Напоминание

Разработка родительского собрания "Защита прав и достоинств маленького ребенка"


Автор: Сплошнова Зоя Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №8 "Тополек"
Населённый пункт: город Петровск Саратовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Разработка родительского собрания "Защита прав и достоинств маленького ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Приложение № 1

к

Положению о

региональном

к о н к у р с е

м е т о д и ч е с к и х

р а з р а б о т о к

п о

р а б о т е

с

родителями

в

образовательных

организациях

всех

типов

и

видов

Заявка

на участие в региональном конкурсе методических разработок по

работе

с родителями в образовательных организациях всех типов и видов

1.

Название работы «Защита прав и достоинств маленького ребенка»

2.

Название номинации (нужное подчеркнуть):

разработка

плана

работы

по

психолого-педагогиче скому

просвещению родителей (с методическими разъяснениями);

разработка

интерактивных,

групповых,

тренинговых

занятий

с

родителями;

разработка

родительского

собрания

с

использованием

активных

методов работы с родителями;

разработка методических рекомендаций по работе с родителями, в

том числе общественными родительскими организациями.

3.

Сплошнова Зоя Александровна

4.

г. Петровск Саратовская область

5.

МБДОУ детский сад № 8 «Тополек»

6.

Воспитатель

7.

2-46-73

8.

89093350769

9.

zoya.sploschnova@yandx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 8 «Тополек» г. Петровск Саратовская область

Разработка родительского собрания

с использованием активных методов работы с родителями

на тему: «Защита прав и достоинств маленького ребенка»

Подготовила :

воспитатель МБДОУ д/с № 8

г. Петровск Саратовская область

Сплошнова Зоя Александровна

Пояснительная записка.

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе

которого формиреутся организм ребенка, осуществляется развитие личности.

И в то же время это период, когда дети находятся в полной зависимости от

окружающих их взрослых – родителей и педагогов. Ненадлежащий уход,

поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в

этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем. Здоровье детей

и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы

по защите их прав. В настоящее время система нормативного обеспечения

прав детей достаточно полно представлена в документах международного

права, нормативно-правовыми актами на федеральном и региональном

уровнях.

В Конвенции ООН о правах ребенка заложены два основополагающих

принципа:

первый: ребенок – самостоятельный субъект права, т.е. обладает всем

комплексом гражданских, политических, экономических, социальных и

культурных прав человека.

второй: приоритетность детей перед потребностями общества,

религии.

Настоящее время ставит перед нами конкретные задачи. Мы обязаны не

только знать и соблюдать права ребенка, пропогандировать их и, конечно же,

готовить детей к достойной жизни в обществе, знакомя с правами человека.

Результаты статистики говорят о том, что практически большую часть

российских семей сегодня по той или иной причине можно отнести к разряду

неблагополучных. Затянувшийся экономический кризис привел к тому, что

большинство российских семей попали в разряд малообеспеченных.

Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение в связи с

этим свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического

и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости,

стрессам. Свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители нередко

выплескивают на тех, «кто под руку попадется», чаще всего – на детей,

которые обычно не могут понять, почему взрослые сердятся.

Суть взаимодействия воспитателя и семьи заключается в том, что обе

стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, в раскрытии и

развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия

лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержке и

помощи, терпения и терпимости по тношению к друг другу. Это поможет

педагогу и родителям объединить свои усилия в создании условий для

формирования у дошкольника тех качеств и свойств, которые необходимы

для его самоопределения и самореализации в случае неудачи. Совместная

деятельность педагогов, родителей и дошкольников может быть успешной,

если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща,

осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

Цель: повысить уровень педагогической и правовой культуры родителей

Задачи:

совершенствовать работу с родителями;

сформировать индивидуальную родительскую позицию, стиль

воспитания гуманных отношений с детьми;

организовать системную работу по коррекции детско-родительских

отношений;

развивать у родителей инициативу, творчество.

Форма проведения: педагогический ринг

План проведения:

Выступление детей (мини-представление).

Беседа

Определение проблемы

Педагогический ринг

Принятие решения.

