Напоминание

Использование учебно-методического пособия "Я в мире людей" при формировании культурно-гигиенических и социально-бытовых умений и навыков у детей с расстройствами аутистического спектра, осложненными умственной отсталостью.


Автор: Петровская Елена Сергеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ "Волгоградская школа - интернат № 4"
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Использование учебно-методического пособия "Я в мире людей" при формировании культурно-гигиенических и социально-бытовых умений и навыков у детей с расстройствами аутистического спектра, осложненными умственной отсталостью.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Петровская Елена Сергеевна

Государственное казенное общеобразовательное

учреждение «Волгоградская школа – интернат№4»

Использование учебно-методического пособия «Я в мире людей» при

формировании культурно-гигиенических и социально-бытовых умений и

навыков у детей с расстройствами аутистического спектра,

осложненными умственной отсталостью.

В последнее время наблюдается увеличение количества детей со

сложными нарушениями развития.

К таким нарушениям можно отнести аутизм. Аутизм, как симптом,

встречается

при:

умственной

отсталости

различной

степени,

детском

церебральном

параличе,

нарушении

слуха

и

зрения.

По

международной

классификации аутизм относится к первазивным нарушениям, охватывающим

все стороны психического развития человека. На практике, мы чаще всего

встречаемся с диагнозом – расстройство аутистического спектра, осложненное

умственной отсталостью.

Характерными чертами развития детей данной категории является

стереотипность поведения, уход от контакта с окружающим миром, негативизм,

агрессивные проявления. Все это свидетельствует об отсутствии социальных

норм поведения и нарушении функции коммуникации у детей, страдающих

аутизмом.

У этих детей с трудом формируются культурно – гигиенические и

социально

бытовые

навыки,

что

затрудняет

процесс

социализации.

При

поступлении

в

школу

многие

дети

не

умеют

последовательно

мыть

руки,

умываться, чистить зубы, одеваться на прогулку, и эта неприспособленность к

повседневной

жизни

у

ребенка,

страдающего

аутизмом,

сохраняется

в

подростковом возрасте.

Поэтому в формировании бытовых навыков и навыков

самообслуживания

требуется

специальная

помощь.

Одним

из

способов

повышения уровня приспособления младших школьников с расстройствами

аутистического спектра, осложненными умственной отсталостью, в процессе

учебно-практической

деятельности

являются

уроки

социально

бытовой

ориентировки.

Содержание учебного материала по предмету «Социально –

бытовая

ориентировка»

(СБО),

на

всех

этапах

обучения

представлено

следующими разделами: «Знания о себе и гигиенические навыки», «Питание»,

«Жилище,

твой

дом»,

«Здоровье»,

«Транспорт»,

«Службы

быта,

магазины,

торговля», «Досуг, отдых, праздники».

Содержание уроков СБО тесно связано с социумом. Установление

четкой

связи

изучаемого

материала

на

занятиях

с

окружающей

действительностью

позволяет

педагогу

донести

до

младших

школьников

смысл их занятий, повысить мотивацию к познавательной деятельности. Так

как

воспитанники самостоятельно

не в состоянии выделить и освоить те

социальные компоненты, которые обеспечат им благополучное существование в

современном социуме, то задача данного предмета заключается в том , чтобы

сориентировать

детей,

помочь

разобраться

в

окружающей

обстановке,

сформировать

осведомленность

в

бытовых

и

социальных

вопросах,

сформировать умения и навыки на доступном для них уровне.

Перед тем как приступить к обучению или выработке какого-либо

навыка необходимо оценить состояние ребенка, выделить его слабые стороны,

и главное - сильные, на которые необходимо опираться в своей работе.

У детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра

развитие

визуального

восприятия

опережает

развитие

других

когнитивных

функций,

однако

многие

дети

к

моменту

поступления

в

школу

могут

классифицировать, обобщать, понимать

простые причинно – следственные

связи.

Следовательно,

в

своей

работе

необходимо

опираться

на

сильные

стороны

ребенка

и

использовать

их

при

построении

коррекционно

развивающего обучения.

