"Профилактика эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста в условия ДОО с использованием предметно-пространственной среды"
Автор: Щетинина Оксана Валерьевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №6 "Светлячок" Населённый пункт: г.о.Краснознаменск Наименование материала: Проект Тема: "Профилактика эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста в условия ДОО с использованием предметно-пространственной среды" Раздел: дошкольное образование
Актуальность темы .
Что такое эмоциональное неблагополучие ребенка и почему этому, особенно
в наше непростое время, уделяется так много внимания.
Эмоциональное неблагополучие – это отрицательное эмоциональное
самочувствие ребенка, которое может возникать в разных случаях, например
при переживании неуспеха в каком- либо виде деятельности, особенно в
ситуациях соревнования, при общении со сверстниками, при авторитарном
стиле работы педагога, жесткой регламентации жизни в детском саду, и
конечно же, в семье, которая является определяющим началом, залогом
психологической стабильности ребенка. Острота и длительность этих
переживаний у ребенка свидетельствует об особой значимости для
дошкольника благополучных взаимоотношений в социуме.
Неудовлетворенность ребенка взаимоотношениями с окружающими
выступает в виде различных переживаний: разочарования, гнева, обид. Все
эти проявления могут перетекать в психосоматические расстройства.
Срок реализации проекта- 6 месяцев.
Цель проекта - профилактика эмоционального неблагополучия детей
старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Обеспечение эмоционального благополучия детей в группе за счет
использования предметно-пространственной среды;
- Проведение психокоррекционной работы по профилактике эмоционального
неблагополучия детей: развитие навыков сотрудничества, навыков
распознавания эмоций, общения, умения сотрудничать, умения решать
конфликтные ситуации конструктивным путем.
- Привлечение родителей к активному сотрудничеству с педагогами детского
сада;
-Выявление и работа с эмоционально-неблагополучными детьми .
-Обучение педагогов методам «Определения эмоционального самочувствия
ребенка», проведение консультаций «Стиль работы педагогов»
Ожидаемые результаты.
Работа в рамках данного проекта ведется с детьми старшего дошкольного
возраста, т.е. в том возрасте, где можно совместно педагогам, психологу и
родителям выявить эмоционально-неблагополучных детей и попытаться им
помочь, так как только в совместной деятельности, можно достичь
определенных результатов. Ребенок на пороге школы, и хочется, чтобы
дошкольные проблемы не усугубились дальше, и не ребенок «не взял их во
взрослую жизнь».
Этапы проекта.
Этапы
проекта
Мероприятия
Результаты
Подготови-
тельный
1)Проведение диагностики
эмоционального благополучия
детей в подготовительной
группе по следующим
методикам:
- Проективный метод
диагностики Люшера ( 8
цветов), адаптированный для
дошкольного возраста;
-Социометрический метод
определения взаимоотношений
в группе «Капитан корабля»
-Методика «Определение
ребенком эмоционального
состояния людей»
-Методика Демо-Рубинштейна
-для определения самооценки
ребенка старшего дошкольного
возраста.
2)Анкетирование родителей, с
целью выявления «слабых и
тревожных» сторон
ребенка( особенно детей,
пользующихся наименьшей
популярностью)
Проведенная диагностика
детей позволяет выявить
детей, нуждающихся в
психологической помощи
и поддержке со стороны
воспитателей и
родителей, а также
позволяет выявить
«отверженных детей» и
уделить им особенную
помощь в развитии
необходимых навыков
для комфортного
общения не только в
группе детского сада, но
и за пределами детского
сада.
Анкетирование родителей
позволит вывить
«слабые» стороны
ребенка, особенно
«непопулярных» детей,
детей, имеющие
психосоматические
расстройства (энурез,
энкопрез), тревожных
детей. При совместной
работе с родителями,
можно будет выявить
причину такого
поведения.
Нередко, к сожалению,
3) Анкетирование педагогов с
целью выявления стиля работы
педагога.
4)Консультация для педагогов :
«Эмоциональное
неблагополучие детей. Методы
профилактики»
стиль общения педагогов
с детьми приводит к
проявлению
эмоционального
неблагополучия детей
( авторитарный,
либерально-
попустительский). Наша
задача не допустить
негативно проявления
по отношению к детям.
На педагогическом совете
педагогам была дана
консультация о том, какие
виды эмоционального
неблагополучия можно
наблюдать у ребенка, и
что в этих случаях делать.
Формиру-
ющий этап
1)Занятия с детьми по
программе «Профилактика
эмоционального
неблагополучия детей в
старшем дошкольном возрасте»
( авторская программа, рецензия
и разрешение использования
данной программы ГБОУ ВПО
МО «АСОУ»)
Обработка результатов
диагностики и
формирование группы
детей, нуждающихся в
психологической
поддержке.
Программа состоит из 18
занятий. Наполняемость
групп -8-10 человек
( «изолированные» дети
вместе с благополучными
детьми).
