Автор: Береговая Марина Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Теремок" Населённый пункт: Вологодская, с. Белые Кресты Наименование материала: статья Тема: "Моделирование игрового пространства в ДОУ" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад «Теремок»
Моделирование игрового пространства в ДОУ
Воспитатель
Береговая М.С.
2017 год.
Содержание
1
Вводная часть……………………………………………………………………………..3
Основная часть……………………………………………………………………………4
Заключение……………………………………………………………………………….7
Список литературы………………………………………………………………………8
Вводная часть.
2
У каждого из нас
Внутри талант таится,
И очень важно в детстве
Дать ему раскрыться.
Актуальность.
Актуальной на сегодняшний день остается проблема моделирования игрового
пространства, ведь моделирование – метод познания, сущность которого заключается в
воспроизведении свойств, структуры и функций объекта познания на специально
устроенной (или подобранной) его модели, включающей в себя методы исследования как
теоретического, так и практического характера. Это связано с введением нового
Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре
образовательной программы дошкольного образования.
Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств,
формирующих личность ребёнка, источником получения знаний и социального опыта.
Цель, которую я поставила в данном направлении, такова: создание в групповом
пространстве при адекватном использовании полезной площади предметно –
развивающей среды для полноценного развития детей.
Из заданной цели следуют задачи:
1.
создать среду адекватную реализуемой программе, особенностям
педагогического процесса и творческому характеру ребенка.
2.
активнее использовать продукты детской и совместной деятельности
воспитания ребенка.
3.
привести пространство группы в соответствие с возрастными особенностями, и
по интересам детей.
4.
рационально использовать пространство помещения для создания предметно –
развивающей среды.
ФГОС дошкольного образования выдвигает следующие требования к
развивающей предметно — развивающей среде ДОУ: развивающая предметно-
пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой,
полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Основная часть.
3
Среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников.
Ребенок находится в детском саду весь день и поэтому необходимо, чтобы окружающая
обстановка радовала его, способствовала пробуждению положительных эмоций,
воспитанию хорошего вкуса.
При моделирование группового пространства использовала следующие принципы:
1.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям
детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть
оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими),
соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным,
оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой
Программы).
2.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений
развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от
образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и
возможностей детей;
3.
Полифункциональность материалов предполагает: − возможность
разнообразного использования различных составляющих предметной среды,
например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; − наличие в
ДОУ или группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным
способом употребления) предметов, в том числе природных материалов,
пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в
качестве предметов-заместителей в детской игре)
4.
Вариативность среды предполагает: − наличие в ДОУ или группе различных
пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также
разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих
свободный выбор детей; − периодическую сменяемость игрового материала,
появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную,
познавательную и исследовательскую активность детей.
5.
Доступность среды предполагает: − доступность для воспитанников, в том
числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех
помещений, где осуществляется образовательная деятельность; − свободный
доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к
играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды
детской активности; − исправность и сохранность материалов и оборудования.
4
6.
Безопасность развивающей предметно-пространственной среды предполагает
соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и
безопасности их использования.
В педагогической науке понятие «образовательное пространство» определяется как
понятие, являющееся важной характеристикой образовательного процесса и отражающее
основные этапы и закономерности развития образования как фундаментальной
характеристики общества, его культурной деятельности; пространство, объединяющее
идеи образования и воспитания и образующее образовательную протяженность с
образовательными событиями, явлениями по трансляции культуры, социального опыта,
личностных смыслов новому поколению. В широком смысле развивающая среда
представляет собой социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с
различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С
позиции психологов, таких как Л. С. Выготский, Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В.
Заньков, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин развивающая среда — это определенным
образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется
развивающее обучение. Большинство специалистов используют концепцию доктора
психологических наук С. Л. Новоселовой: « Развивающая предметная среда -это система
материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая
содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая
среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения
разнообразной деятельности ребенка». К настоящему времени в отечественной
дошкольной педагогике и психологии накоплен достаточно большой опыт работы по
проблеме воспитания и обучения детей дошкольного возраста посредством игровой
деятельности (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, С. А. Новоселова, Н. Я.
Михайленко, Н. А. Короткова и др.) Особенностью этих исследований является
акцентирование внимания на построении предметно-развивающей среды, что
предполагает поиск новых подходов к ее организации в дошкольном учреждении,
работающем в новых условиях — в русле личностно-ориентированной концепции.
Именно в детском саду возможна организация такой среды, направленной на
«гармонизацию с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменчивости,
степени влияния на личность ребенка» всех ее компонентов, которая способствует
развитию личности дошкольника, становится источником его знаний и социального
опыта, в том числе и игрового.
