Автор: Манохина Гульнара Маликовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОГОБУ ШИ ОВЗ г. Кирова
Населённый пункт: г. Киров
Наименование материала: урок развития речи
Тема: Изложение "Надя и Катя"
Раздел: начальное образование
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
г. Кирова»
Урок развития речи в 3 классе в школе 2 вида.
Технологическая карта урока развития речи.
3 класс
Урок развития речи.
Манохина Гульнара Маликовна,
учитель начальных классов,
учитель – дефектолог (1 категория)
Тема: Изложение «Надя и Катя».
Тип урока: изучение нового материала.
Продолжительность учебного занятия – 40
мин.
Цели урока:
- формировать умение воспринимать и воспроизводить текст в логической последовательности,
учить передавать содержание текста по плану;
-составлять предложения и правильно их оформлять на письме;
- обогащать словарный запас учащихся;
- развивать слуховое внимание и память.
Задачи:
Обучающие: учить детей последовательно, в соответствии с планом воспроизводить текст, точно
употреблять слова в речи; обогащать словарь учащихся – познакомить с новыми словами,
уточнять значение слов, активизировать слова, находящиеся в пассивном словаре.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки слабослышащих учащихся; развивать
орфографическую зоркость; расширять кругозор; формировать у детей эмоционально
-окрашенную речь.
Воспитательные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость
учебного материала; развивать логическое мышление, память.
Коррекционные: развивать устную связную самостоятельную речь учащихся; вести работу по
преодолению аграмматизмов в речи и недостатков произношения учащихся; работать над
развитием остаточного слуха учащихся.
Планируемые результаты.
Личностные
Метапредметные
Предметные
Мотивация учебной
деятельности на основе
имеющихся знаний;
формирование
способности к
самооценке на основе
критерия успешности
учебной деятельности,
умение оценивать
собственную учебную
деятельность: свои
достижения,
самостоятельность,
инициативу,
ответственность,
причины неудач.
Умение принимать и сохранять
учебную задачу; умение
планировать свои действия в
соответствии с поставленной
задачей; умение строить речевое
высказывание в устной форме;
умение взаимодействовать в
группе и оказывать помощь
одноклассникам; осуществлять
контроль, используя способ
сличения своей работы с
заданным эталоном; находить и
исправлять ошибки, допущенные
в словах; в сотрудничестве с
учителем определять
последовательность изучения
материала, опираясь на
иллюстрированный ряд.
Формирование навыка устной
и письменной речи, создание
связных устных высказываний
на заданную тему, усвоение
этапов работы над изложением,
его видов деятельности.
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация "Остановка", таблички
со словами.
Структура урока.
Этап урока.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
1. Орг.момент
Приветствие.
Приветствие гостей.
Проверка готовности к уроку.
КУУД: готовность к деятельности: слушать и
вести диалог; положительная эмоциональная
направленность.
2. Актуализация
опорных знаний
Беседа с учениками по
наводящим вопросам, по
вопросам близким к теме
урока.
Ответы учеников.
КУУД: развивать умение с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли.
3. Определение
темы и цели урока
Сообщение темы урока –
Мы будем работать над
изложением «Надя и
Катя».
Речевая зарядка.
Выход на тему урока учащимися.
РУУД: планировать решение учебной задачи:
выстраивать последовательность
необходимых операций (алгоритм действий).
КУУД: развивать умение с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли.
4. Проверка
домашнего
задания.
Беседа по первой части,
определение количества
частей; проверка
домашнего задания
Учащиеся отвечают на вопросы
КУУД: вступать в учебное сотрудничество с
одноклассниками; осуществлять совместную
деятельность, анализировать;
развивать монологическую и диалогическую
форму речи.
ЛУУД: проявлять доброжелательность,
внимательность, помощь.
РУУД: удерживать цель деятельности до
получения его результата.
Учащиеся рассказывают 1 часть. Идет
проверка домашнего задания.
КУУД: оформлять свои мысли в
монологической речи.
ЛУУД: воспринимать речь одноклассников.
5. Первичное
усвоение новых
знаний.
Первичное
понимание
усвоения новых
знаний.
Физкультминутка
Работа над 2 частью.
Словарная работа.
Выполнение задания
«Скажи по – другому…,
сделай предложение
короче…
Инсценировка 2 части.
Работа над 3 частью.
Учащиеся читают 2 часть. Делают ее
короче, заменяют словосочетания
синонимами.
КУУД: осуществлять совместную
деятельность, анализировать; находить
ошибки и исправлять их; развивать
монологическую и диалогическую форму
речи.
Учащиеся инсценируют 2 часть, заменяя
монологическую речи в тексте на диалог.
КУУД: оформлять свои мысли в
монологической речи.
ЛУУД: воспринимать речь одноклассников.
Учащиеся читают 3 часть. Отвечают на
вопросы учителя. Работают по картинному
плану.
ПУУД: воспринимать текст с учетом
поставленной учебной задачи, с помощью
вопросов находить информацию,
необходимую для ее решения.
6. Первичное
закрепление
Подбор картинки к каждой
части.
Учащиеся работают по картинному плану.
ПУУД: воспроизводить текст с помощью
картинок и составленного плана.
7. Рефлексия
(подведение
итогов урока)
Просьба сформулировать
отношение к уроку.
Подведение итога урока,
сообщение оценки за урок.
РУУД: оценивать учебные действия, освоение
начальных форм познавательной рефлексии.