Занятия проводятся два
раза в неделю по 25-30
минут, в зависимости от
настроения и состояния
детей.
Каждое занятия
проводится по
определенной схеме:
-«Ритуал приветствия»
- Отработка
определенного навыка
( сотрудничества,
2)Работа в консультативном
пункте «Теплый дом»
3)Тренинг для педагогов
«Профилактика эмоционального
выгорания педагогов»
распознавания эмоций,
конструктивного
разрешения конфликтов,
обучение работать с
гневом и т.п)
-Игры, способствующие
позитивному настрою
группы.
- «Ритуал прощания»
В нашем детском саду
уже много лет ведется
психологическая
консультативная работа в
клубе «Теплый дом», где
каждый родитель может
получить
квалифицированную
помощь узких
специалистов- педагога-
психолога, учителя-
логопеда, медицинских
работников.
Оформляются папки-
передвижки,
позволяющие узнать
родителям возрастную
специфику детей, советы,
позволяющие родителям
наладить гармоничные
отношения с ребенком и
т.п.
Тренинг «Профилактика
эмоционального
выгорания педагогов»
позволил
«раскрепоститься»
педагогам и каждый для
себя выявил факторы
эмоционального
выгорания, как с ними
можно бороться, методы
релаксации в группе.
4) Семинар- практикум
«Предупреждение развития
конфликтных ситуаций»
Основные причины
эмоционального
неблагополучия детей
очень часто идут из
семьи, поэтому мы сочли
данную тему в рамках
данного проекта
актуальной. Проведенный
семинар-практикум
позволил обозначить
последствия негативного
проявления конфликтов в
семье.
После данной
консультации, мы
увидели результаты во
многих группах.
Появились атрибуты,
позволяющие определить
настроение детей,
сделанные руками
воспитателей.
Завершающий
этап
Данный этап включает
заключительную диагностику
«эмоционального состояния
детей», позволяет выявить
динамику отношений в группе
детского сада.
Использовались следующие
методики:
1) Графическая методика
«Кактус», позволяющая
исследовать эмоционально-
личностную сферу ребенка;
-Социометрическая методика
«День рождения»
Некоторым детям мы давали
методику «Определения
самооценки» Демо-
Рубинштейна, чтобы
посмотреть повысилась ли
самооценка ребенка.
Заключительная
диагностика позволила
выявить динамику
работы с детьми.
Динамика была
положительная. Дети,
имеющие статус
«непопулярных» детей
стали сами больше
общаться, агрессивный
ребенок стал стараться
сдерживать себя
приемлемыми
способами( разрывал
листы бумаги, бил
подушку, считал до 10 и
т.п. ) и т.п.
Несколько детей,
имеющие низкую
самооценку в начале
проекта, в конце заметно
ее повысили.
В психологическую
2)Психологическая гостиная для
родителей.
3)Консультация для
педагогов дошкольного
учреждения.
4) Занятие с педагогами «Какой
заманчивый мир детства»
гостиную были
приглашены родители не
только
«неблагополучных»
детей, но и остальные
родители, где мы
рассказали о проекте, о
проведенной работе , о
результатах нашего труда.
Были даны общие
рекомендации родителям,
но и ,конечно,
индивидуальные
консультации для
родителей.
Педагогам на
педагогическом совете
мы рассказали о
результатах проекта, о
роли предметной среды
для позитивного настроя
ребенка, старались
сделать вывод для всех с
целью обеспечения
комфортного пребывания
ребенка в дошкольном
учреждении.
Занятие из программы я
решила показать на
сотрудниках детского
сада, с использованием
пальчиковых кукол, для
того, чтобы взрослые
попробовали погрузиться
в мир детства, испытать
на себе позитивное
влияние работы с
предметами
( пальчиковыми куклами).
В работе в рамках данного проекта большое внимание уделялось предметно-
пространственной среде в дошкольном учреждении, материалам и
оборудованию, задействованным в занятиях с детьми.
-Воспитатели в группах стали использовать «Доску настроений», где с
помощью пиктограмм с настроениями, дети могут выразить свое состояние
на данный момент, а воспитатель определить, если надо оказать поддержку
ребенку или пригласить психолога.
- В некоторых группах педагоги смастерили «солнышко» и «цветик-
семицветик», с помощью которого ребенок может заявить о своем
настроении при приходе в детский сад.
- В шкафу детям повесили две картинки - одна с грустным, а другая с
веселым лицом, ребенок, соответственно, может выбрать любую.
Педагоги все мастерят своими руками, показывая детям пользу и плоды
труда.
На психологических занятиях, мы с детьми делали кукол, используя самые
простые материалы (плотную бумагу, цветную бумагу, цветные карандаши,
ножницы), также рисовали ей улыбку или слезы, и ребенок мог рассказать о
кукле, почему она плачет сегодня, кто ее обидел.
