Напоминание

"Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Особенности разработки адаптированных общеобразовательных программ в образовательных организациях."


Автор: Деева Ирина Валерьевна
Должность: учитель начальный классов
Учебное заведение: МБОУ "Верховская средняя общеобразовательная школа №1"
Населённый пункт: пгт. Верховье Орловской области
Наименование материала: статья
Тема: "Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Особенности разработки адаптированных общеобразовательных программ в образовательных организациях."
Раздел: начальное образование





Назад




Организация образовательного процесса для обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья.

Особенности разработки адаптированных общеобразовательных

программ

в образовательных организациях.

Отношение к инклюзивному образованию далеко неоднозначное и споры

вокруг

него

не

утихают

до

сих

пор.

Безусловно,

интеграция

имеет

как

положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, дети с особыми

образовательными

потребностями

не

изолированы

от

общества,

имеют

возможность

жить

в

семье,

но,

с

другой,

в

массовых

школах

возможности

коррекционного

обучения

ограничены.

Политика

государства

в

области

инклюзивного

образования,

в

том

числе

последние

принятые

нормативные

документы (ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и

ФГОС обучающихся с умственной отсталостью, утв. приказами Минобрнауки РФ

от

19.12.2014

г.

№198,

№199)

требуют

от

школы

целой

системы

условий,

необходимых для работы с определенными категориями детей. И если требования

к

структуре

и

содержанию

адаптированных

программ

образовательная

организация

еще

может

обеспечить,

то

вопросы

кадрового

и

материально-

технического

оснащения

остаются

открытыми.

Наша

образовательная

организация так же, как и большинство районных школ, ощущает недостаток

специалистов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Кадровое

обеспечение ограничивается наличием социального педагога, педагога-логопеда,

медицинского работника школы.

Продуктивность образовательной интеграции непосредственно зависит и от

квалификации имеющихся кадров образовательной организации, их готовности

работать с интегрированным ребенком. Педагоги должны иметь определенный

объем знаний в области коррекционной педагогики и специальной психологии,

владеть

соответствующими

педагогическими

технологиями,

использовать

в

работе

специальную

литературу,

посещать

семинары

по

работе

с

детьми

с

проблемами в психофизическом развитии, повышать свою квалификацию. Однако

это

также

достаточно

сложно

обеспечить.

Получение

дополнительного

образования в области коррекционной педагогики - дорогостоящее удовольствие.

Поэтому

основными

источниками

получения

информации

служат

интернет-

ресурсы,

активное

сотрудничество

со

специалистами

центров

психолого-

педагогической,

медицинской

и

социальной

помощи;

участие

в

семинарах,

круглых столах,

работа в Региональном учебно-методическом объединении по

вопросам инклюзивного образования.

Проблемами

обучения

детей,

нуждающихся

в

специфическом

подходе,

педагоги

школы

озадачились

задолго

до

того,

как

понятие

«инклюзивное

образование» прочно вошло в нашу жизнь. Школа была одной из первых в

области, где в 1996 г. появились коррекционные классы. В 2013 году на базе

образовательной

организации

была

создана

экспериментальная

площадка

по

реализации

программы

инклюзивного

образования

«Доступная

среда».

На

сегодняшний день в школе обучается 44 ребенка с ОВЗ. Основные категории, с

которыми нам приходится работать - это обучающиеся с ЗПР (40), а также дети с

нарушением

интеллекта

(4).

25

обучающихся

из

этого

числа

обучаются

по

адаптированным

основным

общеобразовательным

программам,

19

по

адаптированным общеобразовательным программам.

Организацию

образовательной

деятельности

этих

категорий

детей

школа

осуществляет на основании следующих нормативных документов: Федерального

закона

от

29

декабря

2012

года

№273-ФЗ

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»

(ст.

79.

Организация

получения

образования

обучающимися

с

ограниченными

возможностями

здоровья);

«Порядка

организации

и

о с у щ е с т в л е н и я

о б р а з о в а т е л ь н о й

д е я т е л ь н о с т и

п о

о с н о в н ы м

общеобразовательным программам - образовательным программам начального

общего,

основного

общего

и

среднего

общего

образования»

(утв.

