Напоминание

Эстетическое воспитание дошкольников в условиях детского сада


Автор: Комлева Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Частное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 221 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: г. Иркутск Иркутская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Эстетическое воспитание дошкольников в условиях детского сада
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «Эстетическое воспитание дошкольников в условиях детского сада

».

Автор: Комлева Елена Николаевна – воспитатель частного дошкольного

образовательного учреждения детский сад № 221 ОАО «РЖД» города

Иркутска, Иркутской области

Педагогическая наука определяет эстетическое воспитание как

развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в

жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в

преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к

художественной деятельности и развитие творческих способностей.

Эстетическое воспитание – целенаправленное систематическое

воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть

формирования эстетических восприятий, суждений, вкусов, чувств,

эстетического сознания, правильного понимания прекрасного в

действительности и в искусстве; развитие эстетических потребностей и

интересов, способностей к творческому участию в преобразовании жизни по

законам красоты. Эстетическое развитие – это длительный процесс

становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и

эстетической деятельности личности. Вопросами эстетического воспитания

дошкольников занимались такие ученые как Г. Рошаль, В. Шацкая, М. Румер,

Н. Преображенский, Н. Доломанова и др.

Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами

воспитания. Оно усиливает воспитательный эффект других сторон

воспитания через формирование эстетических чувств, эстетической

отзывчивости, начальных эстетических и этических понятий и оценок. Все

это обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию детей.

На основе базовой программы воспитания и обучения детей в детском саду

были выделены задачи:

воспитывать художественный вкус;

эстетику поведения;

развивать творческие способности;

научить познавать окружающий мир поисково-исследовательским

методом.

Методы эстетического воспитания очень разнообразны, зависят от многих

условий: объема и качества художественной информации, форм организации

и видов деятельности, возраста ребёнка. Применяем три основные группы

методов – наглядные, словесные и практические, которые используются

комбинированно, в определенном сочетании.

Что же определяет выбор метода? Это, естественно, источник знаний, вид

деятельности и поставленные конкретные учебные задачи, учёт возрастных

особенностей детей, уровня подготовки, мастерства и способностей

воспитателя.

Знания о различных видах искусства детям прививают уже с раннего

возраста. Декоративные игрушки, картинки, музыка, книги входят в жизнь

ребёнка очень рано. Старшим дошкольникам сообщаются знания не только о

видах, но и о жанрах изобразительного, литературного, музыкального

искусства. В разделе «Изобразительное искусство» нужно рассказывать о

книжной иллюстрации, эстампе, живописи, скульптуре, аппликации,

декоративно – прикладном, народном искусстве, пейзаже, натюрмортах,

портрете т. д. У детей формируются представления о различных

выразительных средствах (в скульптуре, например, это поза, жест, движения

т. п.).

Большое значение должно придаваться и формированию у детей

элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной,

рассказах, сказках, фольклоре, поговорках, загадках, выразительных

средствах литературных произведений (лирических, героических,

юмористических т д.).

Ответственность за возникновение эстетических представлений и

чувств ребенка является величайшей и лежит на круге его первичных

контактов - родителях и ближайших родственниках. Это, основание его

эстетической культуры и оно должно быть заложено педагогически

грамотными родителями, важен характер их эстетических требований,

культурные условия семьи.

Широкие интересы к искусству, потребности в контакте с

эстетическими проявлениями искусства в жизни относятся к социальным

критериям эстетической воспитанности. В социальном смысле эстетическая

воспитанность проявляется в совокупности отношения и поведения ребенка.

Свидетельства степени эстетической воспитанности ребенка - это его

отношения к людям в личной и общественной жизни, поступки, трудовая

деятельность, отношение его к своему внешнему виду.

Эстетическая воспитанность формируется на целостности развитых

природных сил, эмоционального чувствования, способностей восприятия,

воображения, художественно - эстетической образованности - от этого

зависит творческая индивидуальность, эстетическое отношение к искусству,

своему поведению и к самому себе, к окружающему. Умение любоваться

красотой, какими - либо явлениями в жизни и искусстве - это важный

признак эстетической воспитанности. Иногда, наблюдая за ребенком в

картинных галереях или выставках, можно увидеть, как дети лишь бегло

просматривают картины, не задерживаясь надолго, не останавливаясь, чтобы

полюбоваться. Это говорит об отсутствии эстетической воспитанности, т. к.

недостает важнейшего элемента эстетического отношения - любования.

Эстетическую воспитанность характеризует способность к глубокому

переживанию чувств - духовное наслаждение, чувство отвращения, чувство

юмора, иронии, чувство гнева, страха, сострадания.

Оценить эстетический уровень и степень развития художественного

вкуса помогут несколько критериев. Они подразделяются на

психологические, педагогические и социальные:

- психологические - измеряются способности детей отражать

воображаемые художественные образы и воспроизводить их. Степень

развития психических процессов можно определить по тому насколько

эмоционально реагирует ребенок на произведения искусства;

- педагогические - художественный вкус проявляется в ценности

выбираемых произведений искусства для собственного удовольствия, в

оценивании явлений жизни и искусства, в продуктах их творческой

деятельности. С опорой на педагогические критерии можно узнать уровень

художественно - образного мышления. Оригинальное мастерство,

соединенное с импровизацией, свидетельствуют о высоком уровне

эстетической воспитанности;

- социальные - проявляются в комплексе отношений и поведения детей.

Если у ребенка присутствует широкий интерес к разным видам искусства,

большая потребность в контакте с эстетическими явлениями жизни, то

можно говорить о высокой степени эстетической воспитанности.

Эстетическое развитие находится на важном месте в процессе воспитания, на

нем воспитываются эстетические качества человека, и личности в целом -

духовные потребности, нравственные идеалы, миропонимание. Эти стороны

человека формируются под влиянием разных причин. Природа, труд,

окружающая среда: семья, отношения между людьми,- все имеет

воспитательное значение, все это может быть прекрасным. Искусство - тоже

средство эстетического воспитания как ведущий выразитель «прекрасного».

Влияние прекрасного на личность может происходить спонтанно и

целенаправленно. Важную роль при этом играет детский сад.

Литература

1.Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов

педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК - М.:

Прометей, Юрайт, 1998. - 464 с.

2.Сборник статей "Эстетическое воспитание в детском саду", под ред. Н.А.

Ветлугиной, М., 1978.

.Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Учебное

пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.А.

Дубровская, Т.А. Казакова, Н.Н. Юрина и др. Под ред. Е.А. Дубровской, С.А.

Козловой. М., издательский центр «Академия». 2002 - 256 с.

.Казанова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие

дошкольников. М., 1983.

.Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А.

Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.:

Мозаика - Синтез, 2005. - 208 с.

.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.

Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А.

Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3e, переработанное. 244 c. СПб.: Детство-

Пресс, 2004.

.Творчество: Программа художественно - эстетического воспитания и

развития детей в детском саду / А.И. Смоляр, П.П. Барынкин, В.П. Юрикова,

Т.С. Слесарева и др. Самара: Издательство СамГПУ, 1998. - 92 с.



В раздел образования