Ход мероприятия

Подготовительный этап

1.

Проведение

с

родителями

анкетирования

(приложение

А)

с

целью

определения проблем, связанных с воспитанием детей в семьях.

2.

Тест-игра «Какой вы родитель?» (приложение Б)

3.

Подготовка мини-представления.

4.

Подготовка

памятки

для

родителей

«Искусство

быть

родителем»

(приложение В).

5.

Подготовка

памятки

(В.

Леви

«Наказывая,

подумай:

«Зачем?»

(приложение Б).

6.

Подготовка карточек для проведения педагогического ринга (карточки

со

статьями

Конвенции

«О

правах

ребенка»

для

инсценировки;

с

правовыми

терминами право,

закон,

свобода,

конвенция,

ответвенность, обязательства);

7.

2 листа ватмана, разделенных на 3 части с приклеенными зеленым,

желтым и красным цветами; чистые листы и маркеры

Организационный этап.

Перед началом собрания родителям раздаются памятки В. Леви:

«Семь правил для всех»;

«Наказывая, подумай: «Зачем?»

Мини – представление

(Под музыку дети входят в зал и читают стихи)

1 ребенок

Мы на свет родились,

Чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть,

Чтобы крепко дружить.

Чтоб улыбки друг другу

Дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни

Все наши мечты!

2 ребенок

Пусть дети живут, смеются звонко,

Подрастают с каждым днем.

Пусть у каждого ребенка

Будет светлый, теплый дом!

3 ребенок

Детство только раз бывает

У ребят любой страны.

Пусть никто из них не знает

Никакой беды!

4 ребенок

Мы на свет родились,

Чтобы радостно жить,

Чтоб цветы и улыбки

Друг другу дарить.

Чтобы горе исчезло,

Пропала беда,

Чтобы яркое солнце

Светило всегда!

(Дети поют песню «Пусть всегда будет солнце!»)

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые родители! Мы собрались сегодня здесь,

чтобы обсудить вопросы взаимодействия детей и родителей, организации

работы в соответствии с международными нормами о правах ребенка.

Ребенок.

Нет, уйду я насовсем!

А то я папе надоем:

Пристаю с вопросами,

То я кашу не доем,

То не спорь со взрослыми!

Буду жить один в лесу,

Земляники припасу,

Хорошо жить в шалаше

И домой не хочется.

Мне, как папе, по душе

Одиночество.

Пруд заброшенный найду,

В чаще спрятанный,

Разговоры заведу

С лягушатами.

Буду слушать птичий свист

Утром в перелеске.

Только я же – футболист,

А играть – то не с кем!

Хорошо жить в шалаше,

Только плохо на душе!

А. Барто

Этап проведения беседы

Как вы думаете, почему мальчику стало по душе одиночество?

Что могло случиться, почему он решил жить один в лесу?

Бывает ли у вас такое желание и настроение?

Почему оно у вас появляется?

Какая этому причина?

(В целях активизации родителей можно использовать приём «Волшебная

палочка». «Волшебную палочку» (карандаш) родители передают друг другу

и отвечают на вопрос.

Этап проведения педагогического ринга

Педагог: Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его

жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от

действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе

отношение и очень надеется на их защиту. К счастью, человечество не

осталось равнодушным к проблемам детей, и в 1989 г. Генеральной

Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. Конвенцию о

правах ребенка называют Великой хартией вольностей для детей. Она

состоит из пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные

права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на выживание,

развитие, защиту и активное участие в жизни общества в условиях,

свободных от голода и нужды, жестокости и эксплуатации. Новое российское

законодательство 90-х годов, и в первую очередь Конституция Российской

Федерации, признает и гарантирует права и свободы человека согласно

общепризнанным принципам и нормам международного права. Но знаем ли

мы права и обязанности детей, правильно ли их понимаем? Думаю, что

сегодняшняя наша встреча поможет Вам получить ответы на свои вопросы,

найти ориентиры в своей жизни.

