Напоминание

"Перспективные направления инновационной образовательной политики".


Автор: Графова Татьяна Анатольевна
Должность: заместитель заведующего по вмр
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад № 20 "Реченька"
Населённый пункт: поселок Белоомут городской округ Луховицы Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Перспективные направления инновационной образовательной политики".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Эссе «Перспективные направления инновационной

образовательной политики».

Обучение

является

фундаментальным

процессом

в

нашей

жизни. В

Федеральном

Законе

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»

перечислены

основные

принципы

государственной

образовательной

политики.

Сегодня

главной

задачей

модернизации

российской

системы

образования является обеспечение современного качества образования на

основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и

перспективным потребностям личности, семьи, общества и государства

Сейчас развитие образования происходит в сложнейшей ситуации. На

деятельность образовательных учреждений негативное воздействие

оказывают факторы, среди которых основными являются: социальная и

экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых

средств в связи с кризисным положением в экономике; неполнота

нормативной правовой базы в области образования; систематическое

неисполнение норм законодательства в области образования.

Неудовлетворительное финансирование является одной из основных причин

возникновения кризисных ситуаций в системе образования. Острейший

дефицит финансовых ресурсов породил опасность потери лучшего из того,

что имелось и еще имеется в системе образования Российской Федерации.

Образовательные учреждения вследствие отсутствия бюджетных средств на

оплату отопления, электроснабжения и других коммунальных услуг

отключаются от систем жизнеобеспечения в нарушение решений

Правительства Российской Федерации.

В последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения социального

положения и здоровья детей. Не последнюю роль в ухудшении здоровья

детей имеет тяжелая ситуация, в которой оказались сами образовательные

учреждения. Учебно-материальная база образовательных учреждений

приходит в негодность, устаревает. Резко сократились капитальные вложения,

темпы износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции и

нового строительства.

Проблемами остаются отсутствие необходимой преемственности уровней

дошкольного образования и начального общего образования, а также

начального общего и основного общего образования, появление

многопредметности в начальной школе. Усугубляются проблемы разрыва

преемственности уровней общего образования и высшего профессионального

образования. На протяжении ряда лет уменьшается количество выпускников

средней школы, способных выдержать вступительные экзамены в высшие

учебные заведения без дополнительной подготовки.

В целом остается проблемой кадровое обеспечение образовательных

учреждений. Сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических

работников образовательных учреждений всех типов и видов, недостаточно

молодых специалистов вследствие низкого уровня оплаты труда и

социального престижа профессии педагога, слабой социальной

защищенности педагогических и научно-педагогических работников

образовательных учреждений.

Таким образом, хочется подчеркнуть важность инноваций в образовании.

Инновационные технологии в образовании позволяют регулировать

обучение, направлять его в нужное русло. Людей всегда пугало все

неизведанное и новое, они негативно относились к любым изменениям.

Стереотипы, существующие в массовом сознании, затрагивающие

привычный образ жизни, приводят к болезненным явлениям, мешают

обновлению всех видов обучения. Причина нежелания людей принимать

инновации в современном образовании кроется в блокировке жизненных

потребностей в комфорте, безопасности, самоутверждении. Не все готовы к

тому, что придется заново изучать теорию, сдавать экзамены, менять свое

сознание, тратить на это личное время и средства. После того как запускается

процесс обновлений, остановить его можно только с помощью специальных

методик.

Инновационное поведение не предполагает приспособления, оно

подразумевает формирование собственной индивидуальности, саморазвитие.

Педагог должен понять, что инновационное образование – способ воспитания

гармоничной личности. Для него не подходят «готовые шаблоны», важно

постоянно повышать свой собственный интеллектуальный уровень.

Инновации в дошкольном образовании основаны на модернизации старых

образовательных стандартов, внедрении ФГОС второго поколения.

Современный педагог старается постоянно самообразовываться, развиваться,

искать варианты образования и развития детей. Воспитатель должен иметь

активную гражданскую позицию, воспитывать любовь к отчизне у своих

подопечных. Есть несколько причин, по которым инновации стали

необходимыми для дошкольного образования. В первую очередь они

помогают в полной мере удовлетворять запросы родителей. Без новшеств

дошкольным учреждениям сложно конкурировать с другими аналогичными

заведениями.

