Напоминание

"СТРАНА МАСТЕРОВ"


Автор: Паршуткина Светлана Владимировна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОБУ "СОШ №1" пгт.Пойковский ХМАО-Югра
Населённый пункт: пгт.Пойковский ХМАО-Югра
Наименование материала: учебная программа
Тема: "СТРАНА МАСТЕРОВ"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» пгт. Пойковский

«Согласовано» «Утверждено»

Педагогическим советом

Директор МОБУ «СОШ № 1»

№8 то «29»августа 2016г. ______________В.Н.Кокорев

29 августа 2016 г.

Приказ № 375– О от 29.09.2016

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(общеразвивающая)

«СТРАНА МАСТЕРОВ»

(5-11 класс)

2016/2017 учебный год

Программа рассчитана на 30 часов ( 15 занятий)

Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего программу:

Паршуткина Светлана Юрьевна, учитель технологии первой кв. категории

пгт. Пойковский

2016 - 2017 учебный год

Пояснительная записка

Программа «Страна мастеров» разработана в соответствии с проектом Приказа

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации

«Об

утверждении

порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам»

Программа «Страна мастеров» является модифицированной образовательной

программой дополнительного образования детей, имеет культурологическую направленность,

которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает

развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта

общего

образования

одной

из

целей,

связанных

с

модернизацией

содержания

общего

образования,

является

гуманистическая

направленность

образования.

Она

обуславливает

личностно-ориентированную

модель

взаимодействия,

развитие

личности

ребёнка,

его

творческого потенциала.

Творческие способности определяются как способности к созданию оригинального

продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные

знания,

умения,

навыки,

проявляются

хотя

бы

в

минимальном

отступлении

от

образца

индивидуальность, художество.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным

творчеством

является

обогащение

мировосприятия

воспитанника,

т.е.

развитие

творческой

культуры

ребенка

(развитие

творческого

нестандартного

подхода

к

реализации

задания,

воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия

для себя что-то нового).

Скрапбу́

кинг, скрэпбу́

кинг (англ. scrapbooking, от англ. scrapbook: scrap — вырезка, book

книга,

букв.

«книга

из

вырезок»)

вид

рукодельного

искусства,

заключающегося

в

изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов.

Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в

виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей, используя

своеобразный

способ

сохранения

и

передачи

отдельных

историй

с

помощью

особых

визуальных и тактильных приёмов вместо обычного рассказа. Основная идея скрапбукинга —

сохранить фотографии и другие памятные вещи о каких-либо событиях на длительный срок для

будущих поколений. В данной программе основной акцент идёт в создании открыток ручной

работы в технике скрапбукинг.

Современный вид рукодельного искусства – скрапбукинг позволяет учащимся окунуться

с сказочный, чудесный мир творчества, позволяющий проявлять и развивать свою фантазию,

креативное мышление, индивидуальные способности каждого ребенка.

Педагогическая целесообразность программы.

Занятия скрапбукингом помогают сформировать у ребенка новое мышление,

способствуют

развитию

визуальной

культуры,

навыками

и

умениями

художественного

творчества. Ребенок с детских лет учится находиться в гармонии с природой, начинает ценить и

беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир.

Образовательная область программы

Во время работы по программе, обучающиеся знакомятся с историей возникновения

скрапбукинга,

основами цветоведения, законами композиции и приемами работы со скрап

-бумагой. А самое главное, они изучают источники идей, взятых как из мира естественных

природных

форм,

так

и

искусственно

созданных

человеком,

происходящих

из

мира

художественной культуры. В первую очередь, они учатся видеть и мыслить, а затем – творить.

Новизна:

Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и

превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили

ручную работу как источник эмоциональной духовности.

В наше время эстетическое начало широко проникает в труд, в отношение человека к

природе. От приобщения детей к декоративно- прикладному искусству в решающей мере

зависит формирование восприимчивости мира прекрасного, стремления жить и трудиться по

законам красоты.

Актуальность:

Актуальность программы определяется непреходящей значимостью занятий декоративно-

прикладным

творчеством

для

обогащения

духовной

жизни

ребёнка,

становление

его

эмоционально-целостного

отношения

к

миру,

развития

эстетических

познаний

и

художественного вкуса, самоутверждения и адаптации в социуме.

При разработке данной программы основной акцент ставится на знакомство учащихся с

новым видом декоративно-прикладного творчества – скрапбукинг, который в нашей стране

только

получает

широкую

распространенность

и

популярность.

Научить

учащихся

изготавливать открытки по различной тематике, технике и эстетике выполнения. Показать детям

способы

оформления

фотоальбомов

и

научить

их

выполнять

работы

в

разных

стилях

скрапбукинга.

