Автор: Сидоркевич Лидия Викторовна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МАДОУ "Лукоморье" Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО Наименование материала: статья Тема: Кризисные ситуации в жизни ребенка и его семьи Раздел: дошкольное образование
Понятие
«кризисная
ситуация»
может
употребляться
в
отношении
семьи в целом и в отношении отдельных её членов (в том числе детей
раннего
и
дошкольного
возраста).
Эта
ситуация
связана
с
события ми,
угрожающими стабильности семейной структуры и вызывающими особый
тип переживаний (страданий) - стресс.
Понятие «стресс» было введено канадским физиологом Г. Селье и
определялось
как
«неспецифический
ответ
организма
на
любое
предъявленное ему требование».
В
современной
научной
литературе
стресс
связывается
с
функциональным
со-
стоянием напряжения, возникающим у человека в ответ на воздействие физических или
социальных раздражителей (как реально действующих, так и вероятностных). Поэтому
человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу
или напоминание о ней. Таким образом, одно из условий возникновения стресса - угроза.
Выявлено, что люди рассудочного склада реже подвергаются стрессу, поскольку мо -
гут с помощью логически выстроенных рассуждений уменьшить субъективную значи-
мость сложной ситуации и с утроенной энергией ликвидировать источник стресса, тогда
как
люди
впечатлительные,
подверженные
аффективному
реагированию,
в
трудной
ситуации
уходят
в
переживания
и
не
видят
положительной
альтернативы.
Эти
два
противоположных стиля реагирования дали названия двум видам стресса: «стресс льва» и
«стресс кролика».
Дошкольники по способу реагирования на раздражитель очень близки ко второму
виду проявления стресса. С незначительными ссылками на индивидуальные характери-
стики можно выделить то общее, что позволяет возникнуть стрессу у детей этого воз-
раста:
несовершенство системы эмоциональной регуляции;
преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
ограниченный социальный опыт;
склонность к фантазированию;
повышенная чувствительность и впечатлительность.
Факторы, вызывающие стресс, подразделяются на несколько групп, соответственно и
сам стресс может быть нескольких видов: информационный, эмоциональный (пси-
хологический) и травматический.
Информационный стресс возникает в том случае, когда человек пытается воспринять
больший
объём
информации,
чем
в
состоянии
это
сделать
его
мозг.
Поступающая
информация не успевает перерабатываться и осмысливаться, и, как следствие, человек не
может принять верное решение в том темпе, который от него требуется. К тому же стресс
может усугубляться повышенной ответственностью человека за последствия принятого
решения. Этот вид стресса свойствен в основном взрослым людям.
У дошкольников в силу их возрастных особенностей (несовершенство психических
процессов, небольшой объём памяти) без вмешательства взрослого информационный
стресс возникает редко. Слабость нервной системы «защищает» ребёнка от непосильных
информационных перегрузок: если он что-то не понимает, то переключает ся на понятную
и приятную ему деятельность или «уходит в себя».
Эмоциональный (психологический) стресс часто возникает как реакция на ситуа-
цию опасности, обиды, горя, непонимания и т.д.
Этому виду стресса подвержены и дети, и взрослые.
Описывая варианты развития, связанные с трудностями социализации детей до -
школьного
возраста,
А.Л.
Венгер
выделяет
своеобразный
психологический
синдром,
называемый им «социальной дезориентацией». «Этот психологический синдром возни-
кает в результате резкого изменения условий жизни ребёнка. Наиболее частая причина
такого изменения - поступление в школу. Иногда синдром социальной дезориентации
складывается ещё в дошкольном возрасте в связи с поступлением ребёнка в детский сад.
Нередко его возникновение бывает вызвано переездом в другой город или другую страну.
Чем
сильнее
изменение
условий
жизни,
тем
вероятнее
возникновение
этого
психологического синдрома».
Необходимо отметить, что сильные переживания приводят к стрессу лишь в том слу-
чае, если они особо значимы для человека. Большинство эмоциональных конфликтов по
своей природе социальны. Например, человек заболевает не потому, что стал жертвой
несправедливости, а потому, что проявленная по отношению к нему несправедливость
нарушила его представления о справедливости. Таким образом, эмоциональный стресс
является неотделимой частью социальной адаптации человека.
При равных социальных условиях люди по-разному реагируют на стрессор: одни
подпадают под его влияние и не способны выйти из этого состояния без квалифициро-
ванной
помощи,
другие
не
реагируют
на
стрессор,
поскольку
их
нервная
система
способна адаптироваться к изменениям с минимальными затратами.
