Напоминание

Дательный падеж. Русский язык 4 класс


Автор: Богушева Валентина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Верхнеберёзовская основная общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области"
Населённый пункт: с. Верхнеберёзово Шебекинского района Белгородской области
Наименование материала: технологическая карта
Тема: Дательный падеж. Русский язык 4 класс
Раздел: начальное образование





Назад




Русский

язык

4

к л а с с

Те ма

у р о ка :

Д ат е л ь н ы й

п а д е ж

Тип урока

Освоение нового материала

Педагогические

задачи

Создать условия для ознакомления с правилом написания окончаний имен существительных в дательном падеже;

совершенствовать умение правильно писать безударные окончания имен существительных в дательном падеже;

способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры

учебного труда на уроке

Планируемые

предметные

результаты

Познакомятся с правилом написания окончаний имен существительных в дательном падеже; научатся правильно

писать безударные окончания имен существительных в дательном падеже; определять склонение имен

существительных; выполнять звуко-буквенный анализ слова, морфологический разбор слова

Метапредметные

УУД

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять

информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; анализировать изучаемые факты

языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под

руководством учителя); регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять

самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов

решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить

соответствующие коррективы; коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и

научно-популярных книг, понимать прочитанное; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; предвидеть последствия

коллективных решений

Личностные

результаты

Осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка,

к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; воспринимать русский язык как одну из основных

национально-культурных ценностей российского народа, понимать его значение в процессе получения школьного

образования, осознавать себя носителем этого языка; понимать то, что правильная устная и письменная речь является

показателем индивидуальной культуры человека; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми,

сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

Образовательные

ресурсы

Орфографический словарь, электронное приложение к учебнику, компьютер, диапроектор.

Ход

у р о к а

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

(осуществляемые действия)

Формируемые способы

деятельности

учащегося

I.

Мотивирова

ние к

учебной

деятельности

Организаци-

онный

момент.

Приветствие учащихся.

-Поднимите ручки вверх и опустите вниз –

сбросьте с себя плохое настроение.

Повернитесь

к соседу, возьмитесь за руки

и зарядите друг друга доброй энергией.

Настройтесь на урок.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее

место, проверяют наличие индивидуальных

учебных принадлежностей на столе

Проявляют

эмоциональную

отзывчивость на

слова учителя

II. Проверка

домашнего

задания

III Минутка

чистописа-

ния

– Что вам было задано на дом?

- Проверим домашнее задание в виде блиц-

опроса. Читайте вопросы и сразу же давайте на них

ответы.

Нашу работу на уроке традиционно мы начинаем

с минутку чистописания.

Отвечают на вопросы.

Выполняют чистописание. Записывают буквы и

слова

Уметь слушать в

соответствии с

целевой установкой.

IV.

Актуализа-

ция знаний.

Графический

диктант

Перед вами полоски с цифрами. Я читаю

утверждение; если вы с ним согласны, то ставите

под номером вопроса знак «+». Если не согласны,

то знак «–».

1. Имя существительное отвечает на вопрос

«кто?»,

«что?».

2. Имена существительные всегда стоят в форме

единственного числа.

3. Род существительного – это непостоянный

(изменяемый) признак.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

+

+

+

Аргументировать

свою позицию.

Планировать свое

действие в

соответствии с

поставленной

задачей и условиями

ее реализации

4. В русском языке 5 падежей.

5. При склонении слово сохраняет свое значение,

но изменяет форму.

6. Именительный падеж, единственное число –

признаки того, что имя существительное стоит в

начальной форме.

7. Существительные в именительном падеже

всегда употребляются с предлогами.

8. Имена существительные в родительном падеже

отвечают на вопросы «кому?», «чему?».

9. Имена существительные в родительном падеже

употребляются с предлогами «у», «до», «от», «из»,

«без», «около», «с».

10. Имена существительные в родительном падеже

являются главным членом предложения.

– А теперь сверьте выполнение задания с ответами

на доске и оцените свою работу

V. Сообщение

темы урока.

Определение

целей урока.

– Сегодня нам предстоит познакомиться с

падежом, про который герой стихотворения Г.

Граубина Лежебокин сказал:

Такой падеж…

Я с детства не терплю:

Давать,

Делиться чем-нибудь

С друзьями

Не люблю.

– Как вы думаете, о каком падеже идет речь?

– Прочитайте тему урока. Запишите её.

– Какие цели мы должны поставить перед собой?

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы

учителя, формулируют цель урока. Под

руководством учителя определяют задачи урока.

Составляют план работы:

1. Значение падежа.

2. Падежные вопросы.

3. Предлоги.

4. Окончания.

5. Роль в предложении

Принимать

и сохранять

учебную цель

и задачу. Осознанно

и произвольно

строить речевое

высказывание

в устной форме.

Согласовывать

усилия по решению

учебной задачи

VI.

Объяснение

- А вот что нам поможет правильно определять

дательный падеж имён существительных, мы

Выводят языковые закономерности, лежащие в ос-

нове изучаемого понятия или правила.

Осуществлять

анализ объектов с

нового

материала.

Наблюдение

над языковым

материалом.

