Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами организации родительского клуба.
Автор: Санарова Светлана Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №81" Населённый пункт: г. Барнаул Наименование материала: статья Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами организации родительского клуба. Раздел: дошкольное образование
Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста
средствами организации родительского клуба.
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник
укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении
нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства бесконечной любви к Родине»
В.А.Сухомлинский
Нравственное воспитание – это целенаправленное систематическое воздействие на
сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества.
В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные
перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось
множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в
результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное
воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным
воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.
Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре
своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только
через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому
наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для
маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и
его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны.
Задачи
нравственно-патриотического
воспитания
решаются
во
всех
видах
детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в
ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со
взрослыми и сверстниками.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию
эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также
сохранению вертикальных семейных связей.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных
задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является
тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей
национальных традиций.
Изучив теоретические основы проблемы воспитания любви к Родине у детей
дошкольного возраста, работа по данному вопросу началась с диагностики. Для
диагностики основ патриотизма у дошкольников использовались следующая
технология М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В.
Микляевой «Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду».
К сожалению, результаты диагностики показали, что у дошкольников отсутствуют
чёткие представления о понятиях «семья», «члены семьи»; дети не могут
охарактеризовать значимость семьи для человека; наблюдаются неточные знания
истории своего рода и семьи.
Следует отметить, что в настоящее время семья переживает не лучшие времена.
Стремясь заработать на хлеб насущный, родители всё меньше внимания уделяют детям
и их воспитанию, растёт число неполных, неблагополучных семей. Часто в семьях
вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и,
вызывают недоумение.
Доброта, отзывчивость, честность, порядочность, трудолюбие. Кто из родителей и
педагогов не хотел бы воспитать у детей эти прекрасные качества? Эти качества не
являются врождёнными, не возникнут сами по себе, а сформируются в процессе
воспитания. Источником зарождения данных качеств в первую очередь являются
взрослые – педагоги, родители. Родители не всегда обладают должным уровнем
педагогических знаний, а некоторые осознают, что вообще не владеют знаниями по
формированию патриотических чувств детей в семье.
Так как, в результате диагностики была выявлена проблема низкого уровня
нравственно-патриотического воспитания у детей, и компетенции по этому вопросу у
родителей, была выбрана совместная форма работы - детско-родительский клуб
«Печки-лавочки».
Цель деятельности клуба:
Создать условия для нравственно-патриотического воспитания детей через
организацию детско-родительского клуба.
Для осуществления поставленной цели решались следующие задачи:
Воспитывать любовь к родному дому, семье, Родине.
Формировать начальные представления о народных традициях, праздниках,
играх и фольклоре, быте нашей Родины и родного края.
Расширять кругозор детей с помощью познавательной и творческой
деятельности.
Объединить усилия педагогов и родителей при организации работы по
приобщению к русской национальной культуре.
Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших
традиций векового опыта воспитания детей.
Провести мастер – классы для родителей, направленные на обучение
изготовлению народной куклы, оберегов.
Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы.
Пополнить в группе мини – музей «Народная игрушка».
Взаимодействие
с
семьями
воспитанников
реализовывалось
через
разнообразные
формы, что соответствовало задачам поставленными перед клубом. Использовались
традиционные
формы
работы
(родительские
собрания,
педагогические
беседы,
тематические
консультации,
выставки
детских
работ,
папки-передвижки,
информационные
стенды
и
др.)
и
нетрадиционные
(праздники,
конкурсы,
тематические недели, мастер - классы) формы общения, суть которых — обогатить
родителей педагогическими знаниями.
В рамках клуба проходили праздники «Осенины», «Праздник Русской березки»,
«Колядки», «В гости Зимушка идет – Рождество с собой ведет», «Пасха» и др. На
праздниках родители были не просто гости и зрители, а полноправные участники. В
ходе подготовки к праздникам родители вместе с педагогами и детьми делали
декорации и атрибуты, шили костюмы. Также родители участвовали в мастер-классах
«Обереги», «Куклы-Берегини»; совместных выставках «Дары Осени», «Мамины
руки», «Моя семья». Родители наших воспитанников помогают и в организации и
оформлении предметно-развивающей среды группы детского сада. Оформлен уголок
русской избы с различными атрибутами: русская печь, прялка, домотканые половики,
глиняная и деревянная посуда, самовар, коромысло и многое другое. Мини-музей
«Народная игрушка» постоянно пополняется новыми экспонатами: матрёшки, куклы-
Берегини, дымковские игрушки, филимоновские свистульки, богородские игрушки.
Уголок патриотического воспитания пополнен материалом по ознакомлению с
городом, страной, государственной символикой, где широко представлены:
иллюстрации и фотоальбомы с видами родного города, городов Алтайского края,
России, столицы России – Москвы.
Таким образом, работа по нравственно-патриотическому воспитанию будет успешней
при условии активного взаимодействия с родителями. Совместная работа с
родителями в форме клуба может стать основой формирования нравственно-
патриотических чувств детей дошкольного возраста.