Напоминание

Социально - трудовая реабилитация


Автор: Позолотин Андрей Владимирович
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Орловское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением закрытого типа"
Населённый пункт: г. Орлов, Кировская область
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта
Тема: Социально - трудовая реабилитация
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Социально - трудовая реабилитация

«Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и

значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим» ( Сухомлинский

В.А.)

Оптимальное решение вопроса «кем быть?», поиском которого неизбежно приходится

заниматься

каждому

человеку

на

определенном

этапе

возрастного

социального

развития,

является жизненно важным не только для него лично, но

и для общества в целом. Помочь

молодому поколению в его профессиональном самоопределении призвана профессиональная

ориентация.

Так как основной целью функционирования образовательного учреждения для детей и

подростков

с

девиантным

поведением

закрытого

типа

является

организация

условий

для

успешной

реабилитации

обучающихся,

то

за

период

пребывания

ребенка

в

специальном

учреждении важно сформировать у него самые разнообразные компетенции, но, на наш взгляд,

основными

из них, призванными развиваться именно в рамках учебно- производственного

процесса и внеклассной деятельности учебно- производственной части, являются:

профессиональные и общепрофессиональные компетенции и

социально - трудовые компетенции.

Профессионально-

трудовая

реабилитация

это

формирование

профессионально-

трудового статуса воспитанников, позитивного отношения к трудовой деятельности, ориентация

в выборе профессии.

Современная

модель

реабилитации

основана

на

деятельностном

(или

практикоориентированном) подходе. То есть образовательный процесс должен быть построен

на реальной практике.

Деятельностно - компетентностный подход предполагает, что приобретаемые знания

преобразуются в

умения, затем

в

навыки, которые перерастают в опыт

практической

деятельности.

Основное направление, при реализации которого не обойтись без деятельностного

подхода, это - профессиональное обучение. Учащиеся в Орловском СУВУ обучаются с 14 лет

по следующим специальностям: токарь, слесарь механосборочных работ, штукатур- маляр,

столяр строительный, изготовитель художественных изделий из дерева, плодоовощевод. При

сроке обучения 10 месяцев учащиеся получают 2-й и 3-й рабочие разряды.

В процессе совершенствования умений и навыков, приобретения опыта практической

деятельности во время производственной практики учащиеся изготовляют востребованную

продукцию. Это табуреты, ручки к молоткам и топорища, пассатижи, молотки, резные изделия

из дерева, настольно-сверлильные станки 2М-112 и многое-многое другое.

Производственную

практику

обучающиеся

групп

СПО

по

профессии

слесарь,

проходят при училище, так как оно является

сборочной площадкой по выпуску настольно-

сверлильных

станков

2М112,

руководит

производственной

практикой

представитель

работодателя, также

руководитель практики назначается и

в Орловском СУВУ, становится

актуальным овладение учащимися умениями и навыками работы по сборке станков.

Сверлильный станок 2М112 является платформой для изучения учащимися наиболее

сложных станков, таких как токарно-винторезный и фрезерный станки, а также платформой для

отработки

навыков

и

приобретения

опыта

практической

деятельности

при

получении

практически всех профессий, реализуемых

в училище: и слесаря, и токаря, и столяра

строительного, и маляра.

Хочется отметить, что работа по сборке станка неотъемлимо связана с учебным

процессом,

учебно-производственной

деятельностью

учащихся,

которая

должна

быть

обязательно

направлена

на

результат.

Это

является

самым

убедительным

примером

востребованности своего труда. В выпуске настольно - сверлильного станка 2М-112 так или

иначе участвуют все учебные группы (токари точат детали, слесари изготавливают кожуха и

непосредственно занимаются сборкой станка из комплектующих деталей, маляры шпатлюют и

красят станки, столяры делают тару под готовые изделия). Кроме станков у каждой профессии

имеется свой перечень изделий:

столяры - табуреты, рукоятки к молоткам, топорищам, оконные и дверные блоки и т.д.,

слесари- пассатижи, головки молотков;

токари –стержни, винты, втулки, шкивы, муфты.

маляры и штукатуры выполняют декоративные ремонты помещений училища.

изготовители художественных изделий из дерева- полочки под цветы, разделочные

доски, маски ;

Важнейшей

особенностью

коллектива

является

его

открытость

социальным

контактам. На основе макаренковской идеи единства воспитания и жизни сегодня необходимо

включить в сферу воспитательного действия социум, окружающий детей, его экономические,

культурные и личностные аспекты.

