Напоминание

Воспитание и развитие личности ребёнка средствами краеведения


Автор: Дрига Людмила Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО Дом детского творчества
Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание и развитие личности ребёнка средствами краеведения
Раздел: дополнительное образование





Назад




ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДЕНИЯ

«Краеведение учит людей любить не

только свои родные места, но и знать о них,

приучает

их

интересоваться

историей,

искусством,

литературой,

повышать

свой

культурный уровень. Это – самый массовый вид

науки».

Д.С. Лихачев

Дополнительное образование является составной частью всего образовательного

процесса. Оно затрагивает аспекты обучения, воспитания и развития ребенка. От того,

каковы наши дети сегодня, зависит, каким общество будет завтра. Это проявляется в

развитии их творческих способностей, интеллекта духовного мира, что способствует

успешной социальной адаптации.

Любовь к родному краю, знание его истории – основа роста духовной культуры

современного школьника.

Через краеведение формируются личностные черты обучающихся:

уважение к культуре и традициям коренных народов Ямала;

способность к творческой деятельности: изготовление национальных украшений и

народных

кукол,

овладение

традиционными

ремеслами

северных

народов,

исследовательская работа, создание творческих проектов;

формирование толерантности в межнациональных отношениях.

На сегодняшний день приоритетным направлением становится развитие творческой,

самостоятельной и свободной личности, стремящейся к самореализации, саморазвитию и

достижению успехов в обучении.

Изучая

традиционные

технологии

декоративно-прикладного

творчества,

обучающиеся в совместной деятельности с педагогом,

приобретают опыт

создания

изделий, традиционных для коренных народов Севера: творческие проекты «Сувенирная

картина «Ямальская тундра»», «Кукла зыряночка», «Осень в тундре», «Мой край Ямал».

Процесс

постижения

традиционных

технологий

построен

на

изучении

материалов

краеведческого музея Дома детского творчества, Интернет-ресурсов, книжных фондов и

периодической

информации,

поступающей

в

центральную

библиотеку

им.

Журнала

«Смена».

Исследовательская деятельность обучающихся

направлена на

сбор, изучение и

обобщение

фактов

и

материалов,

раскрывающих

особенности

культуры,

истории,

традиций, быта и образа жизни народов, проживающих на Ямале. Темы исследовательских

проектов детей: «Вкусна или полезна?» (о ягодных дикоросах Севера), «Ориентирование

коренных

народов

Ямала

на

местности»,

«Роль

игрушки

в

развитии

ребенка

в

традиционной

ненецкой

семье»,

«Роль

Северного

морского

пути

в

развитии

Ямала»,

«Трудовой подвиг ямальцев в годы Великой Отечественной войны».

Обучающиеся детского объединения «Ямальский следопыт» являются активными

участниками и победителями различных творческих мероприятий, конкурсов, фестивалей

как институционального, так и муниципального уровней, принимают активное участие в

конкурсах Окружного, Всероссийского и Международных уровней.

Конкурсы и фестивали вырабатывают у них умение работать в команде, строить

свои отношения на основе взаимопонимания и взаимовыручки, коллективного творчества

совместно с другими детскими объединениями. Это участие в городской экологической

игре «Лесные Робинзоны», краеведческой игре «Я – Уренгоец! Я – житель ЯНАО!».

А также ежегодно обучающиеся ДО участвуют в фестивале народного творчества

«Гостеприимный

Ямал»,

который

имеет

своей

целью

творческое

развитие

личности

ребенка,

воспитание

чувства

уважения

к

национальной

культуре,

сохранение

преемственности национальных обычаев, обрядов и традиций.

В

последнее

годы

уделяется

большое

внимание

изучению,

пропаганде

и

возрождению угасающих видов народного декоративно-прикладного искусства коренных

народов Ямала (изготовление сувениров и украшений из позвонков рыбы и рыбьей кожи).

Педагог дополнительного образования сам должен быть

творческой личностью,

мастером

на

все

руки,

уметь

работать

с

различными

материалами

и

инструментами;

апробировать

инновационные

технологии

и

методики

в

своей

работе,

использовать

технологии развивающего обучения, вести мониторинг творческого развития ребенка.

