Напоминание

Голосо-речевая нагрузка воспитателя


Автор: Патрушева Любовь Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Калинка"
Населённый пункт: пгт Красная Поляна Вятскополянский район Кировская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Голосо-речевая нагрузка воспитателя
Раздел: дошкольное образование





Назад




Голосо-речевая нагрузка воспитателей и пути её

оптимизации

Подготовила учитель-логопед: Патрушева Л.В.

Речевое общение в деятельности педагога является основным средством

реализации задач обучения и воспитания. Рабочие инструменты воспитателя –

это речь и голос. Именно с их помощью происходит коммуникативное

взаимодействие между педагогом и другими участниками воспитательно-

образовательного процесса.

В дошкольном возрасте ребенок только начинает овладевать произносительными,

лексическими и грамматическими нормами родного языка, его голосовой аппарат

находится на стадии развития. Он легко перенимает как правильную, так и

нарушенную речь окружающих взрослых. Таким образом, дошкольник требует

особого внимания к своей речи и достойного примера для подражания.

Дети быстро привыкают к определенному стилю педагогического руководства и

речевого поведения воспитателя. Четкая, эмоциональная, грамотная,

выразительная речь педагога оказывает позитивное влияние на формирование

коммуникативных навыков дошкольников, а крикливый, визгливый голос создает

неблагоприятный эмоциональный климат в группе детского сада и снижает

эффективность воспитательно-образовательного процесса.

В каждом дошкольном учреждении предусмотрен определенный режим дня,

подразумевающий рациональное распределение во времени различных видов

деятельности и отдыха детей. Следовательно, данный режим определяет и

интенсивность голосо-речевой и обще профессиональной нагрузки воспитателя в

течение дня.

Изменение голосо-речевой нагрузки воспитателя в разные режимные

моменты.

Рабочий день воспитателя начинается с приёма детей. В данный момент

воспитатель формирует у детей положительный настрой, организует игровую

деятельность, общается с их родителями. Благозвучная, грамотная, спокойная

речь воспитателя обеспечивает доброжелательную обстановку в группе с первых

минут пребывания в ней ребенка, помогает вызвать у родителей позитивное

отношение к детскому саду. После приема следуют другие режимные моменты. И

каждый режимный момент предъявляет определенные требования к голосо-

речевым возможностям воспитателя. Например, проведение гимнастики требует

от педагога умения хорошо координировать речь и движение.

Во время приема пищи воспитателю приходится постоянно менять силу и

интенсивность своего голоса: то шепотом обращаться к кому-либо из

воспитанников, чтобы не отвлекать всю группу, то громко напоминать правила

поведения за столом.

Во время проведения занятий резко увеличивается голосо-речевая нагрузка

воспитателей ( на некоторых занятиях она составляет до 85%).Голосо-речевая

нагрузка воспитателя многократно увеличивается при подготовке к различным

мероприятиям, утренникам. Ведь именно воспитателю приходится разучивать с

детьми стихи и песни и показывать своим примером, как необходимо выступать

перед зрителями. Осиплость, монотонность, нечеткость речи непозволительны.

Голосо-речевая нагрузка педагога возрастает и при возникновении в группе

внештатных ситуаций (конфликты между детьми, стойкие нежелания выполнять

инструкции воспитателя и др.)

Таким образом, общение педагога с воспитанниками непрерывно и разнообразно.

Оно сопровождает все виды деятельности дошкольников на протяжении всего

времени пребывания их в ДОУ, и если воспитатель недостаточно владеет своим

голосом, то в конце дня его речь становится то хриплой или сиплой, то непомерно

тихой, вплоть до шепота, то крикливой, срывающейся, грубой, неприятной для

слуха окружающих. Отсутствие в речи воспитателей должной мелодичности и

полётности делают её монотонной и невыразительной.

Специальные упражнения для укрепления голоса

воспитателей

На что именно должны быть направлены упражнения?

На снятие голосового и общего напряжения;

Развитие фонационного (речевого) дыхания;

Формирование правильных, физиологичных навыков голосообразования и

голосоведения;

Развитие артикуляционного аппарата;

Совершенствование мелодико-интонационной организации речи.

Остановимся подробнее на некоторых комплексах специальных упражнений.

Снимаем напряжение и укрепляем голос. Упражнения для снятия мышечного

напряжения и укрепления голоса воспитатели могут выполнять самостоятельно, и

при достаточном уровне овладения ими включать в занятия с детьми.

Для лучшего звучания голоса и приведение его в рабочее состояние в начале дня

можно провести вибрационный массаж гортани («мычание» с одновременным

постукиванием кончиками пальцев по лицу и шее в определенных направлениях).

Эти упражнения настраивают голосо-речевой аппарат на звучание, активизируют

лицевую мускулатуру, улучшают мимику лица.

Выполняем дыхательную гимнастику. Методик развития фонационного

дыхания много. Правильное речевое дыхание характеризуется коротким вдохом и

длинным выдохом. Поэтому большинство упражнений направлено на

формирование длительного плавного выдоха. Сначала необходимо научиться

делать быстрый вдох и плавный долгий выдох через нос, а затем вдыхать носом и

выдыхать ртом. Многие упражнения можно включать в занятия с детьми,

используя игровые приёмы. Для развития дыхания также подходит

парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. Парадокс её

заключается в том, что внимание акцентируется не на выдохе, а на вдохе. Выдох

как бы уходит в промежутке между двумя вдохами.

Осваиваем артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика – это

совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц

артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и

дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Её цель – выработка четкости, правильности движений органов

артикуляционного аппарата и умения координировать его работу с системами

дыхания и голосообразования.

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики включает: упражнения для

губ, щек, мышц глотки и мягкого нёба, нижней челюсти, языка, гортани и мышц

шеи.

Знакомимся с упражнениями на развитие высоты, силы и тембра голоса.

Высота и сила голоса – составляющие его выразительности. Большинство

упражнений заключается в произнесение слов или фраз на различной высоте или

силе голоса. Цель их в том, чтобы педагог попробовал говорить громче, тише,

более высоким или более низким голосом и определил, какое звучание наиболее

удобно именно для него. (слайд 8)

Тембр

индивидуальная

окраска

голоса,

которая

зависит

от

строения

и

особенностей функционирования голосо-речевой системы конкретного человека.

Упражнения

на

развитие

тембра

позволяют

выработать

звонкость

голоса,

устранить мешающую свободному голосотечению мышечную зажатость, а также

способствуют выработке ровности, гибкости голоса.(слайд 9)

При

выполнении

всех

упражнений

необходимо

соблюдать

осторожность

и

постепенность. Необязательно выполнять все упражнения комплекса, достаточно

2-3 из каждого раздела, которые удобны и доступны. Не следует выполнять те

упражнения,

которые

не

получаются

или

вызывают

неприятные

ощущения.

Тренировки по развитию дыхания и голоса должны быть регулярными.



В раздел образования