Напоминание

Подготовка ребёнка к публичному выступлению по защите своей исследовательской работы.


Автор: Никитина Людмила Викторовна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУ ДО Дом детского творчества
Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: Подготовка ребёнка к публичному выступлению по защите своей исследовательской работы.
Тема: Подготовка ребёнка к публичному выступлению по защите своей исследовательской работы.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Подготовка ребёнка к публичному выступлению

по защите своей исследовательской работы.

«Мысль есть главная способность человека.

Выражать её – одна из главных его потребностей.

Распространять её – самая дорогая его свобода».

Пьер Буаст (философ)

Публичные

выступления

требуют

большой

подготовки,

мастерства

и

владения

способами максимального раскрытия возможностей выступающего. Такие выступления

являются типичным источником стресса. Они достаточно часто вызывают у учащихся

волнение и тревогу. А вдруг я что-то забуду? Речь моя будет неинтересна слушателям? Не

сумею ответить на вопросы? Растеряюсь и не смогу справиться со своими эмоциями? Как

же помочь ребёнку преодолеть страх выступления перед аудиторией? Что нужно сделать,

для того, чтобы не бояться и хорошо выступить перед публикой?

Правила публичного выступления универсальны. То есть они всегда одни и те же

перед любой аудиторией. Тут абсолютно неважно, кто сидит перед выступающим. Это

могут быть люди абсолютно разного статуса: министры, учителя, студенты, школьники и

т.д. Всю эту публику можно объединить одним словом – слушатели. А чтобы завоевать их

внимание, следует правильно себя вести и грамотно подавать информацию.

Основные правила и приёмы публичного выступления

Правило первое: аудитория вначале воспринимает оратора чисто внешне, а уж затем

то, что он скажет.

Правило второе: речь выступающего всегда должна быть конструктивной и по

существу.

Правило третье: внутренняя уверенность в себе и уважение к слушателям.

Правило

четвёртое:

информацию

нужно

излагать

простым

доступным

языком,

образно и эмоционально.

Таким

образом,

чтобы

выполнить

свою

задачу

и

донести

до

слушателя

слово,

выступающий должен обладать значительным диапазоном разнообразных знаний, умений

и навыков, среди которых важнейшими являются:

- умение подобрать материал для выступления и оформить его в соответствии с целевой

установкой;

-

умение

установить

контакт

с

людьми,

выступить

перед

ними,

соблюдая

правила

поведения и используя обратную связь с аудиторией;

1

-

владение

устной

речью:

голосом,

интонацией,

мимикой,

жестами,

соблюдение

требований культуры речи;

- умение отвечать на вопросы аудитории, вести диалог, беседу, дискуссию.

Перечисленные основные знания, умения и навыки выступающего приобретаются

в результате упорного труда и постоянных тренировок.

Самому ребёнку подготовиться к публичному выступлению очень тяжело, здесь

нужна помощь педагога и родителей. Даже хорошо подготовленные дети на публике

теряются. Здесь помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить

основные

моменты

работы,

а

ещё

хорошо

бы

пригласить

родителей,

это

успокоит

учащегося.

Первое и самое главное - это подготовка речи учащегося. Для начала необходимо

определить, зачем он выступает, и зачем аудитория пришла его слушать. Необходимо

выделить

главную

идею

речи

и

тезисы,

которые

выступающий

будет

доказывать.

Придумать план и структуру будущего текста. Она должна включать введение, основную

часть и заключение, или выводы. Провести подготовку, найти литературу: журналы, книги,

информацию в сети Интернет. Дополнить высказываниями известных людей, случаями из

жизни, литературы, официальной статистикой. Написать полный текст. Выписать тезисы,

и пытаться рассказать по ним.

На чём должна основываться подготовка текста? Все данные должны быть истины,

и быть интересными для людей. В начале публичного выступления, лучше вставить факт в

тему, который интересен всем. В заключении обычно подводятся итоги, или суммируются

выводы

и

предложения

учащегося.

