Автор: Гавриченко Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №19 "Малышка"
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: Статья
Тема: "Система работы по формированию мелкой моторики старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1. Воспитательные возможности занятий в детском саду по формированию
мелкой моторики
Подготовка ребенка -дошкольника к письму считается одним из сложнейших
этапов. Связано это с тем, что у детей с большим трудом сформируется
механизм письма. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо проводить
упражнения, обучающие управлять пальцами рук у младших дошкольников, и
особое внимание обратить на собственно подготовку к письму у старших
дошкольников.
При обучении письму особенно важно не столько овладение отдельными
элементами и умениями, сколько формирование всего комплекса готовности
ребенка к письму: сочетание темпа и ритма речи с движениями глаза и руки. Для
трехлетних детей это упражнения, в которых используется способность детей к
подражанию, копированию. Это игры с мячом: взять мяч определенного размера
(на занятиях по формированию знаний величины); подбрасывание и ловля мяча
(на занятиях по физкультуре, по развитию речи, и др.); удары по мячу.
Можно использовать простые пальчиковые игры на занятиях как упражнение,
входящее в физкультминутку (сжать пальчики в кулачки, а потом разжать)
Можно предложить сопровождать стихотворения простыми упражнениями,
развивающими пальцы рук.
Более сложные упражнения, в которых детям предлагается из сжатого кулачка
по очереди разжимать каждый отдельный пальчик. Это упражнение помогает
запомнить названия пальчиков, развивает их гибкость.
Занятия по подготовке руки к письму в старшей группе построены по
принципу включения детей в целостную мотивированную для них деятельность.
Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости:
© - Пальчиковая гимнастика.
© - Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
© - Занятия с пластилином.
© - Занятие с конструкторами. Закручивание гаек, шурупов.
© - Игры с мозаикой. Составление картин по образцу и самостоятельное
придумывание сюжетов.
© - Вырезание ножницами.
© - Рисование различными материалами - ручкой, простым карандашом,
цветными карандашами, мелом, акварелью и т.д.
© - Работа с бумагой. Складывание (оригами). Плетение. Аппликации.
© - Графические упражнения. Штриховка.
© - Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках.
Пальчиковая гимнастика. Ученые пришли к заключению, что формирование
речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а
точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем
тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные
упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук,
которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как
при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и
подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую
подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем
облегчит приобретение навыков письма. "Пальчиковые игры" очень
эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность
окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления
природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых,
активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение
управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде
деятельности.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй,
сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает
возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх",
"вниз" и др.
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоил
какую-нибудь одну "пальчиковую игру", он обязательно будет стараться
придумать новую инсценировку. Дети старше 5 лет могут оформить игры
разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т.д.
Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с "пальчиковых
игр", чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного
выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время
проведения 3-7 минут.
Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками. Эти игры
оказывают прекрасное тонизирующее и оздоровительное воздействие. Детям
предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между
большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами
обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно
научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или
камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный
карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных
предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т.д. Все занятия с
использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем
взрослых.
Изобразительная деятельность
Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для дошкольника, так
как он имеет возможность передать свои впечатления об окружающей
действительности с помощью карандаша, красок, комка глины, бумаги. Этот
процесс вызывает у него чувство радости, удивления.
Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание
действительности, которое может идти разными путями.
Практическая значимость: На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией
дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалам, у них
формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего
рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы.
Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их
настойчивости, способности к преодолению трудностей. При выполнении
коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются
об этапах работы над общей композицией рисунка, лепки, аппликации.
Занятия направлены на развитие у дошкольников творчества. Понятие
(творчество) определяется как деятельность, в результате которой ребенок
создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел,
самостоятельно находя средство для ого воплощения.
При планировании занятий по рисованию, лепке, аппликации необходимо
учитывать всю воспитательно-образовательную работу, проводимую по
ознакомлению с окружающим, развитию речи, чтению художественной
литературы, а также музыкальные занятия. Следует помнить, что все виды
изобразительной деятельности объединяет образное отражение окружающей
действительности: рисование, аппликация позволяют отразить предметы и
явления на плоскости, в цвете, в пространстве; лепка дает объемное
изображение предмета, иногда допускается роспись готовой формы (например,
декоративная лепка по мотивам народных игрушек). Каждому виду
соответствует своя техника и свой способ создания изображения: рисованию
присущ линейно-графический и живописный; лепке - пластический - создание
изображения из частей или из целого куска глины (техника скульптурной
лепки); аппликации - декоративно-силуэтный способ (вырезывание силуэта из
листа бумаги, составление изображения из отдельных частей).
