Автор: Паршуткина Светлана Юрьевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОБУ "СОШ №1" пгт.Пойковский ХМАО-Югра
Населённый пункт: пгт.Пойковский ХМАО-Югра
Наименование материала: ПРОЕКТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Тема: "Школа скрапбукинга"
Раздел: среднее образование
Аттестационное задание № 9
ПРОЕКТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Школа скрапбукинга»
(5-11 класс)
Выполнила:
Паршуткина Светлана Юрьевна,
учитель технологии
МОБУ «СОШ №1» пгт. Пойковский
Пояснительная записка
Программа
внеурочной
деятельности
«Школа
скрапбукинга»
является
модифицированной образовательной программой дополнительного образования детей,
которая
является
важным
направлением
в
развитии
и
воспитании
обучающихся
основной общеобразовательной школы. Программа предполагает развитие у детей
художественного вкуса и творческих способностей в соответствии с требованиями
ФГОС ООО.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта
общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего
образования,
является
гуманистическая
направленность
образования.
Она
обуславливает
личностно-ориентированную
модель
взаимодействия,
развитие
личности ребёнка, его творческого потенциала.
Творческие способности определяются как способности к созданию оригинального
продукта,
изделия,
в
процессе
работы
над
которыми
самостоятельно
применены
усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении
от образца индивидуальность, художество.
Данная программа учитывает основные задачи развития образования в ХМАО-
Югре: развитие дополнительного образования детей; развитие системы выявления,
поддержки
и
сопровождения
одаренных
детей
в
сфере
образования
(Концепция
развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до
2020 года.)
Рабочая программа «Скрапбукинг» направлена на достижение развития личности
ребёнка, его творческого потенциала. Современный вид рукодельного искусства –
скрапбукинг позволяет учащимся окунуться в сказочный, чудесный мир творчества,
позволяющий
проявлять
и
развивать
свою
фантазию,
креативное
мышление,
индивидуальные способности каждого ребенка.
Актуальность:
Актуальность
программы
определяется
непреходящей
значимостью занятий декоративно-прикладным творчеством для обогащения духовной
жизни ребёнка, становление его эмоционально-целостного отношения к миру, развития
эстетических познаний и художественного вкуса, самоутверждения и адаптации в
социуме. При разработке данной программы основной акцент ставится на знакомство
учащихся с новым видом декоративно-прикладного творчества – скрапбукинг, который
в нашей стране только получает широкую распространенность и популярность.
Практическая
значимость
программы
заключается
в
том,
чтобы
научиться
изготавливать
фотоальбомы,
открытки,
коробочки
и
другие
предметы
в
технике
скрапбукинг.
Приобретенные
на
занятиях
кружка
умения
и
навыки
позволят
обучающимся
не
только
творчески
развиваться,
но
и
порадовать
своих
близких
шедеврами
своего
рукоделия.
Скрапбукинг
может
помочь
в
дальнейшей
жизни:
изделия ручной работы высоко ценятся в современном мире.
Отличительной особенностью программы является ее практико-ориентированный
характер. Программа «Скрапбукинг» тесно связано с программами художественной
направленности,
реализуемыми
на
базе
нашей
школы.
В
скрапбукинге
изучается
множество техник, среди которых и бисероплетение, которым занимаются на кружке
«Волшебный бисер». И конечно же, существует тесная связь с кружком «Чудесная
мастерская», одним из модулей которой выступает оригами, ведь скрапбукинг – это в
первую очередь работа с бумагой.
Новизна
программы
обеспечена
требованиями
к
результатам
основной
образовательной программы НОО ФГОС, что способствует приобщению учащихся к
декоративно-прикладному искусству как источнику формирования восприимчивости
мира прекрасного, стремления жить и трудиться по законам красоты; возвращение
традиций
ручного
труда
как
потребности
самостоятельно
создавать
прекрасное;
воспитание
любви
к
родной
природе
и
родному
краю.
Реализация
программы
предполагает привлечение социальных партнёров: поселенческой детской библиотеки
«Радость»;
детского
реабилитационного
центра
«Дельфин»;
общественной
организацией «Совет ветеранов» пгт. Пойковский.
