Автор: Ринчинова Сэсэг Фёдоровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Хоронхойская СОШ"
Населённый пункт: п. Хоронхой, Республика Бурятия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "О. Генри "Дороги, которые мы выбираем"
Раздел: среднее образование
Урок литературы в 7 классе по рассказу О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»
Тип урока: урок-исследование, урок-творчество
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
понимание связи литературного произведения с эпохой его написания, выявление заложенных
в нем вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.
Коммуникативные УУД:
строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе
коллективной деятельности.
Регулятивные УУД:
оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей.
Личностные УУД:
осознание
значения
выбора
в
жизни
человека
и
общества,
принятие
общепризнанных
человеческих ценностей.
Методы и формы обучения:
Поисковый, эвристический. Индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование урока: портрет О. Генри, текст рассказа О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»,
кубик Блума, таблицы, оценочные листы, презентация, компьютер, мультимедийный проектор.
Цели урока:
Образовательные
– совершенствовать
навыки:
анализа
художественного
текста;
сравнительных
характеристик
образов,
выявления
авторской
позиции;
подготовить
учащихся
к
написанию
сочинения в формате ОГЭ
Развивающие – развивать логическое мышление, аналитические способности учащихся, овладевать
навыками
вдумчивого
и
внимательного
чтения;
развивать
творческие
способности
учащихся;
развивать связную монологическую речь.
Воспитывающие – воспитывать нравственные качества учащихся; личностную позицию.
Ход урока:
1.
Орг. момент
2.
Слово учителя
(Положительный психологический настрой на урок. Эмоциональная мотивация).
Пусть наша встреча принесет нам радость общения, наполнит наши сердца теплыми, добрыми
чувствами.
«Каждое утро я просыпаюсь и говорю себе: у тебя есть выбор. Ты можешь выбрать хорошее или
плохое настроение. Я выбираю хорошее.
Каждый раз, когда случается что-то плохое, у меня есть выбор - стать жертвой или извлечь урок
из этого. Я выбираю урок.
Каждый раз, когда кто-то подходит ко мне с жалобой, у меня есть выбор - либо принять эту
жалобу, либо показать человеку положительные стороны ситуации. Я выбираю положительные
стороны».
«Вся
жизнь
состоит
из
выбора.
Когда
ты
отбрасываешь
все
лишнее,
любая
ситуация
представляет собой выбор.
Ты выбираешь, как реагировать на ситуацию.
Ты выбираешь, как люди влияют на твое настроение.
И, наконец, ты выбираешь, как тебе жить».
- Как вы думаете, почему я начала урок с этих слов?
(Речь идет о дороге, о выборе, о произведении О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»)
-
У американского писателя У. Портера (псевдоним О. Генри) есть рассказ под названием
«Дороги, которые мы выбираем». Хотите узнать, о чем написал О. Генри? В дорогу!
3.
Работа в группах. Кубик Блума
Учащиеся зачитывают по очереди вопросы, составленные дома по рассказу О. Генри «Дороги,
которые мы выбираем» и отвечают на них.
4.
Беседа по рассказу
- Смогли ли вы определить место и время действия в рассказе? Какие слова в тексте помогают
это сделать? («Таксон», «паровоз», «водокачка», «груда угля», «револьвер» и другие слова). Что
за время 60-90 годы 19 века в Америке?
- Чем интересны имена и прозвища героев (Джон Большая Собака, «Акула» Додсон)?
- Какой информацией снабдил нас автор для понимания характеров героев? Какие слова здесь
ключевые? («бандиты», «рыцарь большой дороги»)
5. Анализ текста.
Читаем диалог героев от предложения
- Из какого ты штата?
- Из штата Нью-Йорк, - ответил Акула Додсон, садясь на валун и пожевывая веточку. - Я
родился на ферме в округе Олстер. Семнадцати лет я убежал из дому. И на Запад-то я попал
случайно. Шел я по дороге с узелком в руках, хотел попасть в Нью-Йорк. Думал, попаду туда и
начну деньги загребать. Мне всегда казалось, что я для этого и родился. Дошел я до перекрестка и
не знаю, куда мне идти. С полчаса я раздумывал, как мне быть, потом повернул налево. К вечеру я
нагнал циркачей-ковбоев и с ними двинулся на Запад. Я часто думаю, что было бы со мной, если бы
я выбрал другую дорогу.
- По-моему, было бы то же самое, - философски ответил Боб Тидбол. -
Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу.
- Какие ключевые слова и фразы помогают понять героев? Сравните героев.
- Какие слова вас поразили в этом фрагменте и почему:
И его лицо мгновенно изменилось - теперь оно выражало холодную жестокость и неумолимую
алчность. Душа этого человека проглянула на минуту, как выглядывает иногда лицо злодея из окна
почтенного буржуазного дома.
