Автор: Исаева Марина Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Шатовский детский сад" Населённый пункт: село Шатовка Арзамасского района Нижегородской области Наименование материала: статья Тема: "Создание психологических уголков в ДОУ" Раздел: дошкольное образование
Создание психологических уголоков в ДОУ.
Современный этап развития общества характеризуется значительными
изменениями
в
сфере
дошкольного
образования
–
внедрение
Федеральных
Государственных Образовательных Стандартов. Исходя из требований ФГОС
ДО
перед
участниками
образовательного
процесса
стоит
главная
задача
–
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе
их эмоционального благополучия.
Для ее решения важно обеспечить специально организованное воздействие на
дошкольников,
создание
соответствующих
условий
и
психологическое
просвещение педагогов и родителей.
В
образовательных
учреждениях,
где
дети
проводят
большую
часть
времени, остро стоит вопрос о необходимости создания специальных условий
для оказания психолого-педагогической помощи. И в первую очередь это –
создание
психологически
комфортной
образовательной
среды
в
группах
дошкольного
образовательного
учреждения,
которая
является
частью
развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении.
В связи с этим, возникает необходимость создания психологических уголков
в каждой возрастной группе детского сада. Уголок психологической разгрузки –
это
пространство,
организованное
таким
образом,
что
находящийся
в
нем
ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность. Пребывание в таком уголке
снимает стресс, улучшает психофизическое состояние и, в конечном итоге,
создаются необходимые условия для сохранения психологического здоровья
каждого ребенка.
Психологический уголок — реальный инструмент в руках воспитателя для
действенной психологической поддержки детей в течение дня.
При подборе материала для психологических уголков мы учитывали
потребности детей. Кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива,
подумать о маме, посидеть в тишине, кто-то нуждается в психоэмоциональной
разгрузке, какой-то ребенок агрессивен и ему надо помочь выплеснуть
агрессию так, чтобы не навредить другим детям и не держать ее в себе.
Поэтому перед нами возникла задача — обучить детей приемлемым формам
выражения агрессии и создать для этого все условия. Таким образом, в уголке
получилась зона для релаксации и саморегуляции, куда вошли следующие
материалы:
-уголок уединения;
Уголок
уединения
в
детском
саду
необходим,
ведь
он
обеспечивает
возможность
уединения
ребенка
во
время
длительного
пребывания
среди
большого числа сверстников. Это важный момент, позволяющий предупредить
чрезмерное возбуждение ребенка, ведущее к утомлению его нервной системы.
Эффективность преобразования группового пространства и взаимодействие с
ним, значительно усиливаются, если в этом процессе принимают участие сами
дети.
Уголок уединения в детском саду должен быть небольшого размера. Он,
скорее, напоминает небольшой домик, норку, в которой ребенок пережидает
стресс,
неприятные
эмоции,
расслабляется,
а
затем
снова
идет
навстречу
коллективу.
Уголок уединения может быть оснащен следующими атрибутами:
Обязательный атрибут — подушки, на которые малыш сможет прилечь и
отдохнуть. Помимо мягких подушек, желательно «населить» уголок мягкими
игрушками.
Отдельная категория игрушек и пособий может быть направлена на то, чтобы
ребенок выплеснул негативные эмоции. С этим отлично справятся подушки
для битья, коробочки «Спрячь все плохое», стаканчики для крика.
Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в
стаканчик и ему станет легче. Когда ребенок дерется, мы объясняем ему, что
бить детей — это плохо, им больно и обидно, а вот побить подушку очень даже
можно. Коробочки «Спрячь все плохое» -темного цвета коробочка, куда дети
выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и
собрав в них все, что накопилось «нехорошего»);
- «подушка - подружка», подушки - «плакушки», подушки-сердечки, обняв
такую подушечку, ребенок может поделиться с ней своим настроением;
Коврик злости. Наши дети знают, что если они злятся, нужно потопать по
коврику и злость пройдет;
-Цветные
клубочки
пряжи
разного
размера.
