Напоминание

Изложение "Надя и Катя"


Автор: Манохина Гульнара Маликовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОГОБУ ШИ ОВЗ г. Кирова
Населённый пункт: г. Киров
Наименование материала: урок развития речи
Тема: Изложение "Надя и Катя"
Раздел: начальное образование





Назад




Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

г. Кирова»

Урок развития речи в 3 классе в школе 2 вида.

Технологическая карта урока развития речи.

3 класс

Урок развития речи.

Манохина Гульнара Маликовна,

учитель начальных классов,

учитель – дефектолог (1 категория)

Тема: Изложение «Надя и Катя».

Тип урока: изучение нового материала.

Продолжительность учебного занятия – 40

мин.

Цели урока:

- формировать умение воспринимать и воспроизводить текст в логической последовательности,

учить передавать содержание текста по плану;

-составлять предложения и правильно их оформлять на письме;

- обогащать словарный запас учащихся;

- развивать слуховое внимание и память.

Задачи:

Обучающие: учить детей последовательно, в соответствии с планом воспроизводить текст, точно

употреблять слова в речи; обогащать словарь учащихся – познакомить с новыми словами,

уточнять значение слов, активизировать слова, находящиеся в пассивном словаре.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки слабослышащих учащихся; развивать

орфографическую зоркость; расширять кругозор; формировать у детей эмоционально

-окрашенную речь.

Воспитательные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость

учебного материала; развивать логическое мышление, память.

Коррекционные: развивать устную связную самостоятельную речь учащихся; вести работу по

преодолению аграмматизмов в речи и недостатков произношения учащихся; работать над

развитием остаточного слуха учащихся.

Планируемые результаты.

Личностные

Метапредметные

Предметные

Мотивация учебной

деятельности на основе

имеющихся знаний;

формирование

способности к

самооценке на основе

критерия успешности

учебной деятельности,

умение оценивать

собственную учебную

деятельность: свои

достижения,

самостоятельность,

инициативу,

ответственность,

причины неудач.

Умение принимать и сохранять

учебную задачу; умение

планировать свои действия в

соответствии с поставленной

задачей; умение строить речевое

высказывание в устной форме;

умение взаимодействовать в

группе и оказывать помощь

одноклассникам; осуществлять

контроль, используя способ

сличения своей работы с

заданным эталоном; находить и

исправлять ошибки, допущенные

в словах; в сотрудничестве с

учителем определять

последовательность изучения

материала, опираясь на

иллюстрированный ряд.

Формирование навыка устной

и письменной речи, создание

связных устных высказываний

на заданную тему, усвоение

этапов работы над изложением,

его видов деятельности.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация "Остановка", таблички

со словами.

Структура урока.

Этап урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

1. Орг.момент

Приветствие.

Приветствие гостей.

Проверка готовности к уроку.

КУУД: готовность к деятельности: слушать и

вести диалог; положительная эмоциональная

направленность.

2. Актуализация

опорных знаний

Беседа с учениками по

наводящим вопросам, по

вопросам близким к теме

урока.

Ответы учеников.

КУУД: развивать умение с достаточной

полнотой и точностью выражать свои мысли.

3. Определение

темы и цели урока

Сообщение темы урока –

Мы будем работать над

изложением «Надя и

Катя».

Речевая зарядка.

Выход на тему урока учащимися.

РУУД: планировать решение учебной задачи:

выстраивать последовательность

необходимых операций (алгоритм действий).

КУУД: развивать умение с достаточной

полнотой и точностью выражать свои мысли.

4. Проверка

домашнего

задания.

Беседа по первой части,

определение количества

частей; проверка

домашнего задания

Учащиеся отвечают на вопросы

КУУД: вступать в учебное сотрудничество с

одноклассниками; осуществлять совместную

деятельность, анализировать;

развивать монологическую и диалогическую

форму речи.

ЛУУД: проявлять доброжелательность,

внимательность, помощь.

РУУД: удерживать цель деятельности до

получения его результата.

Учащиеся рассказывают 1 часть. Идет

проверка домашнего задания.

КУУД: оформлять свои мысли в

монологической речи.

ЛУУД: воспринимать речь одноклассников.

5. Первичное

усвоение новых

знаний.

Первичное

понимание

усвоения новых

знаний.

Физкультминутка

Работа над 2 частью.

Словарная работа.

Выполнение задания

«Скажи по – другому…,

сделай предложение

короче…

Инсценировка 2 части.

Работа над 3 частью.

Учащиеся читают 2 часть. Делают ее

короче, заменяют словосочетания

синонимами.

КУУД: осуществлять совместную

деятельность, анализировать; находить

ошибки и исправлять их; развивать

монологическую и диалогическую форму

речи.

Учащиеся инсценируют 2 часть, заменяя

монологическую речи в тексте на диалог.

КУУД: оформлять свои мысли в

монологической речи.

ЛУУД: воспринимать речь одноклассников.

Учащиеся читают 3 часть. Отвечают на

вопросы учителя. Работают по картинному

плану.

ПУУД: воспринимать текст с учетом

поставленной учебной задачи, с помощью

вопросов находить информацию,

необходимую для ее решения.

6. Первичное

закрепление

Подбор картинки к каждой

части.

Учащиеся работают по картинному плану.

ПУУД: воспроизводить текст с помощью

картинок и составленного плана.

7. Рефлексия

(подведение

итогов урока)

Просьба сформулировать

отношение к уроку.

Подведение итога урока,

сообщение оценки за урок.

РУУД: оценивать учебные действия, освоение

начальных форм познавательной рефлексии.