(С годами О. Генри становится все более отчужденным от людей. Он не посещает литературные
вечера, не дает интервью Он часами бродит по самым бедным кварталам Нью-Йорка, а потом
запирается на целые дни и пишет).
- В названии рассказа два слова в сильной позиции. Какие это слова? (дороги, выбираем).
- Что же волнует автора? Какова его позиция?
- Что значат слова «выбрать дорогу»?
- Объясните смысл слов Боба Тидбола «Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас,
заставляет нас выбирать дорогу».
- Удивил ли вас финал рассказа?
6. Словарная работа в группах и парах, заполнение таблицы.
1 группа – дорога
2 группа - выбор
- Предлагаю поработать со словом «дорога»: определить его значения, подобрать к нему синонимы,
слова-ассоциации, составить с ним словосочетания, вспомнить пословицы, поговорки. Эту работу
можно выполнить в «четверках» и оформить в виде небольшой таблицы.
Ассоциации
Синонимы
Словосочетания
Значения
Пословицы
Поговорки
Афоризмы
Выбор,
жизнь,
развилка,…
Путь, шоссе,
тропа,
доступ…
Узкая дорога,
дорога жизни,
перебежать
дорогу…
Полоса земли
Путь следования
Путешествие
Образ действий
Дорога жизни (в
годы блокады
Ленинграда по
Ладоге)
Дорога жизни
(судьба человека)
Дорогу осилит
идущий
Все дороги ведут
в Рим
Идти своей
дорогой
Дорога в тысячу
ли начинается с
первого шага
Лексическое значение слова ДОРОГА
- В названии рассказа первое слово «дороги» - в сильной позиции. Что же волнует автора? Что значит
«выбрать дорогу»?
1. Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения. Асфальтированная,
шоссейная, грунтовая, просёлочная дорога…
2. Место, по которому надо пройти или проехать, путь следования. По дороге к дому. Сбиться с
дороги (также переносное: то же, что и сбиться с пути). Дать дорогу кому-нибудь (дать пройти,
проехать; также переносное: дать возможность расти, развиваться кому-нибудь). Открыть дорогу
кому-нибудь куда-нибудь (переносное: дать возможность расти, продвигаться в какой-нибудь
области). Стоять на чьей-нибудь дороге или стать поперёк дороги кому-нибудь (переносное:
мешать, препятствовать кому-нибудь в чём-нибудь).
3. Путешествие, пребывание в пути. В дороге было много интересного. Устал с дороги.
4. перен. Образ действий, направление деятельности. Труд – дорога к успеху. Быть на хорошей
(плохой, верной) дороге.
Синонимы к слову:
путь – дорога, трасса;
путешествие (дорога, поездка, путь);
доступ (подступ, подход, проход, ход);
тропинка, тракт (устар.), автострада, шоссе…
Крылатые выражения:
Дорога жизни (в годы блокады Ленинграда по Ладоге);
Дорога жизни (судьба человека);
Дорогу осилит идущий;
Все дороги ведут в Рим;
Идти своей дорогой;
Дорога в тысячу ли начинается с первого шага.
Лексическое значение слова ВЫБОР
1. только ед. Действие по гл. выбирать в 1 знач. - выбрать. Сделать хороший выбор. Выбор
помощника. Выбор пал на него. Право выбора.
| То, что выбрано. Ваш выбор плох.
| Возможность выбрать. У меня нет выбора. У меня нет другого выбора.
2. только мн. Избрание голосованием должностных лиц, представителей. Выборы в совет. Служить
по выборам (по избранию, не по назначению; дорев.).
| Собрание избирателей для выборов. Пошел на выборы. Присутствовал на выборах.
3. только ед. Подбор, ассортимент (товаров; торг.). Большой выбор. Плохой выбор. Сегодня нет
никакого выбора.
• На выбор - на усмотрение, на вкус.
7. Домашнее задание:
Написать сочинение в формате ОГЭ 15.3
15.2. Объясните, как Вы понимаете смысл слов: «Выбор дороги». Сформулируйте и
прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое
выбор дороги?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис,
приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент из
прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять
не менее 70 слов.
8. Актуализация знаний.
- Вспомним композицию сочинения-рассуждения.
А) Композиция сочинения-рассуждения
-Тезис.
-Аргументы (доказательства)
-Вывод.
Б). Что такое тезис, аргументы, вывод?
Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.
Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.
В) Приведите примеры из читательского и жизненного опыта.
Примеры литературных аргументов:
- А.С. Пушкин «Дубровский»;
- М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова»;
- Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»;
- Н.А. Некрасов «Княгиня Трубецкая»;
- Л. Андреев «Кусака»;
- А. Платонов «Юшка»;
- Е. Носов «Кукла»;
- В. Распутин «Уроки французского»…
9. Рефлексия.
