Напоминание

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами организации родительского клуба.


Автор: Санарова Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №81"
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами организации родительского клуба.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами организации родительского клуба. «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства бесконечной любви к Родине» В.А.Сухомлинский Нравственное воспитание – это целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества. В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость. Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Задачи нравственно-патриотического воспитания решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является
тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. Изучив теоретические основы проблемы воспитания любви к Родине у детей дошкольного возраста, работа по данному вопросу началась с диагностики. Для диагностики основ патриотизма у дошкольников использовались следующая технология М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду». К сожалению, результаты диагностики показали, что у дошкольников отсутствуют чёткие представления о понятиях «семья», «члены семьи»; дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека; наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи. Следует отметить, что в настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители всё меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растёт число неполных, неблагополучных семей. Часто в семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, вызывают недоумение. Доброта, отзывчивость, честность, порядочность, трудолюбие. Кто из родителей и педагогов не хотел бы воспитать у детей эти прекрасные качества? Эти качества не являются врождёнными, не возникнут сами по себе, а сформируются в процессе воспитания. Источником зарождения данных качеств в первую очередь являются взрослые – педагоги, родители. Родители не всегда обладают должным уровнем педагогических знаний, а некоторые осознают, что вообще не владеют знаниями по формированию патриотических чувств детей в семье. Так как, в результате диагностики была выявлена проблема низкого уровня нравственно-патриотического воспитания у детей, и компетенции по этому вопросу у родителей, была выбрана совместная форма работы - детско-родительский клуб «Печки-лавочки». Цель деятельности клуба:
Создать условия для нравственно-патриотического воспитания детей через организацию детско-родительского клуба. Для осуществления поставленной цели решались следующие задачи:  Воспитывать любовь к родному дому, семье, Родине.  Формировать начальные представления о народных традициях, праздниках, играх и фольклоре, быте нашей Родины и родного края.  Расширять кругозор детей с помощью познавательной и творческой деятельности.  Объединить усилия педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.  Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей.  Провести мастер – классы для родителей, направленные на обучение изготовлению народной куклы, оберегов.  Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы.  Пополнить в группе мини – музей «Народная игрушка». Взаимодействие с семьями воспитанников реализовывалось через разнообразные формы, что соответствовало задачам поставленными перед клубом. Использовались традиционные формы работы (родительские собрания, педагогические беседы, тематические консультации, выставки детских работ, папки-передвижки, информационные стенды и др.) и нетрадиционные (праздники, конкурсы, тематические недели, мастер - классы) формы общения, суть которых — обогатить родителей педагогическими знаниями. В рамках клуба проходили праздники «Осенины», «Праздник Русской березки», «Колядки», «В гости Зимушка идет – Рождество с собой ведет», «Пасха» и др. На праздниках родители были не просто гости и зрители, а полноправные участники. В ходе подготовки к праздникам родители вместе с педагогами и детьми делали декорации и атрибуты, шили костюмы. Также родители участвовали в мастер-классах «Обереги», «Куклы-Берегини»; совместных выставках «Дары Осени», «Мамины
руки», «Моя семья». Родители наших воспитанников помогают и в организации и оформлении предметно-развивающей среды группы детского сада. Оформлен уголок русской избы с различными атрибутами: русская печь, прялка, домотканые половики, глиняная и деревянная посуда, самовар, коромысло и многое другое. Мини-музей «Народная игрушка» постоянно пополняется новыми экспонатами: матрёшки, куклы- Берегини, дымковские игрушки, филимоновские свистульки, богородские игрушки. Уголок патриотического воспитания пополнен материалом по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой, где широко представлены: иллюстрации и фотоальбомы с видами родного города, городов Алтайского края, России, столицы России – Москвы. Таким образом, работа по нравственно-патриотическому воспитанию будет успешней при условии активного взаимодействия с родителями. Совместная работа с родителями в форме клуба может стать основой формирования нравственно- патриотических чувств детей дошкольного возраста.


В раздел образования