Автор: Графова Татьяна Анатольевна
Должность: заместитель заведующего по вмр
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад № 20 "Реченька"
Населённый пункт: поселок Белоомут городской округ Луховицы Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Перспективные направления инновационной образовательной политики".
Раздел: дошкольное образование
Эссе «Перспективные направления инновационной
образовательной политики».
Обучение
является
фундаментальным
процессом
в
нашей
жизни. В
Федеральном
Законе
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
перечислены
основные
принципы
государственной
образовательной
политики.
Сегодня
главной
задачей
модернизации
российской
системы
образования является обеспечение современного качества образования на
основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и
перспективным потребностям личности, семьи, общества и государства
Сейчас развитие образования происходит в сложнейшей ситуации. На
деятельность образовательных учреждений негативное воздействие
оказывают факторы, среди которых основными являются: социальная и
экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых
средств в связи с кризисным положением в экономике; неполнота
нормативной правовой базы в области образования; систематическое
неисполнение норм законодательства в области образования.
Неудовлетворительное финансирование является одной из основных причин
возникновения кризисных ситуаций в системе образования. Острейший
дефицит финансовых ресурсов породил опасность потери лучшего из того,
что имелось и еще имеется в системе образования Российской Федерации.
Образовательные учреждения вследствие отсутствия бюджетных средств на
оплату отопления, электроснабжения и других коммунальных услуг
отключаются от систем жизнеобеспечения в нарушение решений
Правительства Российской Федерации.
В последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения социального
положения и здоровья детей. Не последнюю роль в ухудшении здоровья
детей имеет тяжелая ситуация, в которой оказались сами образовательные
учреждения. Учебно-материальная база образовательных учреждений
приходит в негодность, устаревает. Резко сократились капитальные вложения,
темпы износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции и
нового строительства.
Проблемами остаются отсутствие необходимой преемственности уровней
дошкольного образования и начального общего образования, а также
начального общего и основного общего образования, появление
многопредметности в начальной школе. Усугубляются проблемы разрыва
преемственности уровней общего образования и высшего профессионального
образования. На протяжении ряда лет уменьшается количество выпускников
средней школы, способных выдержать вступительные экзамены в высшие
учебные заведения без дополнительной подготовки.
В целом остается проблемой кадровое обеспечение образовательных
учреждений. Сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических
работников образовательных учреждений всех типов и видов, недостаточно
молодых специалистов вследствие низкого уровня оплаты труда и
социального престижа профессии педагога, слабой социальной
защищенности педагогических и научно-педагогических работников
образовательных учреждений.
Таким образом, хочется подчеркнуть важность инноваций в образовании.
Инновационные технологии в образовании позволяют регулировать
обучение, направлять его в нужное русло. Людей всегда пугало все
неизведанное и новое, они негативно относились к любым изменениям.
Стереотипы, существующие в массовом сознании, затрагивающие
привычный образ жизни, приводят к болезненным явлениям, мешают
обновлению всех видов обучения. Причина нежелания людей принимать
инновации в современном образовании кроется в блокировке жизненных
потребностей в комфорте, безопасности, самоутверждении. Не все готовы к
тому, что придется заново изучать теорию, сдавать экзамены, менять свое
сознание, тратить на это личное время и средства. После того как запускается
процесс обновлений, остановить его можно только с помощью специальных
методик.
Инновационное поведение не предполагает приспособления, оно
подразумевает формирование собственной индивидуальности, саморазвитие.
Педагог должен понять, что инновационное образование – способ воспитания
гармоничной личности. Для него не подходят «готовые шаблоны», важно
постоянно повышать свой собственный интеллектуальный уровень.
Инновации в дошкольном образовании основаны на модернизации старых
образовательных стандартов, внедрении ФГОС второго поколения.
Современный педагог старается постоянно самообразовываться, развиваться,
искать варианты образования и развития детей. Воспитатель должен иметь
активную гражданскую позицию, воспитывать любовь к отчизне у своих
подопечных. Есть несколько причин, по которым инновации стали
необходимыми для дошкольного образования. В первую очередь они
помогают в полной мере удовлетворять запросы родителей. Без новшеств
дошкольным учреждениям сложно конкурировать с другими аналогичными
заведениями.