Вырезывание ножницами. При этом виде деятельности, мы уделяем особое
внимание усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой,
умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые).
Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию
способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо
учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать
их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе
способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги,
сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезывают не целую
форму, а ее половину. Старшие дошкольники начинают овладевать без
предварительной прорисовки, подготовки линии контура навыками силуэтного
вырезывания. Обучая силуэтному вырезыванию, успешно используется прием
обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения "видеть" предмет в
воздухе способствуют систематически проводимые игры «Угадай, что рисую»,
«Загадай, я отгадаю» (дети или педагог очерчивают в воздухе предмет,
отгадывают). Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует
продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы,
т.е. учиться планировать предстоящее действие. Умение уверенно пользоваться
ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников
это трудно, требует координации движений. Симметричное вырезывание,
вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов - полезное и
увлекательное занятие для будущих первоклассников.
Рисование, раскрашивание. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно,
не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный
цвет. Раскрашивание, как один из самых легких видов деятельности, вводится в
значительной степени ради усвоения детьми необходимых для письма
гигиенических правил. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством
развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и
укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Ребенок, выполняя работу
по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не
чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука
проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку эта работа не
затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче - выполнении
гигиенических правил письма. Рисование различными материалами (ручкой,
простым карандашом, цветными карандашами, мелом) требует различной
степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета.
Это тоже способствует развитию ручной умелости.
Работа с бумагой. Оригами. Плетение. Развитию точных движений и памяти
помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов,
фигурок зверей из бумаги. Необходимо познакомить детей с инструментами для
обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги, дать
первоначальные сведения о видах бумаги (писчая, рисовальная, газетная,
оберточная).
Графические упражнения. Штриховка. Выполняются на нелинованной бумаге.
Способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики
определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и
легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными,
напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и
симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок
должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При
прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность
движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно
при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу
вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений,
вниманию и контролю над собственными действиями также способствуют
графические упражнения. Штриховка - одно из важнейших упражнений.
Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха,
что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у
человека, много писавшего.
Правила штриховки:
1.
Штриховать только в заданном направлении.
2.
Не выходить за контуры фигуры.
3.
Соблюдать параллельность линий.
4.
Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.
Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий
должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя
их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет
ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.
Искусство оригами - интригующая загадка, и она манит каждого ребёнка
невероятными превращениями обыкновенного квадратного листа бумаги.
Это даже не фокус - это чудо! В одном листке скрыты множество разных
образов: и традиционные кораблики, самолетики, шапки и причудливые
драконы, птицы, животные и другие интересные вещи. В этом искусстве есть
все, что тянуло бы ребенка к творчеству. И главное удовольствие при работе в
этом виде искусства, сам процесс, а не только конечный результат.
Оригами в переводе с японского - сгибание из бумаги, но это не просто
сгибание, оно сродни ваянию, созданию скульптуры. В оригами огромный
диапазон сложности: от самолетика, до более сложных фигур, при складывании
которых детям не обойтись без помощи взрослых
Оригами развивает способность комбинировать и пространственное
мышление, чувство формы. Оригами формируют навыки исполнительского
мастерства, и вырабатывает сложную координацию движений кисти руки.
Сейчас уже доказана связь способности ребенка совершать сложно -
координированные движения пальцами рук с развитием интеллекта.
Детство наполнено волшебством, имя которому - игра. Именно в игре
возникает вдохновение. Игра - особый вид обучения, в котором максимально
реализуется ситуация успеха. Но это не просто обучение, это проигрывание
своей будущей жизни, а точнее, игра - это способ жизни ребенка.
Российские мастера и пропагандисты ОРИГАМИ - Юрий и Екатерина
Шумаковы, по профессии психологи, открыли, что ОРИГАМИ не только
интересное развлечение, но и полезное занятие, в процессе которого происходит
естественный массаж кончиков пальцев рук, развивается подвижность и
точность движений пальцев как правой, так и левой руки. Это уникальное
средство для развития тонкой моторики и повышения чувствительности
пальцев. Активная работа обеих рук влечёт за собой повышение активности
полушарий головного мозга и развивается не только левое, отвечающее за
логику и речь, полушарие, но и правое, ответственное за творчество, интуицию,
воображение.