ЛУУД: мотивировать свои действия,
оценивать собственную учебную
деятельность: свои достижения,
самостоятельность, инициативу,
ответственность, причины неудач.
8. Информация о
домашнем
задании
Вставь слова в
предложения по вопросам.
Выучить все три части.
ЛУУД: выражать положительное отношение
к процессу познания: проявлять внимание,
желание больше узнать.
Ход урока.
1.
Организационное начало урока.
- К нам на урок пришли гости. Поздоровайтесь. Поприветствуйте гостей.
Урок начинается с фронтальной речевки.
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
- Сядьте правильно. Будем работать.
2.Вопросы к началу урока.(на слух)
- Какой сейчас урок? (слух.)
+ Урок развития речи.
- Спросите меня, что мы будем делать на уроке.
+Г.М.,что мы будем делать на уроке?
- На уроке мы будем работать над изложением «Надя и Катя».
3. Сообщение темы урока. Подготовка к основному этапу.
Изложение «Надя и Катя»(на доске)
(открыть название рассказа на доске)
-Послушайте план урока:
(слух)
План.
Мы будем (что делать?): Мы (что делали?)
- проверять домашнее задание -
- работать над 2 частью-
- отвечать на вопросы по 3части -
На наборное полотно.
4.Речевая зарядка. (на доске)
- Встаньте.
Говорите хорошо.
из___лажение
изложение
Изложение «Надя и Катя».
5.Основная часть. Работа над текстом.
-Будем проверять дом. задание.
Над каким рассказом мы начали работать на прошлом уроке?
+Надя и Катя.
- Мы разделили рассказ на части. Сколько частей получилось?
+3 части.
-Хорошо. Кто главные герои рассказа?
+ Девочки Надя и Катя, бабушка или старушка.
- Что делали девочки? +Ехали в автобусе.
- Где они сидели? + Они сидели на детских местах.
- Скажите по – другому это предложение.
+Они сидели на местах для детей.
- Как мы назвали 1 часть.
+Девочки ехали в автобусе.
(на доске план)
План.
1.Девочки ехали в автобусе.
2. Старушка хотела сесть.
3. Катя посадила старушку.
- У вас было домашнее задание: выучить 1 часть. Кто хочет рассказать?
1в. В автобусе ехали первоклассницы Надя и Катя.
Они сидели на детских местах.
2в. В автобусе ехали девочки Надя и Катя.
Они сидели на местах для детей.
(2 человека)
-Хорошо. Молодцы.
- Что мы делали? Мы проверяли дом. задание.
1.Работа над второй частью.
(Вторая часть написана на доске. Пока закрыта)
- Откройте учебник с. 7. Будем читать все вместе.
(Идет разбор по предложениям)
(по ходу чтения – словарная работа)
Показ: остановка. передняя площадка. Слайд 1.
- Ребята, а давайте первое предложение попробуем сделать короче.
- Какое словосочетание можно убрать? + с передней площадки.
-Хорошо, давайте попробуем закрыть и прочитать предложение.
+ На остановке вошла старушка.
- Читаем дальше. Надя сказала, что эти места для детей и не встала.
- Как вы думаете. Что бы она сказала:
(на доске ответы)
: «Я не встану, это места для детей!»
: «Бабушка, пожалуйста садитесь!»
- давайте изменим предложение, вставим нужную табличку. Кто хочет?
На остановке вошла старушка. Подошла она к девочкам.
Надя сказала ей: «Я не встану, это места для детей!»
-Молодцы.
Физкультминутка. Инсценировка 2 части.
- А давайте мы сейчас покажем, что случилось (произошло) в автобусе.
Надя – Алина
Катя – Даша
Бабушка – Вика
Автор – Артем.(изображение автобуса, руль и 2 стульчика).
На остановке вошла старушка. Подошла она к девочкам. Надя сказала ей: «Я не
встану, это места для детей!»
- А как вы думаете, правильно ли поступила Надя?
+ Нет. Надо было уступить место.
- А какая Надя?
+ невежливая, недобрая.
Ребята, а как назовем 2 часть? + Старушка хотела сесть.
-А теперь откройте тетради запишите число, тему урока и напишите 2 часть.
Пишите чисто, красиво, аккуратно. (табличка над доской)
3. Работа над 3 частью.
- Будем читать 3 часть. Читаем всевместе.
Вопросы после прочитанного: (на слух)
- Что сделала Катя? + Катя встала и уступила место.
- Кому девочка уступила место? + Девочка уступила местостарушке.
- Что главное в этой части? + Катя посадила старушку.
- Можно назвать эту часть «Катя посадила старушку». +Да
-Ребята, у меня есть 3 картинки. Они не по-порядку. Выберите картинку для 1 ч.,
… для2 части, а 3 ставлю я.
- А покажите Катю?
- А какая Катя? +добрая, вежливая, внимательная, заботливая.
4.Домашнее задание.
- Вечером, вы будете вставлять слова в предложения из 3 части по вопросам и выучить
все 3части.
(карточка)
Катя (что сделала?) … и … (что?) … (кому?)… . Ей стало (как?)… (за
кого?) … … .
(Если есть время, то на уроке сделать карточку и дать задание выучить все 3 части)
6. Подведение итогов.
- Что мы делали на уроке? (обращаем внимание на план урока)
+
7.Оценка деятельности учащихся, рефлексия.
- Вы работали хорошо, молодцы.
- Ребята спросите меня, какая у меня оценка? (табл.) слух.
- Послушайте оценки.