Напоминание

"Моделирование игрового пространства в ДОУ"


Автор: Береговая Марина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Теремок"
Населённый пункт: Вологодская, с. Белые Кресты
Наименование материала: статья
Тема: "Моделирование игрового пространства в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Теремок»
Моделирование игрового пространства в ДОУ
Воспитатель Береговая М.С. 2017 год. Содержание 1
Вводная часть……………………………………………………………………………..3 Основная часть……………………………………………………………………………4 Заключение……………………………………………………………………………….7 Список литературы………………………………………………………………………8 Вводная часть. 2
У каждого из нас Внутри талант таится, И очень важно в детстве Дать ему раскрыться. Актуальность. Актуальной на сегодняшний день остается проблема моделирования игрового пространства, ведь
моделирование
– метод познания, сущность которого заключается в воспроизведении свойств, структуры и функций объекта познания на специально устроенной (или подобранной) его модели, включающей в себя методы исследования как теоретического, так и практического характера. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре образовательной программы дошкольного образования. Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребёнка, источником получения знаний и социального опыта. Цель, которую я поставила в данном направлении, такова:
создание в групповом

пространстве при адекватном использовании полезной площади предметно –

развивающей среды для полноценного развития детей.
Из заданной цели следуют задачи: 1. создать среду адекватную реализуемой программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру ребенка. 2. активнее использовать продукты детской и совместной деятельности воспитания ребенка. 3. привести пространство группы в соответствие с возрастными особенностями, и по интересам детей. 4. рационально использовать пространство помещения для создания предметно – развивающей среды. ФГОС дошкольного образования выдвигает следующие требования к развивающей предметно — развивающей среде ДОУ: развивающая предметно- пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Основная часть.
3
Среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и поэтому необходимо, чтобы окружающая обстановка радовала его, способствовала пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса. При моделирование группового пространства использовала следующие принципы: 1.
Насыщенность
среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы). 2.
Трансформируемость
пространства предполагает возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; 3.
Полифункциональность
материалов предполагает: − возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; − наличие в ДОУ или группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре) 4.
Вариативность
среды предполагает: − наличие в ДОУ или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; − периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 5.
Доступность
среды предполагает: − доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; − свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; − исправность и сохранность материалов и оборудования. 4
6.
Безопасность
развивающей предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. В педагогической науке понятие «образовательное пространство» определяется как понятие, являющееся важной характеристикой образовательного процесса и отражающее основные этапы и закономерности развития образования как фундаментальной характеристики общества, его культурной деятельности; пространство, объединяющее идеи образования и воспитания и образующее образовательную протяженность с образовательными событиями, явлениями по трансляции культуры, социального опыта, личностных смыслов новому поколению. В широком смысле развивающая среда представляет собой социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиции психологов, таких как Л. С. Выготский, Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Заньков, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин
развивающая среда
— это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. Большинство специалистов используют концепцию доктора психологических наук С. Л. Новоселовой: «
Развивающая предметная среда
-это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка». К настоящему времени в отечественной дошкольной педагогике и психологии накоплен достаточно большой опыт работы по проблеме воспитания и обучения детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, С. А. Новоселова, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова и др.) Особенностью этих исследований является акцентирование внимания на построении предметно-развивающей среды, что предполагает поиск новых подходов к ее организации в дошкольном учреждении, работающем в новых условиях — в русле личностно-ориентированной концепции. Именно в детском саду возможна организация такой среды, направленной на «гармонизацию с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменчивости, степени влияния на личность ребенка» всех ее компонентов, которая способствует развитию личности дошкольника, становится источником его знаний и социального опыта, в том числе и игрового. Основными пространствами детского сада являются: − игровое пространство; − пространство физической культуры; − пространство познания окружающего мира; − 5
