Автор: Петровская Елена Сергеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ "Волгоградская школа - интернат № 4"
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Использование учебно-методического пособия "Я в мире людей" при формировании культурно-гигиенических и социально-бытовых умений и навыков у детей с расстройствами аутистического спектра, осложненными умственной отсталостью.
Раздел: среднее профессиональное
Петровская Елена Сергеевна
Государственное казенное общеобразовательное
учреждение «Волгоградская школа – интернат№4»
Использование учебно-методического пособия «Я в мире людей» при
формировании культурно-гигиенических и социально-бытовых умений и
навыков у детей с расстройствами аутистического спектра,
осложненными умственной отсталостью.
В последнее время наблюдается увеличение количества детей со
сложными нарушениями развития.
К таким нарушениям можно отнести аутизм. Аутизм, как симптом,
встречается
при:
умственной
отсталости
различной
степени,
детском
церебральном
параличе,
нарушении
слуха
и
зрения.
По
международной
классификации аутизм относится к первазивным нарушениям, охватывающим
все стороны психического развития человека. На практике, мы чаще всего
встречаемся с диагнозом – расстройство аутистического спектра, осложненное
умственной отсталостью.
Характерными чертами развития детей данной категории является
стереотипность поведения, уход от контакта с окружающим миром, негативизм,
агрессивные проявления. Все это свидетельствует об отсутствии социальных
норм поведения и нарушении функции коммуникации у детей, страдающих
аутизмом.
У этих детей с трудом формируются культурно – гигиенические и
социально
–
бытовые
навыки,
что
затрудняет
процесс
социализации.
При
поступлении
в
школу
многие
дети
не
умеют
последовательно
мыть
руки,
умываться, чистить зубы, одеваться на прогулку, и эта неприспособленность к
повседневной
жизни
у
ребенка,
страдающего
аутизмом,
сохраняется
в
подростковом возрасте.
Поэтому в формировании бытовых навыков и навыков
самообслуживания
требуется
специальная
помощь.
Одним
из
способов
повышения уровня приспособления младших школьников с расстройствами
аутистического спектра, осложненными умственной отсталостью, в процессе
учебно-практической
деятельности
являются
уроки
социально
–
бытовой
ориентировки.
Содержание учебного материала по предмету «Социально –
бытовая
ориентировка»
(СБО),
на
всех
этапах
обучения
представлено
следующими разделами: «Знания о себе и гигиенические навыки», «Питание»,
«Жилище,
твой
дом»,
«Здоровье»,
«Транспорт»,
«Службы
быта,
магазины,
торговля», «Досуг, отдых, праздники».
Содержание уроков СБО тесно связано с социумом. Установление
четкой
связи
изучаемого
материала
на
занятиях
с
окружающей
действительностью
позволяет
педагогу
донести
до
младших
школьников
смысл их занятий, повысить мотивацию к познавательной деятельности. Так
как
воспитанники самостоятельно
не в состоянии выделить и освоить те
социальные компоненты, которые обеспечат им благополучное существование в
современном социуме, то задача данного предмета заключается в том , чтобы
сориентировать
детей,
помочь
разобраться
в
окружающей
обстановке,
сформировать
осведомленность
в
бытовых
и
социальных
вопросах,
сформировать умения и навыки на доступном для них уровне.
Перед тем как приступить к обучению или выработке какого-либо
навыка необходимо оценить состояние ребенка, выделить его слабые стороны,
и главное - сильные, на которые необходимо опираться в своей работе.
У детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра
развитие
визуального
восприятия
опережает
развитие
других
когнитивных
функций,
однако
многие
дети
к
моменту
поступления
в
школу
могут
классифицировать, обобщать, понимать
простые причинно – следственные
связи.
Следовательно,
в
своей
работе
необходимо
опираться
на
сильные
стороны
ребенка
и
использовать
их
при
построении
коррекционно
–
развивающего обучения.
