Автор: Смирнова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР - детский сад №27 "Росинка"
Населённый пункт: г. Ступино, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Социальное партнерство образовательной организации: содержание и технологии управления
Раздел: полное образование
Социальное партнерство образовательной организации: содержание и
технологии управления
В широком смысле социальное партнерство рассматривается нами как
совместная коллективная деятельность различных социальных групп, которая
приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками эффектам.
Важнейшим
направлением
модернизации
российского
образования
является
преодоление
цеховой
замкнутости
отрасли
образования,
преобразование
образовательных
институтов
различного
масштаба
в
открытые
социально
образовательные
системы,
деятельность
которых
направлена на решение актуальных экономических, социальных, культурных
проблем
муниципалитета,
региона,
России
в
целом.
Открытость
образовательного
учреждения
выражается
в
построении
системы
социального
партнерства,
кооперативных
связей
с
другими
сферами
общества: органами власти, бизнесом, учреждениями образования, культуры
и науки, направленной на взаимовыгодное сотрудничество в тактическом и
стратегическом
плане,
совместную
деятельность
образовательного
учреждения
и
социальных
партнеров.
Система
социального
партнерства
обеспечивает
как
поступательное
развитие
самого
образовательного
учреждения, так и качественное улучшение ситуации его кооперантов. Таким
образом, социальное партнерство образовательного учреждения качественно
отличается
от
иных
форм
взаимодействия:
шефства,
спонсорства,
попечительства. Его основная идея - взаимовыгодная кооперация, в которой
образовательное учреждение является полноправным партнером.
Это
означает
непосредственный
и
прямой
обмен
ресурсов,
привлекаемых
от
социальных
партнеров,
на
конкретные
результаты
деятельности
образовательного
учреждения.
Социальное
партнерство
не
ограничивается разовыми акциями, оно строится на взаимном доверии и
долгосрочной основе.
Проблему
социального
партнерства
исследовали
И.П.Смирнов,
А.Т.Глазунов,
Н.В.Лопатина,
Н.П.Борисова,
Р.И.Исаев,
К.А.Чугаев,
О.Е.Подвербных,
О.В.Еремеев,
Н.В.Олухов,
А.С.Борисов,
П.Бурдье,
Л.Г.Гуслякова, Е.Г.Калинкина, Н.З.Камалиев, А.В.Корсунов, Л.А.Луговской,
И.М.Реморенко и др.
В
исследованиях
традиционно
выделяются
следующие
формы
социального
партнерства
в
системе
начального
профессионального
образования:
-
партнерство
внутри
системы
образования
между
различными
группами данной профессиональной общности;
- партнерство, в которое вступают работники системы образования,
контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства;
- партнерство, которое инициирует система образования как особая
сфера
социальной
жизни,
делающая
вклад
в
становление
гражданского
общества.
Социальное партнерство позволяет действовать эффективно и успешно,
имея
в
виду
приоритетную
перспективу,
общую
для
всех
партнеров,
эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием
своей
ответственности.
Такая
деятельность
оказывается
наиболее
эффективной
и
экономичной
для
партнеров,
в
том
числе
и
в
системе
образования.
Система
начального
профессионального
образования
России
испытывает в настоящее время колоссальные проблемы в своем развитии.
Прежде
всего,
отсутствует
четко
выраженный
государственный
и
региональный
заказ
на
подготовку
выпускников.
Уст аревшие
квалификационные требования и номенклатура специальностей приводят к
рекламациям со стороны работодателей по отношению к уровню и качеству
подготовки
выпускников.
Все
это
обуславливает
необходимость
прямого
взаимодействия между учреждениями НПО и экономическими, социальными
и иными структурами, которые могут помочь в формировании точного заказа
на выпускников. Ситуация осложняется тем, что реальными заказчиками
кадров
являются
руководители
предприятий
и
фирм
различных
форм
собственности, которые вследствие постоянно меняющейся экономической
ситуации
не
могут
разработать
долгосрочный
прогноз
востребованности
профессий и соответствующий кадровый заказ. Становится понятным, что
разработка
регионального
заказа
на
начальное
профессиональное
образование не может ограничиться деятельностью только государственных
структур. Решение этой проблемы требует совместной деятельности органов
управления
образованием,
службы
занятости,
учреждений
НПО
и СПО,
представителей работодателей различных форм собственности.
