Напоминание

"Методика применения дифференцированного подхода к обучению обучающихся на уроках производственного обучения"


Автор: Тимкин Сергей Владимирович
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Орловское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением закрытого типа"
Населённый пункт: г. Орлов, Кировская область
Наименование материала: методическая статья
Тема: "Методика применения дифференцированного подхода к обучению обучающихся на уроках производственного обучения"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Методика применения дифференцированного подхода к обучению

обучающихся на уроках производственного обучения»

Выполнил: мастер п/о Тимкин С.В.

Цель: Повышение качества профессиональной подготовки обучающихся при

использовании дифференцированного подхода.

Задачи:

1.

изучить

основные

понятия

дифференцированного

подхода

в

теории

профессиональной педагогики;

2.

создать педагогические условия для реализации дифференцированного

подхода

к

обучению

обучающихся на

уроках

производственного

обучения.

Дифференциация

в

обучении

предполагает организацию

учебной

деятельности,

при

которой

в

рамках

обычной

группы

для

каждого

обучающегося,

учитывая

его

индивидуальные

особенности,

определяется

наиболее рациональный характер работы на уроках производственного обучения.

С помощью отбора содержания создаются оптимальные условия для усвоения

знаний каждым обучающимся.

Дифференцированный

подход

целенаправленное

педагогическое

воздействие

на

обучающихся,

решает

задачи

эффективной

помощи

обучающемуся в совершенствовании его личности. При этом обучающийся в

меньшей степени чувствует себя постоянным объектом наблюдения, так как

основные педагогические воздействия направлены на всю группу в целом, а не

на одного обучающегося.

Главная

цель

производственного

обучения

состоит

в

приобретении

обучающимися

практических

знаний,

умений

и

навыков,

формировании

у

обучающихся на уроках производственного обучения основ профессионального

мастерства, необходимых для квалифицированной трудовой деятельности.

Формирование основ профессионального мастерства во многом зависит от

развития у обучающихся интереса к выбранной профессии, что является основой

мотива учебной деятельности.

При этом можно выделить 2 момента:

1.Развитие

интереса

и

формирование

профессионального

мышления.

Это

можно

достигнуть

на

уроках

производственного

обучения,

создавая

мотивацию к труду.

2.Развитие у обучающихся способностей к профессиональной деятельности,

т.е. профессиональных умений.

Это можно осуществить в процессе формирования у обучающихся знаний,

умений при обучении в токарной мастерской училища.

Дифференцированный подход к обучающимся в процессе подготовки и

проведении

практических

занятий

в

токарной

мастерской

предполагает

разделение обучающихся в зависимости от профессиональных знаний, умений,

навыков.

Необходимое

условие

дифференцированного

подхода

изучение

межличностных отношений. В.И.Максакова отмечает: «Дифференцированный

подход облегчает работу мастера и делает более реальными индивидуальный и

л и ч н о с т н ы й

п о д хо д ы

к

о бу ч е н и ю

п о д р о с т ко в » .

Р е а л и з а ц и я

дифференцированного

подхода

способствует

организации

группового

соревнования,

конкурсов,

созданию

педагогических

условий

и

ситуаций,

помогающих раскрыть достоинства каждого обучающегося.

Разноуровневая подготовка ориентирована на удовлетворение образовательных

потребностей

личности.

Дифференциация

профессионального

образования

достигается

за

счет

интеграции

предметов

общепрофессионального

цикла

(технической графики, основам электротехники, основам материаловедения), что

очень важно для усиления их практических знаний.

Производственное обучение по профессии «Токарь» включает в себя следующие

виды

работ:

токарные

-

ознакомление

с

устройством

токарного

станка,

обработка

наружных цилиндрических поверхностей, обработка отверстий на

резание резьбы к плашкам и метчикам, обработка конических поверхностей.