На сегодняшний день, педагоги общеобразовательных учреждений
испытывают острый дефицит учебно-методической литературы по обучению
детей данной категории в условиях групповых занятий и формированию у них
культурно – гигиенических и социально – бытовые навыков и умений. Таким
образом, появилась необходимость в создании дополнительного практического
пособия к урокам социально – бытовой ориентировки «Я в мире людей»
Дидактическое пособие служит в качестве рабочей тетради для
младших школьников с расстройствами аутистического спектра, осложненными
умственной отсталостью, обучающихся по предмету «Социально – бытовая
ориентировка» (1 год обучения).
Цель «Рабочей тетради» – повысить мотивацию обучения у младших
школьников
с
расстройствами
аутистического
спектра,
осложненными
умственной отсталостью на уроках социально – бытовой ориентировки.
Практический материал рассчитан на обучающихся воспитанников,
стремящихся
к
сотрудничеству
с
педагогом,
выполняющих
простые
инструкции и владеющих навыками «глобального чтения».
Данное пособие представляет собой папки с нескрепленными
между собой листами. Это обусловлено следующим:
- формат пособия позволяет представить наглядный материал (картинки)
достаточного
размера
для
более
полноценного
его
восприятия
младшими
школьниками
и
выделить
необходимое
пространство
для
графических
действий учеников;
-
листы
в
пособии
не
скреплены,
что
позволяет
на
каждом
уроке
обеспечить
эффект
«чистой
тетради»
—
не
фиксировать
внимание
воспитанников на прежних неудачах;
- задания с листов пособия могут быть скопированы и предложены
ученикам повторно, после обучения, в качестве тренировочных упражнений.
Представленный материал в пособиях:
доступен
для
восприятия
воспитанников
по
объему
и
содержанию;
максимально
приближен
к
жизни
детей,
с
целях
формирования у них мотивации к учебной деятельности;
направлен на преодоление сложности усвоения информации
воспитанниками, проявление их инициативы;
служит
формированию
навыка
планирования
своих
действий;
помогает
усваивать
новые
навыки
и
з а к р е п и т ь
сформированные;
имеет связь с содержанием занятий по развитию речи, и письму;
во фронтальной и индивидуальной работе предусматривает
дифференцированные задания;
учитывает особенности развития каждого обучающегося для
создания ситуации успеха.
Пособие содержит 99 учебных тем. Содержание одной страницы
пособия – это объем деятельности детей на одном уроке.
При подборе учебного материала учитывались задачи, которые
находятся в
«зоне ближайшего развития»
каждого ребенка, вариативность
заданий на одном и том же материале, т.е обучающиеся выполняют объем
работы
адекватный
их
возможностям
и
используют
учебное
время
с
максимальной эффективностью ( вариант А – для детей не владеющих устной
речью, но овладевших навыками «глобального чтения», вариант Б – для детей,
способных построить речевое высказывание),
зрительная насыщенность и
размер
шрифта
учитывают
возможности
зрительного
и
зрительно
–
пространственного восприятия детей с расстройствами аутистического спектра,
использование
понятных
обозначений
и
терминов
в
заданиях
оправдано
психофизическими особенностями детей.
При формировании навыков самообслуживания в пособии
используются
визуальные
подсказки
и
инструкции,
выполненные
в
виде
пошаговых действий. В приложении к рабочей тетради даны слова – подсказки
и иллюстрированный материал, которым дети пользуются при выполнении
заданий.
Визуальные подсказки в виде последовательных задач помогут
эффективнее
научить
ребенка
самостоятельно
выполнять
определенный
алгоритм действий. Для этого используется набор карточек с предметными
изображениями
и
подписями,
на
которые
ориентируется
ребенок
во
время
самостоятельного выполнения задания.
Например, при изучении темы «Утренние гигиенические процедуры:
умывание, чистка зубов» в тетради представлен алгоритм действий ребенка и
инструкция к выполнению:
Задание 1. Рассмотри картинки. Пронумеруй их по – порядку.