При этом психолог наблюдает момент переноса состояния ребенка на куклу,
метод опосредованной диагностики. Но данный вид работы с детьми мы
используем не только на психологических занятиях, но и с воспитателями в
группе, задействуя атрибуты предметно-пространственной среды. С
самодельными куклами дети играют в группе, укладывая их спать, мастерят
для них атрибуты, «друзей».
Многие элементы данного проекта мы демонстрировали на методических
объединениях психологов и воспитателей, передавая свой положительный
опыт, а также перенимали опыт других педагогов.
Дети, участвующие в данной программе, пошли в школу, и мы будем
стараться наблюдать за ними - помогла им данная программа, позволила ли
им быстрее и легче адаптироваться к новым условиям.
Но положительный результат невозможен при работе только педагога-
психолога, только в совместной деятельности всех участников
образовательного процесса - детей, родителей и педагогов можно
обеспечить ребенку эмоциональное благополучие.
Психолого-педагогическое сопровождение детей, посещающих наше
дошкольное учреждение, ведется на протяжении длительного времени,
обеспечивая индивидуальный подход к каждому ребенку.
Педагоги-психологи совместно с узкими специалистами, воспитателями и,
конечно, с родителями (законными представителями) обеспечивают детям
социально-психологическое благополучие, насколько это возможно, в
детском дошкольном учреждении.
Психолого- педагогическая работа в рамках данного проекта позволила
оказывать психологическую помощь детям и их родителям (членам семьи),
попавшим в кризисную ситуацию (потеря близких, психологические и
физические травмы). Психологами оказывалась помощь детям в осознании
переживаний, связанных с тяжелыми для него ситуациями.
- Одним из направлений реализации этого проекта стали индивидуальные
занятия с детьми и совместная деятельность с обоими родителями
(законными представителями).
Помощь в решении семейных проблем гораздо эффективней достигается с
помощью разных форм коррекционно-восстановительной и развивающей
работы, здоровьесберегающих технологий:
-Развитие и коррекция взаимоотношений «Взрослый - ребенок» через работу
со взрослыми, участвующими в воспитании ребенка;
-Использование методов арттерапии для коррекции страхов и тревожности
пользуется популярностью у взрослых и детей ;
-Коррекция взаимоотношений в детском коллективе и с родителями через
проведение игры «Волшебный стул» позволяет взглянуть на себя со стороны
членов семьи;
- Использование методов сказкотерапии, позволяющих проводить
психокоррекцию эмоциональных нарушений детей дошкольного возраста,
позволило снизить уровень тревожности контрольной группы детей;
- Исследование сферы семейных отношений с помощью проективных
методик: «Рисунок семьи» А.Захарова, позволяющих выявить статус ребенка
в семье, качество отношений «взрослый – ребенок», определить
психоэмоциональный климат в семье;
- Семинар - практикум «Предупреждение развития конфликтных ситуаций»
показал актуальность поставленных проблем, выявил слабые звенья в цепи
«родитель - ребенок- воспитатель»
- Три года назад мы стали использовать метод «песочной терапии», как
одного из методов работы в предметно-пространственной среде, мощного
ресурса для коррекционно-развивающей и образовательной работы с детьми,
приводящей к гармонизации психоэмоционального состояния детей.
- В качестве одной из форм информационно-аналитической работы,
используется - «Ящик с секретом". Это коробка или тетрадь, в которую
родители могут класть записки со своими идеями и предложениями,
обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту,
позволяют планировать психокоррекционную работу:
- Информационные стенды, папки - передвижки используются в качестве
наглядной формы психолого- педагогического просвещения родителей ,
воспитателя.
Пользуются в нашем детском саду популярностью «уголки уединения». В
некоторых группах есть уголок- ширма, где ребенок может посидеть один,
отгородившись от «остальных деток». На своих занятиях, я часто использую
зонтик, и, если ребенок по какой-то причине не хочет играть с детьми,
испытывает желание уединиться, он может спрятаться под зонтом.
Предметно-пространственная среда, действительно, имеет большое значение
для профилактики эмоционального неблагополучия детей дошкольного
возраста
Ведь можно иметь множество нововведений, современных игрушек, и эти
предметы будут статично располагаться на полках, но ведь важно не это, а
желание педагога обогатить предметно-пространственную среду, пусть даже
это будет сделано своими руками.
Главное, грамотно использовать атрибуты предметно-пространственной
среды, и за постоянными нововведениями всегда помнить педагогический
принцип: «Не навреди!»
Работа с родителями (законными представителями) не ограничивается
рамками данного проекта. Детский сад находится в период обновления
дошкольной политики, перехода к Федеральным государственным
образовательным стандартам, что приведет к поиску новых форм работы с
родителями (законными представителями) для обеспечения социально -
психологического благополучия ребенка в дошкольном учреждении.
Литература:
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и
радуюсь»
Фопель К. «Как научить детей сотрудничать»
Хухлаева О.В. «практические материалы для работы с детьми 3-9 лет»