Занятия ОРИГАМИ способствуют развитию пространственного воображения,
глазомера, внимания, памяти, фантазии и творческого мышления. ОРИГАМИ во
всем мире становится популярным семейным развлечением. Совместное
изготовление бумажных фигурок приносит радость взрослым и детям,
способствует лучшему взаимопониманию и миру в семье. Игрушки из цветной
бумаги - это хорошие праздничные украшения и подарки.
t
Мышление - важнейший психический процесс, влияющий на обучаемость
школьника. Предполагается, что данный факультативный курс поможет детям в
развитии творческих способностей и пространственного мышления.
Старший дошкольник обладает конкретным, наглядным мышлением, а
школьное обучение требует от него умения обобщать, абстрагировать, выделять
основное, существенное, отбрасывать второстепенные, несущественные детали.
При этом отвлечение от несущественного нередко происходит с большим
трудом, чем выделение существенного. Усваивая понятия, дети не умеют
различать существенные и несущественные признаки и стремятся запомнить всё
подряд. Конструируя же из бумаги, дошкольники создают модели предметов и
объектов действительности, отображая характерные их признаки в обобщенном
виде, отвлекаясь от второстепенных особенностей и выделяя наиболее яркие и
привлекательные детали. Так образ приобретает новые черты, оригинальную
трактовку, что выражается в несколько условной, угловатой форме. Это связано
со спецификой обработки материала (бумаги) приемами сгибания, складывания
частей в определенной последовательности. Несмотря на то, что поделки часто
лишь отдаленно напоминают те или иные предметы, это не мешают ребенку
узнавать их, дополняя в воображении недостающие детали,
Многие ошибки в написании букв, цифр, знаков связаны со слабым развитием
мелких мышц пальцев и кисти руки. Занятия оригами, где главным
инструментом являются пальцы ребенка, могут помочь ему в решении этой
проблемы. В психологии придается исключительное значение умению понимать
и оперировать знаками. Во всех учебных предметах широко используются
разного рода схемы, символы, знаки. Использование международных символов в
схемах оригами призвано в системе данного курса подготовить детей к
оперированию символами в учебной
деятельности.
В то же время курс «Введение в мир оригами» является эстетическим курсом,
призванным служить эстетическому воспитанию ребенка. Через различные
действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и
приемов дети учатся осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в
изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего
облика в преобразованной форме. Таким образом,
Задачи курса
-
развитие мелкой моторики пальцев рук;
-
воспитание уважительного отношения к культурам разных народов;
культуре
-
косвенное развитие таких мыслительных операций как сравнение, анализ,
обобщение
-
воспитание нравственных и волевых качеств личности (доброты,
дружелюбия, коммуникабельности, аккуратности, терпения)
- развитие творческого воображения
Принципы построения программы.
Принцип постепенности в обучении.
Принцип доступности. Выполняя ту или иную фигурку, необходимо убедиться,
что дети хорошо знают об этом персонаже или предмете. Во многие занятия
включены беседы познавательного, воспитательного характера, дающие
достоверный материал для ознакомления с персонажем и закрепления знания о
нем. Иногда необходимо привлекать наглядный дополнительный или
литературный материал для уточнения представлений детей. Поэтому
следующим принципом, на котором основывалось построение программы,
является достоверность. В программе реализуется принцип повторности.
Повторение одной и той же фигурки на одном занятии в разных вариациях,
неоднократное возвращение к уже разученным базовым формам способствует
лучшему запоминанию. Ещё один немаловажный принцип учтен при
составлении программы - сотворчество детей и взрослых. При затруднении
воспитатель оказывает помощь детям. Совместная, коллективная работа тоже
проходит с участием взрослых.
Исходя из принципов построения программы,
очевидно, что необходимо применение и индивидуальных и групповых и
коллективных приемов работы.
Место программы в системе дошкольного образования.
Курс «Введение в мир оригами» задуман как составная часть трудового
обучения школьников и их эстетического и нравственного воспитания, поэтому
распределение тем занятий строится на взаимосвязи с курсами «Ознакомление с
окружающим миром» и «Ручной труд». При изучении тем «Животный мир»
курса «Ознакомление с окружающим миром» изучаются темы «Рыбы»,
«Птицы», при изучении тем «Как вести себя за столом» - приемы складывания
салфеток для сервировки стола, правила пользования салфетками, правила
этикета. При изучении темы «Впереди лето» изготавливаются разные виды
бабочек и птиц, а также «шляпки от солнца». При изготовлении елочных
украшений в «Веселой мастерской» на уроках труда, на занятиях по оригами
изучается тема «Новогодние елки», «Игрушки для украшения группы». Связь с
занятиями по конструированию и ручному труду поддерживается также при
развитии на занятиях оригами художественного вкуса, аккуратности, умения
бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность
операций, активно стремиться к получению положительного результата,
содержать в порядке рабочее место. Дети овладевают навыками культуры труда.