На своих занятиях формирую следующие компетенции: способность к творческой

деятельности

(изготовление

национальных

украшений

и

народных

кукол,

овладение

традиционными

ремеслами

северных

народов),

исследовательская

работа,

создание

творческих

проектов;

информационную

(способность

грамотно

выполнять

действия

с

информацией);

коммуникативную

(способность

вступать

в

общение

с

целью

быть

понятым); социальную (способность действовать в социуме с учётом позиций других

людей); предметную (способность применять полученные знания на практике).

Целью

воспитания

считаю –

воспитание

социально

активной

личности

через

осознание собственной значимости и самоценности и необходимости участия в жизни

общества.

В своей работе я использую такие педагогические идеи как:

идея личностного подхода к воспитаннику;

идея практико-ориентированного обучения;

идея гуманизации образовательного процесса;

идея обучения и воспитания в деятельности;

идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании

радости познания, на подлинном интересе;

идея сотрудничества педагогов и школьников на основе взаимного уважения и доверия;

идея саморазвития личности, ведущей роли внутренних источников в становлении

человека.

Ребенок на занятиях по краеведению самореализует свои творческие способности,

способствующие его личностному, жизненному и профессиональному самоопределению.

Быстрое

развитие

новых

технологий

повлекло

за

собой

резкое

возрастание

потребности общества в людях, обладающих нестардатным мышлением, вносящих новое

содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые

задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере

человеческой жизни.

В своей педагогической деятельности я всегда придерживаюсь принципов:

1.Центрированность

на

ребенке.

Создаю

ситуации,

в

которых

учащийся

мог

бы

наиболее полно реализовать свои желания, а не навязанные ему педагогом. Это является

стимулом к развитию внутренних условий к творчеству.

2. Актуальное целеполагание. Пытаюсь выявить актуальные запросы ребенка «здесь и

теперь» и создает условия для самостоятельного целеполагания. При этом не надо бояться

изменения первоначального запроса ребенка, если это его собственный выбор.

3.Спонтанное

развитие

деятельности.

Ребенок

вправе

сам

решать,

какой

деятельностью и какое время ему заниматься.

Я

лишь предлагаю возможные пути

движения, окончательный выбор остается за ребенком.

4. Проблематизация деятельности. В процессе деятельности ставлю перед учащимся

ситуационные проблемы: организационные, философские, социокультурные и т.д. Ребенок

должен сам найти решение или задуматься о путях решения.

5.Социальная востребованность. Стремлюсь, чтобы продукты деятельности ребенка

были востребованы обществом.

6 . Диалогическое

общение.

В

общении

с

ребенком

занимаю

открытую

позицию,

принимая уважительно любое мнение, тем самым, побуждая ребенка занять ту же позицию.

7.Продуктивность

деятельности.

Деятельность

всегда

предполагает

создание

реального продукта, соответствующего запросу самого ребенка. Предлагаю средства для

реализации этого продукта, ребенок сам выбирает то, что ему нужно для достижения цели.

8.Рефлексия деятельности. В ходе рефлексии занимаю позицию организатора обмена

мнениями между участниками деятельности (взрослыми и детьми), стараясь не оценивать

ни процесс, ни результат деятельности, но в любом случае высказывая свое отношение к

произошедшему в эмоциональной форме.

Для занятий краеведением достаточно быть внимательнее к людям, живущим вокруг

тебя, перелистать страницы старых газет, совершить небольшую экскурсию по родному

краю. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, и фактов, которые вызовут

любовь и уважение к родной земле, гордость за её историю и культуру. И станет ясно, что

без твоей малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава

состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков.

Приобщений детей к краеведению помогает воспитанию современного человека, как

гражданина

и

патриота,

носителя

и

продолжателя

национальных

традиций,

человека

высокой нравственности и духовной культуры, созидателя и гуманиста, а труд учителя

делает еще более значимым и необходимым.

Таким

образом,

краеведение

всем

своим

содержанием

призвано

воспитать

в

человеке чувства национального самосознания, собственного достоинства, положительных

качеств личности.



В раздел образования