Необходимо

проконтролировать,

чтобы

учащийся

укладывался

во

время,

отведённое

ему

на

выступление.

Не

следует

говорить

скороговоркой, но и не растягивать своё выступление. Педагогам и родителям следует

проверить жесты и произношение ребёнка. А самому выступающему прорепетировать

перед зеркалом. Не использовать слов, которых ребёнок не знает, и не выступать на темы,

в которых он не разбирается. Когда текст готов, можно провести предзащиту (предложить

кому-нибудь его прослушать, пусть выделят недостатки, и зададут вопросы). Недостатки

необходимо переделать, а вопросы запомнить. Если ребёнок не знает ответов, необходимо

найти их в различных источниках информации.

Невербальное

общение

– это

коммуникационное

взаимодействие

между

индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга

через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения),

то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо

знаковой форме.

2

Жесты

и

мимика

выступающего

расскажут

слушателям

о

его

страхах

перед

аудиторией. Во время публичного доклада не стоит отклоняться назад, и не отклонять

голову,

это

на

невербальном

языке

означает

отстранение

от

проблемы.

Наоборот,

необходимо податься немного вперед, это расшифровывается как заинтересованность.

Мимику и жесты, тоже можно потренировать пред зеркалом. Подготовить одежду, исходя

из аудитории и характеристик слушающих. Перед аудиторией принимать открытые позы

(не перекрещивать руки и ноги) и улыбаться. Улыбаться надо начинать, уже тогда, когда

докладчика вызовут, поскольку перовое впечатление создаётся в первые несколько секунд,

и изменить его уже вряд ли удастся.

Немаловажное значение имеет и психологическая подготовка ребёнка к защите

своей работы. По своим характеристикам публичные выступления относятся к стрессовым

ситуациям. Главным стрессором для выступающих является зрительный зал; осознание

того, что каждое их действие прослеживается и оценивается другими людьми. Поэтому в

любой сфере человеческой деятельности, которая осуществляется в присутствии публики

и для неё, перед выступающим возникают трудности психологического порядка. Зачастую

публичные выступления становятся настоящим испытанием «на прочность», поэтому

проблема волнения – одна из наиболее актуальных, жизненно важных для выступающего.

Волнение выступающего проявляется в различных видах и формах. Оно может

обнаруживаться

в

виде

страха,

панического

состояния;

может

трансформироваться

в

подавленное расположение духа, апатию, безволие, неверие в свои силы и т.д. В других

случаях, напротив, волнение вызывает в человеке празднично-приподнятые, возбуждённо-

радостные чувства. Нередки также резкие смены-перепады душевных состояний, сложные

сочетания и контрасты эмоциональных красок.

Как только учащемуся дадут задание подготовить публичное выступление, ему

стоит постараться обрадоваться этому факту, похлопать в ладоши, покричать «Ура!».

Необходимо понять и принять, что учащийся готовился, читал литературу, составлял текст,

и знает, скорее всего, гораздо больше тех, кто сидит в зале. Также хорошо помогают

аффирмации

-

позитивные

утверждения,

которые

направлены

на

преодоление

этой

трудности. Например, «Я люблю выступать!», «Я - хороший оратор!», «Слушатели ждут

моего выступления!». Их надо повторять периодически и волнение уменьшиться.

Кроме

того,

есть

методы

снятия

напряжения

перед

самим

выступлением,

например,

физические

упражнения,

на

различные

группы

мышц,

математические

вычисления, приёмы медитации и релаксации. Если учащийся боится выступать, можно

найти

заинтересованное

лицо,

или

знакомых

и

рассказывать

им.

Перед

самим

выступлением, не ждать, когда вызовут, а прочитать ещё раз текст, сделать несколько

3

физических

упражнений

на

разные

группы

мышц,

это

расходует

лишнюю

энергию,

выработанную из адреналина, и докладчик будет меньше бояться.