_
2. Развитие мелких движений в условиях семейного воспитания
Работа с родителями - одно из важнейших направлений в нашей работе, по
созданию
благоприятных
условий
для
развития
мелкой
моторики
и
координации
движений
пальцев
и
подготовки
руки
ребенка
к
письму.
Основная задача на начальном этапе работы с родителями - формирование и
стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.
Для
этого
обосновываю
необходимость
работы
по
развитию
мелкой
моторики
в
подготовке
руки
ребенка
письму,
обращаюсь
с
просьбой
о
помощи, которая может способствовать в формировании мотивационного
отношения ребенка обучению в школе.
После
проведения
диагностических
заданий
для
определения
уровня
развития мелкой моторики и координации движений рук, индивидуально
беседую с родителями. Цель беседы - налаживание контактов, определение
уровня
наблюдательности,
степень
понимания
ребенка
взрослым,
сообщение диагностических данных. Затем вместе с логопедом приглашаем
на первое родительское собрание:
Уважаемые родители!
Если вы хотите, играя с ребенком подготовить его к обучению в школе,
приглашаем Вас на родительское собрание "Как помочь ребенку овладеть
навыками письма". Рассказываем о тех трудностях, о проблемах, с которыми
сталкиваются дети, о приемах, методах работы. Это вызывает расположение
родителей, готовность выполнить рекомендации для преодоления имеющихся
у ребенка трудностей.
Одним из эффективных средств знакомства родителей с особенностью
развития мелкой моторики является их участие в занятиях в вечернее время,
где они могут познакомиться с методами и приемами работы. Постепенно из
пассивных
зрителей
родители
превращаются
в
активных
участников
-
помощников
по
решению
проблем,
овладению
ребенком
основных
графических навыков, что дает хорошие результаты. Родители отмечают, что
совместные занятия способствуют улучшению их отношений с ребенком, а
после нескольких месяцев работы родители начинают более добросовестно
относиться
к
выполнению
детьми
домашнего
задания
и
наших
рекомендаций.
Для родителей, затрудняющихся помочь своим детям, провожу как бы
"Обучающий - семинар практикум" (где с их же детьми) показываю
пальчиковую
гимнастику,
пальчиковые
игры,
элементы
ТРИЗ,
штриховку,
знакомлю
с
необходимыми
для
письма
гигиеническими
правилами:
как
правильно сидеть, как положить руки, кисти рук, как держать правильно
ручку, карандаш, тетрадь.
Второе родительское собрание обычно провожу в январе - феврале в форме
открытого
занятия,
его
анализа,
и
анализа
достигнутых
детьми
успехов,
намечаем пути дальнейшей работы, кому, на что обратить внимание.
В конце учебного года, подводя итог всей работы, отмечаем, что
совместными усилиями мы добились неплохих результатов и приглашаем на
открытое занятие и праздник "Детский сад у нас хорош" или "Посиделки".
Использую и наглядные папки - передвижки, на темы:
® первые шаги в освоении письма,
•
физические упражнения для развития детской руки,
•
гимнастика для рук,
© загадочные палочки и т.д.
Их
содержание
посвящено
ознакомлению
родителей
с
задачами
текущего
периода обучения, с методами и приемами работы с детьми, всевозможными
рекомендациями, наглядным материалом.
Ориентация
на
индивидуальность
ребенка
требует
нового
стиля
преемственности
и
взаимосвязи
между
детским
садом
и
семьей,
предлагающего
активное
участие
родителей
в
педагогическом
процессе.
"Детский сад - для семьи", "Семья - для детского сада" - на этом принципе у
нас
работает
семейный
клуб
"Здоровье",
"Мамина
школа".
По
интересам
родителей и волнующим нас вопросам формы разнообразные: "Круглый стол",
викторина
"Счастливый
случай",
"Что,
где,
когда?"
и
др.
Занятия
предусматривают
участие
воспитателей,
учителей,
медиков,
психологов,
логопедов, физрука, и совместную работу с детьми, проведение конкурсов,
выставок, праздников, развлечений. Опыт показывает: работа с родителями
должна рассматриваться, как неотъемлемая часть коррекционной педагогики.
