Автор: Яковлева Анна Дмитриевна
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГАПОУ УКПЭД
Населённый пункт: город Уфа республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОМБИНАЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НА РАЗНОВЫСОКИХ БРУСЬЯХ В СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ"
Раздел: среднее профессиональное
МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОМБИНАЦИИ ПРОИЗВОЛЬ-
НОЙ ПРОГРАММЫ НА РАЗНОВЫСОКИХ БРУСЬЯХ В СПОРТИВ-
НОЙ ГИМНАСТИКЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ АНТРОПОМЕТРИЧЕ-
СКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Яковлева Анна Дмитриевна
ГАПОУ Уфимский колледж предпринимательства, экологии и дизайна.
Актуальность.
Современная
спортивная
гимнастика
претерпела
большие
изменения,
то
есть
увеличилась
сложность
гимнастической
комбинации, в особенности на разновысоких брусьях. Разновысокие брусья,
являются
самым
молодым
видом
женского
гимнастического
многоборья.
Однако
на
этом
снаряде
чаще,
чем
на
других,
создаются
новые
формы
движений. И все упражнения на данном виде гимнастики выполняются за
счет
силы
мышц
рук
[1].
Усовершенствование
конструкции
снаряда
«разновысокие брусья», в частности, ширина разведения нижней и верхней
жерди, позволяет гимнасткам, проявляя свои высочайшие возможности, и
выполнять сложные элементы [2].
Большая
часть
научных
данных,
касающихся
индивидуализации
тренировочного
процесса
в
женском
гимнастическом
многоборье,
затрагивает проблемы доминирования определенных типологических свойств
нервной
системы,
двигательных
способностей,
способности
к
освоению
сложных локомоций. Отечественные авторы обращают внимание лишь на
причины, снижающие надежность выполнения упражнений на разновысоких
брусьях.
К
ним
относят:
недостаточную
физическую,
техническую
и
психологическую
подготовку,
ошибки
в
методике
обучения.
Тогда
как
антропометрические характеристики в большинстве видов спорта являются
принципиальными
для
достижения
высокого
спортивного
результата,
не
является исключением и спортивная гимнастика. [1].
Цель
исследования.
Экспериментальным
путем
п р о в е р и т ь
эффективность
методики
совершенствования
комбинации
произвольной
программы на разновысоких брусьях в спортивной гимнастике в зависимости
от антропометрических показателей.
Организация
исследования.
Исследования
проводились
на
базе
Му н и ц и п а л ь н о го
б юд же т н о го
о б р а зо ват е л ь н о го
у ч р е ж д е н и я
дополнительного
образования
детей
«Специализированная
детско-
юношеская спортивная школа Олимпийского резерва №16 по спортивной
гимнастике»
городского
округа
г.
Уфы
Республики
Башкортостан.
В
эксперименте
принимали
участие
15
гимнасток
11-13
лет,
которое
выполнялось в три этапа в течение 2013-2015 г.г.
Результаты
исследования.
Нами
была
разработана
методика
особенностью
которой
являлось
совершенствования
комбинации
произвольной
программы
на
разновысоких
брусьях
в
зависимости
от
антропометрических показателей. Для определения эффективности методики
совершенствования комбинации произвольной программы на разновысоких
брусьях в зависимости от антропометрических показателей, был проведен
сравнительный
анализ
динамики
результатов
выполнения
комбинации
на
разновысоких
брусьях
у
гимнасток
контрольной
и
экспериментальной
группы в течении эксперимента.
В ходе внутригруппового анализа результатов выполнения комбинации
на разновысоких брусьях у гимнасток контрольной группы было выявлено,
что базовая оценка к середине эксперимента в контрольной группе достовер-
но значимых
различий не имела (10,95±0,61; 11,59±0,58; p
1
>0,01), в конце
эксперимента по сравнению с серединой эксперимента также не было выяв-
лено достоверности различия (11,59±0,58; 12,03±0,61; p
2
>0,05), и только в
конце эксперимента по сравнению с началом эксперимента была выявлена
достоверность различия на уровне (10,95±0,61; 12,03±0,61; p
3
<0,04).