Среди свойств личности, обусловливающих возникновение стресса, ведущее место
занимает тревожность . Она проявляется в таких психических реакциях, как ощущение
неосознанной угрозы, чувство беспокойства, опасения, тревожного ожидания.
Успешность адаптации человека к разнообразным условиям внешней среды опреде-
ляется следующими характеристиками:
уровень нервно-психической устойчивости;
самооценка личности;
ощущение значимости для других;
уровень конфликтности;
опыт общения;
морально-нравственная ориентация;
ориентация на требования ближайшего окружения.
У
дошкольников
эти
характеристики
развиты
слабо,
следовательно,
успешность
адаптации и преодоления эмоционального стресса в большей степени зависит от окру -
жающих взрослых, нежели от детей.
Если между родителями и ребёнком существует прочная привязанность, это является
серьёзной
защитной
силой.
Отсутствие
внимания,
заботы,
нарушение
семейных
от -
ношений вызывают у ребёнка чувство беззащитности и неспособности оградить себя от
опасности.
Такое
психологическое
состояние
повышает
риск
неблагоприятного
воз-
действия эмоционального стресса.
На практике редко удаётся разделить информационный и эмоциональный стрессоры
и определить, какой из них является ведущим. Чаще всего эти раздражители неразделимы,
так как формирование чувств всегда связано с реакцией на какую-то информацию.
Психологический стресс ребёнка - это эмоциональный стресс, выраженный в форме
аффективного реагирования на ситуацию, оцениваемую им как ситуацию невозможности.
Жизнь дошкольника включает в себя, с одной стороны, приобретение опыта ста-
бильного взаимодействия с окружающим миром (в форме устойчивых стереотипов), с
другой - овладение новым, что, безусловно, требует проявления активности. Однако по -
зиция
ребёнка
подвергается
позитивным
либо
негативным
воздействиям
со
стороны
взрослых (родителей и воспитателей детского сада).
Активность детей определяется особенностями их темперамента и энергетическим
потенциалом. Например, спонтанная активность заключается в поиске стимулов, которые
позволяют
ребёнку
испытывать
и
утверждать
себя,
овладевая
пространственно-
предметным
полем
и
преодолевая
различные
препятствия. Исследовательская
активность направлена на изучение окружающего мира и способов действия в этом поле.
В зависимости оттого, что ребёнок «открывает», он испытывает удивление, восхищение,
страх, испуг, гнев и т.д. Высокий уровень активности мобилизует детей. Ни преодоление
препятствий и предвосхищение хорошего исхода. Низкий уровень активности, наоборот,
провоцирует страх ч тревогу («Ничего не получится», «Не могу сделать» и т.д.). В этом
случае
у
ребёнка
возникают
переживания-страдания,
а
его
общее
состояние
квалифицируется как адаптационный стресс.
Таким образом, характер активности ребёнка, его отношение к новизне, помехам,
трудностям на пути реализации этой активности составляют тот комплекс особенностей,
который
определяет
предуготовленность
стрессу
или
же
формирует
возможность
противостоять ему.
Травматический стресс - особая форма реакции организма. Она возникает тогда,
когда психологические, физиологические и адаптационные возможности человека пе -
регружены и начинается разрушение защиты. «Травматический стресс - это переживание
особого рода, результат особого взаимодействия человека и окружающего мира. Это -
нормальная
реакция
на
ненормальные
обстоятельства».
Следствием
травматического
стресса является постоянная тревога как фоновое состояние психики.
Возникновению переживания-страдания у детей дошкольного возраста могут способ-
ствовать следующие факторы:
шоковые психические травмы. Они обычно внезапны, отличаются большой
силой
и,
как
правило,
угрожают
благополучию
или
жизни
в
целом.
Для
маленького
ребёнка
любое
неожиданное
изменение
с и туа ц и и
(нападение собаки, удар грома, агрессивные проявления со стороны чужого
человека) может стать психотравмирующим фактором;
травмирующие
ситуации
относительно
кратковременного
действия,
но
психологически очень значимые (внезапная болезнь или утрата одного из
родителей, ссора со сверстниками или оскорбительное поведение с их стороны
и т.д.);
хронически
действующие
психотравмиэующие
ситуации,
затрагивающие
основные
ценностные
ориентации
ребёнка
(внутрисемейные
конфликты,
чрезмерно
жёсткое
отношение
со
стороны
кого-нибудь
из
родителей,
непринятие со стороны воспитателя и др.);
ситуации,
возникающие
на
фоне
эмоциональной
депривации,
то
есть
недостаточного
проявления
заботы,
ласки,
телесного
контакта
близкого
взрослого.