Предлагаю

опыт

применения

дифференцированного

подхода

к

обучающимся

на

уроках

производственного

обучения

при

изучении

темы

«Обработка

наружных цилиндрических поверхностей». В рамках начальной

профессиональной

адаптации

в

токарной

мастерской

училища

ввожу

обучающихся в профессию; знакомлю с организацией труда, рабочего места,

безопасными

методами

труда

и

требованиями

контроля

к

правильности

выполнения операций, с профессионально-квалификационной характеристикой,

в

которой

я

раскрываю

основные

требования,

которые

предъявляются

к

специалисту этой профессии, к его знаниям и умениям.

Считаю,

что

это

создает

у

обучающихся

положительную

установку

и

способствует

целенаправленному

овладению

практическими

знаниями,

первоначальными умениями в области выбранной профессии.

Меня,

как

мастера

производственного

обучения,

интере суют

профессиональные

способности

обучающихся,

их

склонности,

глубина

и

разнообразие знаний, а так же их характер.

Я уже имею общее представление об обучающихся, их начальных знаниях,

умениях, приобретенных при выполнении токарных работ.

На 1 этапе с целью определения теоретических знаний необходимых для

выполнения

токарных работ провожу «0» срез. Для этого я предлагаю тест с

несложными

вопросами.

Проанализировав

его,

узнаю,

что

в

группе

есть

обучающиеся,

которые

слабо

представляют,

что

входит

в

раздел

«Токарная

обработка»

Поэтому

ставлю

перед

собой

задачу:

дать

определенные

знания,

необходимые обучающимся для выполнения производственных операций.

Занятия в токарной

мастерской начинаю со знакомства с оборудованием

мастерской,

основными

инструментами,

которые будут

применяться

на

последующих занятиях. Напоминаю обучающимся о материалах и изделиях,

которые будут использоваться во время практических занятий. Даю начальные

сведения

об

организации

рабочего

места,

обращаю

внимание на

вопросы

безопасности

труда,

обязательных

при

производстве

работ

в

токарной

мастерской. Много внимания уделяется самостоятельной работе обучающихся с

инструкциями,

техническими

картами

и

чертежами.

К

этому

я

готовлю

обучающихся уже с первых дней, так как умение «читать» чертежи, знать

условные обозначения имеют большое значение в процессе самостоятельной

работы.

Профессия

«Токарь»,

как

и

многие

другие,

требует

от

учащихся

определенных

спо собно стей,

знаний

для

успешного

о в л а д е н и я

производственной

деятельностью.

Беседуя

с

преподавателем

специальных

дисциплин

и

лично

присутствуя

на

уроках,

я

убеждаюсь,

что

степень

теоретической подготовки у обучающихся разная. Для того чтобы проверить

практические умения, провожу второй «0» срез.

На 2 этапе предлагаю всем обучающимся выполнить самостоятельно сборку

несложных

токарных

работ.

По

качеству

работы,

по

времени

выполнения

прихожу к мнению, что не все обучающиеся уложились по времени и проявили

самостоятельность

в

работе.

Поэтому

на

2-ом

этапе

ставлю

перед

собой

следующую задачу: поэтапное усовершенствование знаний, а затем и умений у

обучающихся, которые справились с практической работой, но имели некоторые

трудности.

Для

повышения

эффективности

производственного

обучения

создаю

необходимые условия и выбираю несколько наиболее важных моментов:

1.

Организовываю

уроки

производственного

обучения

с

учетом

индивидуальных возможностей обучающихся.

2.

Подбираю разноуровневые задания.

3.

По результатам «0» среза формирую бригады.

4.

На начальном этапе при оценке работ применяю разные критерии оценок,

в зависимости от индивидуальных заданий.

5.

Оказываю больше практической помощи слабым обучающимся, с целью

формирования

у

них

уверенности

в

своих

силах.

Здесь

мне

помогает

психологическая диагностика личностных качеств обучающихся, которые

проводились в начале учебного года.