Цель программы

Развитие творческих способностей и креативного мышления, раскрывающие потенциал

каждого ребенка в процессе совершенствования новой современной техники – скрапбукинг.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить детей с основными понятиями и базовыми стилями скрапбукинга;

- формировать у детей практические навыки работы в технике скрапбукинг;

- закреплять умения обращения с простейшими орудиями труда:

- учить создавать сувенирные изделия, открытки ручной работы в технике скрапбукинг.

Развивающие:

- развитие психических процессов (память, внимание, глазомер, мелкая моторика рук, образное

и логическое мышление) детей;

- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей на основе знаний,

умений и навыков;

-

развитие

эстетических

чувств

и

представлений,

образного

мышления

и

воображения,

способности к творческому подходу в реализации задуманного;

- расширение запаса знаний о разнообразии форм и пространственного положения предметов

окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

- развитие сенсорных и умственных способностей;

- развитие пространственного воображения;

- развитие самостоятельности.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к работе в технике скрапбукинг;

- воспитание трудолюбия и коммуникативности учащихся;

- формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать

материал, содержать в порядке рабочее место;

- воспитание бережного отношения к инструментам, приспособлениям, материалам;

- воспитание терпения, усидчивости, чувства удовлетворения от совместной работы, чувства

взаимопомощи и коллективизма;

- воспитание любви к искусству, декоративно-прикладному творчеству.

Отличительные особенности программы

- Предварительная подготовка детей к занятиям не имеет значения.

- Формирование необходимых знаний, умений и навыков происходит во время обучения.

- В процессе обучения реализуется дифференцированный подход.

- Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для

более успешного творческого развития.

- Программа дает возможность каждому обучающемуся открыть для себя волшебный мир

декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

Программа включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При

этом,

изучение

материала,

связанного

с

практическими

работами,

предполагает

освоение

учащимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на практические работы.

Прежде, чем приступить к практической работе, учащиеся выполняют эскиз своего изделия на

бумаге, подбирают необходимые материала, инструменты, приспособления. При выполнении

практических работ учащиеся изготавливают

изделие сразу, без образцов, проявляя свои

художественные

и

индивидуальные

способности.

При

изготовлении

изделия,

учащиеся

ориентируются на образцы, выполненные учителем.

Программа построена по принципу «от простого к сложному».

Рассматриваются

различные

методики

выполнения

изделий

с

использованием

самых

разнообразных

техник

(дистрессинг,

эмбоссинг,

штампинг)

и

стилей.

Обучающиеся

приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с

различными

материалами,

бумагой,

картоном¸

нитками,

кожей,

природным

материалом.

В

процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении открыток, обучающиеся от

простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей

до моделирования и конструирования авторских поделок.

Обучение способствует развитию ребенка в самых различных направлениях: конструкторское

мышление,

художественно-эстетический

вкус,

образное

и

пространственное

мышление.

Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения.

В

ходе

усвоения

детьми

содержания

программы

учитывается

темп

развития

специальных

умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа

позволяет дифференцировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная

конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и

развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха

перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Принципы обучения при реализации образовательной программы:

- Принцип наглядности — широкое использование наглядного материала – схем, фотографий,

работ детей и педагога;

- Принцип системности и последовательности – обучение ведётся от простого к сложному, с

постепенным усложнением поставленных задач;

- Принцип доступности – материал даётся в доступной для детей форме, возможен вариант

игры, викторины, коллективной работы.

- Принцип научности – всё обучение ведётся с опорой на учебную литературу, опыт педагогов,

проверенные временем методы и технологии.

Дифференцированный и индивидуальный подход – педагог внимательно следит за успехами

каждого из детей, подбирая более удобную систему подачи материала и практических занятий,

опираясь на возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Форма проведения занятий – групповая.

Занятия

скрапбукингом

требует

от

учащихся

большой

концентрации

внимания,

терпения,

зрительной нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической

помощи каждому.

Использование педагогических технологий:

Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий. Занятия проводятся

при постоянной смене деятельности. Используются информационно-развивающие технологии –

сообщение, рассказ, информационные технологии для самостоятельной работы. Применяются

личностоно-ориетированные

развивающие

педагогические

технологии

позволяющие

усложнять задания опережающим программу детям, упрощать работу менее подготовленным

детям.

Методы обучения, используемые педагогом во время проведения занятий

Словесный метод – используется на каждом занятии в виде лекции, беседы, рассказа, изложения

нового материала, закрепление пройденного материала.

Самостоятельная творческая работа – самостоятельность, развивает воображение.

Коллективная

работа

один

из

методов.

Приучающих

обучающихся

справляться

с

поставленной

задачей

сообща,

учитывать

мнение

окружающих.

Спо собствует

взаимопониманию между членами группы, созданию дружественной обстановки.

Репродуктивный

метод

используется

педагогом

для

наглядной

демонстрации

способов

работы, выполнения отдельных её элементов при объяснении нового материала.