На сегодняшний день, педагоги общеобразовательных учреждений

испытывают острый дефицит учебно-методической литературы по обучению

детей данной категории в условиях групповых занятий и формированию у них

культурно – гигиенических и социально – бытовые навыков и умений. Таким

образом, появилась необходимость в создании дополнительного практического

пособия к урокам социально – бытовой ориентировки «Я в мире людей»

Дидактическое пособие служит в качестве рабочей тетради для

младших школьников с расстройствами аутистического спектра, осложненными

умственной отсталостью, обучающихся по предмету «Социально – бытовая

ориентировка» (1 год обучения).

Цель «Рабочей тетради» – повысить мотивацию обучения у младших

школьников

с

расстройствами

аутистического

спектра,

осложненными

умственной отсталостью на уроках социально – бытовой ориентировки.

Практический материал рассчитан на обучающихся воспитанников,

стремящихся

к

сотрудничеству

с

педагогом,

выполняющих

простые

инструкции и владеющих навыками «глобального чтения».

Данное пособие представляет собой папки с нескрепленными

между собой листами. Это обусловлено следующим:

- формат пособия позволяет представить наглядный материал (картинки)

достаточного

размера

для

более

полноценного

его

восприятия

младшими

школьниками

и

выделить

необходимое

пространство

для

графических

действий учеников;

-

листы

в

пособии

не

скреплены,

что

позволяет

на

каждом

уроке

обеспечить

эффект

«чистой

тетради»

не

фиксировать

внимание

воспитанников на прежних неудачах;

- задания с листов пособия могут быть скопированы и предложены

ученикам повторно, после обучения, в качестве тренировочных упражнений.

Представленный материал в пособиях:

доступен

для

восприятия

воспитанников

по

объему

и

содержанию;

максимально

приближен

к

жизни

детей,

с

целях

формирования у них мотивации к учебной деятельности;

направлен на преодоление сложности усвоения информации

воспитанниками, проявление их инициативы;

служит

формированию

навыка

планирования

своих

действий;

помогает

усваивать

новые

навыки

и

з а к р е п и т ь

сформированные;

имеет связь с содержанием занятий по развитию речи, и письму;

во фронтальной и индивидуальной работе предусматривает

дифференцированные задания;

учитывает особенности развития каждого обучающегося для

создания ситуации успеха.

Пособие содержит 99 учебных тем. Содержание одной страницы

пособия – это объем деятельности детей на одном уроке.

При подборе учебного материала учитывались задачи, которые

находятся в

«зоне ближайшего развития»

каждого ребенка, вариативность

заданий на одном и том же материале, т.е обучающиеся выполняют объем

работы

адекватный

их

возможностям

и

используют

учебное

время

с

максимальной эффективностью ( вариант А – для детей не владеющих устной

речью, но овладевших навыками «глобального чтения», вариант Б – для детей,

способных построить речевое высказывание),

зрительная насыщенность и

размер

шрифта

учитывают

возможности

зрительного

и

зрительно

пространственного восприятия детей с расстройствами аутистического спектра,

использование

понятных

обозначений

и

терминов

в

заданиях

оправдано

психофизическими особенностями детей.

При формировании навыков самообслуживания в пособии

используются

визуальные

подсказки

и

инструкции,

выполненные

в

виде

пошаговых действий. В приложении к рабочей тетради даны слова – подсказки

и иллюстрированный материал, которым дети пользуются при выполнении

заданий.

Визуальные подсказки в виде последовательных задач помогут

эффективнее

научить

ребенка

самостоятельно

выполнять

определенный

алгоритм действий. Для этого используется набор карточек с предметными

изображениями

и

подписями,

на

которые

ориентируется

ребенок

во

время

самостоятельного выполнения задания.

Например, при изучении темы «Утренние гигиенические процедуры:

умывание, чистка зубов» в тетради представлен алгоритм действий ребенка и

инструкция к выполнению:

Задание 1. Рассмотри картинки. Пронумеруй их по – порядку.

