Автор: Гапошко Светлана Михайловна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ-гимназия №1 им. Ю.А.Гагарина
Населённый пункт: Брянская область, город Клинцы
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"
Раздел: среднее образование
Урок музыки в 5 классе
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
Цель урока:
сформировать представление учащихся о балете, как о жанре музыкально-театрального
искусства на примере балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Задачи урока:
Образовательные:
знакомство с балетом П.И.Чайковского “Щелкунчик”, как крупным музыкально-
сценическим жанром музыки, который не может существовать без литературного источника.
Развивающие:
формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать фрагменты балетных
спектаклей;
развитие вокально-хоровых навыков.
Воспитательные:
расширение кругозора учащихся через приобщение детей к сокровищам отечественной
музыкальной классики.
Тип урока:
урок открытие нового знания.
Вид урока
урок-путешествие.
Методы:
Общенаучные: обобщения, сравнения.
Педагогические: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый,
эмоционального воздействия, перспективный.
Оборудование:
компьютер;
проектор;
музыкальный центр.
Музыкальный материал:
нотный материал;
текст песни «Дорога Добра» муз. Минкова М. , слова Энтина Ю.
музыкальная фонограмма.
Наглядный материал:
мультимедийная презентация;
видеофрагменты из балета “Щелкунчик”: “Танец феи Драже”, “Вальс снежных хлопьев”;
рабочий лист
Конспект урока
I
. Мотивационный этап
1. Музыкальное приветствие
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений
Театр - здесь искусства в едино сплелись.
Театр - здесь мечта и реальность слились.
Перед вами один их лучших музыкальных театров России Мариинский театр. Он находится в
Санкт Петербурге.
Сегодня, мы с вами отправимся во второе путешествие в мир музыкального театра.
Подумайте и скажите, какое представление здесь можно увидеть?
В музыкальном театре можно увидеть оперу.
Об опере шла речь на прошлом уроке.
Ответив правильно на вопросы, вы сможете войти в Мариинский театр и познакомиться ещё с
одним музыкальным спектаклем.
1.
С какой оперой мы познакомились на прошлом уроке и кто её написал?
С оперой “Садко”, которую написал Николай Андреевич Римский-Корсаков.
2.
Какой литературный жанр стал основой сюжета этого оперного спектакля?
Былина.
3.
Какой музыкальный жанр нас привел в оперу?
В оперу нас привела песня
4.
Что лежит в основе оперного спектакля?
Литературный сюжет
5.
Как называется литературный текст оперного произведения?
Либретто
6.
Узнайте, какой музыкальный номер сейчас прозвучит.
Хор «Высота, высота поднебесная»
(исполнение детьми)
7.
Узнайте, какой музыкальный номер сейчас прозвучит
Песня Садко «Заиграйте мои гусельки»
(исполнение детьми)
8.
Так что же такое опера? Дайте определение.
Опера – это музыкальный спектакль, в котором связаны слово, музыка и сценическое
действие.
Молодцы, вы прекрасно справились с заданием, и теперь двери Мариинского театра открыта
перед нами. А с каким музыкальным спектаклем нам предстоит встретиться сегодня, вы узнаете,
отгадав загадку.
Все герои спектакля на сцене танцуют –
Не поют, не играют и не рисуют...
Прекраснее спектакля в театрах нет,
А называется он просто — ... (балет)
Как вы думаете, почему же балет очень привлекателен для зрителей, в чём секрет популярности
балета?
(затруднение детей)
3. Целеполагание
Я предлагаю вам тему урока
«Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»
Сегодня мы с вами познакомимся с балетом. Узнаем, какими средствами артисты балета
передают содержание произведения. И ответим на вопрос в чём популярность балета. Поможет вам
в этом презентация, рабочий лист и конечно ваше внимательное прослушивание музыкальных
произведений.
II Операционально-познавательный
1. Открытие нового знания, закрепление в устной речи.
Откройте учебник на странице 58 и зачитайте о происхождении слова «балет»
Об истории зарождения балета прочитает .....(3-й , 4-й абзацы)
Попытайтесь сами дать определение «балет» на примере уже известного вам понятия «опера».
Балет - это музыкальный спектакль, в котором связаны танец, музыка и сценическое действие.
Молодцы, запишите это определение в рабочий лист.
Что является первоосновой балетного спектакля? (работа с учебником)
Обратите внимание, что либретто также как и в опере является литературной основой балета.
Кто принимает участие в создании балетного спектакля? (работа с учебником)
Артистов балета называют – балеринами и танцОвщиками.
Танцевальный шаг в балете называется французским словом Па.
Часто главные действующие лица балета танцуют вдвоем.
Их дуэт называется па-де-де.
гран-па – большой танец.
