Автор: Никитина Людмила Викторовна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУ ДО Дом детского творчества
Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: Подготовка ребёнка к публичному выступлению по защите своей исследовательской работы.
Тема: Подготовка ребёнка к публичному выступлению по защите своей исследовательской работы.
Раздел: дополнительное образование
Подготовка ребёнка к публичному выступлению
по защите своей исследовательской работы.
«Мысль есть главная способность человека.
Выражать её – одна из главных его потребностей.
Распространять её – самая дорогая его свобода».
Пьер Буаст (философ)
Публичные
выступления
требуют
большой
подготовки,
мастерства
и
владения
способами максимального раскрытия возможностей выступающего. Такие выступления
являются типичным источником стресса. Они достаточно часто вызывают у учащихся
волнение и тревогу. А вдруг я что-то забуду? Речь моя будет неинтересна слушателям? Не
сумею ответить на вопросы? Растеряюсь и не смогу справиться со своими эмоциями? Как
же помочь ребёнку преодолеть страх выступления перед аудиторией? Что нужно сделать,
для того, чтобы не бояться и хорошо выступить перед публикой?
Правила публичного выступления универсальны. То есть они всегда одни и те же
перед любой аудиторией. Тут абсолютно неважно, кто сидит перед выступающим. Это
могут быть люди абсолютно разного статуса: министры, учителя, студенты, школьники и
т.д. Всю эту публику можно объединить одним словом – слушатели. А чтобы завоевать их
внимание, следует правильно себя вести и грамотно подавать информацию.
Основные правила и приёмы публичного выступления
Правило первое: аудитория вначале воспринимает оратора чисто внешне, а уж затем
то, что он скажет.
Правило второе: речь выступающего всегда должна быть конструктивной и по
существу.
Правило третье: внутренняя уверенность в себе и уважение к слушателям.
Правило
четвёртое:
информацию
нужно
излагать
простым
доступным
языком,
образно и эмоционально.
Таким
образом,
чтобы
выполнить
свою
задачу
и
донести
до
слушателя
слово,
выступающий должен обладать значительным диапазоном разнообразных знаний, умений
и навыков, среди которых важнейшими являются:
- умение подобрать материал для выступления и оформить его в соответствии с целевой
установкой;
-
умение
установить
контакт
с
людьми,
выступить
перед
ними,
соблюдая
правила
поведения и используя обратную связь с аудиторией;
1
-
владение
устной
речью:
голосом,
интонацией,
мимикой,
жестами,
соблюдение
требований культуры речи;
- умение отвечать на вопросы аудитории, вести диалог, беседу, дискуссию.
Перечисленные основные знания, умения и навыки выступающего приобретаются
в результате упорного труда и постоянных тренировок.
Самому ребёнку подготовиться к публичному выступлению очень тяжело, здесь
нужна помощь педагога и родителей. Даже хорошо подготовленные дети на публике
теряются. Здесь помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить
основные
моменты
работы,
а
ещё
хорошо
бы
пригласить
родителей,
это
успокоит
учащегося.
Первое и самое главное - это подготовка речи учащегося. Для начала необходимо
определить, зачем он выступает, и зачем аудитория пришла его слушать. Необходимо
выделить
главную
идею
речи
и
тезисы,
которые
выступающий
будет
доказывать.
Придумать план и структуру будущего текста. Она должна включать введение, основную
часть и заключение, или выводы. Провести подготовку, найти литературу: журналы, книги,
информацию в сети Интернет. Дополнить высказываниями известных людей, случаями из
жизни, литературы, официальной статистикой. Написать полный текст. Выписать тезисы,
и пытаться рассказать по ним.
На чём должна основываться подготовка текста? Все данные должны быть истины,
и быть интересными для людей. В начале публичного выступления, лучше вставить факт в
тему, который интересен всем. В заключении обычно подводятся итоги, или суммируются
выводы
и
предложения
учащегося.
