидермис листа;
№2 – срез стебля; №3 – срез листа; №4 – срез корневого чехлика и зоны деления;
№5 – срез ветки дерева.
Ход работы:
1.
Приготовьте микроскоп к работе.
2.
Рассмотрите микропрепарат № 1.
а)
Какая ткань на нём представлена? _____________________________________________
б)
Обратите внимание на парные клетки бобовидной формы. Что это за клетки?
__________________________________________________________________________________
3.
Рассмотрите микропрепарат № 2.
а)
Найдите на нём проводящую ткань. Как она расположена? ____________________
__________________________________________________________________________________
б)
Найдите сосудистые пучки. Как в них расположены луб и древесина? __________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
в)
Какие ещё ткани вы видите на микропрепарате? _______________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
4.
Рассмотрите микропрепарат № 3. Отыщите на нём основную ткань. Из текста учебника выясните, как
она называется. ______________________________________________
________________________________________________________________________________________
5.
Рассмотрите микропрепарат № 4.
а)
Какой это орган растения? ______________________________________________________
б)
Какую функцию выполняет корневой чехлик? __________________________________
__________________________________________________________________________________
в)
Зарисуйте схематически кончик корня с корневым чехликом и зоной деления, подпишите части
рисунка.
6.
Рассмотрите микропрепарат № 5. Зарисуйте небольшой участок поперечного среза, определите типы
тканей, которые вы видите, и подпишите их.
а)
Из какой ткани состоят кольца на поперечном срезе? __________________________
б)
Сколько лет этой ветке дерева? _________________________________________________
7.
ВЫВОД: _______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
& 12. Питание растений.
Лабораторная работа № 5
Тема: «Изучение состава почвы».
Цель работы: научиться определять состав почвы.
Оборудование: образец почвы, стакан с водой, огнеупорная ёмкость, спиртовка.
Ход работы:
1.
Поместите в стакан с водой немного почвы и взболтайте её. Присутствует ли в почве воздух?
______________________________________________________________________________
По каким признакам можно судить об этом? _________________________________________
______________________________________________________________________________________
2.
Поставьте стакан на стол. Пронаблюдайте за тем, как осядут разные составляющие части почвы:
песчинки и камешки лягут на дно первыми, потом осядет глина и последним ляжет тонкий слой
органических веществ и гумуса, его частички также останутся в воде в виде взвеси.
Зарисуйте стакан с разделившимися компонентами почвы и подпишите их.
3.
Поместите в огнеупорную ёмкость образец почвы и начните нагревать. Через некоторое время
появится бесцветный пар. О наличии какого компонента почвы это свидетельствует?
_____________________________________________________________________
При дальнейшем нагревании появится сизый пар, он образуется при сгорании органических веществ.
4.
Заполните таблицу:
№
Компоненты почвы
Доказательства их наличия в почве
1
Воздух
2
Тяжёлые частицы
3
Вода
4
Органические вещества
5.
Сделайте вывод о составе вашего образца почвы.
ВЫВОД:____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
& 13. Строение цветка. Размножение семенами.
Лабораторная работа № 6
Тема: «Изучение строения семени»
Цель работы: ознакомиться со строением семени фасоли.
Оборудование: набухшие семена фасоли, чашка Петри, лупа, препаровальные иглы.
Ход работы:
1.
Внимательно рассмотрите набухшие семена фасоли. На семенной кожуре можно заметить небольшой
рубец (рубчик). Сделайте предположение, где должны находиться зародышевый корешок и почечка
относительно рубчика.
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
2.
С помощью препаровальной иглы отделите семенную кожуру от зародыша семени, обращая внимание
на то, где находился рубчик.
3.
Отделите одну из семядолей. Рассмотрите зародыш с помощью лупы. Найдите зародышевый корешок
и почечку.
4.
Нарисуйте схему строения семени, указав на нём семенную кожуру, рубчик, семядоли, зародышевый
корешок и почечку.
5.
ВЫВОД: _______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
& 22. Строение грибов. Съедобные и ядовитые грибы.
Лабораторная работа № 7
Тема: «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»
Цель работы: научиться отличать по внешнему виду наиболее распространённые
съедобные и ядовитые грибы.
Оборудование: рисунки и фотографии шляпочных грибов.
Ход работы:
1.
Рассмотрите рисунки и фотографии шляпочных грибов. С помощью учебника и интернета
попытайтесь определить их названия.
Опёнок луговой Весенний мухомор
Грибы синеножки Перечный гриб
Шампиньон степной Жёлчный гриб
Бледная поганка Гриб боровик
2.
Разделите имеющиеся грибы на съедобные и ядовитые. Обратите внимание на характерные признаки
рассмотренных грибов: цвет шляпки и ножки, наличие воротничка. Определите, к пластинчатым или
трубчатым грибам они относятся.
3.
Заполните таблицу:
Название
гриба
Съедобные/
ядовитые
Пластинчатые/
трубчатые
Характерные признаки
4.
Зарисуйте один съедобный и один ядовитый грибы. Подпишите название частей грибов.
5.
Пользуясь текстом учебника, составьте привила сбора грибов.
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
6.
ВЫВОД: _______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
& 23. Роль грибов в природе и жизни человека.
Лабораторная работа № 8
Тема: «Изучение строения плесневого гриба»
Цель работы: ознакомиться со строением плесневого гриба.
Оборудование: микроскоп, готовый микропрепарат плесневого гриба.
Ход работы:
1.
Приготовьте микроскоп к работе. Рассмотрите микропрепарат на малом и на большом увеличениях.
Что вы видите?
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
2.
Зарисуйте увиденное, подпишите рисунок.
3.
ВЫВОД: _______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
& 26. Строение организма животных и процессы жизнедеятельности.
Лабораторная работа № 9
Тема: «Изучение внешнего строения млекопитающего»
Цель работы: ознакомиться с внешним строением млекопитающего.
Оборудование: фото домашнего грызуна (хомяк).
Ход работы:
1.
Рассмотрите внимательно фото животного.
2.
Ответьте на вопросы:
а)
Как вы думаете, постоянна ли температура тела животного?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
б)
Чем покрыто тело животного?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
в)
Какие вы видите органы чувств?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
г)
Рассмотрите ушные раковины животного. Подвижны ли они? __________________
д)
Есть ли ушные раковины у представителей других групп животных:
Рыбы - _____________________________
Лягушки - __________________________
Ящерицы - _________________________
Птицы - ____________________________
е)
Есть ли у животного хвост? Длинный ли он? У всех ли млекопитающих есть хвост?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
3.
ВЫВОД: _______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
& 29. Роль животных в жизни человека.
Лабораторная работа № 10
Тема: «Наблюдение за поведением животных»
Цель работы: наблюдение за поведением животных.
Оборудование: дождевой червь, лупа, линейка, стекло, препаровальная игла, кусочек лука, ванночка.
Ход работы:
1.
Положите дождевого червя в ванночку.
2.
Наблюдайте за его передвижением. Измерьте и запишите его длину в момент наибольшего растяжения
и сокращения.
а)
Во время растяжения _____________________
б)
Во время сокращения _____________________
3.
Как изменится передвижение червя, если его положить на стекло?
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
4.
Положите червя в ванночку. Прикоснитесь к дождевому червю препаровальной иглой. Что произошло?
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
5.
Поднесите к переднему концу дождевого червя кусочек лука, не прикасаясь к червю. Что произошло?
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
6.
Наведите с помощью лупы луч света на передний конец червя. Что произошло?
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
7.
ВЫВОД: _______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________