Напоминание

"Развитие творческих способностей обучающихся на уроках производственного обучения"


Автор: Мирошин Дмитрий Владиславович
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Орловское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением закрытого типа"
Населённый пункт: г. Орлов, Кировская область
Наименование материала: Методическая статья
Тема: "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках производственного обучения"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Развитие творческих способностей обучающихся на уроках

производственного обучения

Мастер производственного обучения

Мирошин Д.В.

Формирование творческого потенциала учащихся в основе образовательного процесса

Развитие

творческого

потенциала

обучаемых

можно

отнести

к

одной

из

наиболее

актуальных задач педагогики. Л.С. Выготский формулировал эту задачу так: «Жизнь - это

система

творчества,

постоянного

напряжения

и

преодоления,

постоянного

комбинирования и создания новых форм поведения». Важной педагогической задачей

образовательной системы является поддержка и развитие интеллектуально-творческого

потенциала

обучающихся,

поскольку

развитие

и

воспитание

обучающихся

решает

насущную

задачу

формирования

творческого

потенциала

общества,

обеспечивает

возможности интенсивного социального и научно-технического прогресса, дальнейшего

развития культуры, всех областей производства и социальной жизни. Подготовить будущих

рабочих и специалистов к развитию творческих способностей – это значит избежать

трафаретности

и

ремесленничества

в

их

будущей

самостоятельной

деятельности,

способствовать развитию собственной креативности учащихся.

Своевременное

выявление

и

создание

условий

для

стимулирования

учащихся

к

различным видам деятельности, поддержка обучающихся являются важнейшей задачей.

Чёткая

и

продуманная

организация

образовательного

процесса

оказывает

на

обучающихся

существенное

воспитательное

влияние,

способствует

формированию

творческого потенциала будущих рабочих и специалистов.

Формы развития обучающихся строятся на основе индивидуализации и дифференциации

образовательного процесса. Индивидуально-личностная основа деятельности позволяет

удовлетворять запросы конкретных обучающихся, используя потенциал их возможностей.

Выделены следующие формы деятельности:

индивидуальное обучение по программам творческого развития;

система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

научно-практические конференции и семинары.

Продуктивные технологии в производственном обучении.

На

сегодняшний

день

задача

формирования

готовности

обучающихся

к

развитию

творческих способностей является актуальной для мастеров производственного обучения

и

осознается

значимым

компонентом

их

профессиональной

компетентности.

Приоритетным

направлением

работы

мастеров

производственного

обучения

является

создание

условий

для

саморазвития

и

самореализации

учащихся,

раскрытия

их

творческого

потенциала,

обеспечивающего

способность

принимать

нестандартные

решения, созидательную деятельность, успешное продвижение в профессиональной и

иной сфере деятельности.

Организация производственного обучения базируется на основных принципах обучения:

обучение на уровне требований передовой техники производства;

обучение на основе производительного труда;

наглядность обучения;

систематичность и последовательность в обучении;

доступность

и

посильность

обучения,

учет

возрастных

и

индивидуальных

особенностей обучаемых;

прочность усвоения знаний и навыков.

В условиях рыночной экономики необходимы специалисты, мобильно реагирующие на

освоение новых технологий, быстро адаптирующиеся в условиях производства, способные

проявлять

инициативу.

В

связи

с

этим

возрастает

значение

использования

в

производственном обучении форм и методов деятельности обучающихся, позволяющих

формировать творческое, профессиональное мышление, возможность самостоятельного

применения

знаний.

Перед

каждым

занятием

производственного

обучения

предусматривается объёмная подготовительная работа, это объясняется приобретением

опыта в работе с обучающимися, анализом преподавательской деятельности.

Личностно ориентированное обучение призвано обеспечить необходимые условия для

развития индивидуальных способностей обучаемого.

Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм

и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт

учащихся.

При этом перед мастером встают новые задачи:

создание атмосферы заинтересованности каждого учащегося в работе группы;

стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов

выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего учащемуся

выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

оценка деятельности учащегося не только по конечному результату (правильно-

неправильно), но и по процессу его достижения;

поощрение

стремления

учащегося

находить

свой

способ

решения

задачи,

анализировать способы работы других учащихся в ходе обучения, выбирать и осваивать

наиболее рациональные;

создание

педагогических

ситуаций

общения

на

занятиях

производственного

обучения, позволяющих каждому учащемуся проявлять инициативу, самостоятельность,

избирательность

в

способах

работы;

создание

обстановки

для

естественного

самовыражения учащегося.

