Автор: Вольхина Наталья Александровна Должность: преподаватель хорового и сольного пения Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств" Населённый пункт: г.Магадан Наименование материала: Статья Тема: Хоровое пение-это важно! Раздел: дополнительное образование
Хоровое исполнение музыки - исторически сложившаяся форма музицирования русского народа.
Пение сопровождало русских людей в течение всей их жизни. Можно говорить о хоровом пении
как российской национальной традиции. Хоровое пение - одно из самых доступных и
эффективных средств приобщения детей к музыке. Будучи по своей сути искусством активным,
оно очень близко природе детей, особенно младших школьников, стремящихся активно
действовать, творить. Благодаря эмоциональной увлекательности совместного музицирования,
хоровое пение способствует воспитанию интереса к музыке, потребности в ней.
При грамотной хоровой работе у детей с наибольшей силой происходит развитие музыкальных
способностей, певческого голоса, творческих качеств. Совместное хоровое музицирование создает
прекрасные возможности для нравственного и эстетического воспитания школьников, развития у
них трудолюбия, ответственности за общее дело, чувства правды, красоты.
Целью обучения хоровому пению считаю воспитание у детей первоначальных основ музыкально-
певческой культуры, развитие личности средствами хорового искусства и на этой основе создание
условий для формирования и развития интеллектуальных, творческих способностей.
Методы вокально-хорового воспитания детей многообразны и сложны, так как объединяют
познавательный процесс с практическим умением детей. Способы обучения и приёмы, с помощью
которых педагог даёт учащимся навыки и знания вокально-хорового образования являются
результатом многолетнего опыта. На протяжении всех лет обучения перед детьми ставятся одни и
те же задачи, только они постоянно усложняются и варьируются. Детские голоса необходимо
развивать очень постепенно и осторожно.
В основе программы,по которой происходит обучение хоровому пению в нашей школе
искусств, лежит многоуровневая обучающая программа В.В. Емельянова «Фонопедический метод
развития голоса» (далее ФМРГ).«Используя упражнения ФМРГ с самого начала работы с новым
детским коллективом, преподаватель существенно облегчает решение задачи интонационно –
ритмической грамотности учащихся, особенно тогда, когда для этого не отводится ни
специального урока, ни специального времени. Не смотря на кажущуюся однообразность
музыкального материала упражнений, в них заложено достаточное количество различных
интонационных и ритмических примеров, постоянное выполнение которых постепенно и
подсознательно вводит учащихся в музыкальную грамоту, и дисциплинирует их ритмическое и
интонационное поведение». (В.В.Емельянов).
Значение занятий искусством, музыкой, точнее пением очень конкретно и затрагивает три
важнейших для жизни человека сферы:
•
Здоровье
В процессе пения происходит естественная реабилитация состояния человека, восстановление его
работоспособности, что научно доказано и обосновано.
•
Интеллектуальное развитие
Благодаря воздействию на процесс формирования мышления стимулируется мыслительная
деятельность, развивается и укрепляется память.
•
Самоактуализация
Формируются метапотребности (отдаленные цели), которые организуют жизнь и вносят в ее
течение смысл, упорядоченность и духовную свободу.
Нельзя забывать, что оптимальный период для занятий искусством – детство, когда человек
открыт для диалога и восприятия информации. Занятия искусством – жизненная необходимость:
правое полушарие – “эмоциональный мозг” является основой для развития левого полушария –
“мозга рассудочного”. Только в этом случае происходит равномерное развитие обоих полушарий.
И только такое развитие создает полноценную и психически устойчивую личность.
Таким образом, обучение детей пению, приобщение их к прекрасному является мощным
средством их воспитания и развития.
Вокальное воспитание детей в настоящее время осуществляется главным образом через хоровое
и ансамблевое пение.
Важнейшей задачей воспитания духовной культуры ребенка является разработка и внедрение
творческой системы музыкально-эстетического образования. На протяжении всей истории
человечества музыка в содружестве искусства и науки занимала одно из основных мест в системе
формирования социально-ценностных, созидательных параметров личности. Именно музыка
способна наиболее отчетливо сближать различные виды искусства.
Настоящего физического здоровья и душевного равновесия достигает лишь тот, кто с детства
научился жить в гармонии с собой, с окружающей природой, научился управлять своим разумом,
способен реализовать свои физические и духовные способности
Во время занятий музыкой у детей исчезают комплексы, связанные с отсутствием
вокальной культуры, отсутствием развитого музыкального слуха и ритмичности. Хоровое пение -
одна из самых массовых форм музицирования.