Автор: Деева Ирина Валерьевна
Должность: учитель начальный классов
Учебное заведение: МБОУ "Верховская средняя общеобразовательная школа №1"
Населённый пункт: пгт. Верховье Орловской области
Наименование материала: статья
Тема: "Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Особенности разработки адаптированных общеобразовательных программ в образовательных организациях."
Раздел: начальное образование
Организация образовательного процесса для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
Особенности разработки адаптированных общеобразовательных
программ
в образовательных организациях.
Отношение к инклюзивному образованию далеко неоднозначное и споры
вокруг
него
не
утихают
до
сих
пор.
Безусловно,
интеграция
имеет
как
положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, дети с особыми
образовательными
потребностями
не
изолированы
от
общества,
имеют
возможность
жить
в
семье,
но,
с
другой,
в
массовых
школах
возможности
коррекционного
обучения
ограничены.
Политика
государства
в
области
инклюзивного
образования,
в
том
числе
последние
принятые
нормативные
документы (ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и
ФГОС обучающихся с умственной отсталостью, утв. приказами Минобрнауки РФ
от
19.12.2014
г.
№198,
№199)
требуют
от
школы
целой
системы
условий,
необходимых для работы с определенными категориями детей. И если требования
к
структуре
и
содержанию
адаптированных
программ
образовательная
организация
еще
может
обеспечить,
то
вопросы
кадрового
и
материально-
технического
оснащения
остаются
открытыми.
Наша
образовательная
организация так же, как и большинство районных школ, ощущает недостаток
специалистов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Кадровое
обеспечение ограничивается наличием социального педагога, педагога-логопеда,
медицинского работника школы.
Продуктивность образовательной интеграции непосредственно зависит и от
квалификации имеющихся кадров образовательной организации, их готовности
работать с интегрированным ребенком. Педагоги должны иметь определенный
объем знаний в области коррекционной педагогики и специальной психологии,
владеть
соответствующими
педагогическими
технологиями,
использовать
в
работе
специальную
литературу,
посещать
семинары
по
работе
с
детьми
с
проблемами в психофизическом развитии, повышать свою квалификацию. Однако
это
также
достаточно
сложно
обеспечить.
Получение
дополнительного
образования в области коррекционной педагогики - дорогостоящее удовольствие.
Поэтому
основными
источниками
получения
информации
служат
интернет-
ресурсы,
активное
сотрудничество
со
специалистами
центров
психолого-
педагогической,
медицинской
и
социальной
помощи;
участие
в
семинарах,
круглых столах,
работа в Региональном учебно-методическом объединении по
вопросам инклюзивного образования.
Проблемами
обучения
детей,
нуждающихся
в
специфическом
подходе,
педагоги
школы
озадачились
задолго
до
того,
как
понятие
«инклюзивное
образование» прочно вошло в нашу жизнь. Школа была одной из первых в
области, где в 1996 г. появились коррекционные классы. В 2013 году на базе
образовательной
организации
была
создана
экспериментальная
площадка
по
реализации
программы
инклюзивного
образования
«Доступная
среда».
На
сегодняшний день в школе обучается 44 ребенка с ОВЗ. Основные категории, с
которыми нам приходится работать - это обучающиеся с ЗПР (40), а также дети с
нарушением
интеллекта
(4).
25
обучающихся
из
этого
числа
обучаются
по
адаптированным
основным
общеобразовательным
программам,
19
–
по
адаптированным общеобразовательным программам.
Организацию
образовательной
деятельности
этих
категорий
детей
школа
осуществляет на основании следующих нормативных документов: Федерального
закона
от
29
декабря
2012
года
№273-ФЗ
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
(ст.
79.
Организация
получения
образования
обучающимися
с
ограниченными
возможностями
здоровья);
«Порядка
организации
и
о с у щ е с т в л е н и я
о б р а з о в а т е л ь н о й
д е я т е л ь н о с т и
п о
о с н о в н ы м
общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего,
основного
общего
и
среднего
общего
образования»
(утв.
