Автор: Зуев Михаил Николаевич
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Орловское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением закрытого типа"
Населённый пункт: г. Орлов, Кировская область
Наименование материала: методическая статья
Тема: Воспитательные возможности технического творчества на уроках производственного обучения
Раздел: среднее профессиональное
Зуев М.Н.- мастер производственного обучения
Воспитательные возможности технического творчества на уроках
производственного обучения
Подготовка рабочих кадров в условиях экономической реформы требует от
мастера п/о высокопрофессионального подхода.
Мне
было
интересно
приобщить
учащихся
к
овладению
современными
технологиями отделочно- строительных
работ и вызвать этим самым у них
желание
освоить
и
применять
эти
технологии
в
своей
производственной
практике.
Обучить
учащегося
устранению
дефектов
-
значит
научить
его
правильно при этом рассуждать. Вооружая учащегося самыми элементарными
трудовыми
умениями,
необходимо
также
уделить
внимание
и
развитию
их
мыслительных способностей.
Система проблемных упражнений основывается на концепции проблемного
обучения, которая делает реальной задачу развития мышления и творческих
способностей учащихся.
Наиболее
совершенствуют
квалификацию,
осваивают
профессию
и
приобщаются
к
рационализаторской
деятельности
те
учащиеся,
которые
занимались техническим творчеством еще до прихода в учебное заведение.
В связи с этим все большее внимание уделяется рассмотрению тех путей и
средств учебно-воспитательной работы, которые способствуют более успешному
развитию творческих технических способностей будущих молодых рабочих.
Воспитание
творческих
черт
личности,
характерных
для
рабочего
современного
производства,
неразрывно
связано
с
организацией
и
целенаправленным
педагогическим
руководством
техническим
творчеством
учащихся, которое рассматривается в качестве наиболее эффективного средства
развития таких его компонентов, как техническое мышление, пространственное
воображение и представление, конструкторская смекалка, умение применять
знания в конкретной проблемной ситуации и др.
Это объясняется тем, что характер деятельности накладывает свой отпечаток
на
воспитание
человека,
придает
ему
особую
направленность.
Так
специфическое
творческое
воспитание
определяет
и
своеобразный
способ
отношения человека к предметам, необходимый для данной деятельности. Это
отношение,
возникающее
в
процессе
творчества,
в
частности
технического,
характеризуется
повышенным
интересом
именно
к
технической
стороне
деятельности и установкой на ее изменение, улучшение.
В процессе творческой деятельности у учащихся постепенно вырабатывается
тенденция
обдумывания
вопроса,
где,
что
нужно
изменить,
улучшить,
совершенствовать.
Эта тенденция вызывает необходимость актуализировать имеющие знания,
сопоставить наблюдения, соотносить их с задачами, возникающими в процессе
творчества, мысленно представить предполагаемую конструкцию в виде общего
принципа или схемы. Это, в свою очередь, связано с активной деятельностью
воображения
и
со
своеобразной
интеллектуальной
работой,
требующей
конкретного выражения найденных решений в расчетах, чертежах, моделях и т.п.
В процессе творческого труда не только создаются какие-либо предметы, но и
наглядно
проявляются
оригинальные
особенности,
привносимые
самой
личностью.
Следовательно,
именно
творческая
деятельность
выступает
как
важный фактор формирования и развития творческих черт и качеств личности.
Для того, чтобы выделить педагогический аспект в определении технического
творчества подростков, в большинстве используемых определений прибегают к
уточнению
понятия
«новизна»,
которая
может
быть
объективной
или
субъективной,
т.е.
новизной
только
для
самого
учащегося.
Для
учащихся
достаточно, чтобы результат творческого решения был нов для самого подростка,
т.к. сопоставляет он его лишь с индивидуальным опытом. При таком понимании
новизны
формирование
технического
творчества
значительно
расширяется.
Творческой
становится
деятельность,
продукт
которой
может
быть
давно
известен
всем,
за
исключением
того,
кто
его
получает.
Получая
продукт,
обладающий признаком даже субъективной новизны, учащийся развивает свои
личностные качества и способности, необходимые для творческой деятельности.
Формирование
возможности
конструктивно-технологической
деятельности
учащихся обусловлены её характером. Успешность этой деятельности зависит от
развития пространственного представления, конструктивной смекалки, умения
применять технические знания в конкретной практической ситуации. Нередко
необходимо на глаз определить размеры помещений или разницу между ними -
для этого требуется хороший глазомер.
Для того, чтобы открыть новое (пусть даже для себя) в целом или отдельные
его
стороны,
осуществить
элементарный
расчёт
условий
работы
объекта,
учащемуся
необходима
конструкторская
смекалка.
Она,
в
свою
очередь,
неразрывна с техническим мышлением. Обнаружив знакомые черты в новом
объекте, учащийся вынужден поставить перед собой вопрос - с выполнением
каких функций они связаны и ответить на него. Для этого надо не просто назвать
объект, но и объяснить его устройство, назначение, область применения. А
предложить собственное конструктивное решение отдельных деталей или узлов
возможно лишь в результате определенных усилий, связанных с восприятием,
хорошей памятью, наблюдательностью и техническим мышлением.