В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется

путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных

группах,

когда

каждый

учит

каждого,

особое

внимание

обращается

на

варианты

организации

рабочих

мест

учащихся

и

используемые

при

этом

средства

обучения.

Преимущества такой технологии заключаются в следующем:

1.

Развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти;

2.

Актуализируются полученные опыт и знания;

3.

Каждый учащийся имеет возможность работать в индивидуальном темпе;

4.

Повышается ответственность за результат коллективной работы;

5.

Совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения

материала.

Метод проектов – это метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из

интересов

учащихся,

дающий

возможность

учащемуся

проявить

самостоятельность

в

планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности. В

основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся,

умений

самостоятельно

конструировать

свои

знания,

умений

ориентироваться

в

информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод

проектов

всегда

ориентирован

на

самостоятельную

деятельность

учащихся

индивидуальную,

парную,

групповую,

которую

учащиеся

выполняют

в

течение

определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в

сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

При выполнении заданий в парах или группах не требуется одинакового уровня владения

техническими

средствами,

в

процессе

совместной

работы

происходит

и

совершенствование практических навыков более «слабых» в этом отношении учащихся.

Все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно и

взаимообучение

не

только

по

предмету

проекта,

но

и

по

вопросам

эффективного

использования техники.

Работа

над

проектом

побуждает

учащегося

к

глубокому

изучению

какой-либо

темы.

Несомненно здесь решаются многие задачи личностно-ориентированного обучения.

Технология

развивающего

обучения

обеспечивает

кроме

знаний,

умений

и

навыков,

способы самостоятельного постижения знаний на уроках производственного обучения.

Только тогда эти знания помогают развитию способностей в процессе осуществления

самостоятельной познавательной деятельности.

Такой

подход

культивирует

творческое

отношение

к

деятельности,

формирует

общеучебные

умения,

способствует

овладению

средствами

и

способами

мышления,

развивает воображение, внимание, память, волю, формирует культуру общения.

Применение

развивающего

обучения

направлено

на

подготовку

учащихся

к

самообразованию, самоопределению, саморазвитию.

Через обучение профессий к развитию творческих качеств учащихся.

Пробуждение

интереса

к

профессии

под

влиянием

производственного

обучения

составляют одну из важнейших предпосылок развития творческого потенциала учащихся,

их профессиональной направленности.

Профессиональное обучение готовит специалиста к труду в заранее избранной им сфере

деятельности и потому в первую очередь должно отвечать ее специфике. Главное в

профессиональном образовании не объем усваиваемой информации, а умение творчески

ее использовать, находить, усваивать и применять в практической деятельности. Недаром

говорят: «Творчество доступно любому человеку, каким бы делом он ни занимался»

На уроках производственного обучения по специальности «Токарь» я применяю игровые

моменты,

которые

позволяют

формировать

творческую

активность

учащихся,

умение

работать

в

группах,

способствуют

развитию

технологического

мышления.

Наиболее

эффективной формой проведения уроков производственного обучения по специальности

«Токарь» является применение игровых технологий.

Для достижения наилучшего результата используется технология деловой игры, во время

которой учащиеся не только воспринимают новый материал, но и успешно закрепляют

полученные знания. Включение игры в производственное обучение создаёт объективные

предпосылки для концентрации внимания, стимулирования познавательной активности,

совершенствования

творческих

способностей.

Правильно

организованная

игра

обеспечивает преобладание проблемных методов, поскольку делает возможным более

полный учет индивидуальных особенностей учащихся, повышает управляемость учебного

процесса.

Для

приближения

деятельности

учащихся

к

реальным

производственным

условиям

я

между

учащимися

группы

распределяю

роли

технолога,

мастера

цеха,

инженера по ТБ, токарей. В роли начальника цеха выступает мастер производственного

обучения, который знакомит учащихся с функциональными обязанностями должностных

лиц, распределяет роли, ставит задачи. В конце урока демонстрируются лучшие работы,

указываются типичные ошибки, пути устранения, выставляются оценки.

В целях приближения деятельности учащихся к реальным производственным условиям

мастера

производственного

о б у ч е н и я организуют

проведение

производственного

обучения

таким

образом,

чтобы

учащиеся

самостоятельно

проделали

полный

производственный цикл работ.