Дать воспитанникам трудовые навыки и умения, сформировать профессиональные

компетенции – это еще не означает приготовить их к жизни, к труду. Последнее достигается

благодаря включению подростков в разнообразные виды коллективного общественно полезного,

в том числе производительного труда, который при педагогически правильной подготовке

является основным средством трудового воспитания.

В Орловском СУВУ каждое лето реализуется социальный проект «Летний трудовой

лагерь». К летним каникулам воспитанники получают определенные умения и навыки, знания,

необходимые им в работе, т.е. становятся специалистами по таким профессиям как столяр

строительный, штукатур – маляр, уже имея навыки строительных и отделочных работ, зная, как

работать со строительным материалом и умея выполнить определенную работу.

Из учащихся

в летний период образуют рабочие бригады, за каждой бригадой

закрепляют

мастера

производственного

обучения,

учащимся

доводится

информация

по

организации

летнего

трудового

лагеря,

проводятся

целевые

инструктажи

по

технике

безопасности, до учащихся доводится на каких объектах будет работать каждая бригада.

За

время

летнего

трудового

лагеря

учащимися

проводится

декоративный

ремонт

производственных мастерских, где они приобретают профессию; декоративный ремонт фасада

здания

полиции;

декоративный

ремонт

здания

сельской

администрации;

благоустройство

территории

Орловского

СУВУ;

благоустройство

улиц

города

Орлова:

побелка

деревьев,

бордюров,

покраска

заборов,

изготовление

и

устройство

металлических

урн,

уборка

близлежащих

улиц;

ремонтные

работы

городского

стадиона;

сооружение

цветников

из

природного камня для города Орлова.

Ежегодно в училище проводится конкурс «Лучший по профессии» среди учащихся.

Конкурс

проходит

в

несколько

этапов.

Теоретический

этап

олимпиада

по

предметам

теоретического обучения, неделя технологии: токари и слесари участвуют в викторине «Знай

наших» и игре «Счастливая шестеренка»; столяры участвуют в развивающем занятии «Что нам

стоит дом построить» и викторине «Страна мастеров»; маляры проявляют свои способности в

электронных играх «Кто хочет стать миллионером», «Крестики – нолики». Практический этап –

выполнение конкурсной практической работы по профессии. Конкурс на лучшее изделие на

тему

«Символ

года»

-

проводится

на

производстве

во

время

занятий

по

техническому

творчеству..

Месячник

заканчивается

заключительным

мероприятием

«Олимпиада

профессионалов», которое проходит в Центре дополнительного образования.

В концепции непрерывного воспитания детей в училище уделяется большое внимание

профессиональному становлению личности, где вся работа направлена на самореализацию

личности в

учебно – профессиональной деятельности, развитие стремления к осознанному

выбору

профессии,

отвечающей

способностям,

интересам

обучающихся

и

включает

формирование

у

них

представлений

о

рынке

труда,

востребованности

и

перспективах

профессии,

качествах

современного

профессионала,

профессиональную

компетентность

и

разностороннее развитие.

Для этого организуются экскурсии на предприятия области:

*ООО «Шахматы»;

*ОАО «Булочно – кондитерский комбинат»;

* Союз художников России – Народный художественный промысел «Дымковская

игрушка»;

*завод гончарных изделий поселок Просница.

В

Орловском

СУВУ,

воспитанники

опираясь

на

получение

специальных

теоретических знаний и профессиональной подготовки , развивают свои профессиональные

компетенции,

творческие

способности,

учатся

быть

самостоятельными.

в

образовательном

процессе учащиеся не только осваивают определенные методы и приемы работы, сложное

технологическое

оборудование,

но

и

открывают

себя

в

различных

видах

внеурочной

деятельности. Ежегодно учащиеся Орловского СУВУ участвуют во Всероссийском конкурсе

профессионального мастерства в Специальном профессиональном училище города Щекино

Тульской области.

Прежде чем выбрать представителей из учащихся на данный конкурс, в Орловском

СУВУ

проводится

внутриучилищный

конкурс,

который

выявляет

победителей:

будущих

участников

Всероссийского

конкурса.

В

2015

году

воспитанники

Орловского

СУВУ

в

номинации «столяр» заняли первое место, в номинации «токарь» третье место, в номинации

«слесарь» пятое место. В 2016 году

в номинации «столяр» заняли второе место.

Данные

конкурсы еще больше подтверждают правильный выбор профессионального самоопределения

учащихся СУВУ.

Под руководством старших товарищей

учащиеся Орловского СУВУ

разработали

социально – трудовой проект «Волонтерство – путь в профессию».

