Напоминание

"Феномен личности"


Автор: Гуруева Сэмжэдма Мункоевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №1им.В.Р.Гласко"
Населённый пункт: пгт.Могойтуй Забайкальского края
Наименование материала: доклад
Тема: "Феномен личности"
Раздел: начальное образование





Назад




Доклад

Феноменология, структура и динамика личности.

Чтобы вести мониторинг личностного роста ребенка,

нужно знать

структуру и динамику личности.

В обыденной речи мы часто употребляем такое понятие, как личность:

личность профессионала, личность ученика, творческая личность и.т.п.

В психологии существуют различные подходы к описанию и пониманию

личности.

Многообразие подходов и определений указывает на многообразие и

сложность описания личности. В практическом плане следует принять его

как наличный факт и, задавшись определенной целью, упростить описанное

многообразие до уровня некоторых феноменологических моделей. Подобное

упрощение является естественной особенностью нашей психической жизни

и, следовательно, профессиональной деятельности.

Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения?

Личность

это

человек,

взятый

в

системе

таких

его

психологических

характеристик,

которые

социально

обусловлены,

проявляются

в

общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми,

определяют

нравственные

поступки

человека,

имеющие

существенное

значение для него самого и окружающих.

Выделяют

физическое,

эмоциональное,

когнитивное,

социальное,

нравственное развитие личности.

Исходным уровнем развития личности является ее растворенность в

событиях жизни (сопричастность этим событиям). Следующий уровень –

самоопределение

по

отношению

к

этим

событиям.

По

мере

развития

личность

самоопределяется

не

только

по

отношению

к

ходу

отдельных

событий, к тем или иным собственным поступкам, желаниям итп., но и

жизни в целом. Она начинает все более последовательно и определенно

проводить свою линию в жизнь. При этом самоопределение проявляется как

сознательный

акт

выявления

и

утверждения

своего

отношения

к

перечисленным элементам жизнедеятельности.

В

структуре

проявлений

личности

можно

выделить

три

глобальные

составляющие: 1) индивид,2) персона, 3) индивидуальность.

Индивид – это психосоматическая организация личности, делающая ее

представителем человеческого рода.

Персону образуют социально-типические образования личности, что, как

правило,

обусловлено

сходным

для

большинства

людей

влиянием

социального окружения.

Индивидуальность

это

своеобразное

сочетание

особенностей,

отличающих одного человека от другого.

Обобщая

вышесказанное,

можно

утверждать,

что

личность

это

системное качество,

которое

приобретает

индивид

во

взаимодействии

с

социальным

окружением.

Это

взаимодействие

протекает

в

трех

ведущих

формах: общении, познании и совместной деятельности.

Основными сферами личности являются:

1)

потребностно-мотивационная.

Она

включает

различные

потребности (испытываемые человеком нужды в определенных условиях

жизнедеятельности

и

развития), мотивы

(связанные

с

удовлетворением

определенных потребностей побуждения к деятельности) и направленности.

2)

эмоционально-волевая.

Сюда

обычно

включают

субъективно

окрашенные

реакции,

отношения

к

окружающему

миру,

усилия

и

их

переживания.

3) когнитивно-познавательная. Эта сфера обычно представляется как

получение,

хранение,

узнавание,

воспроизведение,

забывание

и

преобразование информации.

4)

морально-нравственная.

Эта

сфера

включает

личностные

репрезентации

основных

нормативных

регуляций

действий

человека,

закрепленных

в

привычках,

обычаях,

традициях,

принципах

социальной

жизни людей.

5)экзистенционально-бытийная.

К

этой

сфере

следует

относить

субъективные

самопрезентации

существования

личности.

Эта

сфера

проявляется

в

состояниях

самоуглубления,

переживания

своей

самости,

свойствах личности, обусловленных сопричастностью своему бытию в мире.

6)действенно-практическая. Сюда обычно относят проявления человека

как деятеля, практически реализующего себя в окружающем мире. К ним

иогут

быть

отнесены

демонстрации

его

способностей,

навыков,

умений,

достижений.

