Автор: Паршуткина Светлана Владимировна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОБУ "СОШ №1" пгт.Пойковский ХМАО-Югра
Населённый пункт: пгт.Пойковский ХМАО-Югра
Наименование материала: учебная программа
Тема: "СТРАНА МАСТЕРОВ"
Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» пгт. Пойковский
«Согласовано» «Утверждено»
Педагогическим советом
Директор МОБУ «СОШ № 1»
№8 то «29»августа 2016г. ______________В.Н.Кокорев
29 августа 2016 г.
Приказ № 375– О от 29.09.2016
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(общеразвивающая)
«СТРАНА МАСТЕРОВ»
(5-11 класс)
2016/2017 учебный год
Программа рассчитана на 30 часов ( 15 занятий)
Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего программу:
Паршуткина Светлана Юрьевна, учитель технологии первой кв. категории
пгт. Пойковский
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Программа «Страна мастеров» разработана в соответствии с проектом Приказа
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
«Об
утверждении
порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»
Программа «Страна мастеров» является модифицированной образовательной
программой дополнительного образования детей, имеет культурологическую направленность,
которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает
развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта
общего
образования
одной
из
целей,
связанных
с
модернизацией
содержания
общего
образования,
является
гуманистическая
направленность
образования.
Она
обуславливает
личностно-ориентированную
модель
взаимодействия,
развитие
личности
ребёнка,
его
творческого потенциала.
Творческие способности определяются как способности к созданию оригинального
продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные
знания,
умения,
навыки,
проявляются
хотя
бы
в
минимальном
отступлении
от
образца
индивидуальность, художество.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным
творчеством
является
обогащение
мировосприятия
воспитанника,
т.е.
развитие
творческой
культуры
ребенка
(развитие
творческого
нестандартного
подхода
к
реализации
задания,
воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия
для себя что-то нового).
Скрапбу́
кинг, скрэпбу́
кинг (англ. scrapbooking, от англ. scrapbook: scrap — вырезка, book
—
книга,
букв.
«книга
из
вырезок»)
—
вид
рукодельного
искусства,
заключающегося
в
изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов.
Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в
виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей, используя
своеобразный
способ
сохранения
и
передачи
отдельных
историй
с
помощью
особых
визуальных и тактильных приёмов вместо обычного рассказа. Основная идея скрапбукинга —
сохранить фотографии и другие памятные вещи о каких-либо событиях на длительный срок для
будущих поколений. В данной программе основной акцент идёт в создании открыток ручной
работы в технике скрапбукинг.
Современный вид рукодельного искусства – скрапбукинг позволяет учащимся окунуться
с сказочный, чудесный мир творчества, позволяющий проявлять и развивать свою фантазию,
креативное мышление, индивидуальные способности каждого ребенка.
Педагогическая целесообразность программы.
Занятия скрапбукингом помогают сформировать у ребенка новое мышление,
способствуют
развитию
визуальной
культуры,
навыками
и
умениями
художественного
творчества. Ребенок с детских лет учится находиться в гармонии с природой, начинает ценить и
беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир.
Образовательная область программы
Во время работы по программе, обучающиеся знакомятся с историей возникновения
скрапбукинга,
основами цветоведения, законами композиции и приемами работы со скрап
-бумагой. А самое главное, они изучают источники идей, взятых как из мира естественных
природных
форм,
так
и
искусственно
созданных
человеком,
происходящих
из
мира
художественной культуры. В первую очередь, они учатся видеть и мыслить, а затем – творить.
Новизна:
Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и
превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили
ручную работу как источник эмоциональной духовности.
В наше время эстетическое начало широко проникает в труд, в отношение человека к
природе. От приобщения детей к декоративно- прикладному искусству в решающей мере
зависит формирование восприимчивости мира прекрасного, стремления жить и трудиться по
законам красоты.
Актуальность:
Актуальность программы определяется непреходящей значимостью занятий декоративно-
прикладным
творчеством
для
обогащения
духовной
жизни
ребёнка,
становление
его
эмоционально-целостного
отношения
к
миру,
развития
эстетических
познаний
и
художественного вкуса, самоутверждения и адаптации в социуме.
При разработке данной программы основной акцент ставится на знакомство учащихся с
новым видом декоративно-прикладного творчества – скрапбукинг, который в нашей стране
только
получает
широкую
распространенность
и
популярность.
Научить
учащихся
изготавливать открытки по различной тематике, технике и эстетике выполнения. Показать детям
способы
оформления
фотоальбомов
и
научить
их
выполнять
работы
в
разных
стилях
скрапбукинга.