Не каждое событие способно вызвать стресс. Е. Черепанова выделяет два условия,
при которых психологическая травма переходит в травматический стресс:
а)
человек осознаёт причину ухудшения своего психологического состояния;
б)
пережитое разрушает привычный образ жизни.
Проживание травматического события может проходить в разных формах с преоб -
ладанием одной или нескольких из них в зависимости от возраста человека и его инди-
видуальных особенностей, но в целом проявления этого вида стресса у взрослых и детей
похожи. Назовём некоторые формы.
Повторяющиеся воспоминания помимо желания и воли человека. У детей это
может быть игра с повторяющимся сюжетом, в которой отражаются элементы
травматического события. Однако, проиграв этот сюжет, дети не испытывают
облегчения.
Повторяющиеся
кошмарные
сны.
У
детей
они
чаще
всего
не
отражают
определённые
события,
а
имеют
непонятный,
даже
отвлечённый
от
происшествия сюжет, вызывающий ужас.
Иллюзии,
галлюцинации,
«вспышки воспоминаний», зачастую даже ярче
пережитых в действительности.
Интенсивные
негативные
переживания
при
столкновении
с
чем-то,
напоминающим травматическое событие.
Физиологическая реактивность – при запоминании о событии (например, о
первом посещении детского сада) связанные с ним симптомы (головная боль,
приступ внезапной рвоты) повторяются. Подобная реакция может сохраняться
несколько лет.
Такие формы реакций при травматическом стрессе являются посттравматическими
нарушениями.
В зависимости от психики, возраста и общего состояния человека реакция на стресс
может быть разной. Но это всегда попытка смягчить дискомфорт, снять напряжение. Одна
из
теорий,
объясняющих
возникновение
травматического
стресса,
разработана
американским психологом И. Яломом. Он выделил следующие блоки причин стресса:
свобода и её ограничение, смерть, изоляция, бессмысленность.
Свобода и её ограничение. Наиболее сильным ограничителем свободы выступает
чувство вины. У детей, переживших психологическую травму, чувство вины возникает в
трёх случаях: 1) вина за воображаемые грехи; 2) вина за то, что чего-то не сделал; 3) вина
«выжившего».
Это разделение справедливо для тех ситуаций, когда ребёнок стал свидетелем тра-
гических и травмирующих событий и винит себя за то, что не слушался, не выполнил
обещания,
остался
жив.
Здесь
проявляется
болезненное
чувство
ответственности
за
случившееся. В таких ситуациях даже взрослые не могут логически рассудить, что не
стоит брать на себя несуществующую вину, им мешают эмоции, которые выходят на
первый план. Детям же ещё сложнее справиться с чувством вины, поэтому они начинают
«наказывать» себя - всё время думают о случившемся, отказываются от пищи, теряют
интерес ко всему происходящему.
Смерть предстаёт перед человеком в двояком виде – он становится свидетелем
смерти людей и оказывается перед лицом своей возможной смерти.
Впервые
страх
возникает
у
з-х
летнего
ребёнка.
Психологической
защитой
выступают
базовые
иллюзии:
собственного
бессмертия,
справедливости
и
простоты
устройства мира. Эти иллюзии очень просто оседают в сознании, их разрушение связано
только со взрослением ребёнка.
Следующий
блок
причин
–
изоляция.
Это
чувство
часто
присуще
жертвам
травматического стресса: многие люди страдают от одиночества, непонимания и тянутся к
тем, кто пережил нечто подобное. Одна из особенностей этого блока: позиция жертвы
вызывает агрессию у окружающих.
Взрослые не отличаются по способу реагирования от детей. Им также свойственна
жестокость
по
отношению
к
жертве
травматического
стресса,
они
склонны
во
всём
обвинять жертву. Здесь проявляется страх за себя, люди словно боятся «заразиться»
вирусом невезения и несчастья.
Последний
блок
причин
–
бессмысленность.
«Человек
может
вынести
всё
что
угодно, если в этом есть смысл» (В.Франкл). психологическая травма неожиданна и
поэтому бессмысленна. Для человека важно знать, почему он пострадал, и если этого
объяснения не существует, он его придумает. Так создаются мифы.