Автор: Гребенев Александр Леонидович
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Орловское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением закрытого типа"
Населённый пункт: г. Орлов, Кировская область
Наименование материала: методическая статья
Тема: "Формирование профессиональных компетенций через организацию активной познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения"
Раздел: среднее профессиональное
Формирование профессиональных компетенций через организацию
активной познавательной деятельности обучающихся на уроках
производственного обучения
Выполнил: мастер производственного обучения: Гребенев А.Л.
В условиях развития современного общества и Российского образования важной
задачей
является
формирование
у
обучающихся
общих
и
профессиональных
компетенций,
указанных
в
Федеральных
государственных
образовательных
стандартах по профессиям.
Имея
достаточный
опыт
педагогической
работы
с
учебными
группами
по
профессии
«Столяр
строительный»,
я
анализировал
результаты
проведения
своих
уроков производственного обучения и уроков коллег, обстоятельства, с которыми
сталкивается выпускник на производстве, изучал методическую литературу. Все это
позволило мне сделать вывод, что формирование профессиональных компетенций
невозможно без мотивации познавательной, активной деятельности обучающихся на
уроках производственного обучения. Поэтому в данном опыте я отразил методы и
формы активизации познавательной деятельности обучающихся, которые позволяют
сделать
уроки
производственного
обучения
интересными,
наглядными,
запоминающимися,
что
в
конечном
итоге
влияет
на
уровень
квалификации
профессиональной подготовки будущих рабочих.
Актуальность и перспективность опыта
Новые
экономические
условия
требуют
квалифицированных
работников,
способных к самореализации, социально мобильных, адаптирующихся к рынку труда.
Современная педагогика и политика государства в области образования все больше
внимания
уделяют
необходимости
формирования
у
учащихся
общих
и
профессиональных компетентностей, что будет отвечать требованиям современного
общества.
Это
условие
предъявляет
особое
требование
к
содержанию,
формам,
технологиям, применяемым на уроках производственного обучения.
Эффективность современного процесса обучения зависит от познавательной
активности обучающихся и её поддержания в течение всего периода занятий. Решение
этой не простой задачи можно найти в области выбора оптимальных методов и
средств
обучения.
В
свою
очередь
это
поможет
выпускнику
нашего
учебного
заведения
проявить
высокий
профессионализм
и
компетентность,
способность
оперативно включаться в профессиональную деятельность сразу же после окончания
учебного заведения.
Актуальность выбранной мною темы обусловлена с одной стороны одной из
главных
задач
современного
образования:
формирование
у
обучающихся
профессиональных компетенций, с другой стороны я понимаю, что мои обучающиеся
- подростки с трудностями в поведении и обучении, многие ведут себя на уроках
производственного обучения пассивно, так как они не могут справиться с заданием.
Поэтому
использование
активных
методов
и
форм
на
уроках
учебной
практики
позволяет
не
только
повысить
эффективность
работы
мастера
производственного
обучения,
но
и
активизировать
познавательную
деятельность
коллектива
обучающихся.
Ведущие педагогические идеи.
На основе выявленных противоречий мною была выбрана оптимальная для
сложившейся ситуации цель - привлечь обучающихся к активной познавательной
деятельности
на
уроках
производственного
обучения,
формируя
у
них
профессиональные компетенции.
Для достижения этой цели я выбрал следующие направления в работе:
Использование на уроках проблемных ситуаций
Применение письменного инструктирования
Использование информационно-коммуникационных технологий
Идея
педагогиче ского
опыта
со стоит
в
системном
применении
вышеперечисленных направлений обучения.
Теоретическая база опыта
В качестве основных ключевых форм и методов опыта выступают:
создание и решение проблемных ситуаций;
использование письменного инструктирования;
использование информационно-коммуникационных технологий.
Концепция
проблемного
обучения,
разработанная
в
50-х
годах
20
века
известными
дидактами
А.М.Матюшкиным,
И.И.Махмутовым
и
др., опирается на
деятельностный подход.