Данный проект позволяет

учащимся Орловского СУВУ

устранить выявленные

противоречия в подготовке их как специалистов в современных условиях и решить проблему

качества подготовки

выпускника удовлетворяющего

требованиям работодателя, которые

формулируются не только и не столько в формате « знаний» выпускников, сколько в терминах

способов деятельности ( умения, способность, готовность, практический опыт).

В рамках данного проекта учащимися

проводится

многочисленное количество

мероприятий: изготовление подарков к дню пожилого человека, к дню защитника отечества,

изготовление скворечников; посадка молодых саженцев; участие в акции «Чистый город»;

ремонтные работы на территории города Орлова( побелка, штукатурка).Проект рассчитан не на

один год, поэтому учащиеся решили участвовать во Всероссийском конкурсе социально –

трудовых проектов.

В рамках этого конкурса прошел конкурс сочинений «Как участие в проекте может

повлиять на мое будущее». Вот некоторые высказывания из сочинений воспитанника:

«…на производстве мастера постоянно говорят нам, что экономическое развитие

страны предъявляет новые , повышенные требования к социализации и профессионализации

личности рабочего, к формированию производственника нового типа, конкурентоспособного на

рынке труда. Сегодня работодатель предъявляет требования не к конкретным знаниям, а к

компетенциям работников… решающим фактором при трудоустройстве является наличие опыта

работы

по

профессии.

Для

моей

успешной

адаптации

недостаточно

подготовиться

к

профессиональной деятельности, вооружиться необходимыми профессиональными навыками и

умениями. Мне нужна еще и психологическая подготовка к самостоятельной работе, которую я

рассматриваю как важную ступень профессиональной зрелости. Поэтому для меня проект

«Волонтерство – путь в профессию» это – активизация всех моих способностей и качеств,

социального опыта, приобретенного в процессе обучения для достижения успеха в Одним из

факторов,

оказывающих

влияние

на

формирование

профессионального

самоопределения

подростков,

является

техническое

творчество.

Оно

может

рассматриваться

как

способ

самореализации

личности

и

одновременно

как

фактор

формирования

необходимых

для

творчества

личностных

качеств,

способов

деятельности,

которые

выступают

как

индивидуальная

совокупность,

обеспечивающая

успех

в

творческом

решении

любых

жизненных

задач,

в

то

числе

и

задач

профессионального

самоопределения.

В

учебных

мастерских

Орловского СУВУ во время занятий творческого мастерства учащиеся создают

много продукции, которая реализуется во время «Ярмарки ремесел».

Слесарные группы изготавливают молотки с квадратным бойком; токарные группы

изготавливают втулки №128 для сверлильного станка2М112; столярные группы изготавливают

рукоятки

для

молотков,

табуретки,

разделочные

доски;

малярная

группа

занимается

изготовлением изделий из гипса, разделочные доски с элементами декупажа, шпатлеванием и

грунтовкой кожухов; токарная группа готовит комплектующие детали для сверлильных станков

2М112.

Благодаря

этой

деятельности

обучающиеся

получают

углубленные

знания

об

окружающем мире, убеждаются в истинности выдвинутых ими теоретических предположений,

которые в процессе технического творчества подтверждаются или опровергаются практикой,

приобретают компетенции, включающие в себя способность:

*понимать сущность и социальную значимость профессий;

*организовывать собственную деятельность;

*принимать

решения

в

стандартных

и

нестандартных

ситуациях

и

нести

за

них

ответственность;

*осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного

выполнения конструкторских задач и личностного развития;

Как

показывает

многолетняя

педагогическая

практика

,

занятия

техническим

творчеством способствуют успешному овладению профессиональными знаниями и умениями и

становятся

основой

для

профессионального

самоопределения,

ориентации

и

мотивации

подростков к выбору профессии.

Список литературы.

1.

Профессиональная

ориентация

молодежи/А.

Д.

Сазонов,

Н.

И.

Калугин

–М.:

Высшая школа, 1989-272стр.

2.

Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов пед.

Ин-ов; под ред. А.Д. Сазонова . _ М.: Просвещение, 1988-223стр.

3.

Взаимодействие общеобразовательной школы и специальных учебных заведений

в

профессиональной

ориентации

молодежи:

Межвузовский

сборник

научных

трудов._

Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1984 г.стр.98

4.

Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для

студентов, - М.: Просвещение, 1988-272 стр.

5.

Профессиональная

ориентация

старших

школьников

в

процессе

трудового

обучения/Под ред. Канд. Пед. Наук В.А. Полякова, М.: Просвещение, 1972 г. -160стр.



В раздел образования