Я
считаю,
для
конструирования
технических
объектов,
практическая
деятельность
учащихся
предполагает
осмысленное
применение
знаний,
полученных
при
изучении
предметов
профессионально-
технического
цикла.
Конструируя,
учащийся
дважды
выполняет
операции
мыслительной
деятельности.
Сначала
он
делает
это,
мысленно
решая
задачу.
Затем,
изготовляя
объект,
учащийся
мысленно
предварительно
намечает
последовательность технологических операций. Таким образом, необходимость в
процессе
конструирования
осуществлять
мыслительную
деятельность
при
разработке идеи и ее практической реализации выступает важной особенностью
конструирования, обеспечивающей развитие технического мышления учащихся.
Поскольку
конструирование
различных
предметов
быта,
моделей
и
макетов,
инструментов и приспособлений, учебно-наглядных пособий, является в училище
учебным, то весь творческий процесс имеет познавательный характер и находит
отражение в мыслительной и практической деятельности учащегося.
В
результате
соединение
в
конструктивно-технологической
деятельности
физического
и
умственного
труда
обеспечивает
формирование
умения
применять знания на практике, способствует прочности их усвоения. Все это
свидетельствует о значительных педагогических возможностях конструирования
для формирования у учащихся
технического мышления, пространственного
воображения, конструкторской смекалки, умения применять знания в конкретной
практической ситуации.
Наибольшие возможности для воспитания у учащихся творческих качеств
личности, развития технического творчества и подготовки к рационализаторской
деятельности открывает производственное обучение.
Во-первых,
потому,
что
в
отличии,
например,
от
занятий
по
технологии,
производственное обучение позволяет воспроизводить этапы конструирования,
не
только
связанные
с
умственной
деятельностью,
но
также
и
те,
которые
предполагают
практическое
изготовление
конструируемого
объекта.
Иными
словами, производственное обучение обеспечивает максимальный охват этапов
конструирования и соответствующих им видов деятельности.
Во-вторых,
в
отличие
от
кружковых
занятий,
посещаемых
лишь
частью
учащихся,
производственное
обучение
при
организации
конструирования
на
занятиях
обеспечивает
формирование
творческих
качеств
личности
соответственно у всех учащихся.
В
связи
с
этим
сколько
значительна
роль
и
ответственность
мастера
производственного
обучения
в
формировании
творческих
качеств
у
его
воспитанников.
Цели
развития
обусловлены
тем,
что
для
познавательных
процессов
в
юношеском возрасте характерно осознанное стремление к мышлению, радости
от преодоления трудностей. Следовательно, необходимо при раскрытии темы
составить цели развития мышления, формирования творческого отношения к
профессиональной деятельности. При развитии учащихся в процессе обучения
использую
упражнения
на
наблюдение,
сравнение,
доказательства,
анализ,
квалификацию, выделение причинно-следственных связей и др.
Повседневная жизнь, условия производства постоянно будут ставить молодых
рабочих перед трудностями, без преодоления которых невозможна активная
трудовая деятельность. Творческие упражнения позволяют научить учащихся
преодолевать эти трудности.
Мотивационные критерии, характеризующие посильную трудность системы
упражнений,
означают,
что
предлагаемые
учащимся
проблемные
задания
должны быть сложными, но в это же время доступными. Разрыв между новыми
задачами
и
подготовленностью
к
их
решению
должен
находиться
в
зоне
ближайшего развития учащихся.
Для
применения
разных
видов
упражнений
необходимо
использовать
определенные
способы
создания
проблемных
ситуаций.
Так,
для
технологических упражнений следует применять способы побуждения учащихся к
самостоятельному планированию процесса труда.
Работа
над
темой
«Использование
мастером
на
уроках
элементов
технического
творчества
позволила
мне
применить
систему
проблемных
упражнений в процессе обучения, способствующих развитию:
положительной мотивации учащихся;
их мыслительной деятельности и творческого потенциала;
самостоятельности в решении проблемных ситуаций.
Вовлекая
учащихся
в
работу
над
системой
заданий,
более
эффективно
использую время урока, чередую теоретическую и практическую деятельность,
отбирая
упражнения
разной
трудности
в
соответствии
с
индивидуальными
возможностями и интересами учащихся.
Такой подход позволяет:
перенести акцент на формирование у учащихся новых знаний, умений и
навыков в отличие от традиционной методики обучения, в которой главная
функция
упражнений
сводится
к
закреплению
знаний,
изложенных
мастером;
усилить политехническую и производственную направленность предмета;
расширить
возможности
организации
самостоятельной
творчес кой
деятельности учащихся;
повысить развивающие и воспитательные функции предмета.
В конечном итоге методика производственного обучения на основе системы
проблемных
упражнений,
с
учетом
особенностей
специального
учебного
предмета,
способствует
эффективному
усвоению
учащимися
учебного
материала.