Приказом
Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015); СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-
эпидемиологические
требования
к
условиям
и
организации
обучения
и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья"
(утв.
Постановлением
Главного
государственного
санитарного
врача
РФ
от
10.07.2015
№
26); Порядком
регламентации
и
оформления
отношений
государственной
образовательной
организации
Орловской
области
или
муниципальной
образовательной
организации с обучающимися или их родителями (законными представителями) в
части организации обучения по образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских
организациях (утв. приказом Департамента образования и молодежной политики
Орловской
области
от
11
декабря
2013
года
№
2070).
В
отношении
детей,
начавших обучение с 1.09.2016 года, реализуются ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗ и ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью
(утв. приказами
М и н о б р н а у к и
Р о с с и и
о т
1 9 . 1 2 . 2 0 1 4 г.
№
1 5 9 8 ,
№ 1 5 9 9 ) .
Наряду
с
этими
документами
деятельность
образовательной
организации
регулируется рядом локальных актов: «О порядке организации интегрированного
(инклюзивного)
обучения
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
детей-инвалидов», «О порядке обучения по индивидуальному учебному плану»,
«Об организации обучения по образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования на дому», «Об адаптированной
образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья».
Учебная деятельность для детей с ОВЗ организуется в следующих формах:
посредством
открытия
классов
для
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья (специальные коррекционные классы) (в школе на сегодняшний день три
таких
класса
для
обучающихся
с
ЗПР,
планируется
открытие
четвертого);
посредством
совместного
обучения
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
детей
с
«нормой»
в
одном
классе
(интегрированный
класс);
посредством
организации
обучения
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
детей-инвалидов
на
дому,
а
также
индивидуального
обучения
в
условиях образовательной организации.
Обучение
в
специальных
коррекционных
классах
осуществляется
по
адаптированным основным общеобразовательным программам, в соответствии с
учебными
планами,
включающими
обязательную
коррекционно-развивающая
область. Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями в объеме не менее 5
часов, направленными на коррекцию недостатков психофизического развития, в
том числе на коррекцию устной и письменной речи обучающихся (логопедические
занятия); восполнение пробелов и коррекцию предметных знаний; а также на
коррекцию
отклонений
в
развитии
моторной
деятельности
обучающихся,
развитие пространственных представлений, координации движений и улучшения
осанки детей (групповые занятия по ритмике).
Остановимся более подробно на организации обучения в интегрированном
классе и надомного обучения.
Организация образовательного процесса в интегрированном классе.
В соответствии с «Порядком организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
начального
общего,
основного
общего
и
среднего
общего
образования»
(утв.
Приказом
Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015) обучение в составе интегрированного
класса возможно для различных категорий детей с ОВЗ. При комплектовании
и н т е г р и р о в а н н ы х
к л а с с о в
н е о бход и м о
у ч и т ы в ат ь
" С а н и т а р н о -
эпидемиологические
требования
к
условиям
и
организации
обучения
и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья"
(утв.
Постановлением
Главного
государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26), в которых четко
прописаны нормы представительства
в классе обучающихся с ОВЗ различных
категорий и вариантов АОП в условиях инклюзии.
Исходя из контингента, в
школе
практикуется
совместное
обучение
детей
с
«нормой»
и
детей
с
ЗПР,
которым
рекомендован
первый
вариант
адаптированной
о сновной
общеобразовательной программы. В составе интегрированного класса дети с ОВЗ
обучаются по индивидуальным учебным планам, которые в части объема учебной
нагрузки
и
распределения
учебных
часов
по
образовательным
областям
совпадают
с
учебным
планом
соответствующего
класса,
но
включают
дополнительную коррекционную область. Коррекционная область представлена
так
же,
как
и
в
СКК
логопедическими
занятиями,
индивидуальными
коррекционными
занятиями
предметной
направленности
и
занятиями
коррекционного курса «Ритмика».