Наше родительское собрание пройдёт сегодня в форме педагогического

ринга. Как и в боксе, педагогический ринг будет состоять из раундов. По

результатам каждого раунда командам будут присуждаться баллы. А судить

выступления команд будет компетентное жюри в составе: …… (Приложение

Г)

1.

Раунд «Команда – капитан»

Все участники делятся на две команды. Командам дается задание придумать

название, девиз и выбрать капитана.

2.

Раунд «Разминка»

Командам предлагается ответить на ряд вопросов:

Как называется основной документ по правам ребенка. (Конвенция о правах

ребенка)

В каком возрасте человек считается ребенком, по мнению ООН? (от 0-18)

На кого конвенция возлагает основную ответственность за воспитание

ребенка? (На родителей)

С какого возраста ребенок способен принимать самостоятельный решения? (с

3х лет)

Какой стиль воспитания не совместим с правами ребенка?( Авторитарный)

Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей? (И

правом и обязанностью)

3.

Раунд «Пойми меня»

Работа в паре (по одному человеку от команды). Один игрок объясняет

правовой термин, не называя его, не используя жестов, ни рисунков. Другой

игрок должен назвать термин. (Приложение Д)

Правовые термины: право, закон, свобода, конвенция, ответственность,

обязательства.

4.

Раунд «Театральная комната».

Капитаны выбирают карточку, на которой записан № статьи конвенции.

Команде необходимо инсценировать отрывок из сказки, в которой

описывается именно эта статья. Инсценировка без слов, используя только

звуковые, танцевальные и музыкальные приемы. (Приложение Е)

Время для подготовки 1 минута.

5.

Раунд «Разыгрывание ситуаций»

Родителям предлагается разыграть некоторые ситуации и совместно обсудить

некоторые варианты возможных решений.

Ситуация 1.

Во время обеда ребенок возит по столу чашку, полную сока. Бабушка делает

ему замечание: «Осторожно! Разольешь!» ребенок делает вид, что не заметил

этих слов. Бабушка повторно делает замечание: «Не балуйся! Пей сок!»

Ребенок молча продолжает свои действия. И длится это до тех пор, пока не

обольет себя и рядом сидящего липким соком.

Как поступить в данной ситуации ?

Как себя вести, если:

вместо сока ребенок прольет на себя тарелку горячего супа.

Эта ситуация произошла непосредственно перед праздником.

Ситуация 2.

Во время тихого часа ребенок не спит. Он мешает спать другим детям,

возится, начинает шепотом разговаривать. Воспитатель делает замечание.

Ребенок затихает. Но как только воспитатель выходит из спальни, ребенок тут

же вскакивает, садится на кровать к другим детям и мешает им спать.

Как в данной ситуации поступить воспитателю?

Как себя вести, если:

ребенок тихо поет сам себе под колыбельную песню;

ребенок молча лежит с открытыми глазами.

Ситуация 3.

Идет открытое занятие с большим количеством гостей. Педагог разносит

раздаточный материал на подносе. Один ребенок крутится и отвлекает

других. Педагог пытается успокоить его. Ребенок резким движением

опрокидывает поднос, и весь мелкий раздаточный материал рассыпается по

всей комнате.

Как в данной ситуации поступить воспитателю?

Как себя вести, если:

ребенок опрокидывает свой поднос из-за своей неуклюжести.

Ребенок демонстративно отшвыривает предложенный раздаточный материал

и категорически отказывается выполнять задание?

6.

Раунд «Запрещаем – разрешаем»

Лист ватмана делится на 3 части, соответствующие зонам запрета. На каждой

зоне прикрепляются бумажные цветы зелёного, жёлтого и красного цвета:

Зеленый символизирует зону «Полная свобода» - это все, что можно

ребенку всегда и везде по его собственному усмотрению.

Желтый – зону «Относительная свобода» - действия, в которых ребенку

предоставляется относительная свобода. Можно действовать по

собственному выбору, но соблюдая некоторые правила. Именно в этой зоне

ребенок приучается к внутренней дисциплине. Внешние ограничения со

временем переходят в собственные самоограничения.

Красный – зону «Запрещено» - действия ребенка, которые для него

неприемлемы ни при каких обстоятельствах.

