Автор: Оренбуркина Ольга Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 3" Населённый пункт: г. Межгорье РБ Наименование материала: конспект НОД Тема: "Электричество в жизни людей" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский
сад № 3»
городского округа закрытое административно-территориальное образование город
Межгорье Республики Башкортостан
(непосредственно образовательная деятельность
по познавательному развитию для детей старшей группы)
Оренбуркина О.Ю.,
воспитатель
Задачи:
Образовательные:
1.
Формировать представление о происхождении электричества и как оно помогает
человеку.
2.
Закреплять правила безопасного обращения с электроприборами.
3.
Обобщать знания детей об электричестве.
Развивающие:
1.
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
2.
Развивать
мыслительную
активность,
умение
наблюдать,
анализировать,
делать
выводы.
3.
Развивать связную, диалогическую речь.
4.
Развивать двигательную активность.
Воспитательные:
1.
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
2.
Воспитывать умение работать в коллективе.
3.
Вызывать радость открытий, полученных из опытов.
Интеграция
образовательных
областей: «Социально-коммуникативное
развитие»,
«Физическое развитие», «Речевое развитие».
Оборудование:
Дидактические средства:
картинки с изображением костра, факела, лучины, масляной лампы, свечки, керосиновой
лампы, электрической лампочки;
коробка;
письмо;
разрезные картинки электроприборов;
карточки «Правила пользования электроприборами»;
кусочки шерстяной ткани;
пластмассовые палочки по количеству детей;
цветочки из бумажных салфеток;
цветные воздушные шары;
две игрушки: одна с батарейкой, вторая - без.
фигурка человечка;
цветы и тучки, вырезанные из картона, по количеству детей.
Аудиосредства:
телевизор;
DVD проигрыватель;
диск с фрагментом мультфильма об электричестве;
магнитофон;
диск со спокойной музыкой.
Мотивация: посылка от Тётушки Совы.
Словарная работа: лучина, масляная лампа, керосиновая лампа.
Ход НОД:
В группе темно.
Воспитатель (В): Что вы делаете, войдя в тёмную комнату?
Ответы детей.
В: Ну, конечно, же включаете свет! Сделать это очень просто: достаточно просто щёлкнуть
выключателем (в группе загорается свет). Но так было не всегда.
В : В давние - давние времена людям по ночам светил лишь огонь КОСТРА ( показывает
картинку).
Со временем люди догадались, что если в костер опустить палку, она загорится, и с ней
можно будет отойти туда, куда не доходит свет костра. Так появился ФАКЕЛ (показывает
картинку).
Как вы думаете, удобно ли было пользоваться факелом?
Ответы детей.
В : Мне кажется, что нет! Да и в доме такая штука не просто неудобна, но и опасна: ведь
может
случиться
пожар!
Поэтому
в
домах
использовали
палочки
поменьше:
полено
расщепляли на тоненькие щепки, ЛУЧИНЫ. Ставили лучину на специальную подставку,
СВЕТЕЦ (показывает картинку). Как вы думаете, на какое слово похоже слово «светец»?
Ответы детей.
В : Конечно же, на слово «свет». Под светец ставили специальную ванночку с водой: ведь в
деревянном доме даже маленькая искорка, упавшая на пол, может привести к настоящему
пожару!
Но пожары всё равно случались, да и света от лучины было маловато, к тому же, она очень
быстро сгорала, и приходилось менять её на новую. Что же было делать? А люди давно
заметили, что, если кусочек верёвки обмакнуть в масло и поджечь, он будет гореть хорошо и
долго. Вот и стали наливать в маленькую мисочку масло, класть туда ФИТИЛЬ из ниток и
поджигали его. Такой светильник горел долго и ровно. Со временем МАСЛЯНЫЕ ЛАМПЫ
стали напоминать небольшой чайничек, из носка которого выглядывал горящий фитиль
(показывает картинку).
В: Но эти лампы были неудобны тем, что давали мало света, а масло часто проливалось. И
тогда люди придумали вместо масла использовать твёрдое сало. В специальную форму клали
нитяной
фитиль,
заливали
расплавленное
сало.
Когда
сало
остывало
оно
становилось
твёрдым. И, когда фитиль зажигали, постепенно плавилось. Так придумали люди СВЕЧКУ
(показывает картинку).
В: А ещё позже появились КЕРОСИНОВЫЕ ЛАМПЫ (показывает картинку). В них вместо
масла использовалась специальная горючая жидкость: керосин. Сверху на такую лампу
надевали стекло. Она горела гораздо ярче и дольше масляных ламп и свечей, а кроме того,
была
более
безопасной.
Пока
один
очень
умный
человек
не
изобрёл
электрическую
ЛАМПОЧКУ (показывает картинку).
И сегодня любой малыш может щёлкнуть выключателем и загорится свет!
В: Ребята, что же заставляет лампы работать?
Отгадайте загадку:
Оно бежит по проводам и охотно служит нам.