Учитывая, что В.1 АООП для детей с ЗПР совпадает в части содержания
образования и планируемых результатов с ООП и используются те же рабочие
программы
по
предметам,
календарно-тематическое
планирование
разрабатывается так же единое.
При этом сетка планирования дополняется
графой «Особенности изучения темы обучающимися с ОВЗ».
В поурочном планировании педагога, обучающего детей с ЗПР в составе
общеобразовательного
класса, отдельно отражается план деятельности на уроке
для
каждого
интегрированного
ребенка.
Тема
урока
записывается
общая,
составляется общий план для класса. При этом в него включаются блоки-задания
для
интегрированных
детей,
нуждающихся
в
силу
особенностей
развития,
в
дифференцированном
и
индивидуальном
подходе,
дополнительном
внимании
педагога (для удобства эти задания выделяются в планировании звездочкой). На
уроках
проводится
дифференцированное
закрепление
нового
материала
и
проведение
опроса, даются р а з н оу р о в н е в ы е
д ом а ш н и е
з а д а н и е .
К
интегрированным
обучающимся
предъявляются
разные
требования
по
содержанию, темпу обучения, но при этом учитывается, что в результате все дети
с ЗПР должны овладеть базовым уровнем подготовки по предмету. Таким образом,
задача педагога при планировании – отразить в ходе урока (занятия) траекторию
деятельности детей с ЗПР, находящихся в классе с детьми «нормы».
Обучение
на
дому
для
детей
с
ОВЗ
и
детей-инвалидов
организуется
в
образовательной организации по заявлению родителей или совершеннолетнего
обучающегося, на основании заключения медицинской организации о наличии у
обучающегося заболевания, дает право на обучение на дому. 30.06.2016 года
федеральным органом исполнительной власти утвержден обновленный перечень
такого
рода
заболеваний. Основной документ, которым должна
пользоваться
образовательная
организация
в
части
организации
обучения
на
дому
–
это
«Порядок
регламентации
и
оформления
отношений
государственной
образовательной
организации
Орловской
области
или
муниципальной
образовательной организации с обучающимися или их родителями (законными
представителями) в части организации обучения по образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому
или в медицинских организациях» (утв. приказом Департамента образования и
молодежной политики Орловской области от 11 декабря 2013 года № 2070).
Существуют
несколько вариантов организации надомного обучения, при
которых:
индивидуальные
учебные
занятия
проводятся
только
на
территории
ребенка; учебные занятия проводятся на территории ребенка, но при этом он
посещает досуговые мероприятия вместе с классом, в составе которого числится;
индивидуальные
учебные
занятия
проводятся
в
условиях
образовательной
организации.
В нашей образовательной организации последний вариант применяется чаще
других. При обучении детей с ЗПР, имеющих сопутствующие заболевания; детей с
умственной
отсталостью
контингент
которых
недостаточен
для
открытия
отдельного класса. При этом индивидуальная форма эффективно работает и для
обучающихся,
имеющих
крайне
низкий
уровень
концентрации
внимания,
поведенческие отклонения. Это категория, которая в силу своих психофизических
возможностей не может усваивать программный материал в составе класса.
В Порядке регламентации прописано минимальное количество часов в
неделю, подлежащих тарификации в общеобразовательной организации на одного
обучающегося на дому, которое составляет: на уровне начального общего
образования 8 часов; на уровне основного общего образования -10 часов; на
уровне среднее общего образования 12 часов. При наличии соответствующих
рекомендаций специалистов (это могут быть специалисты школьного ПМПк)
количество часов по уровням обучения может быть увеличено в пределах
максимально допустимой учебной нагрузки, предусмотренной СанПиН.
Сетка
индивидуального
учебного
плана
может
формироваться
из
часов
индивидуальных занятий, в том числе относящихся к коррекционной области; а
также часов, которые ребенок посещает совместно с классом, при условии, что у
него нет противопоказаний для пребывания в коллективе сверстников.