В сбавках за выполнение комбинации до эксперимента, в середине экс-
перимента и после эксперимента достоверности различия не наблюдалось
(3,01±0,70; 3,55±1,10; 4,05±0,30).
Показатели окончательной оценки у гимнасток контрольной группы в
середине эксперимента по сравнению с началом, в конце эксперимента по
сравнению
с
началом
достоверности
различий
между
собой
не
имели
(7,94±0,76; 08,04±0,98; 8,15±0,78; p
1
>0,05; p
2
>0,01; p
3
>0,08 соответсвенно).
В контрольной группе базовая оценка за выполнение комбинации к се-
редине эксперимента в среднем увеличилась на 0,64 балла, а к концу экспери-
мента еще на 0,44 балла, соответсвеннос начала эксперимента данная оценка
уыеличилась на 1,08 балла. Сбавки за выполнение комбинции в контрольной
группе к середине эксперимента увеличилась на 0,54 балла, и к концу экспе-
римента еще на 0,5 балла, соответственно с начала эксперимента – 1,04 бал-
ла. Окончательная оценка, таким образом к середине эксперимента увеличи-
лась всего на 0,1 балла, и к концу эксперимента еще на 0,11 балла.
В контрольной группе базовая оценка достоверно улучшилась, но также до-
стоверно увеличились показатели сбавки за выполнение комбинации, что по-
влияло на уменьшение окончательной оценки на брусьях.
Межгрупповой анализ показателей результатов выполнения комбина-
ции на разновысоких брусьях у гимнасток контрольной и экспериментальной
группы до эксперимента показал, что в базовой оценке,в сбавках за выполне-
ние и в окончательной оценке достоверно значимых различий не наблюда-
лось. Таким образом, группы были идентичны, что позволяет продолжать
дальнейший эксперимент.
В ходе межгруппового анализа результатов выполнения комбинации на
разновысоких брусьях у гимнасток контрольной и экспериментальной груп-
пы в середине эксперимента было выявлено, что в базовой оценке и в сбавках
за
выполнение
комбинации
достоверности
различия
между
собой
не
имели(11,59±0,58; 12,31±0,40; 3,55±1,10; 2,15±0,60;). И только в окончатель-
ной
оценке
экспериментальной
группы
по
сравнению
с
показателями
контрольной
группы,
была
выявлена
достоверность
различия
на
уровне(8,04±1,10; 10,16±1,00; p<0,05).
В межгрупповом анализе показателей результатов выполнения комби-
нации на разновысоких брусьях у гимнасток контрольной и эксперименталь-
ной группы в конце эксперимента, были обнаружены достоверно значимые
различия в базовой оценке гимнасток экспериментальной группы по сравне-
нию с показателями спортсменок контрольной группы на уровне значимости
(13,81±0,53; 12,03±0,61;
p<0,004); в сбавках за выполнение комбинации – на
уровне значимости (1,72±0,85; 4,05±0,30; p<0,01); и в окончательной оценке -
на уровне значимости (12,09±1,38; 8,15±0,78; p<0,05).
Из вышеописанного следует то, что полученные нами данные в ходе
эксперимента позволяют утверждать об эффективности разработанной мето-
дики, применявшийся в экспериментальной группе гимнасток 11-13 лет.
то, что разработанная методика является более эффективной по сравнению с
общепринятой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аркаев Л.Я., Сучилин Н.Г. Как готовить чемпионов [Текст] : М.: Физ-
культура и спорт, 2004 . 328с.
2.
Гавердовский
Ю.К.,
Смолевский
В.М.
Биомеханические
основы
техники гимнастических упражнений [Текст] // Спортивная гимнастика; учеб.
для ИФК. М.: Физкультура и спорт, 1979. С. 34с.