Цель программы: Развитие творческих способностей и креативного мышления,
раскрывающее
потенциал
каждого
ребенка
в
процессе
совершенствования
новой
современной техники – скрапбукинг.
Задачи:
— познакомить детей с основными понятиями и базовыми стилями скрапбукинга;
— формировать у детей практические навыки работы в технике скрапбукинг;
— закреплять умения обращения с простейшими орудиями труда:
—
учить
создавать
сувенирные
изделия,
открытки
ручной
работы
в
технике
скрапбукинг;
— развивать психические процессы (память, внимание, глазомер, мелкая моторика
рук, образное и логическое мышление) детей;
— развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей на
основе знаний, умений и навыков;
—
развивать
эстетические
чувства
и
представления,
образного
мышления
и
воображения, способности к творческому подходу в реализации задуманного;
— расширять знания о разнообразии форм и пространственного положения предметов
окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
— развивать сенсорные и умственные способностей;
— развивать пространственное воображение;
— взаимодействовать с поселковыми общественными организациями;
— развивать самостоятельность.
Форма проведения занятий
В каждом занятии прослеживаются две части:
— теоритическая-лекция;
—
практическая
часть
-
предполагает
освоение
учащимися
необходимых
теоретических сведений с опорой на практические работы. Прежде, чем приступить к
практической работе, учащиеся выполняют эскиз своего изделия на бумаге, подбирают
необходимые
материала,
инструменты,
приспособления.
При
выполнении
практических работ учащиеся изготавливают изделие сразу, без образцов, проявляя
свои
художественные
и
индивидуальные
способности;
самостоятельная
работа
(индивидуальная и групповая)
Занятия
скрапбукингом
требует
от
учащихся
большой
концентрации
внимания,
терпения, зрительной нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за детьми и
практической
помощи
каждому.
Учитывая
эти
сложности,
для
эффективности
выполнения данной программы группы состоят из 15 человек.
Проводятся
практические
творческие
конкурсы,
выставки,
мастер-классы;
дети
участвуют
в
мероприятиях
к
праздничным
и
юбилейным
датам
в
Пойковской
поселенческой детской библиотека «Радость»; в детском реабилитационном центре
«Дельфин»; в общественной организации «Совет ветеранов» пгт. Пойковский.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным
творчеством
является
обогащение
мировосприятия
воспитанника,
т.е.
развитие
творческой
культуры
ребенка
(развитие
творческого
нестандартного
подхода
к
реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности,
радости созидания и открытия для себя что-то нового). Скрапбу́
кинг, скрэпбу́
кинг
(англ. scrapbooking, от англ. scrapbook: scrap — вырезка, book — книга, букв. «книга из
вырезок») — вид рукодельного искусства, заключающий в изготовлении и оформлении
семейных или личных фотоальбомов. Этот вид творчества представляет собой способ
хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков,
записей и других памятных мелочей, используя своеобразный способ сохранения и
передачи отдельных историй с помощью особых визуальных и тактильных приёмов
вместо обычного рассказа. Основная идея скрапбукинга — сохранить фотографии и
другие памятные вещи о каких-либо событиях на длительный срок для будущих
поколений. В данной программе основной акцент становится на создании открыток
ручной работы в технике скрапбукинг. Современный вид рукодельного искусства –
скрапбукинг позволяет учащимся окунуться в сказочный, чудесный мир творчества,
позволяющий
проявлять
и
развивать
свою
фантазию,
креативное
мышление,
индивидуальные способности каждого ребенка.
Содержание программы
I. Основы скрапбукинга
1.1Что такое скрапбукинг? История скрапбукинга. (Лекция)
Введение в программу. Понятие скрапбукинг. Роль скрапбукинга в современном
творчестве. История развития скрапбукинга на Западе. История развития скрапбукинга
в России.
1.2 Материалы и инструменты. Что нужно для скрапбукинга? (Лекция, практическое
занятие)
Бумага: бумага для скрапбукинга (дизайнерская), калька (веллум), картон, крафт-
бумага, кардсток, пастель. Свойства бумаги. Элементы декора.