На

3

этапе обучения

в

токарной

мастерской

наблюдаю

за

работой

обучающихся, особенно за работой слабых обучающихся, объясняю, помогаю, и

тем

самым

добиваюсь,

что

они

осваивают

трудовые

приемы,

которые

я

показываю

во

время

вводного

инструктажа.

С

этой

же

целью

я

прошу

обучающихся повторить эти действия несколько раз. Такие упражнения создают

у обучающихся представление правильного и безопасного выполнения операций,

а так же вызывают у них чувство уверенности в себе.

На этом же этапе я помогаю осваивать приемы и способы выполнения

токарных работ. С этой же целью я представляю учащимся всю работу в целом

или ее часть, что делает обучение осмысленными, а качественное выполнение

работы вызывает у них чувство удовлетворения.

В

случае

затруднений

в

выполнении

практических

заданий,

я

дополнительно

разбираю

и

показываю

последовательность

выполнения

операций.

На 4 этапе группу делю на бригады, в зависимости от степени усвоения

материала. 1 бригада – сильные обучающиеся, 2 бригада – средняя, 3 бригада –

слабые обучающиеся. В процессе выполнения операций задания для сильных и

средних

обучающихся

объединяются,

а

слабым

обучающимся

усложняю

до

уровня средних. Таким образом, повышаю значимость каждого обучающегося в

выполнении заданной работы.

Сильным и средним обучающимся даю задание творческого характера.

Так как обучающиеся практически заканчивают работу не одновременно,

это позволяет мне проанализировать работу каждого обучающегося и отметить

типичные ошибки, допущенные в работе и своевременно их исправить. Чтобы

обучающиеся

не

допускали

повторных

ошибок,

после

разбора

предлагаю

обучающимся еще раз выполнить эту операцию и какое-то время наблюдаю за

работой, и если я убеждаюсь, что обучающийся справляется с работой – не

вмешиваюсь

в

процесс.

Таким

образом,

приучаю

обучающихся

преодолеть

трудности и развиваю способности к самостоятельности.

Работу

обучающихся

оцениваю

на

основе

проверки

качества

изделия

в

целом, а так же в виде устного опроса и в зависимости от степени усвоения

знаний и умений.

Бал

л

1 уровень

2 уровень

«5»

Р а б о т а

в ы п о л н я е т с я

с а м о с т о я т е л ь н о ,

и л и

с

незначительной

помощью.

Работа выполнена аккуратно, с

использова-нием инструмента и

соблюдением

правил

техники

безопасности.

Работ а

выполнена

с а м о с т о я т е л ь н о ,

последовательно,

с

соблюдением

правил

техники

безопасности,

умение

составлять

т е х н о л о г и ч е с к у ю

к а р т у,

у м е н и е

использовать

чертеж,

а к ку р ат н о с т ь ,

творчество,

применение

ранее

изученных

операций.

«4»

Работа выполнена аккуратно, но

с

помощью,

с

использованием

инструмента,

соблюдением

техники безопасности, имеются

незначительные ошибки.

Р а б о т а

в ы п о л н е н а

п о с л е д о в а т е л ь н о ,

незначительная

помощь

в

выполнении

операций, с соблюдением техники безопасности

и применение технологической карты, чертежа

«3»

Работа выполнена с помощью,

но

аккуратно,

с

нарушением

последовательности.

Работа

выполнена

не

аккуратно.

Не

умение

составить технологическую карту изделия.

«2»

Работа

не

выполнена

или

выполнена не правильно

работа

не

выполнена

или

выполнена

с

нарушением

технологического

проце сса.

Неэкономично, не аккуратно.

Критерии оценок при выполнении работ операционного характера

Критерии оценок при выполнении работ комплексного характера

в электромонтажной мастерской

Бал

л

Выполнение

технических

требований к работе

Выполнение норм

времени

Усвоение приемов труда,

правильная организация

рабочего места,

самостоятельность

«5»

Отличное

каче ство

выполнения работы в

с о о т в е т с т в и и

с

техническими

требованиями.

В ы п о л н е н и е

и

перевыполнение

установленной

нор-

мы времени.