Разматывая
и
сматывая
клубочки, дети овладевают приемом саморегуляции. Когда дети расшалились
или рассердились очень сильно. В таком случае мы можем предложить детям
поиграть в нитки. Иногда взрослый предлагаем ребёнку «порисовать» нитями.
Ребёнок прокатывает клубок по однотонной ворсистой поверхности (плотная
ткань, бархатная бумага и т. д.),
клубок разматывается, оставляя за собой
натянутую линию. С ее помощью можно рисовать.
-Массажные мячи-«ежики». Мы обучаем детей разным способам катания
мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с
«ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться.
-Мешочки настроений. Если у ребенка плохое настроение, он может
«положить» его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка «взять»
хорошее настроение. И с помощью приемов самомассажа — растирания
ладонью грудной клетки ребенок улучшает свое настроение.
В каждой группе есть дети с заниженной самооценкой. Поэтому у нас в уголках
есть коробочки добрых дел, куда дети складывают «зерна добра», полученные
от воспитателя за свершенное доброе дело, будь то поднесенный стул для
девочки или помощь товарищу при одевании и другие хорошие поступки.
Воспитатели вместе с детьми в конце недели подводят итоги, и фотографии
детей, у которых больше всех «зерен добра», попадают на «Дерево добра» —
своеобразную доску почета. Это помогает повысить уровень самооценки у
неуверенных в себе детей, воспитывает такие нравственные качества, как
взаимовыручка, доброта, отзывчивость.
-«Коврик дружбы» и «Коробочка для примирения» помогают поссорившимся
детям в забавной форме помириться друг с другом и после такого примирения
дети ссорятся гораздо реже. Была оформлена коробка с прорезями для рук.
Дети, вставляя в нее руки, могут держать друг друга, могут гладить. При этом
они проговаривают стихотворение – мирилку.
Стихотворения – мирилки могут меняться.
-Игра «Мое настроение». Утром и в течение дня ребенок может с помощью
прищепок- заколочек показать свое настроение. Благодаря этому воспитателю
легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему
поддержку.
Прежде чем педагог будет заниматься формированием благоприятного
психологического климата, необходимо познакомить детей с правилами
поведения в группе (со старшими – можно обсудить вместе с детьми, как надо
поступать, чтобы жить дружно, младшим – рассказать в доступной форме). Эти
правила размещены в игре «Это можно или нет?». Педагог может обращаться к
ней в случае необходимости, приучая детей оценивать свое поведение.
— мишени, мешочки с крупой для метания, что является одним из приемов
выражения агрессии;
— набор бумаги для разрывания;
— стульчик доброты. На нем может отдохнуть любой, кому захочется побыть
одному и расслабиться в добрых объятьях удивительного стульчика;
— волшебный пластилинчик. Дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что
тоже помогает успокоиться;
— дидактическая игра «Собери бусы»;
—— парные наклейки помогут детям разделиться на пары, если с этим
возникла проблема;
— куклы би-ба-бо помогают повысить настроение, выразить свои внутренние
переживания.
Так, в психологическом уголке получились три зоны:
— саморегуляции и релаксации;
— для повышения самооценки;
— развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.
Теперь у детей есть возможность по мере необходимости снять агрессивное
состояние, психоэмоциональное напряжение, усталость, успокоиться, повысить
настроение. Кроме того, игры из психологического уголка помогают детям
распознавать свое эмоциональное состояние, анализировать его; способствуют
развитию эмоционального интеллекта. Дети обучаются приемам
саморегуляции, приемлемым формам выражения агрессии, навыкам
коммуникативного взаимодействия. У многих детей повысилась самооценка,
снизились агрессивность, раздражительность. Они стали более дружелюбными,
помогают друг другу. А у
воспитателей теперь есть возможность грамотно и вовремя помочь детям и
предоставить альтернативу «плохому поведению».