Основными пространствами детского сада являются: − игровое пространство; −
пространство физической культуры; − пространство познания окружающего мира; −
5
пространство личностно-социального развития; пространство художественно –
эстетического развития. Так как игра является ведущей деятельностью ребенка
дошкольного возраста, игровое пространство является самым приоритетным и наиболее
интегрированным во все остальные пространства. Поскольку именно в игре ребенок
осваивает окружающий мир и накапливает представления о самом себе, в детском саду
необходимо создавать условия для разворачивания игровой деятельности самых разных
видов: свободной игры, ролевых игр, игр с разной степенью жесткости заданных правил и
различной предметностью (например, математических).
Модульные игровые зоны в группах целесообразно устраивать таким образом,
чтобы в них была возможность творческого приспособления пространства к задачам игры,
разворачиваемой ребенком (или несколькими детьми) в данный момент.
В подготовительной группе детского сада «Теремок» я с помощью родителей
создала различные центры, где дети имеют возможность реализовывать свои задумки,
планы.
В нашей группе есть такие центры, как музыкальный и театральный, где
расположены различные музыкальные инструменты, книги о инструментах (самоделки),
различные дидактические игры музыкальной направленности. Уголок помогла наполнить
наш музыкальный руководитель, Царева Н.Н. В центре театрализации детей ждут
различные маски, кукольные театры, теневой театр, плоскостной и много интересного.
Дети рады проявлять себя в различных ролях, что способствует снятию
психоэмоционального напряжения, положительному настрою.
Далее расположены игровой центр где находятся конструктивные игры, которые
представлены различными видами конструктора: 1) деревянного: крупного и мелкого,
2)лего: крупного и мелкого, 3) пластмассового: кубики большие и маленькие, 4)
плоскостной конструктор. Также в игровом центре находятся сюжетно-ролевые игры и
режиссерские игры. Наборы для реализации игры наполнены в соответствии с
возрастными на различную тематику. В центре дидактических игр находится много игр,
различной направленности. Каждый ребенок выбирает игру по своему интересу, очень
часто дети объединяются в группы по интересам.
Несомненно мы помним и про очень важный аспект как здоровьесбережение,
группе находиться физкультурный центр, который направлен на укрепление и сохранения
здоровья
детей.
В
нём
находится
оборудование
для
индивидуальных
занятий,
для
корригирующей гимнастики, материал для подвижных игр, пособия.
В познавательном центре есть много различных материалов для исследования.
Каждый ребенок сможет получить ответы на различные вопросы. Календарь природы,
6
помогает отслеживать и сравнивать природные явления в разные времена года. В группе
располагаются комнатные растения, за которыми дети ухаживают самостоятельно.
Речевой
центр
очень
важен
в
подготовительной
группе.
В
нем
во
–
первых
располагается символы нашей страны, во – вторых различные энциклопедии, с помощью
которых ребенок может сам без помощи взрослого отыскать ответы на свои вопросы, в –
третьих, художественные книги и речевые игры.
Обучающий центр оформлен в соответствии с требованиями ФГОС.
Художественно – эстетический центр помогает развивать умения творить прекрасное в
своей повседневной жизни. Также обеспечивает творческую самореализацию своего «Я».
В центре представлены иллюстрации для рассматриваний, репродукции картин, предметы
народно – прикладного искусства. Дети с удовольствием свое свободное время проводят в
этом центре.
Заключение.
При моделировании предметно - развиваюшей среды в детском саду необходима
сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь
разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Созданная
эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное
отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и
знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует
интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
При формировании игрового пространства необходимо: − избавляться от
загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом
предметами; − создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам
действий его рук (масштаб «глаз — рука»), роста и предметного мира взрослых; −
исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических,
физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды. Для
зонирования пространства целесообразно использовать невысокие двусторонние стеллажи
на колесиках, легкие переносные ширмы. Вместо традиционных больших ковров удобнее
и правильнее использовать небольшие коврики, которые при необходимости можно
совместить в единое игровое пространство, либо разъединить на несколько тематических
зон (поляна, озеро, дом и т. д.). Предметно-пространственная среда группового помещения
— неотъемлемая часть целостной образовательной среды.
Развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как и от
воспитывающих его взрослых.
7
Список литературы:
1.
Асташина И.В «Развивающие игры для детей» ИД «Владис», 2007;
2.
Давыдова М.М. «Развивающие игры для детей» М. «Аквариум», 2000;
3.
Карелина И.О. «Эмоциональное развитие детей». – Ярославль, 2006;
4.
Никишина И.В. «Инновационные педагогические технологии и организация
учебно-воспитательного и методического процессов в школе» Волгоград «Учитель»,2008;
5.
Селиверстов В.И. «Речевые игры с детьми» М.:Владос, 1994;
6.
Солнцева Е.А. «200 упражнений для развития общей и мелкой моторики» М.
Астрель, 2007;
7.
Флерина Е.А «Эстетическое воспитание дошкольников» М., 1961;
8.
Чуб Н.В. «Большая книга заданий и упражнений Готовимся к школе». – М.:Клуб
семейного Досуга», 2013;
9.
Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи». М.:Просвещение,
1983;
10.
Шмаков С.А. «От игры к самовоспитанию». - М.: Педагогика, 1971.
8