Необходимо
проконтролировать,
чтобы
учащийся
укладывался
во
время,
отведённое
ему
на
выступление.
Не
следует
говорить
скороговоркой, но и не растягивать своё выступление. Педагогам и родителям следует
проверить жесты и произношение ребёнка. А самому выступающему прорепетировать
перед зеркалом. Не использовать слов, которых ребёнок не знает, и не выступать на темы,
в которых он не разбирается. Когда текст готов, можно провести предзащиту (предложить
кому-нибудь его прослушать, пусть выделят недостатки, и зададут вопросы). Недостатки
необходимо переделать, а вопросы запомнить. Если ребёнок не знает ответов, необходимо
найти их в различных источниках информации.
Невербальное
общение
– это
коммуникационное
взаимодействие
между
индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга
через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения),
то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо
знаковой форме.
2
Жесты
и
мимика
выступающего
расскажут
слушателям
о
его
страхах
перед
аудиторией. Во время публичного доклада не стоит отклоняться назад, и не отклонять
голову,
это
на
невербальном
языке
означает
отстранение
от
проблемы.
Наоборот,
необходимо податься немного вперед, это расшифровывается как заинтересованность.
Мимику и жесты, тоже можно потренировать пред зеркалом. Подготовить одежду, исходя
из аудитории и характеристик слушающих. Перед аудиторией принимать открытые позы
(не перекрещивать руки и ноги) и улыбаться. Улыбаться надо начинать, уже тогда, когда
докладчика вызовут, поскольку перовое впечатление создаётся в первые несколько секунд,
и изменить его уже вряд ли удастся.
Немаловажное значение имеет и психологическая подготовка ребёнка к защите
своей работы. По своим характеристикам публичные выступления относятся к стрессовым
ситуациям. Главным стрессором для выступающих является зрительный зал; осознание
того, что каждое их действие прослеживается и оценивается другими людьми. Поэтому в
любой сфере человеческой деятельности, которая осуществляется в присутствии публики
и для неё, перед выступающим возникают трудности психологического порядка. Зачастую
публичные выступления становятся настоящим испытанием «на прочность», поэтому
проблема волнения – одна из наиболее актуальных, жизненно важных для выступающего.
Волнение выступающего проявляется в различных видах и формах. Оно может
обнаруживаться
в
виде
страха,
панического
состояния;
может
трансформироваться
в
подавленное расположение духа, апатию, безволие, неверие в свои силы и т.д. В других
случаях, напротив, волнение вызывает в человеке празднично-приподнятые, возбуждённо-
радостные чувства. Нередки также резкие смены-перепады душевных состояний, сложные
сочетания и контрасты эмоциональных красок.
Как только учащемуся дадут задание подготовить публичное выступление, ему
стоит постараться обрадоваться этому факту, похлопать в ладоши, покричать «Ура!».
Необходимо понять и принять, что учащийся готовился, читал литературу, составлял текст,
и знает, скорее всего, гораздо больше тех, кто сидит в зале. Также хорошо помогают
аффирмации
-
позитивные
утверждения,
которые
направлены
на
преодоление
этой
трудности. Например, «Я люблю выступать!», «Я - хороший оратор!», «Слушатели ждут
моего выступления!». Их надо повторять периодически и волнение уменьшиться.
Кроме
того,
есть
методы
снятия
напряжения
перед
самим
выступлением,
например,
физические
упражнения,
на
различные
группы
мышц,
математические
вычисления, приёмы медитации и релаксации. Если учащийся боится выступать, можно
найти
заинтересованное
лицо,
или
знакомых
и
рассказывать
им.
Перед
самим
выступлением, не ждать, когда вызовут, а прочитать ещё раз текст, сделать несколько
3
физических
упражнений
на
разные
группы
мышц,
это
расходует
лишнюю
энергию,
выработанную из адреналина, и докладчик будет меньше бояться.
