Автор: Казакова Татьяна Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ Барановская сш Населённый пункт: Ульяновская область,Николаевский р-н,с.Барановка Наименование материала: Конспект урока по русскому языку 3 кл Тема: "Родовые окончания имен существительных" Раздел: начальное образование
МОУ Барановская СОШ
Открытый урок.
Русский язык (3 класс)
ТЕМА:
« Родовые окончания имен
существительных »
Учитель: Казакова Т.Н.
Казакова Т.Н
Урок русского языка в 3 классе.
Тема:
Родовые окончания имен существительных.
Цели:
Формирование умений определять род им. существительного в тексте;
-во множественном числе;
Ознакомление с окончаниями существительных м.р., ж.р. и ср.р. в
ед.числе;
Развивать орфографическую зоркость; речь учащихся;
Умение пользоваться карточками в работе: индивидуально, в парах,
группой (подготовка к ЕГЭ)
Оборудование: доска, карточки с заданиями
Казакова Т.Н
Ход урока.
I.
Организационный момент – сообщение темы и целей урока.
II . Чистописание –
Повторение
III. 1)Разбор домашнего задания (выборочно)
2) Упражнение в определении рода им.существительных
(запишите отгадки, определите род)
IV. Работа по теме урока.
1)
Наблюдение над окончаниями имен существительных
Упр. 416.
2)
Игра «Составь букеты»
А) Разложить цветы в 3 вазы по родам:
Роза, тюльпан, сирень, нарцисс, ромашка, василек, пион.
Б) Разложить по родам овощи и фрукты:
Помидор, груша, слива, морковь, картофель, капуста.
Учитель: Молодцы! Думаю, что теперь каждому из вас по плечу
самостоятельная и очень ответственная работа.
(Учащимся предлагаются карточки с заданиями для индивидуальной или
парной работы)
Карточка №1
Задание: Определить род им. существительного, поставьте «+» в нужном
столбике.
Имя существительное
Учитель: С этим заданием, надеюсь, все справились?
А сейчас, ребята, начинается синтаксический шторм. Чтобы с ним справится,
надо составить красивое предложение по схеме:
сущ. гл. прил. сущ.
Дети рисуют красивый рисунок.
(Учащиеся составляют предложение. Лучшее записывается на доске и в
тетрадях, а затем проводится синтаксический разбор)
- Найдите существительные в предложении. На какие вопросы они отвечают,
какой у них род?
Следующее задание:
- Проверьте слова в столбиках, лишнее зачеркните.
Казакова Т.Н
КТО?
ЧТО ДЕЛАЮТ?
КАКОЙ?
ЧТО?
Ж.р.
Утка.
Жучка
Жилетка
Медаль
Таня
Дедушка
М.р.
Матрос
Виталлий
Конь
Мать
Десяток
Вова
Ср.р.
Утро
Дверь
Небо
Кино
Серебро
Варенье
- Со всеми заданиями вы справились, теперь подведем итог нашего урока.
Так какие же существительные относятся к ж.р., м.р. и ср.р. и какие при этом
могут менять окончания.
Для этого мы выполним задание по группам.
Карточка №2
Задание: Соединить линиями признаки существительных и их род к которому
они относятся:
Средний род.
Женский род.
Мужской род.
- Достаточно ли для определения рода знать только окончание
существительного?
(Нет, т.к. –а, -я, есть и в м.р.и в ж.р.)
-Понравилось ли вам на уроке?
- О чем вы могли бы рассказать дома?
-Урок окончен.
Казакова Т.Н
К этому роду относятся имена существительные,
к которым можно поставить слова - он, мой;
имеют окончание - а, -я, -и, -ь, [ ].
К этому роду относятся имена существительные,
к которым можно поставить слова - оно, моё;
имеют окончание - о, - е.
К этому роду относятся имена существительные,
к которым можно поставить слова - она, моя;
имеют окончание - а, -я, -ь.