Приказом

Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015); СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-

эпидемиологические

требования

к

условиям

и

организации

обучения

и

воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по

адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья"

(утв.

Постановлением

Главного

государственного

санитарного

врача

РФ

от

10.07.2015

26); Порядком

регламентации

и

оформления

отношений

государственной

образовательной

организации

Орловской

области

или

муниципальной

образовательной

организации с обучающимися или их родителями (законными представителями) в

части организации обучения по образовательным программам начального общего,

основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских

организациях (утв. приказом Департамента образования и молодежной политики

Орловской

области

от

11

декабря

2013

года

2070).

В

отношении

детей,

начавших обучение с 1.09.2016 года, реализуются ФГОС НОО обучающихся с

ОВЗ и ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью

(утв. приказами

М и н о б р н а у к и

Р о с с и и

о т

1 9 . 1 2 . 2 0 1 4 г.

1 5 9 8 ,

№ 1 5 9 9 ) .

Наряду

с

этими

документами

деятельность

образовательной

организации

регулируется рядом локальных актов: «О порядке организации интегрированного

(инклюзивного)

обучения

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

детей-инвалидов», «О порядке обучения по индивидуальному учебному плану»,

«Об организации обучения по образовательным программам начального общего,

основного общего и среднего общего образования на дому», «Об адаптированной

образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья».

Учебная деятельность для детей с ОВЗ организуется в следующих формах:

посредством

открытия

классов

для

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья (специальные коррекционные классы) (в школе на сегодняшний день три

таких

класса

для

обучающихся

с

ЗПР,

планируется

открытие

четвертого);

посредством

совместного

обучения

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

детей

с

«нормой»

в

одном

классе

(интегрированный

класс);

посредством

организации

обучения

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

детей-инвалидов

на

дому,

а

также

индивидуального

обучения

в

условиях образовательной организации.

Обучение

в

специальных

коррекционных

классах

осуществляется

по

адаптированным основным общеобразовательным программам, в соответствии с

учебными

планами,

включающими

обязательную

коррекционно-развивающая

область. Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и

индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями в объеме не менее 5

часов, направленными на коррекцию недостатков психофизического развития, в

том числе на коррекцию устной и письменной речи обучающихся (логопедические

занятия); восполнение пробелов и коррекцию предметных знаний; а также на

коррекцию

отклонений

в

развитии

моторной

деятельности

обучающихся,

развитие пространственных представлений, координации движений и улучшения

осанки детей (групповые занятия по ритмике).

Остановимся более подробно на организации обучения в интегрированном

классе и надомного обучения.

Организация образовательного процесса в интегрированном классе.

В соответствии с «Порядком организации и осуществления образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным

программам

начального

общего,

основного

общего

и

среднего

общего

образования»

(утв.

Приказом

Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015) обучение в составе интегрированного

класса возможно для различных категорий детей с ОВЗ. При комплектовании

и н т е г р и р о в а н н ы х

к л а с с о в

н е о бход и м о

у ч и т ы в ат ь

" С а н и т а р н о -

эпидемиологические

требования

к

условиям

и

организации

обучения

и

воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по

адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья"

(утв.

Постановлением

Главного

государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26), в которых четко

прописаны нормы представительства

в классе обучающихся с ОВЗ различных

категорий и вариантов АОП в условиях инклюзии.

Исходя из контингента, в

школе

практикуется

совместное

обучение

детей

с

«нормой»

и

детей

с

ЗПР,

которым

рекомендован

первый

вариант

адаптированной

о сновной

общеобразовательной программы. В составе интегрированного класса дети с ОВЗ

обучаются по индивидуальным учебным планам, которые в части объема учебной

нагрузки

и

распределения

учебных

часов

по

образовательным

областям

совпадают

с

учебным

планом

соответствующего

класса,

но

включают

дополнительную коррекционную область. Коррекционная область представлена

так

же,

как

и

в

СКК

логопедическими

занятиями,

индивидуальными

коррекционными

занятиями

предметной

направленности

и

занятиями

коррекционного курса «Ритмика».