Настроить детей на удачные выступления помогут несколько следующих моментов:
1)
спокойствие педагога и родителей и настрой на позитив придаёт уверенность и
спокойствие и ребёнку;
2)
есть большая вероятность, что страх перед публикой утихнет сам, если поначалу
разрешить ребёнку бывать на таких публичных выступлениях слушателем, а не
докладчиком. Пусть он посмотрит на детей, выступающих перед аудиторией, и
увидит, что в этом нет ничего страшного;
3)
личный пример педагога и родителей, уверенность, что все трудности можно
преодолеть,
настраивает
ребёнка
на
позитивное
отношение
к
любимому
делу,
которым занимается ребёнок, и с которым связано ответственное событие;
4)
следует дать положительную оценку выступлению ребёнка. Даже если оно лично
вам кажется наивным, лёгким, или чрезмерно трудным, не говорите ему об этом.
Это сразу настраивает на то, что у него ничего не получится, да и задание перестаёт
нравиться.
А
хорошо
справиться
с
выучиванием
текста
можно,
только
если
понимаешь, о чём говоришь, и если тебе это нравится. Поэтому если взрослые
слегка преувеличат свою радость от того, какое интересное задание досталось
ребёнку, то и он поверит в то, что выступление оценят остальные;
5)
уверенность ребёнка в том, что его любят, что педагогам и родителям важен именно
он, а не победа в конкурсе. Поэтому главное правило – подбадривать докладчика до
выступления и хвалить после. Даже если не всё прошло идеально, нужно найти в
его выступлении что-то очень хорошее;
6)
следует постараться, чтобы в день выступления ребёнок был освобождён от других
важных мероприятий;
7)
рассказать
ребёнку,
как
справиться
с
волнением.
Можно
потренировать
дыхательное упражнение: глубокий вдох – задержать дыхание на две секунды –
выдох, повторить несколько раз перед выходом на сцену. Если ребёнок боится
публики в зале, предложите ему представить, что он выступает на сцене для одного
зрителя,
который
ему
очень
нравится:
например,
для
мамы.
А,
может
быть,
наоборот, ребёнок захочет вообразить, что в зале никого нет, и он рассказывает сам
для себя;
8)
перед ответственным выступлением необходимо посвятить вечер в семье общению
с ребёнком, чтению книг, настольным играм, рисованию, совместному творчеству с
4
родителями. Спокойная атмосфера вечера позволит ребёнку хорошо выспаться и в
день выступления быть бодрым;
9)
в день выступления и, особенно, перед выходом к аудитории следует оградить
ребёнка от шумной компании, чтобы он не растрачивал понапрасну свою энергию.
Волнение
в
тот
момент,
конечно,
большое,
оно
повышается
от
сознания
ответственности;
10) следует уделить внимание не только внешнему виду ребёнка, но и комфорту его
одежды.
Различные
свойства
натуры
докладчика,
воля,
интеллект,
глубина
эмоций,
творческая фантазия - всё это, в той или иной мере, проявляется во время публичного
выступления. А подготовка к нему помогает ребёнку развить способность грамотно и ясно
выражать свои мысли и желания и говорит о том, что вы развитый и общительный
человек, которого интересно слушать.
Существует точка зрения, что ребёнок, часто и успешно принимавший участие в
публичных выступлениях, обладает большей психологической устойчивостью и проще
справляется с волнением.
Выступление - результат напряженного творческого труда ребёнка и является для
него ответственным актом, стимулирующим его дальнейший творческий рост. Умение
готовить
сильные
выступления
может
стать
важным
жизненным
навыком,
поэтому,
педагоги и родители должны серьёзно подойти к развитию этих возможностей и помочь
ребёнку выступить как можно лучше!
Никитина Людмила Викторовна,
методист отдела образовательных инициатив,
МБОУ ДО Дом детского творчества,
город Новый Уренгой, ЯНАО
5