Цель программы
Развитие творческих способностей и креативного мышления, раскрывающие потенциал
каждого ребенка в процессе совершенствования новой современной техники – скрапбукинг.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с основными понятиями и базовыми стилями скрапбукинга;
- формировать у детей практические навыки работы в технике скрапбукинг;
- закреплять умения обращения с простейшими орудиями труда:
- учить создавать сувенирные изделия, открытки ручной работы в технике скрапбукинг.
Развивающие:
- развитие психических процессов (память, внимание, глазомер, мелкая моторика рук, образное
и логическое мышление) детей;
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей на основе знаний,
умений и навыков;
-
развитие
эстетических
чувств
и
представлений,
образного
мышления
и
воображения,
способности к творческому подходу в реализации задуманного;
- расширение запаса знаний о разнообразии форм и пространственного положения предметов
окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
- развитие сенсорных и умственных способностей;
- развитие пространственного воображения;
- развитие самостоятельности.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к работе в технике скрапбукинг;
- воспитание трудолюбия и коммуникативности учащихся;
- формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать
материал, содержать в порядке рабочее место;
- воспитание бережного отношения к инструментам, приспособлениям, материалам;
- воспитание терпения, усидчивости, чувства удовлетворения от совместной работы, чувства
взаимопомощи и коллективизма;
- воспитание любви к искусству, декоративно-прикладному творчеству.
Отличительные особенности программы
- Предварительная подготовка детей к занятиям не имеет значения.
- Формирование необходимых знаний, умений и навыков происходит во время обучения.
- В процессе обучения реализуется дифференцированный подход.
- Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для
более успешного творческого развития.
- Программа дает возможность каждому обучающемуся открыть для себя волшебный мир
декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Программа включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При
этом,
изучение
материала,
связанного
с
практическими
работами,
предполагает
освоение
учащимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на практические работы.
Прежде, чем приступить к практической работе, учащиеся выполняют эскиз своего изделия на
бумаге, подбирают необходимые материала, инструменты, приспособления. При выполнении
практических работ учащиеся изготавливают
изделие сразу, без образцов, проявляя свои
художественные
и
индивидуальные
способности.
При
изготовлении
изделия,
учащиеся
ориентируются на образцы, выполненные учителем.
Программа построена по принципу «от простого к сложному».
Рассматриваются
различные
методики
выполнения
изделий
с
использованием
самых
разнообразных
техник
(дистрессинг,
эмбоссинг,
штампинг)
и
стилей.
Обучающиеся
приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с
различными
материалами,
бумагой,
картоном¸
нитками,
кожей,
природным
материалом.
В
процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении открыток, обучающиеся от
простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей
до моделирования и конструирования авторских поделок.
Обучение способствует развитию ребенка в самых различных направлениях: конструкторское
мышление,
художественно-эстетический
вкус,
образное
и
пространственное
мышление.
Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения.
В
ходе
усвоения
детьми
содержания
программы
учитывается
темп
развития
специальных
умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа
позволяет дифференцировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная
конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и
развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха
перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Принципы обучения при реализации образовательной программы:
- Принцип наглядности — широкое использование наглядного материала – схем, фотографий,
работ детей и педагога;
- Принцип системности и последовательности – обучение ведётся от простого к сложному, с
постепенным усложнением поставленных задач;
- Принцип доступности – материал даётся в доступной для детей форме, возможен вариант
игры, викторины, коллективной работы.
- Принцип научности – всё обучение ведётся с опорой на учебную литературу, опыт педагогов,
проверенные временем методы и технологии.
Дифференцированный и индивидуальный подход – педагог внимательно следит за успехами
каждого из детей, подбирая более удобную систему подачи материала и практических занятий,
опираясь на возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.
Форма проведения занятий – групповая.
Занятия
скрапбукингом
требует
от
учащихся
большой
концентрации
внимания,
терпения,
зрительной нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической
помощи каждому.
Использование педагогических технологий:
Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий. Занятия проводятся
при постоянной смене деятельности. Используются информационно-развивающие технологии –
сообщение, рассказ, информационные технологии для самостоятельной работы. Применяются
личностоно-ориетированные
развивающие
педагогические
технологии
–
позволяющие
усложнять задания опережающим программу детям, упрощать работу менее подготовленным
детям.
Методы обучения, используемые педагогом во время проведения занятий
Словесный метод – используется на каждом занятии в виде лекции, беседы, рассказа, изложения
нового материала, закрепление пройденного материала.
Самостоятельная творческая работа – самостоятельность, развивает воображение.
Коллективная
работа
–
один
из
методов.
Приучающих
обучающихся
справляться
с
поставленной
задачей
сообща,
учитывать
мнение
окружающих.
Спо собствует
взаимопониманию между членами группы, созданию дружественной обстановки.
Репродуктивный
метод
–
используется
педагогом
для
наглядной
демонстрации
способов
работы, выполнения отдельных её элементов при объяснении нового материала.