Советы родителям:
Для развития мелкой моторики рук можно использовать разнообразный
материал. Многое найдется дома. Вам может пригодиться для работы
следующее:
Различные коробочки для собирания в них пуговиц, камешков, косточек от
фруктов, семечек от овощей и фруктов и т. п.;
© Мозаика (мелкая и крупная);
•
Бусы и пуговицы разной величины;
•
Свободные катушки для наматывания на них ниток и веревочек;
•
Дощечки с множеством отверстий или от мозаики для “вышивания”
шнуром или мягкой проволокой
•
Различные виды застежек: молнии, пуговицы, кнопки, крючки,
шнуровка;
•
Пособия для шнуровки;
•
Наборы веревочек разной длины и толщины для завязывания и
развязывания узлов, плетения косичек;
•
Наборы пластмассовых или деревянных палочек;
•
Разнообразные мелкие игрушки.
Аналогичные задания, но в игровой форме можно придумать при работе с
любым конструктором, занимательными лабиринтами, кубиками, пластилином,
карандашами, красками, цветной бумагой и т.п. Главное - это ваше желание
заниматься с ребенком, развивать его.
И снова предположим, что малыш успешно справился со всеми заданиями. Эти
же
задания
помогут
вам
определить
степень
сформированное™
мелкой
моторики руки, зрительно-моторной координации. Это очень важная проблема,
и вот почему.
Специалисты
считают,
что
достаточно
высокий
уровень
сформированное™
тонкой моторики позволяет ребенку успешнее включиться в учебный процесс,
он быстрее обучится письму. А самое главное, существует прямая связь между
развитием моторики и интеллекта.
Итак,
внимательно
проанализируйте,
какими
линиями
ваш
ребенок
воспроизводил по образцу или под диктовку узоры, элементы букв или слова.
Являются ли линии плавными, без разрывов, без "зубцов" и т.п. Если рука в
состоянии провести прямые линии по клеточкам, если элементы прописных
букв соответствуют образцу, вы можете быть спокойны.
Аналогичные задания вы можете придумать и сами. Это и умение продеть нитку
в ушко иголки, и вышивка, и вырезание, и работа с мозаикой, и конструирование
с
использованием
мелких
деталей,
например,
конструкторы
типа
"Лего",
и
пазлы, и многое, многое другое. Как вы понимаете, перечислить все достаточно
сложно, но от вас требуются фантазия и знание склонностей своего ребенка.
Мотивационное
развитие
(мотивация
учения) - это значит, хочет ли ваш
ребенок учиться. Проверить это и легко, и сложно, так как практически все дети
с наступлением школьного возраста говорят, что хотят в школу. Но это может
быть
связано
лишь
с
внешними,
поведенческими
причинами,
с
желанием
изменить свой социальный статус. (Сверстники уже учатся, скучно сидеть дома,
и даже нравится новая форма, одежда, рюкзак или ранец, наполненный разными
школьными
принадлежностями).
Может
быть
и
другая
причина.
Ведь
поступление в школу - это в понимании ребенка своеобразный этап взрослости,
самостоятельности.
Мотивацией же учения принято считать осознанное желание учиться, получать
новые умения, знания и навыки. Поэтому, поняв истинные причины желания
пойти
в
школу,
попытайтесь
объяснить
на
своем
примере
или
на
примере
взрослых, которых он уважает, которые являются для него значимыми, для чего
надо учиться, что это даст в будущем.
Наряду с этим важно, чтобы у ребенка сформировались потребность в общении
с другими детьми, желание занять определенное место в доступных его возрасту
общественных отношениях и т.п.
П о д эмоциональной
готовностью,
как
правило,
понимают
сокращение
импульсивных,
непроизвольных
реакций
ребенка
и
его
способность
продолжительное время выполнять самые разные задания, в том числе и не
очень для него привлекательные. А такой работы, как вы знаете, в школе вполне
достаточно.
Традиционно интеллектуальная
готовность
понимается,
как
умение
дифференцированно воспринимать, т.е. выделять фигуры из фона; способность
к аналитическому мышлению, которое выражается в умении выявлять основные
связи
между
различными
явлениями;
развитость
логической
памяти;
сформированность
речи.
Для
определения
интеллектуальной
готовности
вы
также можете использовать различные игры и задания. Предложите, например,
различные
картинки
и
предметы
для
сравнения
на
нахождение
сходства
и
различий: больше-меньше, выше-ниже, далыпе-ближе, тяжелее-легче, светлее-
темнее, лучше-хуже и т.д. Малыш должен уметь обобщать различные понятия,
выделять значимые признаки, научиться рассуждать, делать выводы, находить
причины различных явлений.
Особое внимание обратите на развитие речи ребенка, ведь речь и интеллект
напрямую связаны друг с другом. К моменту поступления в школу он должен
развернуто и грамматически верно излагать свои мысли, уметь рассказать об
увиденном и услышанном, воспроизводить, пересказывать прочитанные сказки,
рассказы, стихи и т.п. Чаще общайтесь со своим ребенком, придумывайте игры,
связанные с необходимостью рассказывать и фантазировать.
