Автор: Кузьмина Галина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа № 2051 Д/О № 1
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Роль позэии в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Роль поэзии
в нравственно – патриотическом
воспитании детей старшего
дошкольного возраста
Одной из актуальных проблем, стоящих сегодня перед нами, воспитате-
лями, является развитие культуры чувств у детей. Великий педагог В.А.
Сухомлинский писал: « Я открывал детям глаза на красоту мира и, в то
же время, стремился донести до детского сердца музыку слова, чтобы
слово несло свою радость ».
С раннего детства ребенок слышит поэтические строки А.Барто, С.Мар-
шака, К.Чуковского. По мере взросления круг интересов ребенка растет, в
том числе расширяется список поэтов, чьи стихи находят живой отк -лик
в его душе: С. Михалкова и В. Берестова, Г.Остера и Д. Хармса.
Работая, в основном, с детьми старшего дошкольного возраста, могу из
своего опыта сказать, что дети очень восприимчивы к поэзии. Утро в на-
шей группе , как правило начинается с чтения стихов о вежливых сло-
вах, доброте, дружбе, любви к близким, братьям нашим меньшим.
В ходе проведения тематических утренников ни всем детям удается
прочитать стихотворения. Поэтому каждый год мы проводим конкурсы
чтецов («Отговорила роща золотая», «Весна, весна на улице»), где каж-
дый ребенок может проявить свои творческие способности. Стихи для
конкурсов подбирают родители. После подведения итогов членами жю-
ри , все дети получают грамоты и благодарности.
В нашей группе стало замечательной традицией в канун дня памяти
великого русского поэта А.С.Пушкина, проводить литературные досуги по
его сказкам. Родители принимают активное участие в выборе отрыв-ка
из сказки, готовят костюмы и декорации, выступают вместе со сво-ими
детьми. В процессе подговки, дети знают слова не только своих пер-
сонажей, но и остальных участников. Знакомство 5-6 летних детей с поэ-
зией А.С. Пушкина , прививает им чуткость к поэтическому слову,
помогает почувствовать красоту и выразительность русского языка.
Во время проведения занятий по развитию речи,
знакомя детей с творчеством русских поэтов
А.Фета, Ф.Тютчева, М.Ю.Лермонтова, мы стараемся
побуждать их интересоваться смыслом слов, по-
могаем осваивать выразительные средства язы-
ка, прививаем чуткость к поэтическому слову.
Занятия по окружающему миру , где раскрыва-
ется красота родной природы, невозможно
провести без показа пре-зентации на заданную
тему, сопровождающегося музыкальным сопро-
вождением и чтением подобранных стихов. Каждый ребенок по – своему
воспринимает окружающий мир, и наша задача – создать условия для
развития их чувств. Во время проведения прогулок, проводя наблюдения
за деревьями и кустарниками на участке, за цветами на клумбах, мы с
детьми читаем стихи о березе и рябине, клене и сирени. Я уверена, что
наши воспитанники никогда не сломают ни одной ветки, будут береж-
но относится к природе!
Наиболее важной задачей работы воспитателей является нравственно-
патриотическое воспитание. Проводя тематические занятия «Люблю тебя,
Петра творенье!», «Дети Москвы», «Россия - наш общий дом!» мы тща-
тельно подбираем стихи, чтобы раскрыть творческие, индивидуальные
способности каждого ребенка.
Самый главный, самый незабываемый праздник для каждого жителя на-
шей страны - ДЕНЬ ПОБЕДЫ!
С какой ответственностью ребята готовятся к этому утреннику. Наши
мальчишки в военных гимнастерках с гордостью несут победные флаги
и читают стихи о войне так, что зрители стоя аппладируют им! Девочки
читают стихи К.Симонова «Жди меня», стихи И.Исаковского «Огонек» не
оставляя равнодушным ни одного зрителя в зале.
2017 год объявлен в РОССИИ годом экологии. В рамках заключитель-
ного мероприятия при выполнении проекта «Береги планету Земля»,
мы подготовили литературно – музыкальный досуг «О,РУСЬ люблю твои
березы!» Дети читали стихи о символе России – белоствольной березе (
С.Есенина, И.Асеевой, Л.Клименко, А.Безыменского, А.Прокофьева,Г.А.Са-
довой.,В.Рождественского и др.) , пели песни, играли на музыкальных инс-
трументах красивые русские мелодии.
Каждый год в нашем ГБОУ школа № 2051 проходит конкурс чтецов
«Поэтический ковчег», посвященный поэтам – юбилярам. От нашей групп-
пы в конкурсе принимали участие 3 ребенка. С какой радостью они вос-
приняли известие об участии, с какой ответственностью они готовились!
По итогам конкурса 2 наших воспитанника заняли призовые места!
Так зачем же и кому нужна поэзия? Конечно же всем нам. Но прежде
всего детям! Для чуткого восприятия окружающего мира, для раскрытия
индивидуальных способностей, для обогащения их литературного багажа
стихами и песнями, закличками и считалками, а в конечном итоге - для
воспитания нравственно - патриотических чувств.