Участникам предлагается составить список возможных действий детей,

распределив их по трем основным зонам.

Полученные результаты анализируются

7.

Раунд «Какие бывают наказания»

Доска делится на четыре поля, каждое имеет свое название:

«Физическое наказание»

«Изоляция»

«Наказание словом»

«Лишение приятного»

Участникам необходимо перечислить варианты наказаний. В конце

обсуждаются наиболее действенные варианты. Выявляются преимущества и

недостатки того или иного варианта

8.

Раунд «Блиц турнир». / 5-7мин.

Командам предлагается ответить на вопросы (по 5 вопросов для каждой

команды)

(оценивается правильность и быстрота ответов)

Вспомните, в какой сказке злая Королева увезла маленького мальчика в свой

ледяной дворец? Имела ли она на это право? Почему?

Сказка «Снежная королева»

Дети имеют право жить со своими родителями и никому не позволено их

разлучать.

Кто в сказке «Три поросенка нарушает права поросят»? Назовите это право?

Права поросят нарушает волк.

Ребенок имеет право спокойно жить в своем доме, никто не может без

разрешения войти в чужой дом

Какое право нарушила мачеха в сказке «Золушка»?

Право поиграть, отдохнуть и веселиться.

В какой сказке Карабас-Барабас держал кукол в рабстве и заставлял много

работать? Какие права нарушались?

Сказка «Приключения Буратино».

Каждый ребенок должен быть свободным, имеет право на игру и

свободный труд за вознаграждение.

Папа Карло купил Буратино азбуку, он очень хотел, чтобы Буратино был

грамотным. О каком праве идет речь?

Каждый ребенок имеет право получать образование.

В сказке «Колобок» главному герою угрожали быть съеденным. Какое право

хотели нарушить звери?

Каждый ребенок имеет право на жизнь.

Схватив Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на …

Каждый ребенок имеет право на личную неприкосновенность

Какое право выполняет Доктор Айболит?

Каждый ребенок имеет право на получение медицинской помощи

Какое право по отношению к гадкому утенку нарушили в сказке

Г.Х.Андерсена.

Право не подвергаться жестокому обращению

Какое право нарушил медведь в сказке «Теремок»?

Право на неприкосновенность жилища

Итог педагогического раунда подводит жюри

Подведение итогов родительского собрания

Педагог: Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе

которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. И в то

же время это период, когда ребенок находится в полной зависимости от

окружающих его взрослых - родителей и педагогов. Ненадлежащий уход,

поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в

этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем. Здоровье детей

и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы

по защите их прав. Мы, взрослые - педагоги и родители, должны сообща

обеспечивать все права детей.

Наше собрание подошло к концу. Мы благодарим всех родителей, принявших

участие в обсуждении такой актуальной темы! Пулучили ли вы ответы на

интерисующие вас вопросы? Что полезного вы узнали на собрании?

В качестве решения собрания я предлагаю вам подвести итог самим, проводя

тест-игру «Какой вы родитель?» (памятка В( 2) и получите памятки

«Искусство быть родителем» (Приложение В (1). Желаю вам успехов и

благополучия в ваших семьях.

Список использованных источников

Т.Н. Доронова. Защита прав и достоинств ребенка. М., 2003.

Э.К. Суслова. Растим гражданина // Дошкольное воспитание. 1999, №1

З.К. Шнекендорф. Путеводитель по Конвенции о правх ребенка. М.,

1997.

В.В. Антонов. Изучаем права человека. М., 1997.

Е.С. Шабельник, Е.Г. Каширцева. Права на всякий случай. М., 1995.

Ю. Яковлева. Ваши права, дети. М., 1992

С.В. Чиркова. Родительские собрания в детском саду. М., «ВАКО».

2013.

Приложение А. Анкета для родителей

Цель: определение проблем, связанных с воспитанием детей в семьях.

1.

Считаете ли Вы, что родители должны иметь специальные навыки в

воспитании детей?

а) да;

б) нет.

2. Удовлетворины ли воспитанием, данным вам родителями?

а) да;

б) нет;

в) не совсем.