Итак,
если
вы
убедились,
что
все
перечисленные
аспекты
школьной
готовности сформированы, можете быть практически спокойны за успешность
последующего
обучения.
Занятия
любым
рукоделием
для
дошкольника
невероятно
полезны.
Вышивание,
плетение,
мозаики,
аппликации
очень
способствуют развитию внимания, учат усидчивости и сосредоточенности.
Именно эти качества необходимы будущему первокласснику, особенно не
посещающему детский сад. Мало того, такие занятия способствуют развитию
так называемой мелкой моторики, координации движений руки и глаза, что
является
основой
для
подготовки
руки
к
письму.
Именно
они
помогут
мальчику научиться хорошо и согласованно работать пальцами, сделают их
сильными, разовьют глазомер и точность движений. Такому ребенку легче
дается чистописание - самый трудный "первоклассный" предмет. Кроме того,
подобные занятия стимулируют развитие воображения и вкуса, заставляют
ребенка проявлять творчество и фантазию. Мальчики зачастую куда лучше
девочек осваивают и макраме, и бисероплетение.
3. Самостоятельная деятельность детей как условие развития мелкой моторики
Учитывая важность проблемы по развитию межой моторики, решила провести с
детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте со
вторым воспитателем, помощником воспитателя, логопедом^ родителями, начав
эту работу задолго до поступления детей в школу (со старшей группы).
Поставила следующие цели и задачи:
1.
Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к
овладению письмом:
® развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
• развивать точность и координацию движений руки и глаза,
гибкость рук, ритмичность.
2.
Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
® произвольное внимание;
•
логическое мышление;
•
зрительное и слуховое восприятие;
® память, речь детей;
•
умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя
индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение
самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи,
контроль за собственными действиями.
Познакомилась
с
работами
по
развитию
мелкой
моторики
разных
авторов,
отметила, что один из них отдают предпочтение штриховке и рисованию, другие
- теневому театру, третьи лепке, конструированию,
Мы же использовала в своей работе весь комплекс мер по развитию межой
моторики, что обеспечило возможность саморазвития ребенка, который из всех
предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его
склонностям и интересам, развивая личность.
Поставив перед собой цели, задачи, выбрав формы, методы и приёмы обучения,
занялась
подбором
материала,
в
частности
поисками
всевозможных
пальчиковых игр, постепенно формируя игротеку "Пальчиковый игротренинг".
Что же сюда вошло:
1.
Игры с пальчиками.
2.
Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.
3.
Пальчиковые игры со скороговорками.
4.
Пальчиковые игры со стихами.
5.
Физкультминутки, пальчиковая гимнастика,
6.
Пальчиковый алфавит.
7.
Пальчиковый театр.
8.
Театр теней.
II.
Использование элементов ТРИЗ в развитии мелкой моторики.
1.
Рисование красками различными способами: кистью, пальцем, свечей,
зубной щеткой и т.д.
2.
Лепка с использованием природного материала: семян яблок, дыни,
арбуза, кабачков, гороха, камешков, ракушек и т.д.
3.
Аппликация (мозаичная, обрыванием, /из палочек).
4.
Конструирование из бумаги - оригами.
III.
Ручной труд в развитии мелкой моторики.
1.
Оригами
2. Шитьё.
3. Вышивание.
4. Макраме.
5. Плетение.
6. Нанизывание бус из бумаги, семян, рябины, бисера и т.д.
IV.
Развитие графической моторики.
1.
Рисование по трафаретам.
2.
Рисование по фигурным линейкам.
3.
Штриховка.
4.
Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений.
5.
Работа в занимательных прописях для дошкольников.
Эпизодическая
деятельность
не
могла
дать
положительного
эффекта.
Для
достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по
развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной,
используя разные формы работы:
1.
выделив для этого время в блоке специально организованного
обучения в форме занятий
2.
в совместной деятельности воспитателя с детьми;
3.
в свободной самостоятельной деятельности самих детей.
Появившиеся
в
последнее
время
программы
для
детского
сада,
по-разному
решают вопрос об организации образовательного процесса в группах детей
старшего
дошкольного
возраста.
В
одних
программах
делается
акцент
на
обучающих занятиях, в других предпочтение отдается более свободным формам
развития детей. Каждый из указанных блоков (моделей) должен занимать свое
место
в
педагогическом
процессе,
поскольку
каждый
имеет
значение
для
наиболее эффективного решения тех или иных задач развития и воспитания
ребенка.