пространство личностно-социального развития; пространство художественно – эстетического развития. Так как игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, игровое пространство является самым приоритетным и наиболее интегрированным во все остальные пространства. Поскольку именно в игре ребенок осваивает окружающий мир и накапливает представления о самом себе, в детском саду необходимо создавать условия для разворачивания игровой деятельности самых разных видов: свободной игры, ролевых игр, игр с разной степенью жесткости заданных правил и различной предметностью (например, математических). Модульные игровые зоны в группах целесообразно устраивать таким образом, чтобы в них была возможность творческого приспособления пространства к задачам игры, разворачиваемой ребенком (или несколькими детьми) в данный момент. В подготовительной группе детского сада «Теремок» я с помощью родителей создала различные центры, где дети имеют возможность реализовывать свои задумки, планы. В нашей группе есть такие центры, как музыкальный и театральный, где расположены различные музыкальные инструменты, книги о инструментах (самоделки), различные дидактические игры музыкальной направленности. Уголок помогла наполнить наш музыкальный руководитель, Царева Н.Н. В центре театрализации детей ждут различные маски, кукольные театры, теневой театр, плоскостной и много интересного. Дети рады проявлять себя в различных ролях, что способствует снятию психоэмоционального напряжения, положительному настрою. Далее расположены игровой центр где находятся конструктивные игры, которые представлены различными видами конструктора: 1) деревянного: крупного и мелкого, 2)лего: крупного и мелкого, 3) пластмассового: кубики большие и маленькие, 4) плоскостной конструктор. Также в игровом центре находятся сюжетно-ролевые игры и режиссерские игры. Наборы для реализации игры наполнены в соответствии с возрастными на различную тематику. В центре дидактических игр находится много игр, различной направленности. Каждый ребенок выбирает игру по своему интересу, очень часто дети объединяются в группы по интересам. Несомненно мы помним и про очень важный аспект как здоровьесбережение, группе находиться физкультурный центр, который направлен на укрепление и сохранения здоровья детей. В нём находится оборудование для индивидуальных занятий, для корригирующей гимнастики, материал для подвижных игр, пособия. В познавательном центре есть много различных материалов для исследования. Каждый ребенок сможет получить ответы на различные вопросы. Календарь природы, 6
помогает отслеживать и сравнивать природные явления в разные времена года. В группе располагаются комнатные растения, за которыми дети ухаживают самостоятельно. Речевой центр очень важен в подготовительной группе. В нем во – первых располагается символы нашей страны, во – вторых различные энциклопедии, с помощью которых ребенок может сам без помощи взрослого отыскать ответы на свои вопросы, в – третьих, художественные книги и речевые игры. Обучающий центр оформлен в соответствии с требованиями ФГОС. Художественно – эстетический центр помогает развивать умения творить прекрасное в своей повседневной жизни. Также обеспечивает творческую самореализацию своего «Я». В центре представлены иллюстрации для рассматриваний, репродукции картин, предметы народно – прикладного искусства. Дети с удовольствием свое свободное время проводят в этом центре.
Заключение.
При моделировании предметно - развиваюшей среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. При формировании игрового пространства необходимо: − избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами; − создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб «глаз — рука»), роста и предметного мира взрослых; − исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды. Для зонирования пространства целесообразно использовать невысокие двусторонние стеллажи на колесиках, легкие переносные ширмы. Вместо традиционных больших ковров удобнее и правильнее использовать небольшие коврики, которые при необходимости можно совместить в единое игровое пространство, либо разъединить на несколько тематических зон (поляна, озеро, дом и т. д.). Предметно-пространственная среда группового помещения — неотъемлемая часть целостной образовательной среды. Развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как и от воспитывающих его взрослых. 7
Список литературы: 1. Асташина И.В «Развивающие игры для детей» ИД «Владис», 2007; 2. Давыдова М.М. «Развивающие игры для детей» М. «Аквариум», 2000; 3. Карелина И.О. «Эмоциональное развитие детей». – Ярославль, 2006; 4. Никишина И.В. «Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе» Волгоград «Учитель»,2008; 5. Селиверстов В.И. «Речевые игры с детьми» М.:Владос, 1994; 6. Солнцева Е.А. «200 упражнений для развития общей и мелкой моторики» М. Астрель, 2007; 7. Флерина Е.А «Эстетическое воспитание дошкольников» М., 1961; 8. Чуб Н.В. «Большая книга заданий и упражнений Готовимся к школе». – М.:Клуб семейного Досуга», 2013; 9. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи». М.:Просвещение, 1983; 10. Шмаков С.А. «От игры к самовоспитанию». - М.: Педагогика, 1971. 8


В раздел образования