Суще ственной
характеристикой
проблемного
обучения
я вл я е т с я
исследовательская деятельность учащихся, проявляющаяся в определенной ситуации
и
заставляющая
его
ставить
себе
вопросы-проблемы,
формулировать
гипотезы
и
проверять их в ходе умственных и практических действий.
Авторы
концепции
выделяют
следующие
этапы
деятельности
мастера
и
учащихся:
создание проблемной ситуации и формулирование проблемы;
выдвижение гипотез и выбор плана решения на основе известных способов или
поиск нового решения;
реализация плана решения;
проверка правильности решения с систематизацией полученной информации.
Проблемная ситуация – эта такая ситуация, при которой субъект хочет решить
какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их
искать.
Проблемная
ситуация
создается
в
тех
случаях,
когда
обнаруживается
не
соответствие (или противоречие) между имеющимися уже системами знаний и умений
обучающихся и теми требованиями, которые предъявляются к ним решении новых
учебных задач.
Проблемные ситуации могут быть созданы при разработке технологического
процесса
с
учетом
изменившихся
условий
его
осуществления:
при
нарушении
технического режима процесса обработки, при диагностике, поиске и обнаружении
неисправности оборудования, приборов, при выборе оптимального технологического
процесса в условиях многообразия фактов, его определяющих.
Применение
метода
письменного
инструктирования
производственного
обучения связано с использованием на занятиях различных инструктивных учебных
документов (документов письменного инструктирования).
Письменное инструктирование представляет собой систему заданий, которые
предусматривают
с
первых
уроков
овладения
действием
в
процессе
решения
обучающимися практических задач, активизации их теоретических знаний.
Информационно-коммуникационные
технологии
(ИКТ)
в
образовании
–
это
совокупность методов, устройств и процессов, используемых для сбора, обработки и
распространения
информации
и
использования
их
в
образовательном
процессе.
Сегодня необходимо, чтобы каждый мастер производственного обучения по любой
дисциплине,
мог
подготовить
и
провести
урок
производственного
обучения
с
использованием ИКТ.
Новизна опыта
Основана на том, что в на Российском образовательном портале отсутствуют
электронные пособия, карты технологического процесса, схемы, которые могли быть
использованы
в
практическом
обучении
обучающихся
по
профессии
«Столяр
строительный».
Поэтому
мне
пришлось
самостоятельно
разрабатывать
наиболее
сложные темы занятий учебной практики обучающихся.
Каждый урок должен быть интересным и понятным обучающимся. Создание
проблемных ситуаций, использование на уроках письменного инструктирования и
информационных
технологий
позволяет
добиться
качественно
высокого
уровня
эффективности уроков, позволяет значительно расширить возможности активизации
познавательной
деятельности
обучающихся,
способствует
повышению
динамизма,
ведет к успешному формированию профессиональных компетентностей. Проблемное
обучение
уже
при
проведении
вводного
инструктажа
заставляет
обучающихся
включаться
в
работу:
думать,
решать,
отвечать
на
вопросы.
Письменное
инструктирование
помогает
самостоятельно,
без
помощи
мастера
выполнить
технологический тот или иной процесс. Технологии мультимедиа позволяют сделать
урок ярким, наглядным, запоминающимся.
При
создании
методического
и
электронного
оснащения
уроков
производственного обучения использовать имеющиеся Интернет-ресурсы. Совместно
с
обучающимися мы работали над разработкой чертежей. Это помогает взаимному
общению
обучающихся
и
мастера
производственного
обучения,
ро сту
взаимопонимания,
развитию
коммуникативных
умений
и
навыков;
создает
возможности
для
проведения
контроля
знаний,
позволяет
вернуться
к
нужной
информации при необходимости на любом этапе урока.
Технология опыта
Технологическая
сторона
моего
опыта
«Формирование
профессиональных
компетенций через организацию активной познавательной деятельности обучающихся
на уроках производственного обучения» предполагает постановку следующей цели:
активизировать
деятельность
обучающихся
на
уроках
учебной
практики
для
успешного освоения ими профессии «Столяр строительный».
Для достижения этой цели применяю на уроках производственного обучения
следующие формы и методы:
• создание и решение проблемных ситуаций;
• использование письменного инструктирования;
• использование информационно-коммуникационных технологий.