3. Хотели бы вы воспитывать своих детей так, как воспитывали вас?

а) да;

б) нет.

4. Какой из методов воспитания вы применяете?

а) только поощрение;

б) частое порицание;

в) метод «кнута» и «пряника».

5. Допускаете ли вы применение физического наказания (шлепнуть,

встряхнуть)?

а) да;

б) нет.

6. Вы считаете метод физического наказания перспективным?

а) да;

б) нет.

Приложение Б. Памятка (В. Леви «Наказывая, подумай: «Зачем?»)

Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни

психическому.

Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте.

Никаких наказаний в целях «профилактики».

За один раз - одно. Не лишайте ребенка заслуженной похвалы и

награды.

Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.

Наказан - прощен.

Наказание без унижения.

Ребенок не должен боятся наказания.

Приложение В(1). Памятка «Искусство быть родителем»

1.

Ваш малыш ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на

свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том,

что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал вашего

ожидания. И не вправе требовать, чтобы он разрешил вам эти

проблемы.

2.

Ваш ребенок – не ваша собственность, а самостоятельный человек. И

решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению

ему жизнь вы не имеете право. Вы можете лишь помочь ему выбрать

жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия

для реализации.

3.

Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его

упрямства и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в

семье.

4.

Во многих капризах и шалостях малыша повинны вы сами, потому что

вовремя не поняли его, не желая принимать его таким, каков он есть.

5.

Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в вашем малыше. Быть

уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно

проявится.

Приложение В (2). Тест «Какой вы родитель?»

Кому не хочется получить ответ на этот вопрос? Мы предлагаем вам тест –

игру. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми.

№п/

п

Вопросы

Баллы

1

Сколько раз тебе повторять?

2

2

Посоветуй мне пожалуйста.

1

3

Не знаю, чтобы я без тебя делала?

1

4

И в кого ты только такой уродился?

2

5

Какие у тебя замечательные друзья!

1

6

Ну на кого ты похож(а)

2

7

Я в твои годы...

2

8

Ты моя опора и помощник(ца)

1

9

Ну что за друзья у тебя?

2

10

О чем ты только думаешь?

2

11

Какая (какой) ты у меня умница!

1

12

А как ты считаешь, сынок (доченька)?

1

13

У всех дети, как дети, а ты...

2

14

Какой(ая) ты у меня сообразительный(ая)!

1

Оценка результатов

Подсчитайте общее количество баллов. Если вы набрали 5 -7 баллов, значит,

вы уважаете ребенка, ваши отношения способствуют становлению его

личности.

Сумма от 8 до 10 баллов свидетельствует о намечающихся сложностях во

взаимоотношениях с ребенком, непонимания его проблем, попытках

перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

11 баллов и выше – вы непоследовательны в общении с ребенком. Его

развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься

над этим!

Приложение Г. Таблица оценок педагогического ринга

Максимум 5 баллов

Оценка жюри

Средний

Раунды

балл

1

команда

2

команда

1

«Команда-капитан»

2

«Разминка»

3

«Пойми меня»

4

«Театральная комната»

5

«Разыгрывание ситуаций»

6

«Запрещаем - разрешаем»

7

«Какие бывают наказания»

8

«Блиц - турнир»

9

Итоги

Приложение Д. «Пойми меня»

право

свобода

ответственность

закон

конвенция

обязательства

Приложение Е. Статьи конвенции

Статья 2 «Предотвращение дискриминации»

Каждый ребёнок, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии,

достатка и социального происхождения, обладает всеми правами,

предусмотренными данной Конвенцией. Никто не должен подвергаться

дискриминации.

Статья 35 «Торговля, контрабанда и похищение»

Государство должно всеми силами бороться против похищения, контрабанды

и продажи детей.

Статья 28 «Образование»

Каждый ребёнок имеет право на образование. Начальное образование должно

быть обязательным и бесплатным, среднее и высшее – доступным для всех

детей. В школах должны соблюдаться права ребёнка и проявляться уважение

к его человеческому достоинству. Государство должно следить за регулярным

посещением детьми школ



В раздел образования