Необходимые условия реализации программы
Для организации успешной работы необходимо иметь оборудованное помещение (кабинет), в
котором представлены в достаточном объёме наглядно-информационные материалы, хорошее
освещение.
Учитывая специфику работы детей с колющими и режущими инструментами, необходима
инструкция по технике безопасности.
Ресурсное обеспечение:
- Технические средства обучения
- Интернет-ресурсы.
Техническое оснащение занятий
Для занятий в учебном объединении необходимо иметь:
- скрап-бумагу,
- картон белый,
- клей (клей ПВА, клей-карандаш)
- ножницы;
- карандаш простой;
- металлическая линейка;
- кисточки для клея;
- салфетка;
- клеёнка;
- фигурные ножницы;
- дыроколы;
- компостеры;
- штампы и штемпельные подушечки;
- ленты, кружево;
- пуговицы, полубусины, стразы, цветочки и другие творческие мелочи.
Ожидаемые
результаты:
Развитие
творческих
способностей
каждого
ребенка
в
процессе
совершенствования техники – скрапбукинг.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся:
Учащиеся должны знать:
правила безопасности работы;
виды декоративно-прикладного искусства различных народов;
историю возникновения скрапбукинга;
виды материалов, применяемые в работе по скрапбукингу;
общие сведения о художественном моделировании;
понятие о композиции, цвете и стилях техники скрапбукинг;
способы раскладки материалов на бумаге (составление эскиза);
приёмы работы с бумагой, картоном, ножницами, фигурными дыроколами;
технологию изготовления открыток и фотоальбомов;
словарь терминов, применяемых при работе в данной технике;
применение изделий в быту;
себестоимость продуктов труда.
Учащиеся должны уметь:
подбирать материалы и отделку для изготовления изделия;
изготавливать шаблоны из картона;
пользоваться фигурными ножницами, компостерами, дыроколами;
пользоваться двусторонним скотчем и клеевыми материалами;
пользоваться штампами и штемпельными подушками;
подбирать необходимые материалы для изготовления открыток;
выполнить эскиз открытки на бумаге;
выполнять открытки по различной тематике;
выполнять оформление фотоальбомов;
использовать различные стили при изготовлении изделий в технике скрапбукинг;
определять качество готового изделия;
в процессе обучения строить отношения сотрудничества и доброжелательности.
В процессе обучения учащиеся должны овладеть:
навыками созидательной, творческой деятельности;
навыками чтения и составления эскизов открыток;
навыками выбора, моделирования и проектирования объектов труда;
умение ориентироваться в названии и применении ручных инструментов, материалов и
приспособлений;
навыками подготовки, организации и планировании трудовой деятельности на рабочем месте;
навыками соблюдения культуры труда;
навыками организации рабочего места.
Итоговый контроль проводится по итогам аттестации в конце учебного года. Формой контроля
усвоения
учебного
материала
является
участие
детей
в
отчетных
выставках
и
участие
в
выставках, конкурсах и фестивалях по декоративно-прикладному искусству различного уровня.
При
оценке
качества
выполняемых
заданий
осуществляется
дифференцированный
подход.
Сложность заданий и уровень их исполнения зависит как от возраста, так и от индивидуальных
особенностей и способностей каждого ребёнка.
Календарно-тематический план
№
Перечень разделов, тем
Кол-во
часов
дата
Ф о р м а
п р о в е д е н и я
занятий
2
Изготовление
де кор ат и в н ой
коробки.
Изучение
инструментов
для скрапбукинга
2ч
Рассказ.
Демонстрация
изделий, инструктаж
3
И з г о т о в л е н и е
и
о ф о р м л е н и е
декоративной открытки.
2ч
Рассказ.
Демонстрация
изделий, инструктаж
4-5
И з г о т о в л е н и е
и
о ф о р м л е н и е
блокнота.
2+2
Рассказ.
Демонстрация
изделий, инструктаж
6
И з г о т о в л е н и е
и
о ф о р м л е н и е
шоколадницы. Что такое эмбоссинг?
2ч
Рассказ.
Демонстрация
изделий, инструктаж
7-8
Изготовление
и
оформление
мини
альбома.
2ч+2ч
Рассказ.
Демонстрация
изделий, инструктаж
9
Скрап-рамочка магнит
2ч
Рассказ.
Демонстрация
изделий, инструктаж
10-
11
П а п к а
д л я
с в и д е т е л ь с т в а
о
рождении.
2ч+2ч
Рассказ.
Демонстрация
изделий, инструктаж
12
Открытка с эмбоссингом
2ч
Рассказ.
Демонстрация
изделий, инструктаж
13
Мягкая обложка для паспорта
2ч
Рассказ.
Демонстрация
изделий, инструктаж
14-
15
Папка-миниальбом "Наша жизнь"
2+2ч
Рассказ.
Демонстрация
изделий, инструктаж