Настроить детей на удачные выступления помогут несколько следующих моментов:

1)

спокойствие педагога и родителей и настрой на позитив придаёт уверенность и

спокойствие и ребёнку;

2)

есть большая вероятность, что страх перед публикой утихнет сам, если поначалу

разрешить ребёнку бывать на таких публичных выступлениях слушателем, а не

докладчиком. Пусть он посмотрит на детей, выступающих перед аудиторией, и

увидит, что в этом нет ничего страшного;

3)

личный пример педагога и родителей, уверенность, что все трудности можно

преодолеть,

настраивает

ребёнка

на

позитивное

отношение

к

любимому

делу,

которым занимается ребёнок, и с которым связано ответственное событие;

4)

следует дать положительную оценку выступлению ребёнка. Даже если оно лично

вам кажется наивным, лёгким, или чрезмерно трудным, не говорите ему об этом.

Это сразу настраивает на то, что у него ничего не получится, да и задание перестаёт

нравиться.

А

хорошо

справиться

с

выучиванием

текста

можно,

только

если

понимаешь, о чём говоришь, и если тебе это нравится. Поэтому если взрослые

слегка преувеличат свою радость от того, какое интересное задание досталось

ребёнку, то и он поверит в то, что выступление оценят остальные;

5)

уверенность ребёнка в том, что его любят, что педагогам и родителям важен именно

он, а не победа в конкурсе. Поэтому главное правило – подбадривать докладчика до

выступления и хвалить после. Даже если не всё прошло идеально, нужно найти в

его выступлении что-то очень хорошее;

6)

следует постараться, чтобы в день выступления ребёнок был освобождён от других

важных мероприятий;

7)

рассказать

ребёнку,

как

справиться

с

волнением.

Можно

потренировать

дыхательное упражнение: глубокий вдох – задержать дыхание на две секунды –

выдох, повторить несколько раз перед выходом на сцену. Если ребёнок боится

публики в зале, предложите ему представить, что он выступает на сцене для одного

зрителя,

который

ему

очень

нравится:

например,

для

мамы.

А,

может

быть,

наоборот, ребёнок захочет вообразить, что в зале никого нет, и он рассказывает сам

для себя;

8)

перед ответственным выступлением необходимо посвятить вечер в семье общению

с ребёнком, чтению книг, настольным играм, рисованию, совместному творчеству с

4

родителями. Спокойная атмосфера вечера позволит ребёнку хорошо выспаться и в

день выступления быть бодрым;

9)

в день выступления и, особенно, перед выходом к аудитории следует оградить

ребёнка от шумной компании, чтобы он не растрачивал понапрасну свою энергию.

Волнение

в

тот

момент,

конечно,

большое,

оно

повышается

от

сознания

ответственности;

10) следует уделить внимание не только внешнему виду ребёнка, но и комфорту его

одежды.

Различные

свойства

натуры

докладчика,

воля,

интеллект,

глубина

эмоций,

творческая фантазия - всё это, в той или иной мере, проявляется во время публичного

выступления. А подготовка к нему помогает ребёнку развить способность грамотно и ясно

выражать свои мысли и желания и говорит о том, что вы развитый и общительный

человек, которого интересно слушать.

Существует точка зрения, что ребёнок, часто и успешно принимавший участие в

публичных выступлениях, обладает большей психологической устойчивостью и проще

справляется с волнением.

Выступление - результат напряженного творческого труда ребёнка и является для

него ответственным актом, стимулирующим его дальнейший творческий рост. Умение

готовить

сильные

выступления

может

стать

важным

жизненным

навыком,

поэтому,

педагоги и родители должны серьёзно подойти к развитию этих возможностей и помочь

ребёнку выступить как можно лучше!

Никитина Людмила Викторовна,

методист отдела образовательных инициатив,

МБОУ ДО Дом детского творчества,

город Новый Уренгой, ЯНАО

5



В раздел образования