Клей и клеящие средства. Ножницы и резаки. Фигурные компостеры (дыроколы).
Карандаши.
Маркеры.
Люверсы
и
кроподайл
(установщик
люверсов).
Штампы.
Триммер для бумаги. Палочки для теснения. Замена материалов.
Создание украшений с использованием дыроколов и палочек для тиснения.
1.3 Виды скрапбукинга. (Лекция)
Бумажный
(или
традиционный)
скрапбукинг
как
вид
ручной
работы,
популяризированный
Мэрелин
Кристенсен.
Цифровой
скрапбукинг
–
новое
направление,
появившееся
с
развитием
компьютерных
технологий.
Гибридный
скрапбукинг - совмещение элементов бумажного и цифрового скрапбукинга.
II. Технология изготовления открытки
2.1 Изготовление скрапбукинг-открытки. (Лекция, практическое занятие)
Подбор
бумаги
для
основы
открытки.
Выбор
материалов
и
инструментов.
Знакомство с интересными шаблонами скрапбукинг-открыток. Изготовление шаблона
открытки. Мастер-класс по изготовлению скрапбукинг-открытки.
2.2 Открытка «С днем рождения!» (Лекция, практическое занятие)
Знакомство с примерами открыток «С днем рождения!». Изготовление шаблона для
открытки. Подбор материалов. Изготовление украшений. Создание открытки.
2.3 Открытка в стиле винтаж. (Лекция, практическое занятие)
Знакомство с примерами открыток в стиле винтаж. Изготовление шаблона для
открытки. Подбор материалов. Изготовление украшений. Создание открытки.
2.4 Открытка «С новым годом!» (Лекция, практическое занятие)
Знакомство с примерами открыток «С новым годом!». Изготовление шаблона для
открытки.
Подбор
материалов.
Изготовление
украшений.
Создание
открытки.
(Основные направления скрапбукинга.
III. Прикладной скрапбукинг
3.1 Конверт. (Практическое занятие)
Шаблоны конвертов. Плоские, объемные конструкции. Принципы складывания и
декорирования края. Создание шаблона для конверта. Создание конверта в стиле микс
медиа, по сделанному шаблону.
3.2 3-D открытка. (Практическое занятие)
Шаблон
открытки.
Объемные
конструкции.
Создание
шаблона
для
открытки.
Создание открытки по шаблону.
3.3 Скрап-коробочки. (Практическое занятие)
Принципы складывания. Коробочки для денег, для рукоделия, коробочки-сюрпризы.
Подарочные коробочки. Создание коробочки-сюрприза в стиле фристайл.
3.4 Папка для CD-дисков. (Практическое занятие)
Создание папки для CD-дисков с использованием техники декупаж и элементами
квиллинга.
3.5 Приглашения. (Практическое занятие)
Приемы складывания. Создание шаблона для приглашений. Создание серии из 3
приглашений по шаблону.
3.6 Блокнот для памятных дат. (Практическое занятие)
Создание обложки для альбома. Создание переплета и страниц. Соединение страниц
и обложки. Создание блокнота в европейском стиле.
3.7 Календари. (Практическое занятие)
Настольный календарь, настенный календарь. Создание календаря в американском
стиле.
3.8 Доска для расписания. (Практическое занятие)
Грунтование. Декорирование. Создание доски для расписания.
3.9 Скрап-панно. (Практическое занятие)
Создание декоративного панно в стиле микс медиа.
IV. Базовые стили скрапбукинга
4.1 American. Американский стиль. (Лекция)
Основные характеристики американского стиля. Примеры работ в американском
стиле. Материалы для скрапбукинга в американском стиле.
4.2 Vintage (Ложностаринный стиль). (Лекция)
«Винтаж» как термин. Характерные черты стиля винтаж в скрапбукинге. Примеры
работ в стиле винтаж. Материалы для скрапбукинга в винтажном стиле.
4.3 Heritage (Наследие). (Лекция)
Характеристика стиля Эритаж в скрапбукинге. Примеры работ в стиле Эритаж.