ЛУУД: мотивировать свои действия,

оценивать собственную учебную

деятельность: свои достижения,

самостоятельность, инициативу,

ответственность, причины неудач.

8. Информация о

домашнем

задании

Вставь слова в

предложения по вопросам.

Выучить все три части.

ЛУУД: выражать положительное отношение

к процессу познания: проявлять внимание,

желание больше узнать.

Ход урока.

1.

Организационное начало урока.

- К нам на урок пришли гости. Поздоровайтесь. Поприветствуйте гостей.

Урок начинается с фронтальной речевки.

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

- Сядьте правильно. Будем работать.

2.Вопросы к началу урока.(на слух)

- Какой сейчас урок? (слух.)

+ Урок развития речи.

- Спросите меня, что мы будем делать на уроке.

+Г.М.,что мы будем делать на уроке?

- На уроке мы будем работать над изложением «Надя и Катя».

3. Сообщение темы урока. Подготовка к основному этапу.

Изложение «Надя и Катя»(на доске)

(открыть название рассказа на доске)

-Послушайте план урока:

(слух)

План.

Мы будем (что делать?): Мы (что делали?)

- проверять домашнее задание -

- работать над 2 частью-

- отвечать на вопросы по 3части -

На наборное полотно.

4.Речевая зарядка. (на доске)

- Встаньте.

Говорите хорошо.

из___лажение

изложение

Изложение «Надя и Катя».

5.Основная часть. Работа над текстом.

-Будем проверять дом. задание.

Над каким рассказом мы начали работать на прошлом уроке?

+Надя и Катя.

- Мы разделили рассказ на части. Сколько частей получилось?

+3 части.

-Хорошо. Кто главные герои рассказа?

+ Девочки Надя и Катя, бабушка или старушка.

- Что делали девочки? +Ехали в автобусе.

- Где они сидели? + Они сидели на детских местах.

- Скажите по – другому это предложение.

+Они сидели на местах для детей.

- Как мы назвали 1 часть.

+Девочки ехали в автобусе.

(на доске план)

План.

1.Девочки ехали в автобусе.

2. Старушка хотела сесть.

3. Катя посадила старушку.

- У вас было домашнее задание: выучить 1 часть. Кто хочет рассказать?

1в. В автобусе ехали первоклассницы Надя и Катя.

Они сидели на детских местах.

2в. В автобусе ехали девочки Надя и Катя.

Они сидели на местах для детей.

(2 человека)

-Хорошо. Молодцы.

- Что мы делали? Мы проверяли дом. задание.

1.Работа над второй частью.

(Вторая часть написана на доске. Пока закрыта)

- Откройте учебник с. 7. Будем читать все вместе.

(Идет разбор по предложениям)

(по ходу чтения – словарная работа)

Показ: остановка. передняя площадка. Слайд 1.

- Ребята, а давайте первое предложение попробуем сделать короче.

- Какое словосочетание можно убрать? + с передней площадки.

-Хорошо, давайте попробуем закрыть и прочитать предложение.

+ На остановке вошла старушка.

- Читаем дальше. Надя сказала, что эти места для детей и не встала.

- Как вы думаете. Что бы она сказала:

(на доске ответы)

: «Я не встану, это места для детей!»

: «Бабушка, пожалуйста садитесь!»

- давайте изменим предложение, вставим нужную табличку. Кто хочет?

На остановке вошла старушка. Подошла она к девочкам.

Надя сказала ей: «Я не встану, это места для детей!»

-Молодцы.

Физкультминутка. Инсценировка 2 части.

- А давайте мы сейчас покажем, что случилось (произошло) в автобусе.

Надя – Алина

Катя – Даша

Бабушка – Вика

Автор – Артем.(изображение автобуса, руль и 2 стульчика).

На остановке вошла старушка. Подошла она к девочкам. Надя сказала ей: «Я не

встану, это места для детей!»

- А как вы думаете, правильно ли поступила Надя?

+ Нет. Надо было уступить место.

- А какая Надя?

+ невежливая, недобрая.

Ребята, а как назовем 2 часть? + Старушка хотела сесть.

-А теперь откройте тетради запишите число, тему урока и напишите 2 часть.

Пишите чисто, красиво, аккуратно. (табличка над доской)

3. Работа над 3 частью.

- Будем читать 3 часть. Читаем всевместе.

Вопросы после прочитанного: (на слух)

- Что сделала Катя? + Катя встала и уступила место.

- Кому девочка уступила место? + Девочка уступила местостарушке.

- Что главное в этой части? + Катя посадила старушку.

- Можно назвать эту часть «Катя посадила старушку». +Да

-Ребята, у меня есть 3 картинки. Они не по-порядку. Выберите картинку для 1 ч.,

… для2 части, а 3 ставлю я.

- А покажите Катю?

- А какая Катя? +добрая, вежливая, внимательная, заботливая.

4.Домашнее задание.

- Вечером, вы будете вставлять слова в предложения из 3 части по вопросам и выучить

все 3части.

(карточка)

Катя (что сделала?) … и … (что?) … (кому?)… . Ей стало (как?)… (за

кого?) … … .

(Если есть время, то на уроке сделать карточку и дать задание выучить все 3 части)

6. Подведение итогов.

- Что мы делали на уроке? (обращаем внимание на план урока)

+

7.Оценка деятельности учащихся, рефлексия.

- Вы работали хорошо, молодцы.

- Ребята спросите меня, какая у меня оценка? (табл.) слух.

- Послушайте оценки.



В раздел образования