А красивым итальянским словом адажио, в балете называют лирический танец главных
героев и подобно оперной арии, он словно рисует портрет героя, помогает понять его характер.
Кроме солистов в балете принимает участие и большая группа артистов, которая
называется кордебалет. Роль кордебалета аналогична роли хора в опере.
Составной частью балета является пантомима.
В пантомимных сценах актеры мимикой и жестами выражают чувства, переживания героев,
передают смысл происходящих событий.
У танцоров и балерин специальные костюмы, юбки, которые называются «балетными
пачками» и специальная обувь, которая называется «пуанты».
Итак, сегодня мы спешим с вами на балет. И для нас уже открылись двери в Мариинский театр.
Посмотрите на театральную афишу и скажите, на какой спектакль мы пришли?
П.И. Чайковский
ЩЕЛКУНЧИК
Балет в двух действиях с прологом
Либретто к балету создано Мариусом Петипа
по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана
«Щелкунчик и Мышиный король»
Симфонический оркестр Мариинскрого театра
Дирижёр Валерий Гергиев
На балет «Щелкунчик»
Кто автор этого балета?
Пётр Ильич Чайковский.
До П. И. Чайковского музыку к балетам было принято сочинять как череду идущих друг за
другом танцев. При этом танцы могли, как угодно переставляться, не отражали сюжет, содержание
спектакля. П. И. Чайковский блестяще и виртуозно объединил сочетание танцев со сценическим
действием.
Балет «Щелкунчик» как подтверждение - один из самых любимых балетов и среди зрителей, и
среди исполнителей. В нём средствами музыки воплощена борьба Добра со Злом, победа Света
над Мраком.
Мы не случайно путешествуем сегодня в Мариинский театр. Именно в этом театре весной 1892
года состоялась первая постановка балета «Щелкунчик».
Либретто к балету создано великим французским балетмейстером Мариусом Петипа.
Мариус Петипа – великий танцОвщик, француз по происхождению, балетмейстер,
театральный деятель и педагог, который внёс большой вклад в развитие русского балета.
Какое литературное произведение было положено в основу либретто?
Сказка “Щелкунчик и Мышиный король”.
Вы абсолютно правы. Своим появлением балет П.И.Чайковского “Щелкунчик» обязан в первую
очередь сказке немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана “Щелкунчик и мышиный
король”.
- Знакома ли вам эта сказка?
- А кто помнит героев этой сказки?
Действующие лица балета выписаны у вас в рабочем листе. Зачитайте их.
Действующие лица
Советник медицины Штальбаум
Жена советника
Мари, их дочь
Фриц, брат Мари
Щелкунчик
Дроссельмейер, крестный отец Мари и Фрица
Мышиный король
Арлекин
Фея Драже
Китайские куклы и другие
В сюжете тесно переплелись реальные образы: Маша, ее брат, Дроссельмейер, гости; и
фантастические: Щелкунчик, король мышей, игрушки и сладости.
Познакомимся с кратким содержанием балета.
Работа с учебником страница 62 (чтение до слов «прекрасного принца»)
Он идет ей навстречу. Исчезают стены дома. Мари и ее друзья оказываются под куполом звездного
неба, около сказочной елки, где в волшебном хороводе кружатся легкие искрящиеся снежинки.
Просмотр видеофрагмента “Вальс снежных хлопьев”
Фрагмент, который сейчас демонстрировался, называется “Вальс снежных хлопьев”.
Какой была музыка по характеру?
Музыка вальсовая, мягкая, лёгкая, кружащаяся, прозрачная, сказочная.
По вашему мнению, что придавало музыке сказочность?
Звон колокольчиков придавал танцу таинственность и сказочность.
Что необычного Вы услышали в средней части вальса?
Пение хора.
Совершенно верно и это не случайно. Для того чтобы рассеять сумрак тревожной ночи, композитор
использует в балете чудесное светлое пение детских голосов.
А как называется такое пение без слов?
Вокализ.
Я предлагаю вам пропеть эту мелодию.
Исполнение вокализа
Вальс снежных хлопьев завершает первое действие и начинается антракт - перерыв между
действиями.
В антракте у нас есть возможность заглянуть в место, которое имеет необычное название -
оркестровая яма, именно здесь располагается очень важный участник балета - симфонический
оркестр.
А кто руководит оркестром – дирижёр?
Он перед вами. Повторяйте за ним движения.
1. Инструменты духовые,
Они медные, большие:
Валторна, туба,
Труба, тромбон.
2. Всегда украшают оркестр духовой
Флейта, кларнет, фагот и гобой.
Тот, кто хочет на них поиграть-
Должен подуть и кнопки нажать.
3. Не можем слушать без улыбки
Чудесный голос нежной скрипки.
Достойна всяческих наград-
И встрече с нею каждый рад.