Современные

уроки

производственного

обучения

отличаются

от

традиционных

содержанием,

организационно-методической

стороной,

применением

ТСО,

активных

методов

обучения,

уровнем

активизации

познавательной

деятельности,

темпом

прохождения материала, высоким уровнем мотивации учебной деятельности. Главное, что

должно отличать урок в условиях реформы от традиционности, - это его высокий конечный

результат,

то

есть

усвоение

непосредственно

на

уроке

основного

содержания,

формирование

профессиональных

умений

и

навыков,

успешное

решение

задач

воспитания и общего развития учащихся.

Большое

практическое

значение

имеет

воспитание

в

процессе

производственного

обучения конкретно профессиональных важных качеств, необходимых будущим молодым

рабочим.

Развитие технического творчества учащихся на уроках производственного обучения

Непременным

условием

для

нормального

процесса

обучения

учащихся

профессии

является

полное

и

своевременное

обеспечение

их

рабочих

мест

материалами,

инструментами, приборами.

Кроме профессионально важных качеств будущего специалиста, огромное значение имеет

развитие

творческих

способностей

человека,

которые

и

позволят

выпускникам

стать

конкурентно-способными,

быстро

адаптироваться

к

изменившимся

экономическим

условиям.

Творчество предполагает поиски новых, оригинальных путей решения тех или иных задач.

Изучение окружающей действительности во время производственного обучения и в ходе

экскурсий дает будущим специалистам материал для сравнения, побуждает к творческому

поиску.

На

уроках

производственного

обучения

должно

присутствовать

взаимное

творчество

мастера

и

учащихся,

а

это

прежде

всего

способствует

возникновению

между

ними

доверия, заинтересованности ученика и его веры в успех.

Заключение

Подготовка

специалистов,

отвечающих

современным

требованиям,

зависит

от

дальнейшего совершенствования работы по развитию творческого потенциала молодежи

как

ведущего

направления,

концентрирующего

в

себе

возможности

органического

единства

обучения,

воспитания

и

развития

учебной

работы

на

основе

достижений

передовой педагогической науки, повышения мастерства педагогических кадров.

На

этапе

профессионального

самоопределения

развитие

творческих

способностей

учащихся

происходит

в

условиях

дифференцированного

и

индивидуализированного

обучения. Учащиеся, обладающие способностью к обучению, вовлечены в деятельность,

где проявляется их самостоятельность, мышление, инициатива.

Успешное и устойчивое развитие личности происходит в процессе её самореализации.

Поэтому

важными

задачами

современного

образования

являются

социально-

педагогическое

выявление,

поддержка

и

сопровождение

учащихся

для

сохранения

в

д а л ь н е й ш е м

и х

в ы д а ю щ и х с я

к а ч е с т в .

Профессиональное

становление

личности

невозможно

без

творческого

подхода.

Квалифицированный специалист сегодня – это конкурентоспособный специалист.

Конкурентоспособность специалиста это:

Ø компетентность и профессиональная мобильность;

Ø целеустремленность и уверенность в своих силах;

Ø предприимчивость и деловитость;

Ø эмоциональная устойчивость и коммуникабельность.

Большое

значение

в

творческой

деятельности

имеет

непрерывность

творческого

процесса. Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся приведёт к

воспитанию

устойчивого

интереса

к

творческому

труду, следовательно, и к развитию

творческого потенциала.

Список используемой литературы

1.

Аронов М.Ф., Молчан Л.Л. Современный урок. Минск, 1994.

2.

Аронов М.Ф. Формирование основ профессионального мастерства. Минск, 1994.

3.

Атутов Н.В. Технология и современное образование. – М.; Педагогика.1996.№2

4.

Рудик Г.А. Игровые ситуации на уроках специальных предметов. Методические

рекомендации. – М.: Издательский центр АПО, 2000.

5.

Махмутов М.И. Современный урок. – М.; Педагогика, 1985.

6.

Соловянчик А.А. Современный урок и методика его анализа. Минск, 2004.

7.

Соловянчик А.А., Савянок П.И. Урок производственного обучения и методика его

анализа. (методические рекомендации), Мозырь, 1994.

8.

Бабышев С.Я. Производственная педагогика М.: Высшая школа. 1999 г.

9.

Сейтешев А.Г. Пути профессионального становления учащийся молодежи М.: Высшая

школа, 1998 г.

10.

ЗанковЛ.В. Развитие учащихся в процессе обучения М.: Высшая школа. 1988 г.__



В раздел образования