Помимо внедрения новых воспитательных программ, инновации могут быть
и в иных сферах: работе с родителями, с кадрами, в управленческой
деятельности. При их правильном применении дошкольное учреждение
функционирует без сбоев, обеспечивает развитие гармоничной личности
малышей.
По новым образовательным стандартам, и воспитатели, и педагоги обязаны
вместе с воспитанниками участвовать в проектной деятельности. Для
дошкольных учреждений такая деятельность осуществляется вместе с
педагогом. Целью ее становится решение определённой проблемы, поиск
ответа на вопросы, поставленные на начальной стадии работы. В ходе
проектной работы ребята самообразовываются, получают навыки работы в
команде.
Анализируя инновации в образовании, примеры можно найти в
исследованиях. С их помощью ребенок учится выявлять актуальность
проблемы, определять пути ее решения, выбирать методики для
эксперимента, проводить опыты, делать логические выводы, определять
перспективы дальнейшего исследования в данной области.
ИКТ в профессиональном образовании в век научного прогресса стали
особенно актуальными и востребованными. Компьютер стал привычным
явлением в дошкольных учреждениях, школах, колледжах. Разнообразные
увлекательные программы помогают формировать у ребят интерес к
математике и чтению, развивают логику и память, вводят в мир «волшебства
и превращений». Те анимационные картинки, которые мелькают на
мониторе, интригуют малыша, концентрируют его внимание. Современные
компьютерные программы позволяют воспитателю вместе с ребятами
моделировать разные жизненные ситуации, искать способы их решения.
Учитывая индивидуальные способности ребенка, можно подстроить
программу под конкретного малыша, следить за его личностным ростом.
Единственным препятствием в применении ИКТ в дошкольных учреждениях
является недостаток денежных средств. Например, у нас в детском саду
компьютер есть только в кабинете заведующего.
В детских садах сейчас вводятся различные методики. Например, методика
личностно-ориентированного развития предполагает создание условий для
формирования индивидуальности дошкольника. Для реализации данного
подхода создают уголки для занятий и игр, сенсорные комнаты. Есть
специальные программы, по которым работают дошкольные учреждения:
«Радуга», «Детство», «Из детства в отрочество» и т.д.
Игровые методики в ДУ являются настоящим фундаментом современного
дошкольного образования. С учетом ФГОС на первый план выходит личность
малыша. В ходе игры происходит знакомство малышей с различными
жизненными ситуациями. Существует множество функций, выполняемых
играми: обучающая, познавательная, развивающая.
Благодаря инновациям, внедренным за последние годы в образовательный
процесс, шанс на полноценное обучение получили ребята, имеющие
серьезные проблемы со здоровьем. В министерстве образования РФ был
разработан, апробирован национальный проект, в котором указаны все
нюансы инклюзивного образования. Государство позаботилось об оснащении
современным компьютерным оборудованием не только ребят, но и их
наставников. С помощью «Скайпа» учитель проводит дистанционные уроки,
проверяет домашние задания. Подобный вариант обучения важен с
психологической точки зрения. Малыш понимает, что он нужен не только
родителям, но и педагогам. Дети, имеющие проблемы с опорно-
двигательным, речевым аппаратом, которые не могут посещать обычные
учебные заведения, обучаются с тьюторами по индивидуальным программам.
Но, для того, чтобы в наш детски сад (и подобных нашему) принять детей с
ограниченными возможностями, необходимо полностью его
реконструировать, так как сад существует с 1957 года и не предназначен для
таких детей.
Таким образом, педагогические инновации, внедряемые в образовательных
учреждениях современной России, помогают реализовывать социальный
заказ: воспитывать в детях чувство патриотизма, гражданской
ответственности, любви к родному краю, уважение к народным традициям.
Информационно-коммуникативные технологии стали привычными в детских
садах, школах, академиях, университетах. Среди последних новшеств,
коснувшихся образовательных учреждений: проведение единого
государственного экзамена в режиме онлайн, отправка экзаменационных
работ путем предварительного сканирования. Безусловно, у российского
образования еще много неразрешенных проблем, устранить которые помогут
инновации и денежные вливания.