По хозяйству помогает,
Согревает, освещает.
Все про него знают
Но никто не видел.
(электричество)
В: А как ещё нам помогает электричество?
Ответы детей.
В: Без электричества не смог бы работать ни один электроприбор.Ребята, сегодня утром нам
в группу принесли посылку от Тётушки Совы из научного дупла.
Достает посылку с диском, письмом и конвертами.
В: (читает письмо)«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Тётушка Сова. У меня сломались все
электроприборы, потому что их заколдовала злая фея. Прошу
вас мне помочь, для этого необходимо собрать картинки электроприборов и они вновь
заработают. До свидания».
Игра «Собери картинку»
В: Теперь, когда мы помогли Тётушке Сове давайте посмотрим диск, который она нам
прислала. Но сначала приготовим наши помощников, чтобы всё увидеть и услышать.
Офтальмологическая пауза
Глазки влево, глазки вправо,
Вверх и вниз, начни сначала.
Массаж ушек
Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
А потом, а потом
Покрутили козелком.
Ушко кажется замёрзло
Отогреть его так можно.
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз.
Ушко, ты не отвались!
Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра,
Наступила ти-ши-на!
Дети
рассаживаются
возле
телевизора
и
смотрят
фрагмент
мультфильма
об
электричестве из серии «Уроки Тётушки Совы. Школа безопасности».
В:
Тётушка
Сова
рассказала
вам
об
электричестве.
Так,
где
же
вырабатывается
электрический ток? Как он приходит к нам в дома?
Ответы детей.
В: Какую пользу он приносит человеку?
Ответы детей.
В : Какие электроприборы вы знаете?
Ответы детей.
В : Ребята, как вы думаете, что случится, если электростанции остановятся и мы не будем
получать электричество?
Ответы детей.
В : Давным - давно, когда ещё не было открыто электричество, люди умели обходиться без
электроприборов.
Игра « Что есть, что было»
В: Молодцы! Посмотрите, как человек облегчил себе жизнь с помощью электричества.
У нас есть много приборов - помощников, но ими нужно правильно пользоваться. Будьте
всегда внимательны и осторожны с электричеством. Электричество, при помощи которого
работают электроприборы опасно для человека.
В : Ребята, давайте вспомним правила безопасности обращения с электроприборами.
Воспитатель показывает по одной карточке, дети рассказывают.
Электроприборы могут ударить током, стать причиной пожара.
Поэтому выходя из дома, необходимо выключать их.
Нельзя тянуть руками электрический провод,
можно брать в руки только вилку.
Не подходить к оголенным проводам, не дотрагиваться до них.
Это опасно для жизни.
Нельзя прикасаться мокрыми руками к электроприборам и проводам.
Нельзя вставлять в розетку пальцы и любые предметы.
Дети читают стихотворение
Электричество, конечно, очень помогает –
Без него магнитофон вовсе не играет.
Не зажжётся в Новый год огоньками ёлка,
И не испечёт пирог нам микроволновка.
Электричество наш друг - то всем известно.
Но опасность всё же есть, я скажу вам честно.
Провод и электрощит не хватай рукою.
Обойди-ка ты его лучше стороною.
И в электропылесос
Не засовывай свой нос.
Не запихивай в розетку
Пальцы, гвозди или ветку.
В: А есть электричество неопасное тихое, незаметное. Оно живёт повсюду, само по себе, а
если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну
«Волшебных
предметов»,
где
мы
научимся
ловить
электричество.
Закройте
глаза
и
сосчитайте до пяти (звучит музыка).
Раз, два, три, четыре, пять -
Начинаем мы играть.
Опыты:
1.Волшебные цветочки.
Кусочком шерстяной вещи натереть пластмассовую палочку, медленно поднести к цветку из
бумажной салфетки и поднять. Цветки тоже поднимутся.
Вывод: электричество живёт в одежде.
2.Висящий на стене шарик.
Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали.
Вывод: электричество живёт в волосах.
3.Опыт с батарейкой.
Фонарик без батарейки не включается, а когда вставить батарейку - он светит.
Вывод: в батарейке живёт не опасное электричество.
В : Молодцы! Научились делать предметы волшебными. Нам пора возвращаться в детский
сад. Сейчас закройте глаза (звучит музыка).
Раз, два, три, четыре, пять -
Вот мы в садике опять.
В: Какие вы молодцы! О чём мы с вами сегодня говорили? Кому что запомнилось?
Ответы детей.
Рефлексивная деятельность
В: Ребята, мне хотелось бы узнать понравилось ли вам сегодня играть. У меня есть фигурка
человека. Посмотрите - это я. Сейчас фигурка пойдёт гулять. Если вам понравилось играть,
то вы рядом со мной прикрепите красивые цветы. А если нет - то хмурую тучку над головой.
Дети прикрепляют цветы или тучки. Воспитатель благодарит детей за цветы и выясняет,
если есть, почему дети прикрепили тучки.
В: Спасибо, вам ребята! До свидания.