Исследование практики социального партнерства в системе начального
профессионального
образования
свидетельствует,
что
образовательные
учреждения, имеющие высокий уровень качества образования, добиваются
этого
не
только
за
счет
внутренних
факторов
повышения
уровня
образованности
учащихся,
но
и
использования
возможностей
субъектов
рынка
труда,
а
также
государственных
и
общественных
структур,
заинтересованных
лиц
(органов
власти,
предприятий, преподавателей,
учащихся, родителей).
К
внутренним
факторам
повышения
качества
образования
можно
отнести: эффективность управления образовательным процессом, уровень
требований
в
учебном
процессе,
эффективность
проведения
всех
форм
учебных занятий, мотивацию учащихся к учебе, использование современных
технологий, опирающихся на развитие познавательного интереса к учению,
наличие системы педагогической диагностики образовательного учреждения
и др.
Ч т о
к а с а е т с я
с о ц и а л ь н о го
п а р т н е р с т в а ,
т о
в
с и с т е м е
профессионального
образования
оно
является
важнейшим
фактором,
влияющим на его качество, поскольку позволяет включить в организацию
педагогического
процесса
главных
потребителей
образовательных
услуг,
имеющих
свои
интересы,
свои
представления
о
задачах
и
роли
профессионального образования, его качестве.
Понятие качества базируется на социальном контексте его понимания.
Объект
обладает
качеством,
если
его
свойства
отвечают
ожиданиям
потребителя,
пользователя,
т.е.
качество
есть
мера
удовлетворения
потребностей
(установленных
или
предполагаемых).
Главным
критерием
эффективности
социального
партнерства
в
сфере
профессионального
образования
является
такая
качественная
характеристика
ка к
востребованность
выпускников
на
рынке
труда,
выражающаяся
через
следующие
показатели:
процент
трудоустройства,
качество
предлагаемой
работы, длительность закрепления на рабочем месте.
В профессиональном образовании выделяют три уровня социального
партнерства:
-
формирование
и
исполнение
образовательного
заказа,
где
дается
оценка
качества
профессиональной
подготовки
специалиста
(исходя
из
требований ГОС);
- трудоустройство выпускников, где оценивается сформированность у
работника компетенций: ключевых, профессиональных, специальных;
- адаптация молодого специалиста и его карьерный рост.
Анализ теории и практики социального партнерства позволил выделить
следующие
противоречия
в
системе
начального
профессионального
образования:
-
между
объективной
потребностью
в
смещении
акцента
на
государственно-общественную экспертизу качества образовательных услуг в
начальном
профессиональном
образовании
и
преимущественной
ориентацией существующей практики на внутреннюю оценку качества;
-
между
современными
требованиями
работодателей
к
уровню
и
качеству подготовки выпускников и неразработанностью проблемы внешней
оценки качества начального профессионального образования;
- между накопленным опытом социального партнерства в начальном
профессиональном
образовании
и
неразработанностью
теоретических
аспектов его реализации как фактора повышения качества образования.
На
основании
вышеизложенного
была
определена
проблема
исследования: при наличии каких организационно-педагогических условий
социальное партнерство оказывает положительное влияние на качественную
подготовку
выпускников
в
системе
начального
профессионального
образования и выступает в роли фактора повышения качества начального
профессионального образования.
Научная новизна состоит в выявлении существующих недостатков работы отдела кадров в организации и разработка рекомендаций по устранению выявленных недостатков. Анализ теоретических аспектов деятельности кадровой службы предприятия, актуализирует проблему совершенствования учета персонала. Особенно важным моментом является