А) Возьми слова – подсказки, разложи их под картинками, так, как ты

будешь чистить зубы.

Б) Расскажи, как ты чистишь зубы.

Слова - подсказки:

По этой же теме предполагается задание по развитию графомоторных функций

и закреплению навыков счета.

Задание 2. Соедини точки по порядку и раскрась. Кто это?

1. НАМОЧУ ЩЕТКУ.

2. ПОЛОЖУ ПАСТУ.

3. ПОЧИЩУ ЗУБЫ.

4. СПОЛОСНУ РОТ.

5. ПОМОЮ ЩЁТКУ.

По

теме

«Личная

гигиена

в

течение

дня»

предусматривается

выполнение следующих заданий:

Задание 1. Рассмотри рисунки.

А) Допиши предложения, используя слова - подсказки.

Б) Допиши предложения и расскажи, когда ты обязательно помоешь руки.

ОБЯЗАТЕЛЬНО НАДО МЫТЬ

ПОСЛЕ

ПОСЛЕ

ПЕРЕД

Слова – подсказки:

Задание 2. Рассмотри картинки.

РУКИ

ПРОГУЛКИ

ТУАЛЕТА

ЕДОЙ

А) Выбери слова – подсказки и разложи к картинкам.

Б) Подпиши картинки и расскажи, как надо мыть руки.

Слова - подсказки:

При обучении младших школьников с расстройствами аутистического

спектра,

правилам

и

нормам

социального

поведения,

таким

как

правилам

поведения в общественных местах, правилам

безопасного

поведения на

дороге при переходе улицы, правилам поведения за столом и т.д. в пособии

предусмотрено использование «социальных историй».

Например, тема: «Правила поведения за столом»

Задание 1. Послушай рассказ «Как вести себя за столом».

А)

Слушай

и

наклеивай

соответствующую

картинку-

подсказку

в

таблицу.

Б)

Слушай

и

наклеивай

соответствующую

картинку

подсказку

в

таблицу. Расскажи, как надо вести за столом.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Картинки – подсказки.

ОТКРОЮ

КРАН.

НАМЫЛЮ

РУКИ.

СМОЮ

МЫЛО.

ЗАКРОЮ

КРАН.

ВЫТРУ

РУКИ.

В пособии «Я в мире людей», предусмотрены задания на развитие

когнитивной сферы детей: памяти, внимания, восприятия.

Пример, по теме «Гигиена одежды и обуви»

задание 2. Найди два одинаковых предмета, раскрась их.

Как показывает практика, использование данного пособия

позволяет

сэкономить силы и время учителя при подготовке к уроку, помогает младшим

школьникам

с

расстройствами

аутистического

спектра,

осложненными

умственной

отсталостью

овладеть

первыми

шагами

самостоятельности

и

решения бытовых задач в повседневной жизни.

Литература:

1.

Мелешкевич

О.

Эрц

Ю.

Особые

дети.

Введение

в

прикладной

анализ

поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и струтегии

обучения

детей

с

расстройствами

аутистического

спектра

и

другими

особенностями развития. – Самара: Издательский Дом «Бахрам-М», 2017. -208.

2. Скрипкина Н. В., Насырова Т. Е. Взаимосвязь социально-бытовых навыков и

умственного развития детей дошкольного возраста с ранним детским

аутизмом // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 604-607.

3. Хаустов А.В., Загуменная О.В. Адаптация учебных заданий для детей с

расстройствами аутистического спектра //Аутизм и нарушения развития. 2016.

Т. 14. № 1. С. 27—37. doi:10.17759/autdd.2016140103

4. Хилько А.А. Преподавание социально – бытовой ориентировки в специаль-

ных коррекционных) образ. учреждениях VIII вида: Пособие для учителя (Се-

рия «Учителю коррекционной школы»).- ППб.: филиал издательства «Просве-

щ е н и е » , 2 0 0 6 .

2 2 3 с .



В раздел образования