4. Барабаны и тамтамы,
Маракасы и литавры,
Их то трясут, то сильно бьют,
Не зря ударными зовут.
Антракт окончен, и мы продолжаем знакомиться с балетом «Щелкунчик».
Работа с учебником (чтение до слов «свои танцы»)
И, наконец, на этом празднике танцует сама повелительница царства сластей - Фея Драже.
Сейчас мы увидим и услышим сольный танец Феи Драже. Вслушайтесь в эту прекрасную
музыку.
Как она звучит? О чём рассказывает?
Слушание музыкального произведения “Танец Феи Драже”.
Музыка звучит - сказочно, радостно, волшебно, таинственно.
О чём рассказывает? – о чём-то сказочном, радостном, о добром..
Феи Драже хозяйка волшебного царства сластей.
А что помогает композитору создать её сказочный образ?
Атмосферу сказки создаёт звучание музыкального инструмента.
Чайковский использовал здесь новый в то время музыкальный инструмент, специально
выписанный им из Франции, - челесту.
Зачитайте что такое челеста.
Челе́
ста — небольшой клавишно-ударный музыкальный инструмент, внешне похожий на
пианино, звучащий наподобие колокольчиков.
Прозрачно-серебристый тембр челесты помогает передать в музыке переливы фонтанов
сладких напитков, блеск разноцветных леденцов.
Какой нам изображает Фею Драже композитор?
Образ нежной, доброй, романтичной волшебницы.
А какой мы увидели Фею Драже? Какие движения присущи этому образу?
Её движения легки, грациозны, воздушны.
Соответствует ли характер движений характеру музыки, рисующей образ Феи Драже?
У Чайковского музыка стала основным компонентом, определяющим весь спектакль.
Балет завершается прославлением добра, красоты и любви.
Я думаю, что вы согласитесь со мной, что балет это праздник музыки и танца, это творческий
союз музыки, хореографии, литературы и изобразительного искусства. А кто нам его дарит? Кто
принимает участие в создании балета?
Композитор, либреттист, дирижёр, симфонический оркестр, балетмейстер, артисты балета. А также
те люди, чью работу мы видим на сцене, но без которых также немыслим спектакль. Это
художники, создающие декорации и костюмы, осветители и т.д.
А какова роль литературы в музыке?
Композитор не смог бы сочинить балет, если бы не было увлекательной сказки Гофмана.
Жанр балета неразрывно связан с литературой.
2. Введение нового в систему знаний.
Сегодня мы познакомились с историей возникновения балета, его составляющими, посмотрели
фрагментами балета, и я думаю, что у вас уже сложилось представление об этом музыкальном
спектакле. Музыкальный кроссворд поможет проверить ваши знания по теме урока.
Какое ключевое слово у вас получилось?
БАЛЕТ
Я возвращаюсь к вопросу в начале урока. Так почему же балет очень привлекателен для
зрителей, в чём секрет популярности балета?
В красоте музыки, которую пишут известные композиторы.
В красоте танца, в высоком профессионализме артистов.
В красочности представления, декораций, света, костюмов танцовщиков.
В содержании, которое передаётся языком танца.
Балет понятен многим зрителям, потому что язык мимики и пантомимы знакомы
многим.
Балет способен влиять на развитие хорошего вкуса.
Балет дарит праздник.
IV. Работа над песней.
Как часто мы слышим такие крылатые выражения, как: “Красота спасёт мир”, или “Миром
правит любовь”, но мне кажется, что на Земле есть ещё одно чувство, которое правит и красотой, и
любовью – и чувство это – ДОБРОТА. Не случайно именно добро побеждает зло и в балете
Чайковского и тем самым не даёт разрушить гармонию, красоту и любовь. Я предлагаю вам
исполнить вашу любимую песню “Дорога добра”.
1 куплет – поёт первый ряд, повтор последних двух строк весь класс;
2 куплет – поёт второй ряд, повтор последних двух строк весь класс;
3 куплет – поёт третий ряд, повтор последних двух строк весь класс.
Исполняем песню весело, легко, с движением вперёд.
III Рефлексивно – оценочный этап
Мы с вами сегодня были в театре, но, ни разу не аплодировали.
Сначала аплодируют те, кому на уроке было интересно.
А теперь аплодируют те, кто захотел попасть на настоящий балет.
Я очень рада, что чтобы наше виртуальное путешествие в мир музыкального театра, пробудило
в Вас желание посетить балетный спектакль.
Мы не прощаемся с театром, впереди нас ждут новые встречи с этим удивительным миром
музыки.
V. Домашнее задание
1.Выписать в тетрадь названия балетов П.И. Чайковского.
2.Нарисовать одного из героев балета «Щелкунчик»
Слова благодарности за работу на уроке. Прощание с классом.