Т в е р д о е

у с в о е н и е

и

с во б од н о е

п р и м е н е н и е

рациональных

п р и е м о в

т руда

при

в ы п ол н е н и и

производственных операций.

Правильная

организация

рабочего

места,

умение

самостоятельно

выполнить

работу.

«4»

Хорошее

кач е с т во

выполненной

работы

в

с о от ве т с т в и и

с

техническими

требованиями.

Выполнение

установленной

нормы времени.

Д о с т а т о ч н о

п р о ч н о е

усвоение основных приемов

выполнения

производственных операций.

Правильная

организация

рабочего

места.

Умение

самостоятельно

выполнять

работу

при

незначительной

п о м о щ и

в

о т д е л ь н ы х

случаях.

«3»

Работа

выполнена

в

пределах технических

требований,

по сле

п е р е д е л о к

и л и

исправлений.

Выполнение

установленной

нормы на работу.

Н е т в е р д о е

у с в о е н и е

н е к о т о р ы х

п р и е м о в

в ы п ол н е н и я

о п е р а ц и й .

Отдельные

нарушения

в

о р г а н и з а ц и и

т р уд а

и

недостаточная

самостоятельность в работе

«2»

Нарушение основных

технических

требований к качеству

(брак в работе).

Н е

в ы п о л н е н и е

установленной

н о р м ы

и

требований.

Слабое

усвоение

основных

приемов.

Нарушения

в

организации труда, неумение

самостоятельно

выполнить

работу.

Формы дифференцированного контроля обучающихся на уроках

производственного обучения.

а) Для слабых обучающихся – 1 уровень контроля.

б) Для сильных обучающихся – 2 уровень контроля.

Анализ сформированности знаний, умений и навыков.

Этапы

процесса

формирования

умений и

навыков

Исходный уровень

знаний и умений

Средства обучения

для обучающихся

Конечный результат

сформированности знаний,

умений и навыков

1

Формирование

первоначальных

знаний.

Инструменты,

чертеж,

справочники,

плакаты, карточки.

Первоначальные

знания

и

умения (знания о предмете,

п р о ц е с с е

т р у д а ,

инструменте

и

техники

безопасности). Понятие об

электросхеме.

2

Формирование

стабильных знаний

и умений

таблицы, тесты,

ГОСТы, чертежи

З н а н и е

бу к в е н н ы х

и

графических обозначений в

электросхемах.

Знание

спо собов

м а р к и р о в к и ,

порядок

подготовки

и

проведения

электромонтажных работ.

3

Формирование

основ мастерства

Чертежи, таблицы,

тесты, ГОСТы

З н а н и я

т е х н о л о г и и

электромонтажных

работ.

Приборы,

их

устройство,

разборка и сборка.

4

Формирование

профессионализма

Плакаты, готовые

изделия

С п о с о б н о с т ь

к

самостоятельности,

рационализму,

автоматизму.

Этот анализ составлен на основе процесса формирования знаний и умений,

анализа трудового процесса при выполнении работ в токарной мастерской.

На каждом этапе рассматривается исходный уровень знаний, умений, навыков у

обучающихся, к которым они должны стремиться. Каждый этап проходит через

анализ, где отражаются успехи и неудачи обучающихся. Считаю, что это помогает

сформировать

устойчивые

трудовые

навыки

при

выполнении

отдельных

операций, а затем и при выполнении простейших комплексных работ.

Результатом моей работы с обучающимся, имеющим разный уровень подготовки

на начальном этапе, к концу года приобретают необходимые знания и умения и

готовы приступить к более сложной комплексной работе.

Для обучающихся, выполнивших всю работу своими руками это очень важно,

так

как

это

усиливает

мотивацию,

а

главное

приносит

моральное

удовлетворение.

И, как правило, все обучающиеся справляются в итоге с проверочной работой и

готовы

повышать

свой

профессиональный

уровень,

добиваются

неплохих

результатов.



В раздел образования