Как
правило,
на
индивидуальные
занятия
выносятся
основные
предметы,
вызывающие у ребенка наибольшие затруднения. Часы, посещаемые в составе
класса,
это
–
физическая
культура,
музыка,
изобразительное
искусство,
технология.
Количество
часов
индивидуального
учебного
плана
колеблется
в
п р ед е л а х максимально
допустимой
учебной
нагрузки,
предусмотренной
санитарно-гигиеническими
требованиями.
Исходя
из
опыта,
наиболее
продуктивным в начальной школе является привлечение для индивидуального
обучения воспитателей групп продленного дня, имеющих специализацию учителя
начальных классов. В этом случае занятия проходят в первой половине дня, как
того требуют санитарные нормы, дети меньше утомляются, т.к. индивидуальные
часы работы с педагогом, коррекционные занятия со специалистами чередуются с
учебными занятиями в составе класса.
Особенности разработки адаптированных общеобразовательных
программ
Обучение
по
адаптированным
программам
осуществляется
только
в
отношении лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом
развитии,
подтвержденные
психолого-медико-педагогической
комиссией
и
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Программно-методическое
обеспечение
инклюзивного
образовательного
процесса в образовательной организации отражается в трех документах:
-программе
коррекционной
работы,
являющейся
составной
частью
основной
общеобразовательной программы;
-адаптированной основной общеобразовательной программе;
-адаптированной общеобразовательной программе, разрабатываемой с учетом
индивидуальных особенностей ребенка.
Адаптированная основная общеобразовательная программа - образовательная
программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости
обеспечивающая
коррекцию
нарушений
развития
и
социальную
адаптацию
указанных лиц.
АООП
разрабатывается
образовательной
организацией
при
наличии
определенных категорий детей на соответствующий уровень образования. С 1
сентября
2016
года
при
разработке
АООП
НОО
применяются
требования,
изложенные в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС НОО обучающихся с
умственной
отсталостью.
АООП
разрабатываются
на
основе
примерных
программ, размещенных на сайте fgos.reestr.
Индивидуальная программа разрабатывается для следующих категорий
обучающихся:
1) дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения
на дому, в том числе дети-инвалиды;
20
тельной программы образовательной организации);
- коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления
коррекционной работы специалистов сопровождения (учителя – логопеда,
педагога
–
психолога,
социального
педагога,
медицинского
работника)
с
обучающимся,
ее
приемы,
методы
и
формы,
рекомендации
выше
указанных
специалистов
учителю
и
родителям.
В
этот
раздел
также
входят
программы
дополнительного
образования
детей,
включающие
элементы
программ
специфических учебных предметов, необходимые для компенсации нарушений –
например, таких как: «Ритмика», «Социально-бытовая ориентировка».
- воспитательный компонент, содержащий раздел классного руководителя с
рекомендациями для родителей обучающегося;
•
мониторинг
достижений
обучающегося,
в
котором
конкретно
сформулированы
результаты
реализации
программы
на
уровне
динамики
показателей психического и психологического развития обучающегося и уровне
сформированности ключевых компетенций;
•
заключение
и
рекомендации,
в
котором
формулируется
обоснование
внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о
реализации адаптированной индивидуальной программы в целом при обсуждении
данного вопроса в рамках итогового психолого-педагогического консилиума в
конце учебного года и динамического обследования ребенка на ПМПК.
Содержание АОП для обучающегося с ОВЗ не является изолированным от
основных
положений
АООП
для
соответствующей
категории
детей.
Коррекционная
составляющая
АОП
должна
соответствовать
Программе
коррекционной работы, разрабатываемой в рамках ООП начального (основного,
среднего) общего образования.
Основными
механизмами
достижения
максимальной
доступности
и
индивидуализации образования для различных категорий обучающихся являются:
проектирование
образовательного
процесса
в
каждой
образовательной
организации
и
проектирование
индивидуальных
образовательных
маршрутов
(адаптированных общеобразовательных программ) обучающихся и воспитанников
с особыми образовательными потребностями.