4.4 Mixed media – смешение стилей. (Лекция)
Микс как один из самых сложных стилей, выходящих за рамки скрапбукинга и
становящийся на грани хобби и искусства. Примеры работ в стиле микс.
4.5 Stimpank – стимпанк. (Лекция)
Характеристика
стиля
Стимпанк.
Декор
и
тематика
работ
в
стиле
стимпанк.
Примеры работ в стиле стимпанк.
V. Цветоведение в скрапбукинге
5.1 Основы цвета. Значение колористики в скрапбукинге. (Лекция)
Правильный подбор цветовой гаммы для страницы. Принципы сочетания цветов.
Изучение цветового спектра, цветовой круг.
VI. Технологические основы скрапбукинга
6. 1 Композиция. (Лекция)
Декорирование
страницы.
Правильный
выбор
и
применение
украшений
в
скрапбукинге.
6.2 Создание украшений. (Практическое занятие)
Создание цветов для скрапбукинга из бумаги, органзы, ткани, лент. Изготовление
листьев из бумаги.
Методическое обеспечение программы
В процессе реализации программы планируется проводить занятия в форме лекций
и практических занятий по каждому разделу, а также выставок и зачетов в конце
каждого года обучения. В конце курса обучающимся предстоит защита итоговых работ.
Кроме
того,
в
процессе
реализации
программы
будут
проводиться
различные
конкурсы вне занятий для обучающихся, с целью их саморазвития, а также развития у
них
творческих
качеств
и
учебной
мотивации.
Планируется
использовать
как
индивидуальные, так и групповые формы работы.
Такой выбор способов и форм работы обусловлен тем, что обучающиеся в процессе
освоения программы должны получить теоретические знания по курсу «Креативный
скрапбукинг» и развить практические умения и навыки по созданию работ в стиле
скрапбукинг. Кроме того, это позволит создать условия и для конкуренции, и для
сплочения коллектива.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса
Проблемная лекция. Наиболее эффективным методом обучения на современном
этапе развития образования является метод решения проблем (проблемное обучение).
Если
в
традиционной
лекции
используются
преимущественно
разъяснение,
иллюстрация, описание, приведение примеров, то в проблемной - всесторонний анализ
явлений, поиск истины. Проблемная лекция опирается, на логику последовательно
моделируемых проблемных ситуаций путем постановки проблемных вопросов или
предъявления проблемных задач.
Объяснение.
Под
объяснением
следует
понимать
словесное
пояснение,
анализ,
доказательство
и
истолкование
различных
положений
излагаемого
материала.
К
объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных
наук. Как метод обучения объяснение широко используется в работе с детьми разных
возрастных групп.
Беседа. Беседа является диалогическим методом обучения, при котором учитель
путем постановки тщательно продуманной системы вопросов побуждает обучающихся
рассуждать
и
подводит
учеников
к
пониманию
нового
материала
или
проверяет
усвоение уже изученного. По своей форме беседа может быть индивидуальной (если
вопросы
адресованы
одному
ученику),
групповой
(вопросы
обращены
к
группе
учащихся) и фронтальной (вопросы обращены ко всем учащимся класса).
Иллюстрация. Следующие два метода (иллюстрация и демонстрация) относят к
наглядным методам обучения. Это методы, при которых усвоение учебного материала
находится
в
существенной
зависимости
от
применяемых
в
процессе
обучения
наглядных пособий и технических средств. Обычно наглядные пособия используются
в
совокупности
со
словесными
и
практическими
методами
обучения.
Метод
иллюстраций
предполагает
показ
ученикам
иллюстративных
пособий:
плакатов,
таблиц, картин, карт. зарисовок на доске и пр.
Демонстрация. Этот метод тоже представляет собой синтез словесных (рассказа,
объяснения)
и
наглядных
приемов,
связанных
с
демонстрацией
диафильмов,
кинофильмов, приборов, опытов, технических установок и пр.
Повторение.