Помимо внедрения новых воспитательных программ, инновации могут быть

и в иных сферах: работе с родителями, с кадрами, в управленческой

деятельности. При их правильном применении дошкольное учреждение

функционирует без сбоев, обеспечивает развитие гармоничной личности

малышей.

По новым образовательным стандартам, и воспитатели, и педагоги обязаны

вместе с воспитанниками участвовать в проектной деятельности. Для

дошкольных учреждений такая деятельность осуществляется вместе с

педагогом. Целью ее становится решение определённой проблемы, поиск

ответа на вопросы, поставленные на начальной стадии работы. В ходе

проектной работы ребята самообразовываются, получают навыки работы в

команде.

Анализируя инновации в образовании, примеры можно найти в

исследованиях. С их помощью ребенок учится выявлять актуальность

проблемы, определять пути ее решения, выбирать методики для

эксперимента, проводить опыты, делать логические выводы, определять

перспективы дальнейшего исследования в данной области.

ИКТ в профессиональном образовании в век научного прогресса стали

особенно актуальными и востребованными. Компьютер стал привычным

явлением в дошкольных учреждениях, школах, колледжах. Разнообразные

увлекательные программы помогают формировать у ребят интерес к

математике и чтению, развивают логику и память, вводят в мир «волшебства

и превращений». Те анимационные картинки, которые мелькают на

мониторе, интригуют малыша, концентрируют его внимание. Современные

компьютерные программы позволяют воспитателю вместе с ребятами

моделировать разные жизненные ситуации, искать способы их решения.

Учитывая индивидуальные способности ребенка, можно подстроить

программу под конкретного малыша, следить за его личностным ростом.

Единственным препятствием в применении ИКТ в дошкольных учреждениях

является недостаток денежных средств. Например, у нас в детском саду

компьютер есть только в кабинете заведующего.

В детских садах сейчас вводятся различные методики. Например, методика

личностно-ориентированного развития предполагает создание условий для

формирования индивидуальности дошкольника. Для реализации данного

подхода создают уголки для занятий и игр, сенсорные комнаты. Есть

специальные программы, по которым работают дошкольные учреждения:

«Радуга», «Детство», «Из детства в отрочество» и т.д.

Игровые методики в ДУ являются настоящим фундаментом современного

дошкольного образования. С учетом ФГОС на первый план выходит личность

малыша. В ходе игры происходит знакомство малышей с различными

жизненными ситуациями. Существует множество функций, выполняемых

играми: обучающая, познавательная, развивающая.

Благодаря инновациям, внедренным за последние годы в образовательный

процесс, шанс на полноценное обучение получили ребята, имеющие

серьезные проблемы со здоровьем. В министерстве образования РФ был

разработан, апробирован национальный проект, в котором указаны все

нюансы инклюзивного образования. Государство позаботилось об оснащении

современным компьютерным оборудованием не только ребят, но и их

наставников. С помощью «Скайпа» учитель проводит дистанционные уроки,

проверяет домашние задания. Подобный вариант обучения важен с

психологической точки зрения. Малыш понимает, что он нужен не только

родителям, но и педагогам. Дети, имеющие проблемы с опорно-

двигательным, речевым аппаратом, которые не могут посещать обычные

учебные заведения, обучаются с тьюторами по индивидуальным программам.

Но, для того, чтобы в наш детски сад (и подобных нашему) принять детей с

ограниченными возможностями, необходимо полностью его

реконструировать, так как сад существует с 1957 года и не предназначен для

таких детей.

Таким образом, педагогические инновации, внедряемые в образовательных

учреждениях современной России, помогают реализовывать социальный

заказ: воспитывать в детях чувство патриотизма, гражданской

ответственности, любви к родному краю, уважение к народным традициям.

Информационно-коммуникативные технологии стали привычными в детских

садах, школах, академиях, университетах. Среди последних новшеств,

коснувшихся образовательных учреждений: проведение единого

государственного экзамена в режиме онлайн, отправка экзаменационных

работ путем предварительного сканирования. Безусловно, у российского

образования еще много неразрешенных проблем, устранить которые помогут

инновации и денежные вливания.



В раздел образования