Автор: Ушакова Татьяна Александровна
Должность: учитель, русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Анишинская средняя школа им. Героя Советского Союза А.С. Гостева"
Населённый пункт: д. Анишино, Веневский р-н, Тульская обл.
Наименование материала: Внеклассное мероприятие
Тема: "Вредные и полезные привычки".
Раздел: среднее образование
Внеклассное мероприятие
беседа на тему:
«Вредные и
полезные привычки».
провела:
учитель МОУ
«Анишинская СШ им. Героя
Советского Союза А.С. Гостева»
Ушакова Т.А
.
прослушали:
учащиеся МОУ
«Анишинская СШ им. Героя
Советского Союза А.С. Гостева»
1 – 11 класс
Цели:
— выяснить роль привычек в повседневной жизни;
— помочь детям объективно взглянуть на свои привычки;
— выделить «вредные» привычки и рассмотреть их влияние
на человека и его окружение.
Задачи:
— построить иерархию привычек;
— учиться контролировать свои действия и отвечать за их
последствия;
— способствовать выработке умения слушать собеседника и
принимать людей такими, какие они есть, вместе с их
маленькими недостатками.
Словарик:
Привычка – действие, которое со временем становится
автоматическим, неосознанным. Формирование многих
привычек начинается в раннем детстве, причем большую
роль играет подражание старшим. Следует различать
полезные привычки (привычка к труду, привычка умываться
перед сном и т.д.) и вредные (несдержанность, привычка
перебивать говорящего, курение и т.д.). Жизненно важные,
общественно ценные привычки облегчают формирование
положительных черт личности, соблюдение правил
поведения в общественной и личной жизни, отрицательные
– дезорганизуют поведение.
Ход мероприятия.
1. Постановка темы.
Учитель:
— У каждого из нас есть близкие люди – друзья, родные. С некоторыми
из них у нас очень хорошие отношения, а с другими – хотят желать лучшего
из-за особенностей их характера, с которыми мириться мы не желаем. Но не
всегда мы можем понять, что же происходит, в чем причина «натянутых»
отношений и конфликтов. Мы говорим: «Он меня раздражает», но чем
вызвано наше негодование, не понимаем. И тем более мы не видим, да и не
хотим видеть отрицательных привычек в себе; как говорят: «В чужом глазу
соломинку заметим, а в своем бревна не замечаем».
Давайте же попробуем разобраться: в чем кроется секрет нашего
недопонимания и с какими привычками мы готовы мириться, а с какими –
нет; и что мы называем вредными привычками.
Вопрос к ученикам:
— Что, по-вашему мнению, подразумевается под термином
«привычка»? (Вместе с учениками дать определение понятию «привычка».)
— Какие бывают привычки?
— Подумайте и проанализируйте, какие привычки есть у каждого из
вас?
— Какие из них вам не нравятся и как можно их исправить?
— Легко ли это?
2. Упражнение:
а) Каждому ученику написать на листе свои привычки.
б) Напротив каждой поставить знак «+», если она положительная; и
«–», если отрицательная.
3. Продолжение беседы:
Учитель:
— Как вы считаете употребление табака и алкоголя – это вредная
привычка или это нормально?
— Что же такое вредная привычка?
— Вредная привычка (зависимость) – это свойство нашего характера
или поведения, которое можно описать так:
— вы не контролируете ЭТО, скорее ЭТО контролирует вас. Вы
чувствуете, что не имеете другого выбора, кроме как делать это. Стоит только
вредной привычке сформироваться, вы сразу попадаете под ее власть;
— эта привычка настолько укореняется в вашей жизни, что становиться
незаметной для вас;
— вы делаете ЭТО все чаще и чаще, стараясь вызвать более сильное
воздействие;
— вы начинаете регулярно делать ЭТО, когда почувствуете неприятные
ощущения (скуку, одиночество, физическую боль и т.д.);
— вы чувствуете, что уже не можете справиться со своими
жизненными проблемами без помощи ЭТОГО;
— вы можете потратить значительную часть жизни сражаясь с ЭТИМ,
даже если ЭТО зацепило вас несерьезно;
— на ЭТО уходит часть ваших денег, вашего времени, вашей энергии в
ущерб чему-то более полезному, в результате вы все больше ненавидите себя
за эти траты;
— вы теряете самоуважение, душевные силы, возникает угроза
разрушения вашего жизненного уклада – семья, карьера, здоровье, друзья.
Некоторых ЭТО в конце концов убивает.
— А теперь давайте поговорим о том, что же такое «контроль»? Какой
он бывает (внешний, внутренний)?
— Ребята, контроль необходим для борьбы с вредными привычками.
Любая привычка – это зависимость от чего-либо. В то же время каждый из
вас уверяет, что он не хочет зависеть ни от кого. В принятии какого-то
решения вы не прислушиваетесь к родителям, учителям, чтобы не зависеть
от их мнения. Более того, вы делаете все наперекор взрослым, утверждая при
этом: «Я самостоятельный, я независимый!». Но вы забываете, что
зависимость от маленькой сигаретки – это тоже зависимость, это уже
несвобода. Но это подчинение вы готовы терпеть, считая курение признаком
взрослости. «Курят все» – уверяете вы.
Поговорим о вашем окружении. Что вам не нравиться в поведении
ваших близких? С какими из вредных привычек других вы можете мириться,
а с какими – нет? Какие привычки и качества людей мы можем назвать
«вредными»? Как они влияют на окружающих? Что с ними можно сделать?
— Ребята, я еще раз хочу обратить ваше внимание на то, что не только
отрицательные черты характера являются вредными привычками, но и
употребление ПАВ (психически активные вещества) – табака и алкоголя
разрушает характер и личность близкого вам человека, да и вас самих, если
вы употребляете их.
4. Вывод:
1.
В каждом человеке есть что-то положительное и что-то отрицательное.
2.
От вредных привычек каждого человека страдают окружающие его
люди.
3.
Вредные привычки можно исправить, хоть это и очень трудно. При
работе над собой можно обратиться за помощью к близким людям.