Повторением
обычно
называют
процесс
словесного
или
письменного
воспроизведения выполняемых ранее (или аналогичных им) заданий. Ввиду того, что
процесс забывания растянут во времени, повторение проходит в несколько этапов. В
конце каждого урока необходимо проводить подведение итогов с упоминанием того
нового, что освоили учащиеся на этом уроке.
Временная работа в группах.
Этот
метод
считается
в
течение
последнего
десятилетия
одним
из
наиболее
перспективных
методов
обучения.
Он
представляет
собой
работу
обучающихся
в
составе малых групп по выполнению небольших заданий. Обычное число членов
группы
три
-
шесть
человек.
Разбивка
группы
производится
оперативно
на
ограниченное время. Перед группами ставятся задачи «промежуточного» характера,
т.е. готовящие почву для следующего этапа учебного процесса.
Мастер-класс.
Мастер-класс – это современная форма проведения обучающего тренинга-семинара
для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью
повышения
профессионального
уровня
и
обмена
передовым
опытом
участников,
расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания. Мастер-класс
отличается
от
семинара
тем,
что,
во
время
мастер-класса
ведущий
специалист
рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую
технологию или метод.
Планируемые результаты обучения по программе «Школа скрапбукинга»
Планируемые
личностные,
метапредметные
и
предметные
результаты
в
процессе освоения программного материала внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения данной программы являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эстетического характера;
развитие
внимательности,
настойчивости,
целеустремленности,
умения
преодолевать трудности в процессе овладения техникой скрапбукинга;
воспитание
чувства
трудолюбия,
ответственности,
дисциплинированности,
аккуратности в работе с материалами ручного труда;
развитие
самостоятельности
суждений,
независимости
и
нестандартности
мышления при оценке результатов своего труда.
Метапредметные результаты:
сравнивать разные
приемы
действий, выбирать удобные
способы
для
выполнения конкретного задания в стиле техники скрапбукинг;
моделировать в
процессе
совместного
обсуждения
алгоритма
выполнения
творческой работы, проекта в технике прикладного искусства;
применять изученные способы учебной работы в процессе создания творческой
работы по изготовлению изделия в стиле скрапбукинг;
включаться в
групповую
работу. Участвовать в
обсуждении
проблемных
вопросов;
высказывать собственное мнение и аргументировать его;
в ы п ол н я т ь пробное
учебное
де й с тви е , ф и кс и р о ва т ь индивидуальное
затруднение в пробном действии по выполнению творческой работы;
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием;
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Планируемые предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
правила безопасности работы;
виды декоративно-прикладного искусства различных народов;
историю возникновения скрапбукинга;
виды материалов, применяемые в работе по скрапбукингу;
общие сведения о художественном моделировании;
понятие о композиции, цвете и стилях техники скрапбукинг;
способы раскладки материалов на бумаге (составление эскиза);
приёмы работы с бумагой, картоном, ножницами, фигурными дыроколами;
технологию изготовления открыток и фотоальбомов;
словарь терминов, применяемых при работе в данной технике;
применение изделий в быту.
Учащиеся должны уметь:
подбирать материалы и отделку для изготовления изделия;
изготавливать шаблоны из картона;
пользоваться фигурными ножницами, компостерами, дыроколами;
пользоваться двусторонним скотчем и клеевыми материалами;
пользоваться штампами и штемпельными подушками;
подбирать необходимые материалы для изготовления открыток;
выполнить эскиз открытки на бумаге;
выполнять открытки по различной тематике;
выполнять оформление фотоальбомов;
использовать различные стили при изготовлении изделий в технике скрапбукинг;
определять качество готового изделия;
в процессе обучения строить отношения сотрудничества и доброжелательности.
В процессе обучения учащиеся должны овладеть:
навыками созидательной, творческой деятельности;
навыками чтения и составления эскизов открыток;
навыками выбора, моделирования и проектирования объектов труда;
умение
ориентироваться
в
названии
и
применении
ручных
инструментов,
материалов и приспособлений;
навыками подготовки, организации и планировании трудовой деятельности на
рабочем месте;
навыками соблюдения культуры труда;
навыками организации рабочего места.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Формой контроля усвоения
учебного
материала
является
участие
детей
в
отчетных
выставках,
конкурсах
и
фестивалях по декоративно-прикладному искусству различного уровня. При оценке
качества
выполняемых
заданий
осуществляется
дифференцированный
подход.