В блок специально организованного обучения, в форме занятия, включаются
цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми
строгой последовательности специальных заданий, отвечающей логике развития
тех
или
иных
способностей
(сенсорных,
развитию
мелкой
моторики,
мыслительных), логике отдельного предмета (грамоте) в рамках
с
взрослым.
В
свою
очередь,
свободная
активность
ребенка
создает
необходимый
базис
для
познавательной
мотивации
и
организации
его
деятельности на занятиях. Но это вовсе не значит, что весь педагогический
процесс должен быть пронизан единой темой или единым материалом.
При
составлении
плана
работы
необходимо
иметь
в
виду
связь
указанных
блоков
с
режимом
дня.
Однако
связь
не
должна
быть
жесткой,
хотя
целесообразно посвящать занятиям утренние часы, когда работоспособность
наиболее высока. деятельности Что касается двух последних блоков, то они
охватывают все свободное от занятий время.
Организация педагогического процесса по трем блокам предполагает тесное
сотрудничество, согласованные действия воспитателя и его помощника. При
свободе творчества и вариативности программ необходимо придерживаться ряда
требований, без которых мы, практические работники не сможем обеспечить
полноценное развитие и психологическое благополучие ребенка. Эти требования
таковы.
Во-первых, переориентация с формально-дисциплинарного отношения к детям
на все формы общения, включая и отношение к ребенку, как к равному субъекту,
а не только объекту педагогического воздействия.
Во-вторых,
использование
всех
форм
развития
детей,
включая
обучение
на
занятиях,
совместную
деятельность
взрослого
с
детьми,
свободную
деятельность самих детей, использование разных видов детской деятельности и
обеспечение условий для их свободного выбора детьми.
В-третьих, сведение числа организованных занятий до разумного минимума, не
подавляющего
по
времени
остальные
формы
активности
детей,
замена
фронтальных занятий подгрупповыми.
В-четвертых,
учет
индивидуальных
особенностей
детей
при
осуществлении
бытовых и гигиенических процессов, недопустимость жесткой фронтальной их
организации, насилия над ребенком в угоду формальным предписаниям.
Только учитывая, все эти требования, возможна действительная гуманизация
педагогического
процесса
в
детском
саду
как
основная
линия
обновления
дошкольного образования.
Теперь о проведенной работе.
1. На одном из занятий познакомили детей с пальчиками:
Пять да пять - родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою, всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие "пять да пять", Угадайте, как
их звать?
(Пальцы)
- Да, дети, это пальцы
-
А почему вы догадались?
-
Почему пальцы "родными братьями" называют?
-
У всех пальцев каждой из рук "мама" - это кисть.
-
Любите ли вы играть с пальчиками?
-
Покажите пальчики правой (левой) руки.
-
Попросите братьев правой и левой руки поздороваться.
-
Дети, кто из вас знает как этот (показываю большой) палец называется?
-
Как вы думаете, почему он так называется, большим?
-
А давайте спрячем большой палец и попробуем что-либо сделать рукой без
него.
-
Возьмите со стола карандаш (дети делают попытку взять карандаш).
-
Представьте, что это не карандаш, а ложка, приготовьтесь к еде.
-
Видите, как трудно работать братьям без большого пальца, без него трудно
писать, рисовать, играть. Люди так и назвали этот пальчик, потому, что он
главный - большой.
-И еще 4 братца. Идут они навстречу старшему: -Здравствуй, большак!
-Здорово Васька - указка! Мишка-середка! Гришка - сиротка! Да Крошка -
Тимошка!
-Пальчики и называются: указательный, средний, безымянный, мизинец.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик, малышок
Постучался о порог.
Вместе пальчики друзья
Друг без друга им нельзя.
-Пять братьев: годами равные, ростом разные, кто такие?
-Что же могут наши пальчики? (держать карандаш, красиво рисовать, писать,
строить из конструктора, лепить из глины и пластилина, шить, вышивать...)
-
Наши пальчики могут все, значит они волшебные
Правая и левая водят поезда,
Правая и левая строят города,
Правая и левая могут шить и штопать,
Правая и левая могут громко хлопать.
За окошком ходит ночь,
Руки так устали...
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела
Большой палец правой и левой
руки
вместе с остальными образуют
колечко
Дом стоит с трубой и крышей, На балкон
гулять я вышел. Ладони направлены под
углом,
кончики
пальцев
соприкасаются;
средний палец правой руки поднят вверх,
кончики
мизинцев
касаются
друг
друга,
выполняя прямую линию (труба, балкон).
Правая и левая спят на одеяле.
О . Д р и з .