Учитывая, что В.1 АООП для детей с ЗПР совпадает в части содержания

образования и планируемых результатов с ООП и используются те же рабочие

программы

по

предметам,

календарно-тематическое

планирование

разрабатывается так же единое.

При этом сетка планирования дополняется

графой «Особенности изучения темы обучающимися с ОВЗ».

В поурочном планировании педагога, обучающего детей с ЗПР в составе

общеобразовательного

класса, отдельно отражается план деятельности на уроке

для

каждого

интегрированного

ребенка.

Тема

урока

записывается

общая,

составляется общий план для класса. При этом в него включаются блоки-задания

для

интегрированных

детей,

нуждающихся

в

силу

особенностей

развития,

в

дифференцированном

и

индивидуальном

подходе,

дополнительном

внимании

педагога (для удобства эти задания выделяются в планировании звездочкой). На

уроках

проводится

дифференцированное

закрепление

нового

материала

и

проведение

опроса, даются р а з н оу р о в н е в ы е

д ом а ш н и е

з а д а н и е .

К

интегрированным

обучающимся

предъявляются

разные

требования

по

содержанию, темпу обучения, но при этом учитывается, что в результате все дети

с ЗПР должны овладеть базовым уровнем подготовки по предмету. Таким образом,

задача педагога при планировании – отразить в ходе урока (занятия) траекторию

деятельности детей с ЗПР, находящихся в классе с детьми «нормы».

Обучение

на

дому

для

детей

с

ОВЗ

и

детей-инвалидов

организуется

в

образовательной организации по заявлению родителей или совершеннолетнего

обучающегося, на основании заключения медицинской организации о наличии у

обучающегося заболевания, дает право на обучение на дому. 30.06.2016 года

федеральным органом исполнительной власти утвержден обновленный перечень

такого

рода

заболеваний. Основной документ, которым должна

пользоваться

образовательная

организация

в

части

организации

обучения

на

дому

это

«Порядок

регламентации

и

оформления

отношений

государственной

образовательной

организации

Орловской

области

или

муниципальной

образовательной организации с обучающимися или их родителями (законными

представителями) в части организации обучения по образовательным программам

начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому

или в медицинских организациях» (утв. приказом Департамента образования и

молодежной политики Орловской области от 11 декабря 2013 года № 2070).

Существуют

несколько вариантов организации надомного обучения, при

которых:

индивидуальные

учебные

занятия

проводятся

только

на

территории

ребенка; учебные занятия проводятся на территории ребенка, но при этом он

посещает досуговые мероприятия вместе с классом, в составе которого числится;

индивидуальные

учебные

занятия

проводятся

в

условиях

образовательной

организации.

В нашей образовательной организации последний вариант применяется чаще

других. При обучении детей с ЗПР, имеющих сопутствующие заболевания; детей с

умственной

отсталостью

контингент

которых

недостаточен

для

открытия

отдельного класса. При этом индивидуальная форма эффективно работает и для

обучающихся,

имеющих

крайне

низкий

уровень

концентрации

внимания,

поведенческие отклонения. Это категория, которая в силу своих психофизических

возможностей не может усваивать программный материал в составе класса.

В Порядке регламентации прописано минимальное количество часов в

неделю, подлежащих тарификации в общеобразовательной организации на одного

обучающегося на дому, которое составляет: на уровне начального общего

образования 8 часов; на уровне основного общего образования -10 часов; на

уровне среднее общего образования 12 часов. При наличии соответствующих

рекомендаций специалистов (это могут быть специалисты школьного ПМПк)

количество часов по уровням обучения может быть увеличено в пределах

максимально допустимой учебной нагрузки, предусмотренной СанПиН.

Сетка

индивидуального

учебного

плана

может

формироваться

из

часов

индивидуальных занятий, в том числе относящихся к коррекционной области; а

также часов, которые ребенок посещает совместно с классом, при условии, что у

него нет противопоказаний для пребывания в коллективе сверстников.