Необходимые условия реализации программы

Для организации успешной работы необходимо иметь оборудованное помещение (кабинет), в

котором представлены в достаточном объёме наглядно-информационные материалы, хорошее

освещение.

Учитывая специфику работы детей с колющими и режущими инструментами, необходима

инструкция по технике безопасности.

Ресурсное обеспечение:

- Технические средства обучения

- Интернет-ресурсы.

Техническое оснащение занятий

Для занятий в учебном объединении необходимо иметь:

- скрап-бумагу,

- картон белый,

- клей (клей ПВА, клей-карандаш)

- ножницы;

- карандаш простой;

- металлическая линейка;

- кисточки для клея;

- салфетка;

- клеёнка;

- фигурные ножницы;

- дыроколы;

- компостеры;

- штампы и штемпельные подушечки;

- ленты, кружево;

- пуговицы, полубусины, стразы, цветочки и другие творческие мелочи.

Ожидаемые

результаты:

Развитие

творческих

способностей

каждого

ребенка

в

процессе

совершенствования техники – скрапбукинг.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся:

Учащиеся должны знать:

правила безопасности работы;

виды декоративно-прикладного искусства различных народов;

историю возникновения скрапбукинга;

виды материалов, применяемые в работе по скрапбукингу;

общие сведения о художественном моделировании;

понятие о композиции, цвете и стилях техники скрапбукинг;

способы раскладки материалов на бумаге (составление эскиза);

приёмы работы с бумагой, картоном, ножницами, фигурными дыроколами;

технологию изготовления открыток и фотоальбомов;

словарь терминов, применяемых при работе в данной технике;

применение изделий в быту;

себестоимость продуктов труда.

Учащиеся должны уметь:

подбирать материалы и отделку для изготовления изделия;

изготавливать шаблоны из картона;

пользоваться фигурными ножницами, компостерами, дыроколами;

пользоваться двусторонним скотчем и клеевыми материалами;

пользоваться штампами и штемпельными подушками;

подбирать необходимые материалы для изготовления открыток;

выполнить эскиз открытки на бумаге;

выполнять открытки по различной тематике;

выполнять оформление фотоальбомов;

использовать различные стили при изготовлении изделий в технике скрапбукинг;

определять качество готового изделия;

в процессе обучения строить отношения сотрудничества и доброжелательности.

В процессе обучения учащиеся должны овладеть:

навыками созидательной, творческой деятельности;

навыками чтения и составления эскизов открыток;

навыками выбора, моделирования и проектирования объектов труда;

умение ориентироваться в названии и применении ручных инструментов, материалов и

приспособлений;

навыками подготовки, организации и планировании трудовой деятельности на рабочем месте;

навыками соблюдения культуры труда;

навыками организации рабочего места.

Итоговый контроль проводится по итогам аттестации в конце учебного года. Формой контроля

усвоения

учебного

материала

является

участие

детей

в

отчетных

выставках

и

участие

в

выставках, конкурсах и фестивалях по декоративно-прикладному искусству различного уровня.

При

оценке

качества

выполняемых

заданий

осуществляется

дифференцированный

подход.

Сложность заданий и уровень их исполнения зависит как от возраста, так и от индивидуальных

особенностей и способностей каждого ребёнка.

Календарно-тематический план

Перечень разделов, тем

Кол-во

часов

дата

Ф о р м а

п р о в е д е н и я

занятий

2

Изготовление

де кор ат и в н ой

коробки.

Изучение

инструментов

для скрапбукинга

Рассказ.

Демонстрация

изделий, инструктаж

3

И з г о т о в л е н и е

и

о ф о р м л е н и е

декоративной открытки.

Рассказ.

Демонстрация

изделий, инструктаж

4-5

И з г о т о в л е н и е

и

о ф о р м л е н и е

блокнота.

2+2

Рассказ.

Демонстрация

изделий, инструктаж

6

И з г о т о в л е н и е

и

о ф о р м л е н и е

шоколадницы. Что такое эмбоссинг?

Рассказ.

Демонстрация

изделий, инструктаж

7-8

Изготовление

и

оформление

мини

альбома.

2ч+2ч

Рассказ.

Демонстрация

изделий, инструктаж

9

Скрап-рамочка магнит

Рассказ.

Демонстрация

изделий, инструктаж

10-

11

П а п к а

д л я

с в и д е т е л ь с т в а

о

рождении.

2ч+2ч

Рассказ.

Демонстрация

изделий, инструктаж

12

Открытка с эмбоссингом

Рассказ.

Демонстрация

изделий, инструктаж

13

Мягкая обложка для паспорта

Рассказ.

Демонстрация

изделий, инструктаж

14-

15

Папка-миниальбом "Наша жизнь"

2+2ч

Рассказ.

Демонстрация

изделий, инструктаж



В раздел образования