Автор: Патрушева Любовь Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Калинка"
Населённый пункт: пгт Красная Поляна Вятскополянский район Кировская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Голосо-речевая нагрузка воспитателя
Раздел: дошкольное образование
Голосо-речевая нагрузка воспитателей и пути её
оптимизации
Подготовила учитель-логопед: Патрушева Л.В.
Речевое общение в деятельности педагога является основным средством
реализации задач обучения и воспитания. Рабочие инструменты воспитателя –
это речь и голос. Именно с их помощью происходит коммуникативное
взаимодействие между педагогом и другими участниками воспитательно-
образовательного процесса.
В дошкольном возрасте ребенок только начинает овладевать произносительными,
лексическими и грамматическими нормами родного языка, его голосовой аппарат
находится на стадии развития. Он легко перенимает как правильную, так и
нарушенную речь окружающих взрослых. Таким образом, дошкольник требует
особого внимания к своей речи и достойного примера для подражания.
Дети быстро привыкают к определенному стилю педагогического руководства и
речевого поведения воспитателя. Четкая, эмоциональная, грамотная,
выразительная речь педагога оказывает позитивное влияние на формирование
коммуникативных навыков дошкольников, а крикливый, визгливый голос создает
неблагоприятный эмоциональный климат в группе детского сада и снижает
эффективность воспитательно-образовательного процесса.
В каждом дошкольном учреждении предусмотрен определенный режим дня,
подразумевающий рациональное распределение во времени различных видов
деятельности и отдыха детей. Следовательно, данный режим определяет и
интенсивность голосо-речевой и обще профессиональной нагрузки воспитателя в
течение дня.
Изменение голосо-речевой нагрузки воспитателя в разные режимные
моменты.
Рабочий день воспитателя начинается с приёма детей. В данный момент
воспитатель формирует у детей положительный настрой, организует игровую
деятельность, общается с их родителями. Благозвучная, грамотная, спокойная
речь воспитателя обеспечивает доброжелательную обстановку в группе с первых
минут пребывания в ней ребенка, помогает вызвать у родителей позитивное
отношение к детскому саду. После приема следуют другие режимные моменты. И
каждый режимный момент предъявляет определенные требования к голосо-
речевым возможностям воспитателя. Например, проведение гимнастики требует
от педагога умения хорошо координировать речь и движение.
Во время приема пищи воспитателю приходится постоянно менять силу и
интенсивность своего голоса: то шепотом обращаться к кому-либо из
воспитанников, чтобы не отвлекать всю группу, то громко напоминать правила
поведения за столом.
Во время проведения занятий резко увеличивается голосо-речевая нагрузка
воспитателей ( на некоторых занятиях она составляет до 85%).Голосо-речевая
нагрузка воспитателя многократно увеличивается при подготовке к различным
мероприятиям, утренникам. Ведь именно воспитателю приходится разучивать с
детьми стихи и песни и показывать своим примером, как необходимо выступать
перед зрителями. Осиплость, монотонность, нечеткость речи непозволительны.
Голосо-речевая нагрузка педагога возрастает и при возникновении в группе
внештатных ситуаций (конфликты между детьми, стойкие нежелания выполнять
инструкции воспитателя и др.)
Таким образом, общение педагога с воспитанниками непрерывно и разнообразно.
Оно сопровождает все виды деятельности дошкольников на протяжении всего
времени пребывания их в ДОУ, и если воспитатель недостаточно владеет своим
голосом, то в конце дня его речь становится то хриплой или сиплой, то непомерно
тихой, вплоть до шепота, то крикливой, срывающейся, грубой, неприятной для
слуха окружающих. Отсутствие в речи воспитателей должной мелодичности и
полётности делают её монотонной и невыразительной.
Специальные упражнения для укрепления голоса
воспитателей
На что именно должны быть направлены упражнения?
На снятие голосового и общего напряжения;
Развитие фонационного (речевого) дыхания;
Формирование правильных, физиологичных навыков голосообразования и
голосоведения;
Развитие артикуляционного аппарата;
Совершенствование мелодико-интонационной организации речи.
Остановимся подробнее на некоторых комплексах специальных упражнений.
Снимаем напряжение и укрепляем голос. Упражнения для снятия мышечного
напряжения и укрепления голоса воспитатели могут выполнять самостоятельно, и
при достаточном уровне овладения ими включать в занятия с детьми.
Для лучшего звучания голоса и приведение его в рабочее состояние в начале дня
можно провести вибрационный массаж гортани («мычание» с одновременным
постукиванием кончиками пальцев по лицу и шее в определенных направлениях).
Эти упражнения настраивают голосо-речевой аппарат на звучание, активизируют
лицевую мускулатуру, улучшают мимику лица.
Выполняем дыхательную гимнастику. Методик развития фонационного
дыхания много. Правильное речевое дыхание характеризуется коротким вдохом и
длинным выдохом. Поэтому большинство упражнений направлено на
формирование длительного плавного выдоха. Сначала необходимо научиться
делать быстрый вдох и плавный долгий выдох через нос, а затем вдыхать носом и
выдыхать ртом. Многие упражнения можно включать в занятия с детьми,
используя игровые приёмы. Для развития дыхания также подходит
парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. Парадокс её
заключается в том, что внимание акцентируется не на выдохе, а на вдохе. Выдох
как бы уходит в промежутке между двумя вдохами.
Осваиваем артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика – это
совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц
артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и
дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Её цель – выработка четкости, правильности движений органов
артикуляционного аппарата и умения координировать его работу с системами
дыхания и голосообразования.
Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики включает: упражнения для
губ, щек, мышц глотки и мягкого нёба, нижней челюсти, языка, гортани и мышц
шеи.
Знакомимся с упражнениями на развитие высоты, силы и тембра голоса.
Высота и сила голоса – составляющие его выразительности. Большинство
упражнений заключается в произнесение слов или фраз на различной высоте или
силе голоса. Цель их в том, чтобы педагог попробовал говорить громче, тише,
более высоким или более низким голосом и определил, какое звучание наиболее
удобно именно для него. (слайд 8)
Тембр
–
индивидуальная
окраска
голоса,
которая
зависит
от
строения
и
особенностей функционирования голосо-речевой системы конкретного человека.
Упражнения
на
развитие
тембра
позволяют
выработать
звонкость
голоса,
устранить мешающую свободному голосотечению мышечную зажатость, а также
способствуют выработке ровности, гибкости голоса.(слайд 9)
При
выполнении
всех
упражнений
необходимо
соблюдать
осторожность
и
постепенность. Необязательно выполнять все упражнения комплекса, достаточно
2-3 из каждого раздела, которые удобны и доступны. Не следует выполнять те
упражнения,
которые
не
получаются
или
вызывают
неприятные
ощущения.
Тренировки по развитию дыхания и голоса должны быть регулярными.