Как

правило,

на

индивидуальные

занятия

выносятся

основные

предметы,

вызывающие у ребенка наибольшие затруднения. Часы, посещаемые в составе

класса,

это

физическая

культура,

музыка,

изобразительное

искусство,

технология.

Количество

часов

индивидуального

учебного

плана

колеблется

в

п р ед е л а х максимально

допустимой

учебной

нагрузки,

предусмотренной

санитарно-гигиеническими

требованиями.

Исходя

из

опыта,

наиболее

продуктивным в начальной школе является привлечение для индивидуального

обучения воспитателей групп продленного дня, имеющих специализацию учителя

начальных классов. В этом случае занятия проходят в первой половине дня, как

того требуют санитарные нормы, дети меньше утомляются, т.к. индивидуальные

часы работы с педагогом, коррекционные занятия со специалистами чередуются с

учебными занятиями в составе класса.

Особенности разработки адаптированных общеобразовательных

программ

Обучение

по

адаптированным

программам

осуществляется

только

в

отношении лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом

развитии,

подтвержденные

психолого-медико-педагогической

комиссией

и

препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Программно-методическое

обеспечение

инклюзивного

образовательного

процесса в образовательной организации отражается в трех документах:

-программе

коррекционной

работы,

являющейся

составной

частью

основной

общеобразовательной программы;

-адаптированной основной общеобразовательной программе;

-адаптированной общеобразовательной программе, разрабатываемой с учетом

индивидуальных особенностей ребенка.

Адаптированная основная общеобразовательная программа - образовательная

программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их

психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости

обеспечивающая

коррекцию

нарушений

развития

и

социальную

адаптацию

указанных лиц.

АООП

разрабатывается

образовательной

организацией

при

наличии

определенных категорий детей на соответствующий уровень образования. С 1

сентября

2016

года

при

разработке

АООП

НОО

применяются

требования,

изложенные в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС НОО обучающихся с

умственной

отсталостью.

АООП

разрабатываются

на

основе

примерных

программ, размещенных на сайте fgos.reestr.

Индивидуальная программа разрабатывается для следующих категорий

обучающихся:

1) дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения

на дому, в том числе дети-инвалиды;

20

тельной программы образовательной организации);

- коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления

коррекционной работы специалистов сопровождения (учителя – логопеда,

педагога

психолога,

социального

педагога,

медицинского

работника)

с

обучающимся,

ее

приемы,

методы

и

формы,

рекомендации

выше

указанных

специалистов

учителю

и

родителям.

В

этот

раздел

также

входят

программы

дополнительного

образования

детей,

включающие

элементы

программ

специфических учебных предметов, необходимые для компенсации нарушений –

например, таких как: «Ритмика», «Социально-бытовая ориентировка».

- воспитательный компонент, содержащий раздел классного руководителя с

рекомендациями для родителей обучающегося;

мониторинг

достижений

обучающегося,

в

котором

конкретно

сформулированы

результаты

реализации

программы

на

уровне

динамики

показателей психического и психологического развития обучающегося и уровне

сформированности ключевых компетенций;

заключение

и

рекомендации,

в

котором

формулируется

обоснование

внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о

реализации адаптированной индивидуальной программы в целом при обсуждении

данного вопроса в рамках итогового психолого-педагогического консилиума в

конце учебного года и динамического обследования ребенка на ПМПК.

Содержание АОП для обучающегося с ОВЗ не является изолированным от

основных

положений

АООП

для

соответствующей

категории

детей.

Коррекционная

составляющая

АОП

должна

соответствовать

Программе

коррекционной работы, разрабатываемой в рамках ООП начального (основного,

среднего) общего образования.

Основными

механизмами

достижения

максимальной

доступности

и

индивидуализации образования для различных категорий обучающихся являются:

проектирование

образовательного

процесса

в

каждой

образовательной

организации

и

проектирование

индивидуальных

образовательных

маршрутов

(адаптированных общеобразовательных программ) обучающихся и воспитанников

с особыми образовательными потребностями.



В раздел образования