7)

межличностно-социальная.

К

этой

сфере

следует

относить

межличностные обмены информацией, взаимодействия, отношения итп.

Основными элементами личности являются:

1.

темперамент

особенности

нейродинамической

организации

индивида;

2.

характер

совокупность

устойчивых,

преимущественно

прижизненно формируемых свойств;

3.

способности

сочетание

психических

свойств,

являющихся

условием успешного выполнения какой либо одной из нескольких

видов деятельности;

4.

направленность

это

система

устойчивых

предпочтений

и

мотивов

личности,

ориентирующих

динамику

ее

развития,

раздающая главные тенденции ее поведения. Являясь одной из

с и с т е м н ы х

ха р а кт е р и с т и к

л и ч н о с т и ,

п о з в о л я ю щ и х

прогнозировать

ее

будущее,

она

обуславливает

смысловое

единство активного и целенаправленного поведения личности.

Ключевыми

системообразующими

признаками

личности

выступают

эмоциональность, активность, саморегуляция и побуждения.

Изучение процесса личностного развития школьников у нас в школе

проводится двумя основными методами:

1.

периодические диагностические срезы 2 раза в год.

2.

систематическое целенаправленное наблюдение всеми учителями за

поведением и деятельностью учащихся.

Результаты диагностики сопоставляются с результатами наблюдений и

на этой основе делаются выводы о характере личностного роста каждого

ученика.

Мониторинг

личностного

роста

учащихся

проводится

не

ради

мониторинга, а ради того, чтобы установить характер протекания процесса

личностного

развития

каждого

ученика,

соответствие

его модели

выпускника, целям и задачам школьного воспитания.

Целостный охват развития личности не получается, но зная структуру

личности его индивидуальные особенности результаты мониторинга, можем

сказать, что у каждого ребенка есть свои ресурсы, т.е. его потенциал.

Личность

человека

можно

охарактеризовать

пятью

основными

потенциалами

(они

играют

роль

динамических

доминант,

задающих

направленность процессу развития личности)

1.

познавательный потенциал

2.

морально-нравственный

3.

творческий

4.

коммуникативный

5.

эстетический

Другими словами, личность определяется тем, 1)что она знает, 2)что она

ценит, 3)что и как она созидает, 4)с кем и как она общается, 5)каковы ее

эстетические потребности и как она их удовлетворяет.

Для коррекции и развития важно знать и уметь корректировать ряд

ключевых личностных образований. Одним из таких образований является

жизненный

план

лично сти.

Он

предст авляет

собой

с и с т е м у

взаимосвязанных

и

обобщенных

целей,

которые

ставит

перед

собой

личность, интеграцию и соподчинение ее мотивов, становления устойчивого

ядра ценностных ориентаций.

Среди

многообразия

потребностей

личности

можно

выделить

две

фундаментальные,

взаимосвязанные

между

собой.

Это

потребность

быть

личностью (потребность персонализации) и потребность самореализации.

Целью воспитания и развития является формирование в личности таких

ценностных

ориентаций,

отношений

мотивов,

которые

обеспечивали

бы

оценивание

и

регулирование

поведения

в

соответствии

с

морально-

нравственными

нормами,

принятыми

в

конкретной

социально-культурной

среде.

Такие

образования

должны

обеспечивать

личности

возможность

производить посильные изменения окружения в направлении его развития и

совершенствования. Реализации этой цели способствует развитие у человека

потребностей и навыков нравственной саморегуляции поведения.

Результатом нашей работы должно стать:

Конкурентоспособная, социально-активная личность.

То есть успешная социализация личности.

Качественно обучая, мы должны вырастить не только нравственного

интеллектуального человека, но и помочь ему адаптироваться в социальной

среде, сориентироваться в сложных жизненных ситуациях.

Чтобы

достичь

качества

воспитания

такой

личности,

надо

вовремя

корректировать, сопровождать и грамотно вести мониторинг развития.



В раздел образования