узнаем, когда посмотрим электронное

приложение к учебнику

Организует работу по теме урока. Объясняет

новый материал, отвечает на вопросы учеников.

Анализируют формулировку правила (понятия),

данную в учебнике.

Выполняют задание.

опорой на

визуализацию.

Строить

монологические

высказывания

VII.

Физкультми

нутка для

глаз

Презентация физкультминутки для глаз.

Дети следят глазами за движениями предметов

Осуществляют

профилактику

утомления

VIII.

Первичное

закрепление

знаний.

(упражнение

208).

Задает вопросы. Комментирует и корректирует

ответы. Наблюдает за работой учащихся.

Помогает, при необходимости проверяет ответы.

Комментирует ход решения.

– Прочитайте. Вспомните признаки, по которым

можно определить дательный падеж имени

существительного. (Дательный падеж имени

существительного можно определить по

вопросам, по предлогам «по», «к» (которые

употребляются только с существительными в

дательном падеже) и по окончаниям.)

– Как проверить написание безударного окончания

имени существительного в дательном падеже?

Выполняют дидактические упражнения, отвечают

на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют

новые знания на новом языковом материале.

Выполняют аналитические упражнения.

Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

В ы в о д: ударные и безударные окончания у имен

существительных в дательном падеже пишутся

одинаково. Имена существительные в дательном

падеже в предложении являются второстепенным

членом.

Осознанно и

произвольно строить

речевое

высказывание в

устной форме,

обосновывать свое

мнение.

Осуществлять

контроль

по результату

Работа

по учебнику

(упражнение

209)

– Прочитайте. Обсудите, справедливы ли эти

слова. О чем заставляют они нас задуматься?

(Только добром можно добиться хорошего для

себя и других.)

Спишите. Укажите имена существительные в

форме дательного падежа единственного числа.

Выделите их окончания. Почему окончания у имен

существительных в дательном падеже разные?

Работают в парах. Записывают высказывание,

указывают имена существительные в форме

дательного падежа единственного числа.

Выделяют их окончания. (См. РМ, Приложение 3.)

В ы в о д: в дательном падеже имена

существительные имеют разные окончания: в 1-м

склонении окончание -е, во 2-м склонении – -у, -ю,

в 3-м склонении -и

IХ.

Дальнейшая

работа

по

закреплению

и обобщению

приобретён-

ных знаний и

умений.

Работа

по учебнику

(упражнение

210).

Х.

Физкультми

нутка

ХI. Работа в

парах и

групповая

работа

ХII.

Самостоя-

тельная

работа

Организует дискуссию, выслушивает мнения,

подводит итог.

– Прочитайте. Объясните, одинаковые ли

окончания будут у имен существительных, данных

в скобках, в форме дательного падежа.

– Запишите, ставя имена существительные из

скобок в форму дательного падежа. Укажите

склонение, выделите окончание.

-Поясните смысл любой из пословиц.

Учитель применяет презентацию

физкультминутки

- Соберите из слов пословицу, найдите в ней слова,

которые стоят в дательном падеже, выделите

окончание и определите склонение

Определите, в каких словосочетаниях

существительное употреблено в дательном падеже.

Если слово в дательном падеже – обводите букву в

столбике.

А

нырнул в воду

М

иду по дороге

К

пишу сочинение

Б

привез на берег

О

бежать к маме

Ж

подарок от дочери

Обобщают способы действия по правилу,

применяют на практике алгоритмические

предписания, инструкции. Выполняют аналитико-

синтетические упражнения, работу со словарями.

– Окончания будут разные, так как имена

существительные относятся к разным склонениям.

Записывают пословицы, раскрывают скобки.

Повторяют и выполняют движения героев под

музыку песни.

Дети складывают из слов пословицу и находят

имена существительные в дательном падеже,

выделяют окончание и определяют склонение

Дети определяют в каких словосочетаниях

существительное употреблено в дательном падеже.

Строить понятные

для собеседника

высказывания.

Аргументировать

свою точку зрения.

Осуществлять

анализ с целью

нахождения

соответствия

заданному эталону

Осуществляют

профилактику

утомления

Л

гулять по парку

Е

сидеть под деревом

Ц

сижу за партой

О

подарить Коле

М

читал книгу

Д

плыл по реке

Н

рассказал о празднике

Е

подъехал к дому

Ц

купил другу

Какое слово у вас получилось, когда вы

обвели все буквы.

- Молодцы ребята, вы без ошибок выполнили

проверочную работу.

ХIII. Итог

урока.

Рефлексия

Подвести итог урока нам поможет

Дима, он выучил стихотворение,

послушайте его

-Я называюсь дательным,

Работаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я смогу сказать.

С предлогом «к» и «по» дружу,

Но и один гулять хожу

- Можно ли это стихотворение назвать

правилом в стихотворной форме? Запомните

его.

- На дорожке успеха оцените свои знания на

уроке.

Проводят самооценку, рефлексию

Осуществлять

самоконтроль

учебной

деятельности

ХIV.

Откройте дневники и запишите домашнее

Внимательно слушают, задают уточняющие

Осознавать,

Домашнее

задание

задание..

– Выполнить упражнение 211 в учебнике на

странице 114

вопросы

принимать,

сохранять учебные

задачи



В раздел образования