О чем же рассказ О. Генри? Что произвело на вас большее впечатление?
Какие фразы вам запомнились? Запишите их в тетрадь.
Вызвал ли интерес сам писатель, особенности его художественной манеры? Захотелось ли
прочитать и другие произведения? Какие произведения О. Генри вы читали?
Ребята, у вас на столах лежат оценочные листы. Пожалуйста, оцените свою работу на уроке.
10. Заключительное слово учителя.
Не
могу
не
поделиться
с
Вами
уникальной
информацией
выбора,
на
примере
одного
из
рассказов……
Майкл - всегда в хорошем настроении, и у него всегда есть хорошие слова для других. Когда кто-
нибудь спрашивает, как дела, он всегда отвечает: «Лучше быть не может».
Он
настоящий
мотиватор.
Если
у
кого-то
был
неважный
день,
Майкл
всегда
рядом
с
ним
и
показывает ему, как увидеть в данной ситуации положительные стороны.
Пока я наблюдал за таким поведением, меня разбирало любопытство, поэтому в один день подошел
к Майклу и спросил у него: «Я не могу понять! Как тебе удается все время быть таким?»
Майкл ответил: «Каждое утро я просыпаюсь и говорю себе: у тебя есть выбор. Ты можешь выбрать
хорошее или плохое настроение.
Я выбираю хорошее.
Каждый раз, когда случается что-то плохое, у меня есть выбор - стать жертвой или извлечь урок из
этого. Я выбираю урок.
Каждый раз, когда кто-то подходит ко мне с жалобой, у меня есть выбор - либо принять эту жалобу,
либо показать человеку положительные стороны ситуации. Я выбираю положительные стороны».
«Нет, это не может быть так просто!» - возразил я.
«Может, - ответил Майкл. - Вся жизнь состоит из выбора. Когда ты отбрасываешь все лишнее, любая
ситуация представляет собой выбор.
Ты выбираешь, как реагировать на ситуацию.
Ты выбираешь, как люди влияют на твое настроение.
И, наконец, ты выбираешь, как тебе жить».
Я проглотил все, что сказал Майкл, а вскоре покинул эту компанию и создал свой бизнес.
Спустя несколько лет до меня дошла новость о том, что с Майклом произошел несчастный случай -
он упал с башни с высоты 20 метров. После 18 часов операций и нескольких недель интенсивной
терапии Майкл вышел из госпиталя с металлическими прутьями в спине.
Я встретил его месяцев через 6 после произошедшего. И когда спросил, как у него дела, он ответил:
«Лучше не бывает. Хочешь посмотреть на мои шрамы?»
Я отказался, но спросил у него, о чем он думал, когда произошел несчастный случай.
«Первая мысль была о том, чтобы у моей дочери, которая должна была скоро родиться, все было
хорошо. Затем, лежа на земле, я вспомнил, что у меня есть выбор - я мог выбрать жизнь или смерть.
Я выбрал жизнь».
«Разве ты не испугался? Ты не потерял сознание?» - спросил я.
Майкл
продолжал:
«Врачи
работали
очень
хорошо.
Все
время
говорили
мне,
что
все
будет
нормально. Но когда они везли меня в операционную, и я увидел выражение на лицах врачей и
сестер, по-настоящему испугался. В их глазах я прочел: «Он покойник», и понял, что нужно что-то
предпринять».
«И что ты сделал?» - спросил я.
«Ну, там была одна сестричка, которая постоянно задавала мне вопросы. Она спросила, есть ли у
меня аллергия на что-нибудь. Я ответил: «Да». Врачи и сестры перестали работать и замерли в
ожидании ответа. Я глубоко вздохнул и сказал: «На неземное притяжение».
И под их смех продолжил: «Я выбираю жизнь. Оперируйте меня как живого!».
Майкл выжил благодаря умению докторов, но так же благодаря своему удивительному отношению
к жизни. Я научился у Майкла тому, что каждый день у нас есть свой выбор – жить полной
жизнью.
p.s.
В конце концов, наше отношение к жизни – это основа нашей жизни.
Я желаю вам как можно чаще делать правильный выбор.
Но если вы и ошиблись, то не отчаивайтесь, а принимайте это как жизненный урок.
НЕТ, И НИКОГДА НЕ БЫЛО ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА,
КОТОРЫЙ БЫ ИЗБЕЖАЛ ОШИБОК В СВОЕЙ ЖИЗНИ!
Вы выбираете, как реагировать на ситуацию!
Каков же Ваш выбор?
Продолжать жить как все или сделать шаг себе навстречу и взять жизнь под свой контроль!
Пусть лучшая часть Вашей жизни начнется прямо сейчас!