-Умелыми пальчики становятся не сразу. Мы с вами и поможем быть пальчикам
умелыми, которые смогут красиво писать, рисовать.
2. Нравятся детям пальчиковые игры, которые в основном провожу в блоке
совместной
деятельности.
Пальчиковые
игры
это
культурное
наследие
немецкого
народа,
история
существования
их
исчисляется
столетиями.
Они
увлекательны,
способствуют
развитию
речи,
творческой
деятельности,
вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют
моторику руки.
Дети
изображают
из
пальцев
предметы,
птиц,
животных.
Все
фигуры
с
небольшим стихотворным сопровождением. Например:
При
выполнении
каждого
упражнения
стараемся
вовлекать
все
пальчики,
выполнять их как левой, так и правой рукой и обеими вместе. Скороговорки
всегда можно "переложить на пальцы", т.е. придумать поначалу не сложные
движения для пальчиков, затем эти движения усложнять.
Вначале произносим скороговорку четко, не торопясь, затем с одновременным
движением рук, а потом проделываем вместе с детьми. У кого из детей не
получается, берем его руки в свои, и вместе выполняем движения от начала до
конца,
В
процессе
работы
над
скороговоркой
меняется
темп,
интонацию,
громкость. Это помогает развитию речи ребенка, его координации, помогает
почувствовать ритм, и подготовить руку к письму.
Скороговорки подобраны по алфавиту. Например, звук "Б": "Идут бобры в сыры
боры". Обе ладони лежат на столе. Затем поочередно, одна - сжимается в кулак,
другая распрямляется.
В группе имеется набор счетных палочек на каждого ребенка, а так же сделали
(для разнообразия) пеналы из цветных спичек. Дети выполняют из них разные
фигурки, которые сопровождает стишок, для того, чтобы у ребенка возник не
только зрительный образ предмета, но и слуховой. Используем этот материал,
как часть занятия по математике,
конструированию, в совместной деятельности, дети играют с удовольствием и в
свободное время.
При составлении фигурок ставятся различные задачи:
1.
Развивать мелкую моторику пальцев.
2.
Сосчитать палочки, из которых выполняются фигуры.
3.
Если фигура сделана из разноцветных палочек, то предлагаю сосчитать
палочки каждого цвета.
4.
Сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет (Сколько
треугольников, прямоугольников, квадратов?).
5.
Сосчитать уголки, входящие в фигуру.
6.
Самому придумать и сложить фигуру.
4. Уровень развития межой моторики старших дошкольников
Достаточно широко известный ориентационный тест школьной зрелости
Керна-Йирасека включает, кроме рисования по памяти мужской фигуры, два
задания - срисовывания письменных букв и срисовывания группы точек, т.е.
работу по образцу. Аналогична этим заданиям методика Н.И.Гуткиной
«Домик»:дети срисовывают картинку, изображающую домик, составленный из
элементов прописных букв. Также существуют более простые методические
приемы.
Задания А.Л.Венгера «Дорисуй мышкам хвосты» и «Нарисуй ручки для
зонтиков». И мышиные хвосты и ручки также представляют собой элементы
букв.
Заключение
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается
необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для
освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание
соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких
координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы
мелких мышц кисти и всей руки, также хорошо развитого зрительного
восприятия и произвольного внимания. Подготовка к письму является одним из
самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. В
дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Это
связано с психологофизиологическими особенностями 5-6 летнего ребенка.
Подготовка ребенка -дошкольника к письму считается одним из сложнейших
этапов. Связано это с тем, что у детей с большим трудом сформируется
механизм письма. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо проводить
упражнения, обучающие управлять пальцами рук у младших дошкольников, и
особое внимание обратить на собственно подготовку к письму у старших
дошкольников.
При обучении письму особенно важно не столько овладение отдельными
элементами и умениями, сколько формирование всего комплекса готовности
ребенка к письму: сочетание темпа и ритма речи с движениями глаза и руки.
Многие ошибки в написании букв, цифр, знаков связаны со слабым развитием
мелких мышц пальцев и кисти руки. Занятия оригами, где главным
инструментом являются пальцы ребенка, могут помочь ему в решении этой
проблемы.
ОРИГАМИ не только интересное развлечение, но и полезное занятие, в процессе
которого происходит естественный массаж кончиков пальцев рук, развивается
подвижность и точность движений пальцев как правой, так и левой руки. Это
уникальное средство для развития тонкой моторики и повышения
чувствительности пальцев. Активная работа обеих рук влечёт за собой
повышение активности полушарий головного мозга и развивается не
только левое, отвечающее за логику и речь, полушарие, но и правое,
ответственное за творчество, интуицию, воображение.