Для
того,
чтобы
заставить
обучающихся
работать
с
первых
минут
урока
применяю активное инструктирование, заставляю обучающихся решать проблемные
задачи.
Проблемные ситуации способствуют формированию навыков самостоятельного
поиска, построенного на использовании знаний, опыта. Как подтверждает практика,
ошибки,
обнаруженные
самими
учащимися,
в
дальнейшем
ими
не
повторяются.
Применение
подобного
метода
обучения
позволяет
развивать
у
обучающихся
творческое мышление, а также способность анализировать и контролировать свою
деятельность. Обучающимся становится интересно, появляется уверенность в том, что
профессия, которой они овладевают, им по силам. В результате обучающиеся легче и
успешнее справляются с выполнением заданий.
На вводном инструктаже я создаю для обучающихся ориентировочную основу
действий, при этом используя сочетание словесных и наглядных методов включая
демонстрацию трудовых приемов. На уроках производственного обучения я знакомлю
обучающихся с содержанием инструкционных карт, рассказываю, как пользоваться
ими во время самостоятельной работы.
Использование письменного инструктирования в ряде случаев требует отличной
от традиционной организации деятельности мастера и обучающихся. Например, при
изучении темы учебную группу я разделяю на пары (исполняющие по переменно роли
контролера
и
исполнителя),
которые
пользуясь
инструкционными
картами
и
критериями
оценок,
поочередно
проверяют
знания
друг
друга,
выполняют
упражнения,
осуществляют
взаимный
контроль
за
правильностью
выполненных
упражнений и ответов.
Во время самостоятельной работы обучающихся инструкционные карты при
выполнении
работ
позволяют
предотвратить
возникающие
у
них
трудности
и
недостатки, так как обучающиеся могут по мере надобности ими пользоваться, не
прибегая к помощи мастера.
В
своей
практике
я
стараюсь
применять
компьютерные
технологии,
что
позволяет
разнообразить
формы
работы,
активизировать
внимание
обучающихся,
повышает
творческий
потенциал
личности
и
мотивацию,
стимулирует
мою
деятельность, упрощая подготовку к занятиям в будущем.
Мультимедийная техника предполагает вывод на экран любой информации и в
любом
масштабе.
Например:
на
уроках
производственного
обучения
в
столярной
мастерской
при
изучении
новой
темы
воспроизводятся
в
электронном
виде
инструктивно-методические
материалы:
организация
рабочего
места
и
порядок
выполнения той или иной операции, возможные ошибки при выполнении работ и
меры по их предупреждению, инструкционные карты с указанием последовательности
выполнения
технологических
операций
и
приёмов;
чертежи
деталей,
карточки-
задания, тесты, технологические карты и критерии оценок.
Проведение конкурсов профессионального мастерства в училище «Лучший по
профессии»
показывают
стабильность
в
теоретических
и
практических
знаниях
обучающихся
этой
профессии.
Это
свидетельствует
о
том,
что
подготовка
обучающихся находится на должном уровне.
Адресная направленность
Эффективность
применения
активных
форм
и
методов
в
у ч е б н о -
воспитательном
процессе
зависит
не
только
от
качества
и
дидактических
возможностей аппаратных и программных средств, но и от мастерства мастера, его
компетентности
и
готовности
к
практическому
их
применению
в
процессе
преподавания. Практическая значимость опыта заключается в том, что он может
способствовать более успешному овладению профессиональными компетентностями
через
активизацию
познавательной
деятельности
обучающихся
с
применением
активных
и
инновационных
технологий
обучения,
развитию
самостоятельности
обучающихся
и
росту
успешности
уроков
производственного
обучения.
Таким
образом,
использование активных
форм
и
методов
обучения
в
учебно-
производственном процессе не только целесообразно, но и позволит достичь главной
цели, которую ставит перед педагогами «Концепция модернизации образования» и
«Закон
об
образовании»
а
именно:
подготовка
разностороннего
личностно-
ориентированного специалиста.
Опыт
может
быть
рекомендован
для
использования
мастерами
производственного обучения по профессии «Столяр строительный».