А) Возьми слова – подсказки, разложи их под картинками, так, как ты
будешь чистить зубы.
Б) Расскажи, как ты чистишь зубы.
Слова - подсказки:
По этой же теме предполагается задание по развитию графомоторных функций
и закреплению навыков счета.
Задание 2. Соедини точки по порядку и раскрась. Кто это?
1. НАМОЧУ ЩЕТКУ.
2. ПОЛОЖУ ПАСТУ.
3. ПОЧИЩУ ЗУБЫ.
4. СПОЛОСНУ РОТ.
5. ПОМОЮ ЩЁТКУ.
По
теме
«Личная
гигиена
в
течение
дня»
предусматривается
выполнение следующих заданий:
Задание 1. Рассмотри рисунки.
А) Допиши предложения, используя слова - подсказки.
Б) Допиши предложения и расскажи, когда ты обязательно помоешь руки.
ОБЯЗАТЕЛЬНО НАДО МЫТЬ
ПОСЛЕ
ПОСЛЕ
ПЕРЕД
Слова – подсказки:
Задание 2. Рассмотри картинки.
РУКИ
ПРОГУЛКИ
ТУАЛЕТА
ЕДОЙ
А) Выбери слова – подсказки и разложи к картинкам.
Б) Подпиши картинки и расскажи, как надо мыть руки.
Слова - подсказки:
При обучении младших школьников с расстройствами аутистического
спектра,
правилам
и
нормам
социального
поведения,
таким
как
правилам
поведения в общественных местах, правилам
безопасного
поведения на
дороге при переходе улицы, правилам поведения за столом и т.д. в пособии
предусмотрено использование «социальных историй».
Например, тема: «Правила поведения за столом»
Задание 1. Послушай рассказ «Как вести себя за столом».
А)
Слушай
и
наклеивай
соответствующую
картинку-
подсказку
в
таблицу.
Б)
Слушай
и
наклеивай
соответствующую
картинку
–
подсказку
в
таблицу. Расскажи, как надо вести за столом.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Картинки – подсказки.
ОТКРОЮ
КРАН.
НАМЫЛЮ
РУКИ.
СМОЮ
МЫЛО.
ЗАКРОЮ
КРАН.
ВЫТРУ
РУКИ.
В пособии «Я в мире людей», предусмотрены задания на развитие
когнитивной сферы детей: памяти, внимания, восприятия.
Пример, по теме «Гигиена одежды и обуви»
задание 2. Найди два одинаковых предмета, раскрась их.
Как показывает практика, использование данного пособия
позволяет
сэкономить силы и время учителя при подготовке к уроку, помогает младшим
школьникам
с
расстройствами
аутистического
спектра,
осложненными
умственной
отсталостью
овладеть
первыми
шагами
самостоятельности
и
решения бытовых задач в повседневной жизни.
Литература:
1.
Мелешкевич
О.
Эрц
Ю.
Особые
дети.
Введение
в
прикладной
анализ
поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и струтегии
обучения
детей
с
расстройствами
аутистического
спектра
и
другими
особенностями развития. – Самара: Издательский Дом «Бахрам-М», 2017. -208.
2. Скрипкина Н. В., Насырова Т. Е. Взаимосвязь социально-бытовых навыков и
умственного развития детей дошкольного возраста с ранним детским
аутизмом // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 604-607.
3. Хаустов А.В., Загуменная О.В. Адаптация учебных заданий для детей с
расстройствами аутистического спектра //Аутизм и нарушения развития. 2016.
Т. 14. № 1. С. 27—37. doi:10.17759/autdd.2016140103
4. Хилько А.А. Преподавание социально – бытовой ориентировки в специаль-
ных коррекционных) образ. учреждениях VIII вида: Пособие для учителя (Се-
рия «Учителю коррекционной школы»).- ППб.: филиал издательства «Просве-
щ е н и е » , 2 0 0 6 .
–
2 2 3 с .