Сложность
заданий
и
уровень
их
исполнения
зависит
как
от
возраста,
так
и
от
индивидуальных особенностей и способностей каждого ребёнка.
Результаты
обучения
по
данной
программе
отслеживаются
и
оцениваются
с
помощью
тестов
и
зачетов
(теория),
выставок,
конкурсов
(практика).
Для
отслеживания развития личностных качеств обучающихся будут использоваться метод
наблюдения, тест креативности П. Торренса, методика «Четыре скрепки» (тест О.И.
Моткова), тест-опросник «Определение уровня саморазвития».
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся
Учащиеся должны знать:
правила безопасности работы;
виды декоративно-прикладного искусства различных народов;
историю возникновения скрапбукинга;
виды материалов, применяемые в работе по скрапбукингу;
общие сведения о художественном моделировании;
понятие о композиции, цвете и стилях техники скрапбукинг;
способы раскладки материалов на бумаге (составление эскиза);
приёмы работы с бумагой, картоном, ножницами, фигурными дыроколами;
технологию изготовления открыток и фотоальбомов;
словарь терминов, применяемых при работе в данной технике;
применение изделий в быту;
себестоимость продуктов труда.
Учащиеся должны уметь:
подбирать материалы и отделку для изготовления изделия;
изготавливать шаблоны из картона;
пользоваться фигурными ножницами, компостерами, дыроколами;
пользоваться двусторонним скотчем и клеевыми материалами;
пользоваться штампами и штемпельными подушками;
подбирать необходимые материалы для изготовления открыток;
выполнить эскиз открытки на бумаге;
выполнять открытки по различной тематике;
выполнять оформление фотоальбомов;
использовать различные стили при изготовлении изделий в технике скрапбукинг;
определять качество готового изделия;
в процессе обучения строить отношения сотрудничества и доброжелательности.
В процессе обучения учащиеся должны овладеть:
навыками созидательной, творческой деятельности;
навыками чтения и составления эскизов открыток;
навыками выбора, моделирования и проектирования объектов труда;
умение
ориентироваться
в
названии
и
применении
ручных
инструментов,
материалов и приспособлений;
навыками подготовки, организации и планировании трудовой деятельности на
рабочем месте;
навыками соблюдения культуры труда;
навыками организации рабочего места.
Список литературы
1.
Бабочки: Энциклопедия технологий прикладного творчества. Автор: Проснякова
Т.Н. Кол-во страниц: 48 стр. Издательство: Федоров, 2006 г.
2.
Гармония цвета. Полное руководство по созданию цветовых комбинаций. Автор:
Тина Саттон, Брайз Вилен. Кол-во страниц: 215 стр. Издательство: ROCKPORT ,
2004 г.
3.
Журнал "Скрап-Инфо". Издательство: Интернет портал "Скрап-Инфо". Кол-во
страниц: 78 страниц.
4.
Журнал - "СКРАПБУКИНГ. Творческий стиль жизни" + приложение. Количество
страниц: 64 стр. Выходит с периодичностью 1 раз в 2 месяца. Издательство:
Хобби и Ты.
5.
История
искусства
в
образах.
Автор:
Плаци.
Кол-во
страниц:
192стр.
Издательство: Арт-Родник, 2003 г.
6.
Искусство и красота. Автор: Ванслов В. Кол-во страниц: 288 стр. Издательство:
Знание, 2006 г.
7.
История орнамента: Учебное пособие для студ. высших педагогических учебных
заведений.
Автор:
Буткевич
Л.
Количество
страниц:
275
стр.
Издательство:
ВЛАДОС, 2010 г.
8.
История стилей в искусстве: Учебное пособие. Автор: Сокольникова Н. Кол-во
страниц: 395 стр. Издательство: Гардарики, 2000 г.
9.
Книга
идей
по
скрапбукингу
"Создание
семейных
альбомов
и
др."
Производитель: Plaid. Кол-во страниц: 36 стр.